Последнее обновление: 29.10.2014 в 13:52
Красная Застава
Информационный ресурс научно-коммунистической культуры
Поиск

Объявления

Каратэ коммунистам

Со второй недели сентября возобновляет свою работу секция каратэ из состава Армейского спортивного клуба «БУСИДО«. Тренеры этой секции — коммунисты, ставящие основной задачей не соревновательный уровень, а всестороннее развитие: спорт не как жизнь (как частенько бывает у профессионалов), а как инструмент для полноценной жизни. Мы авторы специфических методик преподавания, но не упускаем и основной сути [...]

Read More

Наши www-проекты

  • 37-я звездная
  • Археология Средней Азии
  • Красное ТВ
Архив рубрики "Три Пути"

Рабочий спорт — жертва «большой политики»

Опубликовал 7 Декабрь 2012 в рубрике Библиотека, Красная Идея, Три Пути. Комментарии: 5

Третья, заключительная статья из цикла статей на тему «Спорт и классовая борьба». Первую и вторую части вы можете прочесть, перейдя по соответствующим ссылкам.

Проблемами и трудностями рабочего спортивного движения 1930-х годов воспользовались представители прямо противоположного идейного лагеря. Наряду с террором по отношению к профсоюзам, левым партиям, другим рабочим организациям (в том числе и спортивным), фашисты прилагали усилия по «перевербовке» менее сознательных рабочих, применяя тактику присвоения символов и традиций рабочего движения. Широко известна цитата Гитлера о том, что он «многому научился у марксистов», «учился их методам» –  её часто используют для спекуляций на тему «схожести двух тоталитаризмов», подразумевая, что под «методами» имелось в виду насилие. На самом же деле Гитлер говорит о тех методах, которые рождены в условиях буржуазной демократии и политизации широких масс населения: «Рабочие спортивные союзы, заводские ячей­ки, массовые шествия, пропагандистские листовки, составленные в до­ступной для масс форме – все эти новые средства политической борьбы, в основном, берут своё начало у марксистов» [1]. Показательно, что в этом перечне рабочие спортивные союзы стоят на первом месте.

Но, позаимствовав внешнюю форму у своих идеологических противников, нацисты наполнили её прямо противоположным содержанием. Спорт им был нужен для пропаганды не классовой борьбы и интернационализма, а расового превосходства и социального партнёрства в рамках единой нации. Не для воспитания коллективизма и солидарности, а для селекции «избранных». Не для всестороннего развития личности, а для дрессировки нерассуждающих садомазохистов. Ещё одна цитата из фюрера: «Я хочу, чтобы моя молодёжь была жестокой и неустрашимой, склонной повелевать  и применять силу. Она должна мужественно переносить любую боль. Я буду воспитывать ее всеми возможными физическими упражнениями… Знание только испортит мою молодежь. Но учиться повелевать им надо непременно» [2]. Как показал в своём исследовании Мануэль Саркисянц, этот идеал воспитания «расы господ» первоначально сформировался в правящем слое Британской империи, а уже затем получил развитие у нацистов.

Последнее интервью Оскара Нимейера

Опубликовал 7 Декабрь 2012 в рубрике Красная Идея, Три Пути. Комментарии: Комментарии отключены
От редакции liva.com.ua: Он казался бессмертным – но однажды это должно было случиться. Оскар Нимейер, выдающийся архитектор, создатель города-столицы Бразилиа, который мыслился им как прообраз коммунистических городов будущего, один из основоположников современной архитектуры, скончался на 105 году жизни. Человек, который никогда не отказывался от своих политических взглядов – ни во время военной диктатуры, ни с началом девяностых, когда сдался его старый приятель, умирающий Жоржи Амаду. C 1992 по 1996 год Нимейер занимал пост председателя Коммунистической партии Бразилии, и в это же время, в возрасте 90 лет, он построил знаменитое здание Музея современного искусства в Нитерое. 

О нем писали: «архитектуру Нимейера отличает пластичность, выразительность и теплота. Он одним из первых увидел и реализовал художественные возможности монолитного железобетона». Нимейер доказал, что бетон может быть нежным, а человек может быть всю жизнь крепок в своих убеждениях, как бетон. Даже если эта долгая жизнь длилась более века. Последнее интервью Нимейера постсоветским журналистам ярко демонстрирует, каким был этот человек, до последних дней работавший, чтобы «изменить этот проклятый мир».

Забытая история «красного спорта»

Опубликовал 28 Ноябрь 2012 в рубрике Библиотека, Красная Идея, Три Пути. Комментарии: 2

Рабочее спортивное движение – одна из славных страниц истории, незаслуженно забытых большинством современных левых. Некоторое пробуждение интереса к этой теме, правда, было отмечено в левой прессе летом 2012 года, в связи с обсуждением и критикой лондонской Олимпиады. Бен Льюис, автор одной из статей в британской газете Weekly Worker, с сожалением пишет о том, что слишком многие левые отрицают спорт целиком, отождествляют его с той формой, которую он приобрёл при капитализме. При таком подходе игнорируется тот факт, что спорт, как и множество других социальных явлений, отражает соотношение классовых сил в обществе и может использоваться как правящим, так и угнетённым классом в своих интересах. Именно в конце XIX – начале ХХ века, когда буржуазия прилагает усилия по контролю за свободным временем и досугом трудящихся, рабочий класс даёт отпор этому наступлению и начинает создавать собственные независимые спортивные организации, в рамках общей борьбы за обновление общества и всестороннее развитие человека [1].

Рабочий спорт был основан на ценностях, прямо противоположных буржуазному. Вместо гонки за рекордами и жесточайшей конкуренции между «избранными», при превращении зрителей в пассивную, манипулируемую националистическими лозунгами, толпу, он был направлен на обеспечение доступного физического развития для всех и каждого, воспитание классовой солидарности и интернационализма.

Спорт и классовая борьба

Опубликовал 19 Ноябрь 2012 в рубрике Библиотека, Три Пути. Комментарии: 3

Американский боец и анархо-коммунист Джеффри Монсон в очередной раз порадовал своих почитателей, одержав 15 ноября победу над Александром Емельяненко на турнире по смешанным единоборствам в Петербурге. Монсон неоднократно заявлял о самых тёплых чувствах к нашей стране, и российские болельщики платят ему взаимностью.

Началось всё с инцидента годичной давности в спорткомплексе «Олимпийский» — там зрители освистали Владимира Путина, вышедшего поздравить победившего в поединке с Монсоном Фёдора Емельяненко, а пресс-служба Правительства РФ, неуклюже оправдываясь, заявила, что свист был адресован проигравшему Монсону. После этого тысячи российских болельщиков стали оставлять комментарии на странице Монсона в Facebook с выражениями поддержки и заверениями в том, что свист всё-таки был направлен против тогдашнего премьер-министра.

Ганс Лорбер. С матросами!

Опубликовал 31 Июль 2012 в рубрике Библиотека, Три Пути. Комментарии: 3
Революционные матросы в Вильгельмсхафене. 1918 г. Революционные матросы в Вильгельмсхафене. 1918 г.

Они появились вечером восьмого ноября тысяча девятьсот восемнадцатого года возле станции заводской железной дороги, стали раздавать листовки возвращавшимся со смены рабочим, посмеивались, переговаривались с парнями и девушками: мол, начинается заварушка, да еще какая, скоро увидите! Дошло это до хозяев, те быстренько кликнули коменданта — полковника с оружейного завода. Бравый вояка тотчас смекнул, чем пахнет дело, и без промедления послал отряд пожилых ополченцев, так называемых ландштурмистов, под командованием унтер-офицера пресечь нарушение закона и навести порядок. Унтер-офицеру было приказано всех матросов арестовать, а при попытке бегства стрелять без пощады.

И вот он с отрядом в двадцать человек отправился на станцию. Никто из рядовых не знал толком, что их там ждет; им было сказано лишь, что надо будет арестовать нескольких смутьянов. Между тем винтовки велели зарядить боевыми патронами. Значит, дело предстояло серьезное. Что это были за смутьяны? И вообще следовало еще разобраться: кто такой смутьян?

Томас Санкара: марксист из Верхней Вольты

Опубликовал 25 Май 2012 в рубрике Три Пути. Комментарии: 2
Томас Санкара, африканский марксист, Председатель Национального Совета Революции Буркина Фасо

Томас Санкара, африканский марксист, Председатель Национального Совета Революции Буркина Фасо

Возросший интерес к наследию Томаса Исидора Ноэля Санкары, председателя Национального совета революции африканской республики Буркина-Фасо в 1984 — 1987 годах, среди российских левых вряд ли случаен.  Антиимпериалистическое движение стран «Третьего мира», существенную роль в котором играли марксисты и коммунисты, требует критического переосмысления в ситуации кризиса однополярного глобального миропорядка. Тем более многие параллели уместны в сложившейся во многих странах политической ситуации, когда коммунистические партии не имеют значительного влияния среди всё более радикализирующихся народных масс, страдают сектантством или оппортунизмом.

Томаса Санкару часто называют «африканским Че Геварой». Думаю, не в меньшей степени его можно сравнить с Уго Чавесом. Потомственный военный, имеющий боевой опыт (проявил себя в ходе войны с Мали в 1974 году), Томас дослужился до звания капитана, руководил школой армейского спецназа, командовал, как и подполковник Чавес позднее, десантными подразделениями. И, как и Чавес, не желая быть «армейским сапогом», увлекался музыкой (играя гитаристом в джазовой группе), гонял на мотоцикле, активно интересовался политикой.

Идея личного самосовершенствования в русском нигилизме 1860-х годов

Опубликовал 23 Март 2012 в рубрике Три Пути. Комментарии: Комментарии отключены

Цель моего исследования – проследить механизмы формирования нигилизма как социокультурного явления, выявить характерные черты социальной психологии и коллективного сознания, свойственные её носителям, и объяснить их происхождение. При этом в понятие «социокультурный» входит общность мировоззрения, системы ценностей, социального статуса, бытового поведения. Анализ источников показал, что одной из определяющих черт нигилистической субкультуры была установка на воспитание «нового человека» согласно определённому, коллективно одобряемому, образцу. В связи с этим представляет интерес рассмотреть, какую роль играла в сознании нигилистов идея личного самосовершенствования и как она воплощалась на практике в их повседневной жизни.

Первый конгресс Коминтерна: лучше раньше, чем никогда!

Опубликовал 12 Март 2012 в рубрике Три Пути. Комментарии: 1

Коммунистический интернационал93 года назад, 4 марта 1919 года, в Москве был учрежден Третий (Коммунистический) интернационал — организация, сыгравшая в первой половине XX века ключевую роль в борьбе рабочего класса за своё освобождение от ига капитализма. Поднимая страницы истории тех лет, невольно удивляешься тому, насколько гений Владимира Ленина позволил ему увидеть тот ключевой момент, когда создание международной коммунистической организации имело максимальный эффект.

Начнём с того, что для создания Коминтерна не было готово ничего. «Циммервальдская левая» представляла собой небольшую группу противников мировой войны, представлявших лишь небольшие левые группы внутри своих партий. Ни кадров, ни организаций, ни массовой поддержки масс. Так, Соединённые Штаты на конгрессе представлял Борис Райнштейн — активист Социалистической рабочей партии Америки, приехавший в Европу для участия в Стокгольмской конференции Циммервальдского движения и оставшийся после революции в Советской России. Полномочий представлять СРПА на Конференции Коминтерна он не имел, однако являлся делегатом с правом решающего голоса. Швейцарка Леони Кашер лишь незадолго до конгресса иммигрировала в Россию и участие в Конгрессе приняла по личному настоянию Ленина. В дальнейшем активности в коммунистическом движении Швейцарии и мира не проявляла. Кан Сан Чжу, представлявший Дальний Восток, был управляющим делами в московском отделении корейского националистического общества «Кукминхве», и то, какую именно организацию он представлял на конгрессе, до сих пор неясно. Большинство собственно коммунистических партий, представленных на конгрессе, насчитывали с момента своего создания всего несколько месяцев (компартии Австрии и Венгрии были созданы в ноябре 1918 года, Германии и Польши — в декабре 1918, Финляндии — в августе 1918, Армении и Эстонии организационно ещё не выделились из РКП(б)). Политические позиции многих партий-участниц были крайне неустойчивы.

Таким образом, создатели Коминтерна решили запрячь телегу впереди лошади: сначала объявить о создании Международного союза компартий, а потом уже создавать сами компартии, бороться за их влияние в рабочей среде соответствующих стран. И эта тактика принесла успех. Коминтерну действительно удалось прийти на смену обанкротившемуся Второму интернационалу, запятнавшего себя национал-шовинистической политикой своих лидеров. Создание Коминтерна крайне обострило внутреннюю борьбу в социал-демократических партиях Европы и Америки, начало которой было положено Мировой войной, и вызвало в них ряд расколов. Часть из отколовшихся групп присоединились к местным коммунистическим партиям, другие вступили в Коминтерн как самостоятельные секции. Была отлажена политическая, организационная и финансовая стороны деятельности Третьего интернационала, мировое пролетарское движение отныне имело авангард, полностью отвечающий потребностям нового времени, времени борьбы с капитализмом в его империалистической стадии.

Информационный ресурс научно-коммунистической культуры
Перед вами сайт нарождающейся научно-коммунистической культуры (НКК).

В наше время все чаще звучат нотки неверия, когда речь заходит о построении коммунизма, но, если вам знакомо чувство острой несправедливости, творящейся вокруг, чувство, что все люди рождены для счастья и есть смысл бороться за него, если мир без горя и несправедливости — это и ваша мечта, значит — материалы этого сайта и для вас тоже.

Для продуктивного характера давание имеет совершенно иное значение. Давание — это высшее проявление силы. В каждом акте давания я осуществляю свою силу, свое богатство, свою власть. Такое переживание высокой жизнеспособности и силы наполняет меня радостью. Я чувствую себя уверенным, способным на большие затраты сил, полным жизни и потому радостным. Давать — более радостно, чем брать не потому, что это лишение, а потому, что в этом акте давания проявляется выражение моей жизнеспособности. — Э. Фромм

Twitter

Наш микроблог на Twitter