Последнее обновление: 29.10.2014 в 13:52
Красная Застава
Информационный ресурс научно-коммунистической культуры
Поиск

Объявления

Каратэ коммунистам

Со второй недели сентября возобновляет свою работу секция каратэ из состава Армейского спортивного клуба «БУСИДО«. Тренеры этой секции — коммунисты, ставящие основной задачей не соревновательный уровень, а всестороннее развитие: спорт не как жизнь (как частенько бывает у профессионалов), а как инструмент для полноценной жизни. Мы авторы специфических методик преподавания, но не упускаем и основной сути [...]

Read More

Наши www-проекты

  • 37-я звездная
  • Археология Средней Азии
  • Красное ТВ
17 Июнь 2013

110 лет Михаилу Светлову

светлов3

Есть такие поэты, творчество которых настолько сильно вошло в резонанс со своей эпохой, что стало не только поэтическим, но и историческим фактом. Это в полной мере относится к Михаилу Светлову. В его стихах, с виду простых и незатейливых, всегда пульсировал ритм времени, они обладали удивительной способностью вмещать в себя самую его суть.

Первое, что вспоминается в связи с творчеством Светлова, это, конечно,  «Гренада». Стихотворение, которое удостоилось восторженной оценки и требовательного Владимира Маяковского, хотя по стилю, казалось бы, вовсе не было ему близко,  и Марины Цветаевой, которая вообще находилась по другую сторону баррикад. В этом стихотворении 1926 года удивительным образом отразились и прошедшая гражданская война в России, и грядущая гражданская война в Испании. До сих пор многие недоумевают: как мог Светлов предвидеть за десять лет вперёд, что слова «Я хату покинул, пошёл воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать» станут руководством к действию для советской молодёжи? Сам Михаил Аркадьевич вспоминал, что вдохновился вывеской «Гренада» на одной из московских гостиниц, а тема и идея стихотворения пришли как бы сами собой, как результат накопившегося в нём чувства интернационализма. Вроде бы совпадение случайно — и всё же не случайно, потому что чувство это было общим для всего поколения, которое входило в жизнь вместе с революцией и мечтало о «мировом Октябре».

Светлов в «Гренаде» смог выразить то главное, ради чего совершалась революция — братство и равенство всех людей на земле. Именно это обеспечило стихотворению такую долгую жизнь. Бесчисленное количество раз оно было положено на музыку, но, наверное, самой большой честью для Светлова было то, что во время Второй мировой войны в концлагере Маутхаузен его «Гренада» стала гимном подпольщиков-антифашистов самых разных национальностей. А самая известная песня на эти стихи была сочинена Виктором Берковским в 1965 году, уже после смерти Светлова. Это же слово «Гренада» уже в семидесятые годы стало названием замечательного ансамбля, который вплоть до сегодняшнего дня воплощает идеи интернационализма в музыкальном искусстве.

«Каховка», положенная на музыку Исааком Дунаевским — ещё одно точнейшее «попадание в эпоху». Бронепоезд, стоящий на запасном пути, как олицетворение периода 1920-1930-х годов, с памятью о недавней войне и ожиданием войны грядущей. Сложно сказать, в каком жанре написано это стихотворение. Оно и патетическое, и лирическое одновременно. И в этом тоже примета времени, когда личное и общественное были неразделимы. Светлов пишет о «нашей девушке»: «Тогда нам обоим сквозь дым улыбались её голубые глаза». Здесь «наша» не в смысле собственности, не в том, что она «принадлежит» и одному, и другому, а наоборот, в смысле преодоления этого собственнического чувства. «Наша» — в этом слове слышится отзвук восхищения девушкой как человеком, которым гордится коллектив, как лётчицами из фильма «В бой идут одни старики».

Об этом у Светлова хорошо написано в другом стихотворении — «Граница»: «Я не знаю, где граница меж товарищем и другом… Я не знаю, где граница меж подругой и любимой». Понятия дружбы и любви у Светлова несовместимы с мещанством, с эгоизмом, с «подлаживанием» под недостатки друг друга. Если ты друг — я могу и должен сказать тебе прямо в лицо, в чём я считаю тебя неправым. Если ты любимая — «Будь же смелой, стань же рядом, чтобы нам не расставаться!». И дружба, и любовь немыслимы без товарищества. И дружба, и любовь не означают замыкания в собственной скорлупе, а, напротив, предполагают полную открытость миру и распространяются на весь мир.

«Стальное поколенье» — так сказал Светлов о людях, которые вынесли на своих плечах все тяготы строительства и защиты первой в мире страны социализма. Его поэзия помогает понять, чем жили, что думали и чувствовали эти люди, оценить тот особый воздух, которым они дышали, осмыслить уникальный опыт становления нового человека, не забывая о том, что происходило это становление вовсе не в тепличных условиях, а в муках, крови и грязи.

Биография Светлова довольно типична для многих его современников-поэтов: бедное детство, участие в гражданской войны, в двадцатых — вхождение в литературу и первая слава, в сороковых — снова на фронте… Но его поэзия никогда не была вечным повторением одного и того же, никогда не утрачивала актуальности. В отличие от «штатных» комсомольских поэтов, он не оказался забытым ещё при жизни, напротив, как раз последние годы были отмечены взлётом его таланта и читательским вниманием. В 1964 году, совсем незадолго до смерти, он вместе с молодыми поэтами-«шестидесятниками» выступал на поэтическом вечере в Политехническом музее со стихотворением «Советские старики», посвящённым Ольге Берггольц. Эти кадры вошли в художественный фильм «Застава Ильича», снятый Марленом Хуциевым.

Интересно, что память о Михаиле Светлове осталась не только в поэзии, но и в музыке: он был автором мелодии знаменитого «Глобуса». Мелодию эту Светлов сочинил в 1938 году к своему шуточному стихотворению «За зелёным забориком», и она стала популярной у студентов Литературного института. А в 1947 году поэт и кинодраматург Михаил Львовский сочинил на неё текст со словами про глобус. Затем песня «пошла в народ» и стала «обрастать» всё новыми и новыми куплетами. Её считали своим гимном и строители, и геологи, и историки. Говорят, что в общей сложности куплетов насчитывается девяносто три!

Было бы неправильно представлять себе Светлова этаким наивным идеалистом-романтиком, далёким от реальности. Реальность эта нередко наводила его на весьма невесёлые размышления. Со слов сотрудников НКВД, сообщавших о настроениях поэта Сталину, Светлова беспокоило, что партия стала кормушкой, что идейным людям находиться в ней стало невыносимо, а уходить — опасно. Да и пил в больших количествах он явно не от хорошей жизни. Однако, в отличие от многих своих коллег по литературному цеху, Светлов всегда оставался самим собой, никогда не гнался за славой, никого не подсиживал и, по его собственным словам, ни разу в жизни ни на кого не написал доноса.

Справляться с огорчениями и неудачами ему помогал не только алкоголь, но и спасительная ирония. Знаменитые остроты, шутки и байки Светлова восторженно передавались из уст в уста. Чем-то он напоминал персонажа еврейского фольклора, легендарного хохмача Гершеле Острополера, у которого улыбка, как правило, смешана с печалью. В шутках Светлова проявляется его главная черта — внутренняя свобода и цельность. Он высмеивал приспособленцев, халтурщиков, карьеристов. Смеялся над своими слабостями и болезнями. А иногда шутя высказывал и вполне серьёзные вещи. Например, звоня своим друзьям среди ночи и отвечая на их возмущение, говорил: «Дружба — понятие круглосуточное».

Выбранное Михаилом Шейнкманом литературное имя — Светлов — оказалось действительно подходящим для него как поэта и человека. Он умел оставаться светлым и нести людям свет, несмотря ни на что. Давайте же будем со светлой улыбкой вспоминать о нём, и не только в день его рождения. Читать его стихи и петь его песни.




Комментирование закрыто.

Информационный ресурс научно-коммунистической культуры
Перед вами сайт нарождающейся научно-коммунистической культуры (НКК).

В наше время все чаще звучат нотки неверия, когда речь заходит о построении коммунизма, но, если вам знакомо чувство острой несправедливости, творящейся вокруг, чувство, что все люди рождены для счастья и есть смысл бороться за него, если мир без горя и несправедливости — это и ваша мечта, значит — материалы этого сайта и для вас тоже.

Материализм вообще признает объективно реальное бытие (материю) независимое от сознания, от ощущения, от опыта… Сознание… есть только отражение бытия, в лучшем случае приблизительно верное (адэкватное, идеально-точное) его отражение — Владимир Ленин, ПСС, т.XIII, стр. 266-267

Twitter

Наш микроблог на Twitter