Последнее обновление: 29.10.2014 в 13:52
Красная Застава
Информационный ресурс научно-коммунистической культуры
Поиск

Объявления

Куликово поле. Фильм о настоящей науке

Дорогие друзья! Мы принимаем участие в создании документального фильма об археологических раскопках и исследованиях на Куликовом поле. Это будет фильм об истории, настоящей науке и славных людях которые ее творят. Мы будем очень признательны, если вы сможете сделать свой вклад в этот проект. А с нас приятные сувениры и не только) Это уникальная возможность внести свой вклад в [...]

Read More

Наши www-проекты

  • 37-я звездная
  • Археология Средней Азии
  • Красное ТВ
15 Август 2012

Сестры

На днях совершенно случайно увидела фильм Сергея Бодрова (младшего) «Сестры». Вообще у меня есть некоторое предубеждение по отношению к современному российскому кинематографу, который рождает мало чего ценного, но эта вещь зацепила.
Сюжет фильма до невозможности прост, я бы даже сказала — примитивен. Но не в сюжетной линии вся соль, а в том, что создателям фильма удалось отразить главное в том времени, в котором происходит действие фильма, и в людях того времени.

Сюжет, как уже сказала, прост: одни бандиты охотятся за восьмилетней дочкой другого бандита с целью ее дальнейшего похищения. Этот бандит прячет свою дочку и ее сводную сестру на чужой квартире, но убежище оказывается ненадежным и девчонки сбегают из него и уезжают из Москвы в область. Отсюда начинаются приключения девчонок, которые никогда не знали нужды. Они сталкиваются с тем, что у них заканчиваются деньги, им негде ночевать, родственники отказались пускать их к себе, они вынуждены побираться и скитаться. На каждом шагу их подстерегают опасности. Вот в общем-то и весь сюжет.
Примечательно не это. Примечательны образы героев, так сказать, героев нашего времени — Светы и Дины. Света 1987 года рождения, Дина 1991 года рождения.
Обе совершенно разные. Света серьезна, задумчива, немногословна. Сильный характер, сильная личность. Сразу бросилось в глаза, что героиня внешне очень похожа на Алису Селезневу. Видимо, поэтому на протяжении всего просмотра фильма не покидало ощущение того, что гостья из будущего ошиблась, попала не в то будущее и пыталась найти из него выход.
Запомнилась сцена, где Свету спрашивает ее приятель, кем она хочет стать. После некоторого раздумья она ответила, что не знает. Но она точно не мечтает стать менеджером или манекенщицей, потому что выше этой пошлости, навязанной веянием эпохи, в которую она живет. Ее натура жаждет подвигов и героизма, только время не дает раскрыться этому потенциалу, потому что герои не нужны, скорее уж нужны бандиты или пушечное мясо.
Света хорошо стреляет, дает фору в этом деле даже многим бандитам. Говорит, что как вырастет — завербуется в Чечню снайпером. Однажды на улице, где Света торговала напитками, остановились дорогие иномарки. Из них вышли братки и отправились пострелять в тир. Света приносит им напитки и просит, чтобы они разрешили ей пострелять. Братки снисходительно на нее посмотрели и разрешили пострелять по мишеням, после чего стояли с отвисшими от изумления челюстями, наблюдая, с какой уверенностью и ловкостью Света стреляет по цели. Главный среди них (тот, которого играл Бодров-младший), был поражен способностями Светы. Спросил, не обижает ли ее кто, и пригласил к себе в телохранители. Вот такой трогательный, благородный и просто привлекательный образ бандита. Сначала я подумала, что это популяризация образа бандита и меня это покоробило, поскольку это пошло и примитивно. Но тут, как выяснилось после размышлений над фильмом, все гораздо глубже. Создатель фильма здесь правдиво показал новую Россию 90-х годов. Новой эпохе не нужны были созидающие герои. Тон культуре, особенно так называемой «массовой культуре», общественным идеалам задает правящий класс. Поскольку власть оказалась у вороватых и криминальных элементов, то не стоит удивляться тому, что на телеэкранах превозносится образ «братка», идеалы воровского мира. Была ли альтернатива у поколения, которое формировалось психологически в 90-х? Была: если нет особых перспектив, прозябать на каком-нибудь заводе и бухать по вечерам, быть обреченным на беспросветность, и лишь мечтать о красивой полной достатка жизни (после просмотров популярных тогда сериалов), либо идти к этой красивой жизни самым коротким, но полным опасностей, риска путем, то есть стать бандитом. Конечно, был и третий путь — путь созидания, приближения лучшего будущего, но это уж больно тернистый и трудный путь, который не дает быстрых, осязаемых результатов. Ищущие приключений, авантюр, жаждающие подвигов ребята не могли найти себе применения в более полезных для общества делах и шли в бандитскую среду.
В итоге Света все преодолела, спасла свою младшую сестру, даже подружилась с ней. После всей этой передряги продолжила ходить в тир, готовиться к Чечне или к работе телохранителем. Она сама еще точно не знает. Алиса Селезнева, прилетевшая в «прекрасное далеко», не знает, чем заняться в этом «прекрасном далеке», это производит жутковатое впечатление. Поскольку кругом опасно и неспокойно, она берет оружие, оттачивает свое мастерство и чего-то ждет.
Я не знаю, сознательно ли режиссер выстраивал то, что мне удалось увидеть в этом фильме. Даже если это он сделал не специально, ему удалось интуитивно уловить главное, основную соль эпохи.
Последнее советское поколение — люди, рожденные во второй половине восьмидесятых. Мы наполовину советские, наполовину продукты новой России. Когда нам было по 13 лет, мы в большинстве своем еще не знали, чего мы хотим, но мы тогда мечтали о чем-то необыкновенном. Большинство из нас до сих пор так и не знают, чего хотят, многие недовольны тем, что вокруг нас происходит. Мы все чего-то ждем, чего-то хорошего и необыкновенного, подспудно думая, что все хорошее придет как-нибудь само или малыми жертвами. При всем при этом в нас сокрыт огромный потенциал, мы умеем драться, мы можем стоять или идти до конца. Мы все-таки не потерянное поколение, несмотря на то безвременье, в котором мы формировались, взрослели. Мы выпираем на фоне этого безвременья, диссонируем с ним. Сейчас Россия на пороге испытаний. Так уж совпало, что наше поколение представляет собой наиболее работоспособную часть общества, движущую его силу, оно переживает период своего наивысшего расцвета во всем: в труде, творчестве, дружбе, любви, созидании. У нас еще хорошее образование и воспитание, широкий кругозор, неограниченный узкими рамками компьютера или айфона. Конечно, мы уступаем по этим показателям нашим предшественникам, но в сравнении с теми, кто родился с середины 90-х и в нулевые годы, наше поколение на голову выше. Либо мы сообща сделаем жизнь лучше и сумеем передать новым поколениям свой небольшой, но очень ценный багаж знаний и опыта, либо будет варварство.




К записи "Сестры" есть 1 комментарий

Инферно как оно есть.
Пользуясь случаем, хочу сказать, что слово «айфон» — слово-паразит, к тому же ещё и скрытая реклама, как «ксерокс» или «памперс». Поэтому оно меня корёжит. В разговорах-то ладно, а в статьях от него надо избавляться, жечь калёным железом.

Информационный ресурс научно-коммунистической культуры
Перед вами сайт нарождающейся научно-коммунистической культуры (НКК).

В наше время все чаще звучат нотки неверия, когда речь заходит о построении коммунизма, но, если вам знакомо чувство острой несправедливости, творящейся вокруг, чувство, что все люди рождены для счастья и есть смысл бороться за него, если мир без горя и несправедливости — это и ваша мечта, значит — материалы этого сайта и для вас тоже.

Для продуктивного характера давание имеет совершенно иное значение. Давание — это высшее проявление силы. В каждом акте давания я осуществляю свою силу, свое богатство, свою власть. Такое переживание высокой жизнеспособности и силы наполняет меня радостью. Я чувствую себя уверенным, способным на большие затраты сил, полным жизни и потому радостным. Давать — более радостно, чем брать не потому, что это лишение, а потому, что в этом акте давания проявляется выражение моей жизнеспособности. — Э. Фромм

Twitter

Наш микроблог на Twitter