Последнее обновление: 29.10.2014 в 13:52
Красная Застава
Информационный ресурс научно-коммунистической культуры
Поиск

Объявления

Каратэ коммунистам

Со второй недели сентября возобновляет свою работу секция каратэ из состава Армейского спортивного клуба «БУСИДО«. Тренеры этой секции — коммунисты, ставящие основной задачей не соревновательный уровень, а всестороннее развитие: спорт не как жизнь (как частенько бывает у профессионалов), а как инструмент для полноценной жизни. Мы авторы специфических методик преподавания, но не упускаем и основной сути [...]

Read More

Наши www-проекты

  • 37-я звездная
  • Археология Средней Азии
  • Красное ТВ
20 Март 2013

Эллинство и законы Солона

Опубликовал .
Рубрика: Красная Идея.
Метки: , ,

solon2В последовательном рассмотрении эллинства, как богатого источника стихийного опыта реализации Красной Идеи в исторической практике разных народов на протяжении более пятисотлетия, необходимо остановиться на основных составляющих его феномена.

Несколько слов о понятии эллинства. В исторической науке оно практически не фигурирует, ибо это понятие более философское, чем историческое. Оно несет в себе то, что мы называем духом Эллады, его мировоззренческой составляющей, его мироощущением и жизненными позициями, то, что так разительно отличало жизнь и ценности эллина от жизни и ценностей людей всей остальной Ойкумены.

Эллинство менялось, при неизменном сохранении культурного ядра, на протяжении всей истории Эллады и в период архаики (VIII-VI вв. до н.э.), и в классический период (V-IV вв. до н.э.), и в эпоху эллинизма (III-I вв. до н.э.).

Поэтому понятие эллинства — не застывшая субстанция с конкретными рамками, а живая ткань самой истории в преломлении эллинского мироощущения. В предыдущих постах мы выделили такое понятие, как культурное ядро эллинства (способ эллинского мировосприятия). И именно это ядро, на наш взгляд, скрепляло на протяжении веков многообразие проявлений эллинской культуры, религии, искусства, науки, философии, политики и практики повседневной жизни в единое, обладающее уникальными чертами явление. Как только сомнения и софистические интерпретации проникли в осознание непреложности ценностей культурного ядра, так с достижением необходимой критической массы – эллинство исчезло как живая практика, оставив неизгладимый след в виде неисчерпаемого источника красоты и многогранности человеческого гения.

Возвращаясь к заявленным выше принципам оценки той или иной культуры мы в первую очередь должны обратиться к основе – эллинская культура существовала в рамках рабовладельческой формации, но так как эта формация была распространена и во всех остальных наиболее развитых государствах мира, то становится очевидным, что феномен эллинства заключен не в ее базисе, а по всей видимости ответ лежит в плоскости – надстройки. Предлагаем рассмотреть один из эпизодов истории эллинства, нашедшем отражение в письменных источниках.

В самом начале VI века до н.э. (594 год) во время серьезного экономического и социально-политического кризиса в Афинах архонтом был избран Солон. Он был наделен чрезвычайными полномочиями для выхода из кризиса. Выход был найден в своде законов, утвержденных им. Важно, что свод законов не был написан с чистого листа, а явился следствием из суммы накопленного практического опыта по строительству государства у афинян. Он реформировал структуру и принципы устройства полиса, в результате чего:

1. Впервые в истории человечества было создано политическое устройство государства, основанное на принципе прямой демократии, где каждый гражданин имеет право влиять на ход важнейших событий государственной жизни. По имущественному цензу весь народ был разделен на 4 класса. Низший класс не мог занимать гос.должности, но входил в состав народного собрания и суда посредством которого реально влиял на ход событий.

Государственное устройство основано на разветвленной структуре специализированных институтов власти (народное собрание — экклесия, народный суд – гелиэя, совет пятисот, архонты, ареопаг и т.д.), в деятельность которых на протяжении всей последующей истории Греции вовлекалось все большее число граждан полиса. Установлен принцип контроля и ротации (смена лиц через установленный срок на всех должностях).

2. Не смотря на то, что право занимать высшие государственные должности имели только наиболее состоятельные граждане, они же несли и большую ответственность (тимократия). Именно эта категория граждан (пентакосиомедимны) обязана была нести службу в коннице, приобретать полное тяжелое вооружение и во время военных баталий на защите города именно эта группа людей принимала на себя основной удар.

3. Принципиальное равенство перед законами всех граждан.

4. Институт гражданства – давая привилегии перед не гражданами, накладывал значительную ответственность и обязанность деятельного участия в жизни полиса.

Естественно этим не ограничивается та надстроечная часть, в которой проявляется феномен эллинства. Ибо политическое строительство в большей мере было основано на существовавших в обществе нравственных и этических нормах и обычаях. Следствием развития которых и являлись новые формы общежития в рамках государства.

Не раскрывая в полном объеме эту тему, предлагаем вашему вниманию содержание некоторых законов Солона. Основное внимание уделено тем из них, что отражают уровень этических представлений древних афинян.

Из Аристотеля «Афинская полития», раздел 1, IV, гл. 9.

«9. Итак, что касается высших должностей, то дело обстояло таким образом. По-видимому, вот какие три пункта в Солоновском государ­ственном устройстве являются наиболее демократичными: первое и самое важное — отмена личной кабалы в обеспечение ссуд; далее, предостав­ление всякому желающему возможности выступать истцом за потерпев­ших обиду; третье, отчего, как утверждают, приобрела особенную силу народная масса, — апелляция к народному суду. И действительно, раз народ владычествует в голосовании, он становится властелином в госу­дарстве»

5. Отсутствие возможности прямого участия женщин в политической жизни полиса, не привело к отсутствию внимания к их правам в законодательной реформе. (Напомню, право на участие в политической жизни общества женщины Европы получили не более столетия назад).

***

Не раскрывая в полном объеме эту тему, предлагаем вашему вниманию содержание некоторых законов Солона. Основное внимание уделено тем из них, что отражают уровень этических представлений древних афинян.

О гражданской позиции

Из Аристотеля «Афинская полития», раздел 1, IV, гл. 5

«(5)Видя, что в государстве часто происходят смуты, а из граждан некоторые по беспечности мирятся со всем, что бы ни происходило, Со­лон издал относительно их особый закон: «Кто во время смуты в государстве не станет с оружием в руках ни за тех, ни за других, тот предается бесчестию и лишается гражданских прав»».

Об этом же законе у Плутарха «Отдельные свидетельства» гл. XX

«XX. Из остальных законов Солона особенно характерен и странен закон, требующий отнятия гражданских прав у гражданина, во время междоусобия не примкнувшего ни к той, ни к другой партии. Но Солон, по-видимому, хочет, чтобы гражданин не относился равнодушно и безучастно к общему делу, оградив от опасности свое состояние и хвастаясь тем, что он не участвовал в горе и бедствиях отечества; он, напротив, хочет, чтобы всякий гражданин сейчас же стал на сторону партии, защищающей доброе, правое дело, делил с нею опасности, помогал ей, а не дожидался без всякого риска, кто победит».

Из Аристотеля «Афинская полития», раздел 1, IV, гл. 9.

«9. Итак, что касается высших должностей, то дело обстояло таким образом. По-видимому, вот какие три пункта в Солоновском государ­ственном устройстве являются наиболее демократичными: первое и самое важное — отмена личной кабалы в обеспечение ссуд; далее, предостав­ление всякому желающему возможности выступать истцом за потерпев­ших обиду; третье, отчего, как утверждают, приобрела особенную силу народная масса, — апелляция к народному суду. И действительно, раз народ владычествует в голосовании, он становится властелином в госу­дарстве»

О положении женщин и отношении к любви и браку

Из Плутарха «Отдельные свидетельства» гл. XX

«Что касается других браков, то Солон уничтожил обычай давать приданое и разрешил невесте приносить с собой только три гиматия и вещи из домашней обстановки небольшой ценности — больше ничего. По его мысли, брак не должен быть каким-то доходным предприятием или куплей-продажей; сожительство мужа с женой должно иметь целью рождение детей, радость, любовь…»

(Обратите внимание, далеко не много на сегодня традиционных обществ, обычаи и культура которых позволяли бы существованию такого взгляда на столь важные и сущностные моменты жизни человека).

Борьба с грубыми пережитками

Из Плутарха «Отдельные свидетельства» гл. XXI

«Далее, он запретил женщинам царапать себе лицо, бить себя в грудь, употреблять сочиненные причитания, провожать с воплями постороннего им покойника. Он не позволил приносить вола в жертву покойнику, класть с ним больше трех гиматиев, ходить на чужие могилы, кроме как в день похорон. Большая часть таких запрещений есть и в наших зако­нах; в них прибавлена еще статья о том, чтобы гинекономы наказывали нарушителей таких постановлений как людей, уподобляющихся женщи­нам и поддающихся страстному чувству скорби, недостойному мужчины и заслуживающему порицания».

Борьба с праздностью

Из Плутарха «Отдельные свидетельства» гл.XXII.

«Солон заметил, что Афины наполняются людьми, постоянно со всех сторон стекающимися в Аттику ввиду безопасности жизни в ней, а между тем большая часть ее территории бедна и неплодородна, и куп­цы, ведущие морскую торговлю, ничего не привозят тем, которые ничего не могут дать в обмен. Поэтому Солон направил сограждан к занятию ремеслами и издал закон, по которому сын не обязан был содержать от­ца, не отдавшего его в учение ремеслу».

«…видя, что страна по своим естественным свойствам едва-едва удовлетворяет потребностям земледельческого населения, а ни­чего не делающую праздную толпу не в состоянии кормить, внушил уважение к ремеслам и вменил в обязанность Ареопагу наблюдать, на какие средства живет каждый гражданин, и наказывать праздных».




Комментирование закрыто.

Информационный ресурс научно-коммунистической культуры
Перед вами сайт нарождающейся научно-коммунистической культуры (НКК).

В наше время все чаще звучат нотки неверия, когда речь заходит о построении коммунизма, но, если вам знакомо чувство острой несправедливости, творящейся вокруг, чувство, что все люди рождены для счастья и есть смысл бороться за него, если мир без горя и несправедливости — это и ваша мечта, значит — материалы этого сайта и для вас тоже.

О человеке судят не по тому, что он о себе говорит или думает, а по тому, что он делает. — В.И. Ленин

Twitter

Наш микроблог на Twitter