Последнее обновление: 29.10.2014 в 13:52
Красная Застава
Информационный ресурс научно-коммунистической культуры
Поиск

Объявления

Каратэ коммунистам

Со второй недели сентября возобновляет свою работу секция каратэ из состава Армейского спортивного клуба «БУСИДО«. Тренеры этой секции — коммунисты, ставящие основной задачей не соревновательный уровень, а всестороннее развитие: спорт не как жизнь (как частенько бывает у профессионалов), а как инструмент для полноценной жизни. Мы авторы специфических методик преподавания, но не упускаем и основной сути [...]

Read More

Наши www-проекты

  • 37-я звездная
  • Археология Средней Азии
  • Красное ТВ
19 Ноябрь 2012

Спорт и классовая борьба

Американский боец и анархо-коммунист Джеффри Монсон в очередной раз порадовал своих почитателей, одержав 15 ноября победу над Александром Емельяненко на турнире по смешанным единоборствам в Петербурге. Монсон неоднократно заявлял о самых тёплых чувствах к нашей стране, и российские болельщики платят ему взаимностью.

Началось всё с инцидента годичной давности в спорткомплексе «Олимпийский» — там зрители освистали Владимира Путина, вышедшего поздравить победившего в поединке с Монсоном Фёдора Емельяненко, а пресс-служба Правительства РФ, неуклюже оправдываясь, заявила, что свист был адресован проигравшему Монсону. После этого тысячи российских болельщиков стали оставлять комментарии на странице Монсона в Facebook с выражениями поддержки и заверениями в том, что свист всё-таки был направлен против тогдашнего премьер-министра.

Второй раз Монсон удивил зрителей в июне этого года — он вышел на ринг под гимн СССР со старыми, «советскими», словами, и весь зал встал, включая и слегка посмеивающегося, теперь уже президента, Путина. Теперь, когда Монсон приехал в Россию в третий раз, Владимир Владимирович уже не рискнул идти на турнир с его участием — а зря, ведь американский боец на этот раз вышел под звуки песни группы «Любэ» про батяню-комбата, объяснив это тем, что трактовал её как антивоенную.

Особые симпатии к Монсону проявляются в левой среде, и это неудивительно: приятно иметь «на своей стороне» человека весом 108 килограмм, каждый удар которого наглядно демонстрирует широкой аудитории торжество идей социальной революции. Монсон своим поведением, своими интервью и даже своим внешним видом (он покрыт многочисленными идейными татуировками, среди которых русские слова «свобода» и «солидарность») взламывает у массового зрителя сразу множество стереотипов. Внезапно оказывается, что далеко не все на Западе настроены против России, что американец, в отличие от российской «элиты», с уважением относится к нашим революционным традициям и даже к советскому прошлому — это, кстати, не так уж типично для западного левого, а уж тем более анархо-коммуниста, у которого может быть к большевикам немало претензий. Непривычна сама мысль о том, что боец супертяжёлого веса может быть не только куском накачанного мяса, но и интеллектуально развитым, общественно активным гражданином своей страны и сознательным представителем своего класса — рабочего класса (Джефф Монсон состоит в профсоюзе «Индустриальные рабочие мира» и принимает участие в акциях движения «Оккупируй Уолл-стрит»).

Действительно, левые должны быть очень благодарны Джеффу за то, что он предоставил им возможность связать в массовом сознании коммунистические идеи со спортом, который занимает в иерархии ценностей этого сознания довольно высокое место. Но, если присмотреться к ситуации повнимательнее, «феномен Монсона» скрывает под собой серьёзную проблему для современного левого движения. Популярность Монсона среди левых связана с его исключительностью — среди профессиональных спортсменов всего мира немного найдётся подобных ему. Но, даже если бы и нашлись, дело не в этом. Давайте честно, положа руку на сердце, спросим себя: кто на данный момент более эффективно использует спорт в своих политических интересах — мы или наши противники? Ответ очевиден.

Как показал Антонио Грамши, классовая борьба в обществе ведётся, в том числе, в форме борьбы за гегемонию, за влияние на умы людей. Правящий класс, составляя меньшинство общества, господствует над большинством не только благодаря принудительной силе государства, но и благодаря тому, что навязывает большинству такой образ мыслей и действий, который выгоден этому правящему классу. На рубеже XIX и ХХ веков, когда западный пролетариат своей упорной борьбой добился сокращения рабочего дня, начинает складываться «массовая культура», как новое оружие угнетателей для удержания своего господства над умами угнетённых в эпоху, когда церковь со своими задачами уже не справляется так хорошо, как раньше. Свободное время трудящихся, отвоёванное ими у буржуазии, капиталистическая система стремится контролировать таким образом, чтобы оно служило укреплению её могущества. И спорту как одному из составляющих массовой культуры в этом деле отведена исключительно важная роль.

Бывший чемпион мира по баскетболу из Югославии Любодраг Симонович пришёл к выводу, что спорт в современном капиталистическом обществе является «инструментом интеграции людей (прежде всего, рабочих) в существующий порядок». Он вытесняет классовую солидарность, заменяя её национальной, становится «поприщем столкновения мощнейших капиталистических корпораций и средством порабощения мира» [1]. Другой марксистский исследователь, австралиец Брайан Мартин, отмечает, что спорт пропагандирует важнейшую для капитализма идею конкуренции как «честной игры» с «равными возможностями», в которой победитель получает всё, а проигравший может винить только самого себя. Подобные идеи, пишет Мартин, очень удобны для тех, кто желает, чтобы рабочие и далее «бежали, словно белка в колесе» [2]. Мысль о том, что спорт занял место религии в качестве опиума народа, высказывается не только левыми публицистами, но и учёными-психологами [3]. Ну а о коммерциализации спорта и превращении его в отрасль шоу-бизнеса сегодня не говорит только ленивый. «Простые рабочие люди ничего не получат от Олимпиады, в то время как McDonalds и Coca-Cola получают миллионы долларов от рекламы на олимпийских мероприятиях» — такие слова звучали на акциях протеста, проводившихся в Лондоне во время открытия летних Олимпийских игр в этом году [4].

Особенно успешно используют спорт в своих интересах крайне правые движения. Как в России, так и на Западе националистические и неонацистские идеи прочно укоренились в среде футбольных фанатов, так называемом «околофутболе». Причины такого положения хорошо проанализированы, например, в статье Александра Тарасова  [5]. Но мне бы хотелось обратить внимание на другой момент — каким образом через спорт происходит вовлечение молодёжи в ряды националистов.

Показательным примером такого вовлечения являются широко распространившиеся по всей России «русские пробежки». Начинается всё вполне безобидно — с пропаганды здорового образа жизни и физического развития. Лозунги типа «Русские выбирают спорт» и «Русский значит трезвый» работают беспроигрышно. Основная аудитория — рабочая и учащаяся молодёжь из «спальных районов» и городских окраин. Жизнь этих парней и девчонок чаще всего уныла и беспросветна. Наркомания и алкоголизм — наиболее лёгкие и популярные способы бегства от удручающей реальности. Для тех, кто хочет вырваться из этого затягивающего болота, националисты со своими «русскими пробежками» показывают привлекательную альтернативу: у тебя есть шанс не спиться и не сторчаться — занимайся спортом вместе с нами. Сделав этот выбор, молодой человек получает столь недостающее ему чувство осмысленности своей жизни, внутреннего самоуважения и причастности к коллективу товарищей. И всё, наживка проглочена, дальше уже и клятвы славянским богам, и имперские флаги, и флаги с коловратом воспринимаются как необходимое приложение к хорошему (действительно хорошему!) делу.

В моём городе-миллионнике в «русских пробежках» участвует до тысячи человек, а в соответствующей группе ВКонтакте состоит шесть с лишним тысяч. Если собрать всю левую молодёжь нашего города, не наберётся и сотни. Вот о чём должны серьёзно думать подумать левые, а не ограничиваться вывешиванием в интернете демотиваторов с Джеффри Монсоном.

Правые пожинают плоды своего успеха там, где недорабатывают левые — это хорошо известная из истории истина. Националисты идут к тем людям, которые объективно заинтересованы в социальном переустройстве, и направляют их отчаяние и гнев по ложному пути. Они спекулируют на самых благородных чувствах подрастающего поколения — на жажде справедливости, на тяге к самосовершенствованию, на мечте о настоящем, большом деле, выходящем за пределы удовлетворения личных потребностей, на тоске по общности и братству. Отдать умы молодёжи и организацию её досуга, в том числе спортивного, на откуп националистам было бы с нашей стороны преступлением. Но это не значит, что левым нужно срочно устраивать «красные пробежки» вместо «русских» (такие инициативы есть в нескольких городах) и вообще делать «всё то же самое, что и правые, только с красными флагами». У нас должна быть своя продуманная концепция спорта как одного из инструментов борьбы рабочего класса за гегемонию. И здесь крайне полезно будет обратиться к историческому опыту. Об этом — во второй части статьи.

[1] http://ru.scribd.com/doc/490848
[2] http://liva.com.ua/antiolympic-reasons.html
[3] http://www.psychologytoday.com/blog/the-human-beast/200911/is-sport-religion
[4] http://top.rbc.ru/society/28/07/2012/662060.shtml
[5] http://scepsis.ru/library/id_2965.html

Михаил Волчков

Рабкор.ру




К записи "Спорт и классовая борьба" оставлено 3 коммент.

[…] рабочего спорта можно также прочесть в статьях Спорт и классовая борьба, Забытая история «красного спорта» и Рабочий спорт […]

[…] и поэтах. Для начала советую прочесть серию статей «Спорт и классовая борьба ([1], [2], [3]), опубликованных на нашем сайте. На первый […]

[…] и поэтах. Для начала советую прочесть серию статей «Спорт и классовая борьба ([1], [2], [3]), опубликованных на нашем сайте. На первый […]

Информационный ресурс научно-коммунистической культуры
Перед вами сайт нарождающейся научно-коммунистической культуры (НКК).

В наше время все чаще звучат нотки неверия, когда речь заходит о построении коммунизма, но, если вам знакомо чувство острой несправедливости, творящейся вокруг, чувство, что все люди рождены для счастья и есть смысл бороться за него, если мир без горя и несправедливости — это и ваша мечта, значит — материалы этого сайта и для вас тоже.

Вещественный, чувственно воспринимаемый мир, к которому принадлежим мы сами, есть единственный действительный мир… Наше сознание и мышление, каким бы сверхчувственным оно ни казалось, является продуктом вещественного, телесного органа, мозга. Материя не есть продукт духа, а дух сам есть лишь высший продукт материи. — Карл Маркс, Избранные произведения, т.1, стр. 329

Twitter

Наш микроблог на Twitter