Последнее обновление: 29.10.2014 в 13:52
Красная Застава
Информационный ресурс научно-коммунистической культуры
Поиск

Объявления

Каратэ коммунистам

Со второй недели сентября возобновляет свою работу секция каратэ из состава Армейского спортивного клуба «БУСИДО«. Тренеры этой секции — коммунисты, ставящие основной задачей не соревновательный уровень, а всестороннее развитие: спорт не как жизнь (как частенько бывает у профессионалов), а как инструмент для полноценной жизни. Мы авторы специфических методик преподавания, но не упускаем и основной сути [...]

Read More

Наши www-проекты

  • 37-я звездная
  • Археология Средней Азии
  • Красное ТВ
23 Ноябрь 2013

Прообраз НКК. Калинкины Советы

Дети из СССР. ОтдыхПеребирая как-то раз пыльные коробки с книгами, мы с братом наткнулись на книжку Саиды Сахаровой, которую в детстве много раз перечитывали. Называется она «Чудеса в решете». Оказывается, её герои появились ещё в журнале «Пионер» 1970х годов. Есть и предыстория серии, «Академия домашних волшебников». Я скачал всю серию из интернета и решил перечитать, благо детские книги небольшие. Вспомнить свои давние мысли и чувства; подумать, почему мы, имея дома такие книги («Калинкина школа» и пионерский «Товарищ»), не стали в детстве такими, как герои этих книг. И самое главное — оценить прочитанное с точки зрения НКК.
Прочитать или скачать можно тут:
1. Академия домашних волшебников
2. Чудеса в решете

Мы отлично знаем, что
Мир наполнен чудесами,
Только эти чудеса
Люди могут сделать сами!

Старая пластинка «Старик Хоттабыч»

В самом начале «Академии» дети мечтают о волшебной лампе и джинне. И, как в любой сказке, чудеса тут же начинаются. А во второй книге уже нет волшебников — герои первой части уже сами выступают вместо них, создавая для младших товарищей чудеса жизни. И вторая книга оттого становится гораздо сильнее.

— Зачем вам лампа Аладдина и джинны, когда у всех вас вместе шесть рук — шесть могучих джиннов? Чего не могут руки человеческие? Всё могут!

И Волька Костыльков из старой аудиопостановки «Хоттабыча» так же восторгался людьми:

— Честное пионерское! Люди всё могут. Они и дома высотные построили, и метро под землёй провели!

Чудеса — только своими руками

Это и для нас главный принцип — верить в человека, в его разум и его руки, один из составляющих Красную идею. Когда я взрослый прочитал это в детской книге, я уже начал воспринимать её по-другому, не просто как «одну из», а как возможную иллюстрацию Школы НКК. Даже задачи у нас одинаковые: мотивация, самоконтроль, самоорганизация, коллективизм. И цель: новый образ жизни. Но возможно и так, что я просто видел то, что хотел видеть. Поэтому рассчитываю на отзывы товарищей. :)

Волшебница Калинка говорит с детьми о многом: даёт полезные советы для быта, мотивирует учеников своей Академии не пропускать жизнь мимо себя, помогает бороться с ленью, эгоизмом, отрешённостью.

— Если бы я не появилась, тогда за вас с Мариной взялись бы мама, и папа, и бабушка. Мало ли домов, где я появлялась, не снимая шапочки-невидимки, да так, не сняв ее, улетала. С одного взгляда видно — ничем не поможешь человеку, который только и мечтает полеживать на диване, смотреть фигурное катание, а я чтобы все за него делала. «Если бы» быть не могло. Ведь я есть!

Кажется, что это неверие в человека, будто на нём ставят крест. Но: не поможешь человеку, который мечтает только полёживать на диване. Всё верно! Если у человека ничего не тянет вперёд и вверх, то он зачастую верит, что ему ничего от жизни не нужно. Его всё устраивает, даже если ситуация в жизни аховая. Это фатализм, отчуждённость от самого себя. Мы верим в людей, но не так, как веруют в богов и судьбу. В человеке светит солнце, только если он сам верит в себя.

Калинка и Хоттабыч здесь и вправду не помогут. Это наше дело, дело всей НКК, помогать таким людям. Мы будем жить и работать так, чтобы нас увидели те самые обыватели с дивана, и узнали, что можно жить по-другому. Не терпеть лишения, а бороться с ними. Ведь и НКК появилась закономерно, как «новые люди» времён Чернышевского. Идея витает в воздухе, возникая из людских потребностей: найти единомышленников, изменить жизнь к лучшему, расти над собой. «Если бы» быть не могло.

Каждый день приближать лучшее будущее

В начале второй книги видно, насколько выросла над собой девочка Лёка из «Академии», как она приблизилась к человеку НКК — она помнит о развитии тела, разума и чувств, умело распределяет время, расставляет по порядку цели, не забывая об удобстве, о том, что жить и трудиться нужно прямо здесь и сейчас, не ожидая ударов судьбы и знаков свыше. Создавать в себе и вокруг себя живую жизнь.

Лёке нравилось всё делать с интересом и превосходно. Это в тысячу раз приятнее, чем тяп-ляп, спустя рукава. Учиться в школе интересно: каждый день узнаёшь новое, чуть-чуть становишься взрослее и умнее — значит, и настроение всегда бодрое. Платье своими руками, аккуратно сошьёшь — носишь с гордостью. А вкусный обед приготовить разве не интересно? А участвовать в редколлегии школьной газеты? Газета про всю школьную жизнь рассказывает…

Вспоминаю, как первый раз прочитал этот фрагмент. Жизнь, переданная в них, окрыляла. Хотелось лететь, мчаться вперёд, сделать всё возможное, чтобы приблизиться к этому идеалу. Он не казался недостижимым, в отличие от фантастических образов далёкого будущего. Можно было двигаться к нему шаг за шагом. Но мне не хватало тогда целеустремлённости. Даже сейчас я вижу за собой дела, отложенные «до лучших времён».

Вторая часть нашей Красной идеи — это живая жизнь. За неё нужно бороться каждый день. Лёка всё делает правильно: пока есть силы, она посвящает себя всю тому делу, которое приносит пользу людям: близнецам Саше и Маше, родителям, друзьям, учителям и одноклассникам, и себе тоже. Лёка в свои 14 лет мечтает стать воспитателем в детском саду. Горько становится, когда вспоминаешь время действия повести: ведь взрослая жизнь этой девочки придётся на перестройку и распад Советской страны. Верю, что она выдержит, пройдёт и не сломается, не зачерствеет, не забудет саму себя.

С чего начинается школа

Дети из СССР. ТрудКалинкина школа действует по принципу материализма — бытие определяет сознание. Она начиналась не с разговоров о мечте, просмотра кино или чтения книги. Стоило всего лишь показать детям на примерах, что можно жить по-другому, делать чудеса своими руками, и они не захотели дальше жить по-старому. «Академия» началась с того, что лучше всего показывает переход к новой жизни. На заре Советской власти это был субботник. А в доме это всегда уборка. Причём самостоятельная. Вполне подходящая для первого индивидуального дела, она настроит молодого курсанта на работу по Школе, мобилизует на борьбу с некоммунистическим в себе — ленью, эгоизмом, безразличием.

— Конечно, плохо, когда дом похож на сарай, но не лучше чрезмерно наутюженный дом. В таком доме человек находится при своих полах, стульях, шкафах неким сторожем-уборщиком. Нет, в такие дома я не хожу, там не знаешь, куда сесть.

А это знаете что? Тот самый принцип лезвия бритвы, который нам так нравится у Ивана Ефремова. Золотая середина как тонкая грань. Когда я вижу вокруг себя необустроенность, она передаётся мне и проявляется в делах, мыслях, словах. Чтобы этого не было, разруху надо убирать не только в головах, но и в клозетах. Менять образ жизни. И это работает: сначала меня упрекали в том, что мне «больше всех надо», а теперь стараются помогать. Значит, так же надо действовать и в других делах. Наводя порядок в доме, а потом и в остальной жизни, человек создаёт вокруг себя новую атмосферу. Вспоминаю опыт товарищей, которые пришли к другим товарищам в гости и полдня вычищали грязь, которой зарос дом. Запущенность в быту — это не мелочь, а показатель жизни, её мотивации.

Гармонично растущие

Образ жизни, который пропагандирует Сахарова — жизнь гармоничных, всесторонне развитых советских детей. То есть физическое (спорт и физкультура), интеллектуальное (школьная учёба и кружки) и эмоциональное (сказки, спектакли) развитие. В некоторых местах тянет истолковать не по-нашему: например, когда идёт разговор о секциях, можно его понять как «выбери в жизни пару-тройку направлений, а в остальное не суйся, всё равно не успеешь». Но это совсем не должно быть так.

— Ты, Лёка, умеешь замечательно плавать. В теннис всех переигрываешь. На коньках и лыжах катаешься. А почему ты не яхтсмен и не парашютистка? — спросила Маша.
— А почему ты не летаешь на самолете? — спросил Саша.
— Я выбрала теннис. Мне он нравится больше всего. Не стоит заниматься всем сразу. Не получится… все успеть нельзя. Да и не может быть, чтобы всего одинаково хотелось. Подумаете и выберете…

А вот и может! Просто нужно научиться разделять жизнь с товарищами. Когда в одной компании есть и теннисист, и яхтсмен, и пловец, и лётчик, и у каждого есть своя страсть в жизни — даже просто рассказывая друг другу, можно почувствовать новое дело! Мы в НКК учимся этому, когда пишем атмосферные письма. А потом, можно и нужно впускать друг друга в свои увлечения. Мастер-классы, ознакомительные занятия, походы, рассказы. Сегодня всех везём в аэроклуб, а завтра на концерт во дворец культуры. Главное, быть вместе! А если каждый поодиночке захочет всего и сразу, то и правда ничего путного не выйдет — куда-то пропадут время и силы, захочется бросить то одно, то другое, а потом ещё и появится зависть к товарищам, у которых получилось больше и лучше.

Методики НКК в советской детской книге

Часть методик НКК в книгах Сахаровой применяется и советуется. Разумеется, за вычетом терминологии (совершенно там излишней). Но герои книги однозначно идут по 3 пути (советская субкультура домашних волшебников :) ). У них есть круг друзей (скорее всего, и единомышленников), и круг сочувствующих, помогающий в общем деле (например, покраска школьного забора). Вера в человека есть, живая жизнь есть — это им передала Калинка. Осталось добавить пионерские дела, то есть коммунистические, и получится прототип НКК. :D

Растождествление:

— Покрутитесь каждый на пятке. В одну сторону и другую. Раз, два, три! Мир и тишина.
…А ссору погасить просто. Не выяснять, кто прав, кто виноват, а подумать про что-то другое или попрыгать, пробежаться или вот так покрутиться на пятке.

Релаксация:

Из распорядка дня: Посиди спокойно минут 8—10 с закрытыми глазами. Вспомни, как прошли занятия в школе. Подумай о продолжении дня.

Аутотренинг:

Пять минут Лёка лежит в постели и думает о начинающемся дне. Проверяет его план. Что сделать? Что не забыть? Даёт сама себе приказ: «Я здорова, хорошо себя чувствую. Всё, что наметила, успею. Буду спокойна, выдержанна. Всё буду делать быстро, легко и ловко».

Рефлексия:

Прочитал Алёша записку, сел на балконный стул и словно прирос к нему — хочет встать и не может. Так сорок восемь минут и просидел. Сидел, слушал, думал — что ещё ему оставалось делать?
На сорок пятой минуте Алёша понял, что шум — это катастрофа для человека, особенно если ему в это время надо сосредоточиться и обдумать какое-то важное решение…
С большим трудом Алёша наконец сосредоточился и сам себе дал твёрдое слово никогда не шуметь и другим объяснять, что шуметь нельзя. И сразу стул его отпустил, и он смог встать.

Главная ошибка и главная победа

К сожалению, «Калинкины книги» не все поняли. Когда я смотрел на отзывы в Интернете, мне было грустно оттого, что многие читатели увидели только пособие для домохозяек. Книгопродавцы тоже рекламируют Калинку как советчицу для девушек-хозяюшек. Но ведь книги совсем не об этом! Она не про то, как девочки строят уютное гнёздышко для семьи и друзей! Она про маленьких людей, которые на глазах взрослеют и сами строят полноценную, живую, насыщенную, новую жизнь. И нового человека.

Почему так получилось? Наверное, ошибка была в том, что героев-мальчиков действительно было мало в первой книге. Всего один главный герой, остальные второстепенные. От этого сюжет съезжал набок, и получалось, что домашнее хозяйство чуть ли не прерогатива девушек. Может быть, Сахарова опоздала: в середине 1980х годов уже началась переоценка ценностей, и о строительстве общества новых людей уже мало кто думал.

Сейчас просто нет советского общества, о котором писалась «Калинкина школа». И она окончательно стала книгой по домоводству. Мне кажется, что именно буржуазная культура сделала её такой. Она поглотила всё, что досталось ей из советской эпохи, переварила и отрыгнула кость. В новых изданиях часть текста просто вырезали, а часть добавили «от себя»: появились модные молодёжные словечки, резкость, даже высокомерие

Значит, будем сами писать продолжение. Только не в виде книги, а вживую. Люди спросят: а для кого всё это, если теперь человек человеку волк? Да для себя, для любимых, для товарищей, единомышленников, для строительства нового общества. Это ведь наша общая цель в НКК.




Комментирование закрыто.

Информационный ресурс научно-коммунистической культуры
Перед вами сайт нарождающейся научно-коммунистической культуры (НКК).

В наше время все чаще звучат нотки неверия, когда речь заходит о построении коммунизма, но, если вам знакомо чувство острой несправедливости, творящейся вокруг, чувство, что все люди рождены для счастья и есть смысл бороться за него, если мир без горя и несправедливости — это и ваша мечта, значит — материалы этого сайта и для вас тоже.

Материалистическое мировоззрение означает просто понимание природы таковой, какова она есть, без всяких посторонних прибавлений. — Фридрих Энгельс, «К. Маркс и Ф. Энгельс», т.XIV, стр. 651

Twitter

Наш микроблог на Twitter