Последнее обновление: 29.10.2014 в 13:52
Красная Застава
Информационный ресурс научно-коммунистической культуры
Поиск

Объявления

Куликово поле. Фильм о настоящей науке

Дорогие друзья! Мы принимаем участие в создании документального фильма об археологических раскопках и исследованиях на Куликовом поле. Это будет фильм об истории, настоящей науке и славных людях которые ее творят. Мы будем очень признательны, если вы сможете сделать свой вклад в этот проект. А с нас приятные сувениры и не только) Это уникальная возможность внести свой вклад в [...]

Read More

Наши www-проекты

  • 37-я звездная
  • Археология Средней Азии
  • Красное ТВ
24 Март 2014

Первая ошибка интеллигенции

Enshtein

Давно отмечается, что род занятий сильнейше влияет на поведение и мышление человека, выделены социальные группы по этому признаку. Та, которой посвящена моя заметка- не самая большая, но многочисленная в интеренете- интеллигенция.

Интеллигент- это человек с упором на умственный труд. Интеллигенты получают длительное образование и сильно развивают определённые области своего разума. Считается, что также развиты культурно. Считается, что умные.

В век выполняющих большинство физической работы машин- это, по идее, должен быть идеал человека. Но не всё так просто. В жизни нашей мы видим, что интеллигенты далеко не всегда являются  передовыми людьми. В поведении интеллигентов есть большие и типичные косяки, многие их не любят и считают «интеллигентность» синонимом нерешительности, житейской глупости, демагогии, высокомерия…


В чём же дело? Человек, столько времени развивающий свой разум- должен же быть чёрт возьми умным! Знающим. Понимающим. Делающим правильные действия. Добивающимся успеха. Вызывающим уважение.
Разум действительно развит. Знаний действительно много (а куда деваться, если 5 лет и больше в ВУЗе было посвящено в основном этому).

Вопрос в том- как он развит, этот разум. Развитие разума на самом деле не накладывается в кучу «чем больше тем лучше».
Развитие ума, оказывается, бывает гармоничным, а бывает и дисгармоничным. Инициировать и удержать гармоничное развитие- сложнейшая педагогическая задача, а она практически нигде даже и не ставится в высшем образовании!

Есть неплохая аналогия умственного развития с физическим. Если физическое развитие негармоничное, одни мышцы переразвиты, а другие дистрофичны, рука/нога толще другой, спина перекошена, огромная голова на тонкой шее или наоборот и тд- человек выглядит некрасиво и нездорово, в больницах и лечебницах попадаются такие. И вот в такой аналогии умственного развития с физическим- многие интеллигенты предстанут перед нами перекачанными в одном и недоразвитыми в другом уродцами, неуклюже зажатыми в одном и дрябло расслабленными в другом.

Особенно это обострилось с упором на узкую специализацию. Даже в физическом развитии- узкоспециализированные спортсмены часто и выглядят негармонично- посмотрите на перекаченные ноги профи велосипедистов и конькобежцев, неуклюжие туловища профессиональных толкателей и метателей тяжёлых предметов, тяжелоатлеток женщин, борцов сумо; худобу професиональных бегунов-марафонцев, на перекаченных бодибилдеров. Лучшие баскетболисты и волейболисты- высоченные дылды, мучающиеся давлением.

4393908

Даже в развитии спортивном, где тело человека наглядно показывает результат работы и постоянно оценивается целостно- и там много отклонений от гармонии. Чего уж тут говорить о разуме, где результат работы явно не виден, культура развития и даже простой гигиены ума в зачаточном состоянии, а система высшего образования в тяжёлом кризисе. Ситуация порождает проблемы.

Первая и вызывающая самые массовые и страшные последствия проблема умственного развития- это перекос в собственно это самое умственное развитие, особенно в теоретическое. Интеллигент работает внутренним миром- у него сильно развито абстрактное мышленние- поднимающее его над плоскостью повседневной реальности, позволяющее заглянуть вдаль.

И чем мощнее абстрактное мышление, тем мощнее требуется опора на реальность. Иначе переазвитое абстрактное мышление начинает доминировать в деятельности, втягивать человека в себя, отрывая от реальности. Как у деревьев- чем развитее крона дерева- тем развитее должны быть ствол и корни, иначе повалит ветром. А если учесть что реальность изменчива- опора на неё должна быть ещё основательнее и активнее. Связь с реальностью происходит через контакт с материей, через практическую деятельность, которой непозволительно мало в высшем образовании- маленькая «практика», да ещё и неконтролируемая должным образом- чтобы человек действительно стажировался в том чего он изучает. И получаются например «психологи», много знающие про разные психологические школы и термины- но не умеющие работать с людьми и не умеющие применить свои обширные знания, не умеющие справиться даже со своими дисгармониями.

intll

Переразвитость абстрактного мышления порождает привычку мечтать вместо того чтобы достигать (сколько мозговитых ребят барахтаются в иллюзиях)- а чем развитее мышление- тем изощрённее иллюзии, тем изощрённее самообман- интеллигенция одна из немногих социальных групп, которая может красиво обставить и оправдать для себя любую подлость.

А привычка говорить вместо того чтобы делать? Тусоваться вместо того, чтобы создавать? Просчитывать планы и варианты, не воплощая их? Плавать в мечтаниях, путаться в самоощущениях, смыслах и пониманиях. Обдумывать глобальные темы- и зачастую быть неспособным к решению самых заурядных житейских вопросов: добыть денег, отразить нападение, разговаривать с незнакомцем…

Оторваность от реальности неизбежно вызывает так же отдачу в виде общей дохлости. Апатия, неврастения, скука, декадантские поползновения — частый гость интеллигента, в отличие например от людей практического труда, которые могут от души радоваться за каждый удачно забитый гвоздь.
Всё перечисленное- далеко не полный перечень последствий перекоса в абстрактные построения и оторванности от практики- первой «профессиональной деформации»  интеллигента.

К счастью, это не является предопределённостью- это лишь ошибка, хотя и массовая. Были и есть гармонично развитые интеллигенты, вдумчивые, понимающие, мыслящие мощно и грациозно, глубоко и целостно охватывающие жизнь.

Их мышление — это далеко не «цветочек абстракций на тонкой ножке реальности», нет- их мышление похоже на гору, широченным своим основанием крепко стоящую на реальности- на практическом опыте, тысячах найденных фактов,продолжающуюся в сотнях экспериментов, наблюдений, проверок, дискуссий, выборок и выкладок- и выводящую на высоченную острую вершину- немногие, но фундаментально обоснованые идеи, теории, постоянно опирающиеся на реальность.

Каждое слово подтверждено, каждый вывод обоснован, все истоки в практике и все результаты для практики- так работает гармоничный интеллигент- так работали и работают лучшие учёные, мыслители и деятели человечества.

0_4e12a_afc10da8_XL




Комментирование закрыто.

Информационный ресурс научно-коммунистической культуры
Перед вами сайт нарождающейся научно-коммунистической культуры (НКК).

В наше время все чаще звучат нотки неверия, когда речь заходит о построении коммунизма, но, если вам знакомо чувство острой несправедливости, творящейся вокруг, чувство, что все люди рождены для счастья и есть смысл бороться за него, если мир без горя и несправедливости — это и ваша мечта, значит — материалы этого сайта и для вас тоже.

Не надо говорить просто слова, надо делать дела. Хочешь помочь помогай, как друг, а не как сторонний наблюдатель. — Саша И.

Twitter

Наш микроблог на Twitter