Последнее обновление: 29.10.2014 в 13:52
Красная Застава
Информационный ресурс научно-коммунистической культуры
Поиск

Объявления

Каратэ коммунистам

Со второй недели сентября возобновляет свою работу секция каратэ из состава Армейского спортивного клуба «БУСИДО«. Тренеры этой секции — коммунисты, ставящие основной задачей не соревновательный уровень, а всестороннее развитие: спорт не как жизнь (как частенько бывает у профессионалов), а как инструмент для полноценной жизни. Мы авторы специфических методик преподавания, но не упускаем и основной сути [...]

Read More

Наши www-проекты

  • 37-я звездная
  • Археология Средней Азии
  • Красное ТВ
11 Апрель 2013

Образ будущего. Мотивация личная и коллективная

В своих размышлениях наш товарищ Яна Завацкая снова поднимает один из важнейших вопросов строительства социализма и коммунизма — вопрос мотивации. Описанная ситуация складывалась не только в системе образования, но и в труде, в науке и культуре, военной службе и даже бытовых отношениях людей. Наверное, каждый хоть раз слышал от кого-то из родственников: «Будешь плохо учиться, станешь дворником»…

Может быть, наиболее значительный результат существования СССР — это гигантская масса людей, получивших образование. Даже более значительное образование, чем требовали условия производства. От страны, где большинство населения было неграмотно — к стране с почти поголовной грамотностью и гигантским числом людей, закончивших вузы. Это вовсе не само собой разумеется и не само собой получается, в мире полно стран, где ничего подобного не "случилось", несмотря даже на индустриальное развитие.

Само по себе это очень хорошо, очень позитивно. Но преломления этого факта в общественной психологии получились очень различными. И виновато в этом не образование.

Дело в том, что никуда в СССР не делась концепция личного успеха. Возможно, об этом просто не задумывались — было не до того, а уж во время наступления ревизионизма эта концепция расцвела пышным цветом. Тут можно много порассуждать о прославлении героев труда, стахановском движении, вообще выдвижении особо выдающихся единиц, о том, какую это играло роль и это ли преломилось в дальнейшем в обычную буржуазную идею личного преуспевания (уже в 60-е годы)… Одним словом, эта идея существовала, официальной пропагандой не отвергалась и не опровергалась, за исключением отдельных слабых голосов. Так же, как в любом буржуазном государстве основой жизни любого человека была личная конкуренция с другими, занятие определенного места в иерархиях. Разве что немного смягченная общественной солидарностью.

Но в чем конкурировать? Возможности конкуренции на экономическом поле были убраны (и на мой взгляд, слава богу КПСС). Свои личные амбиции можно было демонстрировать разве что только в потреблении, но и то умеренно: ну построишь ты две дачи, купишь "Волгу" и мотоцикл, гарнитур из Чехословакии — скромно, размаху нет! К тому же пыль в глаза мало кому можно пустить, большинство соседей скорее коситься будут (от зависти, конечно), то есть свою роль богатство как-то не отыгрывает, почета нету богатому человеку, уважения! На эту тему еще в "Золотом теленке" все сказано.
А уж приобретать и приумножать за счет чужого труда капитал — и вовсе было дело уголовное. Меня, обломок из старого мира, и сейчас еще удивляют откровенные высеры буржуазии в интернете и СМИ: ведь уголовники же, еще четверть века назад их деятельность считали аморальной!

А за счет чего тогда приобретать личный успех? И этот успех стал мериться одним критерием: уровнем образования.
Да, советская школа была единой. Но однако и там к концу возникало негласное разделение на успешных счастливчиков, которые пойдут в вузы, и горемык, которым предстоит ПТУ.
Казалось бы — да почему же?! Советские рабочие зарабатывали зачастую куда больше инженеров и учителей; можно было выбрать специальность по душе (моя знакомая закончила ПТУ как художник-оформитель и была совершенно счастлива в своей профессии, заодно писала картины для души), а можно — чтобы побольше заколачивать, никаких проблем! Все пути открыты. Социальные возможности рабочих также были выше — и в получении квартир, и в собственных поликлиниках. столовых, детских лагерях, садиках. Монотонный тяжелый труд? Да полноте, можно было выбрать что-то и поинтереснее, чем конвейер, а в то же время разве не тяжел труд врача "Скорой помощи" или участковой педиатрицы, обегивающей микрорайон? Наконец, многие люди — просто не интеллектуалы, им тяжело учиться, для них одолеть вузовский курс — ад адский, куда проще работать руками.
Но нет. Рвались в ВУЗы. Честолюбивые мамаши с первого класса пугали детей, что вот не поступишь никуда, будешь дворником. Порой так и хотелось ответить: "миллионы людей живут без высшего образования — и что? Все они в дерьме? Все они именно дворники? Да и что плохого в труде дворника?"
К 8-10му классу ажиотаж достигал высшей точки. Запихать сына или дочку обязательно в вуз! Использовать все связи, все возможности! Нанять репетитора (тогда это было не так естественно, как сейчас). Не хочет?! Что за глупости! Должен! Мы для чего его/ее растили, кормили 18 лет?!

…Странно как-то получилось. Дали широким массам доступ к образованию. Часть этих масс образование получила — и тут же сочла себя барами и принялась унижать нормальных, простых людей, может быть, куда больших мастеров своего дела, куда трудолюбивее и умнее, чем все эти бесчисленные инженеры в НИИ, Марьванны в школах, журналисты в газетках… А уж "высшая интеллигенция" — вузовские преподаватели, люди искусства — и вовсе как небожители держались.

В стране рабочего класса именно рабочий класс оказался унижен. Нет, материально он имел преимущества — но был унижен морально, быть рабочим — значит быть неудачником, "несмогшим", не достигшим тех высот, что отличница Катенька и блатной сынок Андрюша. И это при том, что официальная пропаганда вполне себе образ рабочего поддерживала, фильмы правильные снимала и так далее — да только кто делал эту официальную пропаганду? Отнюдь не неудачники.
Парадоксально, но факт. Из материальных факторов важен все-таки не только и не столько личный достаток, сколько — отношение к власти, ощущение власти и собственного влияния. А этого у интеллигенции было больше, чем у рабочих.

Что же удивляться, что именно эта прослойка ощутила себя крайне несправедливо обиженной? "Все знают", что они, образованные люди — пуп земли, что они победители, они добились. Но при этом они получают меньше, чем "слесари васи", имеют меньше житейских благ — за что?! Их уважают, да, но ведь уважение на хлеб не намажешь. "У нас с вами самые важные профессии" — говорит учительница, героиня Эльдара Рязанова, врачу, тот отвечает: "Судя по зарплате, нет". И вся страна рукоплещет. Ведь все так и есть! Все так и думают! Да, профессии "самые важные" (а почему? Разве труд крестьянина важен хоть чуточку менее?!) — а зарплата низкая. Безобразие!

Конечно, труд врачей и учителей не стал оплачиваться выше. Но отчего-то и теперь они не прозрели. Бывшая учительница вкалывает на рынке почти без выходных, на тяжелой работе, за гроши — но ругает Сталина. Сталин виноват, понимаете, а сейчас все нормально, чо.

Сложно сказать, какие из этого могут быть выводы. Для меня вывод один — концепция личного успеха порочна сама по себе. Да, я знаю, есть люди, не могущие жить вне конкуренции. Но я знаю и то, что таких людей — меньшинство. Их можно перевоспитать, им можно предоставить безопасную нишу. И разве эта концепция — именно должна быть характерна для надстройки социализма? Психология рабочего класса предполагает все-таки именно коллективное действие, коллективный успех. Интерес к делу, а не к личному преуспеянию.
В следующий раз это нельзя будет упускать из виду.

Мой комментарий. Полностью соглашусь с тем, что сама концепция личного успеха губительна во всех сферах нашей жизни. Человек — существо общественное. А эгоцентризм порождает общество одиночек, так характерное для современной России и многих других стран. Люди ведут себя в таком обществе по законам стаи. На бытовом уровне возникают постоянные конфликты, потому что эгоист не будет считаться с интересами членов семьи, соседей, будет «тянуть одеяло на себя», часто неосознанно. На уровне коллектива появляется деление на лидеров, изгоев и середняков. Люди, вступившие на путь классовой борьбы ради личного самоутверждения, не способны объединять людей вокруг себя — только отталкивать, очерняя тем самым не только себя, но и общее дело.

Я сам, набирая эти строки, прекрасно осознаю, что и сам являюсь во многом эгоцентричным человеком. На примере своих ошибок, проступков я понял, насколько важно подавить в себе это звериное начало — желание отхватить себе кусок (материальных благ, положительных эмоций, положения в обществе — неважно) за чей угодно счёт, при этом не вмешиваясь в проблемы других людей. Именно от этого эгоизма идёт деление на «своё» и «чужое», когда «чужие люди» воспринимаются в лучшем случае как раздражитель, в худшем же — как враг, препятствие на пути к цели. Это — полностью буржуазное мировоззрение, когда ради личной выгоды человек может продать, предать, пройти по головам и по трупам. Разделяй и властвуй — вот его девиз.

Наш девиз — в каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить! Строительство социализма, как целенаправленное движение к светлому коммунистическому будущему, не мыслится нами без перевоспитания людей. Нужно воспитывать в себе и в остальных людях тот самый интерес к общему делу, а не к личному преуспеванию. Чтобы вместо «моё» мы говорили «НАШЕ», чтобы человеку было неловко в тот миг, когда он говорит или думает только о себе. Необходим новый ликбез — воспитание нового человека для всех возрастов.

И мы, коммунисты, вооружённые знанием, можем создать условия для этого перевоспитания.

В настоящее время эту работу на личном примере проводят строители Научно-коммунистической культуры (НКК). Все мы здесь и сейчас ведём борьбу с пороками друг друга. Для этого составляется МСЛ — мотивационная структура личности — причём обязательно в кругу товарищей. Выявляются главные недостатки каждого, и после этого человек получает Дело — задание коллектива, при выполнении которого происходит «исправление» МСЛ — развитие коллективной мотивации и подавление мотивации эгоистической.

В будущем, после победы социализма, в Советской России будут созданы новые учебные программы — не только для школьников, но и для их родителей, для трудящихся всех возрастов. Вновь возродятся дворцы культуры, которые откроют свои двери людям всех трудовых профессий. В школьную программу вернутся логика, психология, астрономия. Максимальный упор будет сделан на командные виды спорта, на коллективное творчество. Прийти к этому можно только через конкретные общие для людей дела — мы материалисты и считаем, что абстрактные идеи на пустом месте ни к чему хорошему привести не могут. Сплочение не происходит по команде сверху.

Что же это за дела будут? Разумеется, начинать надо с малого. Объединиться с двумя-тремя единомышленниками — и организовать у себя на дому бесплатный кружок для детей или взрослых. Выехать на субботник и устроить для детдомовских ребят неожиданный праздник. Дальше — больше. Безусловно важнейшим объединяющим делом является борьба трудящихся с капиталистами — в людских умах, на рабочих местах, в Советах и Союзах. Строительство новой Советской власти. Восстановление страны, которая сейчас почти вся лежит в руинах. Ежедневное строительство нового общества, которое уже не сможет жить по-старому. Где не будет честолюбивых мамаш и мещанских песенок, не будет высших и низших профессий, народов или наций, не будет сильного и слабого пола. Будут товарищи, равные между собой в своей борьбе за светлое коммунистическое будущее.




К записи "Образ будущего. Мотивация личная и коллективная" есть 1 комментарий

[…] моему прошлому посту «Образ будущего. Мотивация личная и коллективная» сегодня же нашёл великолепную иллюстрацию. Статья […]

Информационный ресурс научно-коммунистической культуры
Перед вами сайт нарождающейся научно-коммунистической культуры (НКК).

В наше время все чаще звучат нотки неверия, когда речь заходит о построении коммунизма, но, если вам знакомо чувство острой несправедливости, творящейся вокруг, чувство, что все люди рождены для счастья и есть смысл бороться за него, если мир без горя и несправедливости — это и ваша мечта, значит — материалы этого сайта и для вас тоже.

…путь доблести, самоотвержения и высокой борьбы с низким и вредным , с бедствиями и пороками людей не закрыт никому и никогда. И были всегда и везде тысячи людей, вся жизнь которых была непрерывным рядом возвышенных чувств и дел. То же самое должно сказать и об увлекательно-прекрасных минутах в жизни человека. Вообще нельзя человеку жаловаться на их редкость, потому что от самого человека зависит, до какой степени жизнь его наполнена прекрасным и великим. — Н.Г.Чернышевский

Twitter

Наш микроблог на Twitter