Последнее обновление: 29.10.2014 в 13:52
Красная Застава
Информационный ресурс научно-коммунистической культуры
Поиск

Объявления

Куликово поле. Фильм о настоящей науке

Дорогие друзья! Мы принимаем участие в создании документального фильма об археологических раскопках и исследованиях на Куликовом поле. Это будет фильм об истории, настоящей науке и славных людях которые ее творят. Мы будем очень признательны, если вы сможете сделать свой вклад в этот проект. А с нас приятные сувениры и не только) Это уникальная возможность внести свой вклад в [...]

Read More

Наши www-проекты

  • 37-я звездная
  • Археология Средней Азии
  • Красное ТВ
25 Май 2014

Формирование норм международного права об ответственности за торговлю людьми

В данной статье автор рассматривает историю формирования норм международного права об ответственности за торговлю людьми, выделяет наиболее важные международные акты по борьбе с данным преступлением и дает краткий анализ каждому из них.

729372385

 

Проблема торговли людьми сопровождает человечество практически на всем протяжении его истории и уже давно признана международным сообществом в качестве одной из самых серьезных преступлений против личности. Борьба с этим негативным явлением ведется разнообразными средствами, но, несмотря на это, оно существуют и в современном мире, а его масштаб соизмерим с торговлей оружием и наркотиками.

Как показывает изучение данной проблемы, она существовала всегда, принимая различные формы. О торговле людьми известно еще со времен античности. Например, в Афинах торговали рабами, цена которых колебалась от 120 до 220 драхм (ежедневный прожиточный минимум афинской семьи из 3-4 человек был 1/2 драхмы) [1, с. 38]. А римскому праву было известно тяжкое преступление против личной свободы, именовавшееся plagium, состоявшее в похищении свободного человека и продаже его в рабство [2, с. 60-61].

История европейской работорговли средних веков и нового времени начинается с 1442 года, когда в Европу были привезены первые рабы-африканцы [3, с. 3]. С начала XVI века в течение четырех столетий рабы оставались одним из самых доходных товаров в торговле наиболее развитых стран мира (кроме России, которая торговли рабами не вела). Наибольшее количество рабов попадало на невольничьи корабли в результате захвата их специальными вооруженными отрядами европейцев. Похищенные, а затем проданные мужчины и мальчики использовались для самой тяжелой работы на кораблях флота [4, с. 294]. Кроме того, их уделом и уделом большинства женщин-рабынь был тяжелый труд на сахарных и хлопковых плантациях, различная черная работа. Рабов могли обменивать на различные вещи, дома, предметы, породистых животных. Живым товаром становились и люди, проданные вождями племен за какой-то проступок либо родственниками во время голода [5, с. 41].

Человечество пыталось решить проблему торговли людьми на протяжении долгого времени, однако особенно много в этом направлении было сделано начиная с ХIX века, когда вопрос о запрете работорговли стал одной из важнейших проблем международных отношений.

Впервые на недопустимость работорговли на международном уровне указала специальная декларация Венского конгресса, подписанная 27 января 1815 г. Государства-участники этого конгресса объявили о неотложной необходимости скорейшего прекращения такой торговли, но не указали средств для достижения этой цели.

Следующий шаг в данном направлении был сделан Аахенским конгрессом 1818 г., на котором торговля рабами из Африки не только запрещалась, но и объявлялась преступной. На Веронском конгрессе 1822 года было принято Постановление относительно отмены торга неграми [6, с. 152]. Однако решения этих конгрессов не нашли отражения в уголовном законодательстве государств-участников конгресса и остались декларациями.

Практические меры по борьбе с этим преступлением впервые были приняты Лондонским договором, заключенным 20 декабря 1841 г. между Англией, Францией, Россией, Австрией и Пруссией [7, с. 60-61]. Согласно названному договору запрещалась перевозка в Америку негров-рабов, а торговля рабами приравнивалась к пиратству, которое в то время уже было уголовно наказуемым. Военным кораблям названных государств было предоставлено право останавливать и досматривать суда, подозреваемые в перевозке рабов [8, с. 57].

В 1885 году 16 государств на Берлинской конференции подписали Генеральный акт о Конго, который подтвердил международно-правовой запрет рабства и работорговли и дополнительно запретил использование территории в бассейне реки Конго в качестве рынка невольников или транзитных путей перевозки рабов [9, с. 14].

В 1899 г. в Лондоне состоялся Международный конгресс по борьбе с торговлей женщинами в целях разврата. Конференция отметила устрашающие размеры торговли женщинами, обратилась к государствам с призывом заключить многостороннее соглашение по борьбе с этими преступлениями и повсеместно создать национальные комитеты по борьбе с проституцией. Такие комитеты были созданы во многих странах, в том числе и в России в 1900 г. Он назывался «Российское общество защиты женщин». В его задачу входило «содействие предохранения девушек от опасности быть вовлеченными в разврат и возвышению падших женщин к честной жизни; устройство приютов Св. Магдалины; распространение здоровых понятий о нравственности и вреде разврата». [10, с. 49].

Следующий значимый международный акт  Генеральный акт Брюссельской конференции 1890 г., предусмотревший принятие конкретных практических мер по борьбе с работорговлей. Страны- участницы этого договора обязались принять законы, устанавливающие уголовное наказание за насильственный захват невольников, а также обязались осуществить у себя ряд специальных мероприятий, направленных на предотвращение работорговли (учреждение специальных военных постов для блокировки дорог, по которым предположительно осуществлялась перевозка рабов; установление соответствующего порядка в портах и т.д.) [11, с, 37].

1245223602580676558

В 1910 г. принимается Международная конвенция о борьбе с торговлей белыми рабынями, согласно которой на 13 ратифицировавших ее стран налагалось обязательство наказывать лиц, занимающихся сводничеством. Этот договор принимался в рамках деятельности Лиги Наций. Его составители придавали проблеме торговли людьми настолько большое значение, что в мандат Лиги Наций было включено положение о необходимости «общего контроля над выполнением соглашений, касающихся торговли женщинами и детьми» [12, с, 58].

Необходимо отметить, что упомянутые международно-правовые акты преследовали цель противодействовать работорговле, но не ликвидировать само рабство как таковое [13, с. 154]. Только Сен-Жерменский договор 1919 г. провозгласил, что договаривающиеся стороны должны приложить все силы, чтобы полностью ликвидировать рабство и работорговлю [14, с. 27-28].

Следующим принципиально важным событием в борьбе с торговлей людьми стало подписание 38 государствами 25 сентября 1926 г. под эгидой Лиги Наций Конвенции о рабстве (ее участником стал и Советский Союз). Эта Конвенция рассматривается как один из фундаментальных источников формирования системы норм современного международного права, направленного на борьбу с торговлей людьми.

Стороны приняли на себя обязательства постепенно и в возможно короткий срок полностью отменить рабство во всех его формах, а также предотвращать и пресекать работорговлю, принимать законодательные меры, устанавливающие строгие наказания за совершение названных запрещенных действий, оказывать содействие в борьбе за уничтожение рабства. В качестве одной из целей Конвенция установила введение в национальное законодательство стран-участниц норм о предупреждении и запрещении рабства и работорговли, а также ответственности и «сурового» наказания за нарушение данных положений закона. [15, с. 504-507]

Принятие Конвенции о рабстве 1926 года явилось одной из первых попыток международного сообщества систематизировать документы, направленные на предупреждение и борьбу с рабством и работорговлей. В соответствии с требованиями Конвенции о рабстве 1926 года и на основании резолюции Ассамблеи Лиги Наций 1932 года, резолюции Совета Лиги 1934 года был созван совещательный комитет экспертов по борьбе с рабством. Однако, как отмечал Е.С. Пчелинцев, «мероприятия Лиги Наций в данной области даже в лучших случаях, то есть когда они доходили до стадии практического осуществления, носили сугубо локальный характер и преследовали конкретные политические цели» [16, с. 182]. Таким образом, Конвенция 1926 г. фактически не запретила рабство, а выразила лишь намерения государств искоренить это позорное для человечества явление [17, с. 318].

После Второй мировой войны наступил крах колониальной системы. Борьба с рассматриваемыми преступлениями ведется уже в рамках ООН. 10 декабря 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, в ст. 4 которой подчеркивалось, что «никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах» [18, с. 40]. Однако и после этого специальная комиссия Международной конференции по правам человека констатировала, что по неполным ее данным в мире насчитывается 9 млн. рабов.

Важной вехой международной борьбы с рассматриваемыми преступлениями является принятие 2 декабря 1949 г. Нью-Йоркской Конвенции о борьбе с торговлей людьми и эксплуатации проституции третьими лицами, которая заменила все ранее действовавшие по этому вопросу международные соглашения. Данная Конвенция признала международными уголовными преступлениями следующие деяния: сводничество, склонение или совращение в целях проституции другого лица, даже с его согласия; эксплуатацию проституции другими лицами, даже с их согласия; содержание дома терпимости или управление ими, а также сознательное финансирование и участие в финансировании дома терпимости; сдачу в аренду или наем здания либо другого места, зная, что они будут использоваться в целях проституции третьими лицами; покушение на совершение вышеуказанных действий, а также подготовку к ним и умышленное соучастие в этих действиях (ст. 1-4) [19, с. 341-343].

Конвенция впервые распространялась не только на территорию метрополий государств-участников, но и на все другие территории, за которые они несут ответственность. При этом каждое государство должно учредить на своей территории специальный орган, который будет центральным и координационным органом борьбы с перечисленными международными преступлениями. Предусмотрен обмен информацией об этих преступлениях по установленной форме и принятие необходимых законодательных мер для обеспечения применения конвенции.

Принятие Конвенции 1949 г. было, несомненно, прогрессивным шагом. Вместе с тем, начиная с момента ее ратификации и до настоящего времени, она подвергается аргументированной критике и вследствие неучтенных или устаревших подходов и аспектов на сегодняшний день не может служить эффективным международным правовым инструментом. Тот факт, что ее ратифицировали только 72 государства, подтверждает спорность ряда ее положений, которые сегодня вступают в противоречие как с жизненными реалиями, так и с существующим во многих западных странах законодательством. Для сравнения, Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин подписало 169 стран.

7 сентября 1956 г. Женевская конференция представителей 43 государств, созванная в соответствии с резолюцией № 608 Экономического и Социального Совета ООН, одобрила Дополнительную конвенцию об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством [20, с. 510-514], значительно конкретизировавшая положения Конвенции о рабстве 1926 года. Главное внимание в Конвенции было уделено институтам и обычаям, сходным с рабством.

В ст. 3 Дополнительной конвенции 1956 года декларирована уголовная ответственность за перевозку или попытку перевозки рабов из одной страны в другую каким бы то ни было транспортным средством, а также за соучастие в подобных преступлениях. Признаны преступлениями также искалечение, клеймение выжиганием или иным способом раба или лица в подневольном состоянии, чтобы отметить такое состояние или с целью наказания, или по какой-либо иной причине, а равно соучастие в таких действиях. Таким образом, исходя из смысла статьи 3, преступлением признается: искалечение раба или лица, находящегося в подневольном состоянии; клеймение выжиганием или иным способом раба или лица в подневольном состоянии, чтобы отметить такое его состояние или с целью наказания, или по какой-либо иной причине.

Конвенция существенным образом дополнила Конвенцию 1926 г., однако, как отмечает И.Н. Лебединец, и в этом международном соглашении нет норм об упразднении рабства в кротчайшие сроки [21, с. 719].

Международно-правовые запреты торговли людьми закреплены также в Конвенциях Международной организации труда №№ 29 и 105 относительно запрещения принудительного и обязательного труда, в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г., Конвенция против пыток и других бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Вновь проблема торговли людьми, прежде всего женщинами, была внесена в повестку дня международных организаций на рубеже 80-х годов 20 в.. Этому способствовали разные факторы: рост женского движения, развитие феминизма с его постоянным вниманием к вопросам эксплуатации женщин и др. В 1979 г. была принята Конвенция ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин», которая обращает внимание на проблему торговли женщинами [22, с. 54].

Следует также подчеркнуть положение Декларации прав ребенка 1959 г. о том, что дети нуждаются в особой охране и заботе и им должна быть предоставлена специальная международно-правовая защита от всех преступных посягательств. Поэтому по инициативе Международного детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в 1989 г. была принята Конвенция о правах ребенка, которая открыта для подписания всем государствам и нацелена на защиту детей от опасности сексуальной, экономической и других форм эксплуатации включая продажу детей. Конвенция о правах ребенка возложила на государства среди многих других обязанность защищать ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения. В этих целях международными уголовными преступлениями в национальном законодательстве и международно-правовых актах должны признаваться следующие деяния: склонение или принуждение ребенка к любой незаконной сексуальной деятельности; использование в целях эксплуатации детей в проституции или в другой незаконной сексуальной практике; использование в целях эксплуатации детей в порнографии и порнографических материалах (ст. 34). Кроме этого, государства должны на национальном, двустороннем и многостороннем уровнях принимать все необходимые меры для предотвращения похищения детей, торговли детьми или их контрабанды в любых целях и в любой форме (ст. 36) [23, с. 54-57].

Наиболее активно поиски адекватных мер в борьбе с торговлей людьми предпринимались в 90-е годы 20 в. Состоявшаяся в 1993 г. под эгидой ООН Всемирная конференция по правам человека приняла «Венскую декларацию», в которой 18 статья посвящена торговле людьми. В 1995 г. в Пекине состоялась 4 Всемирная конференция по положению женщин. В Пекинской платформе действий нашла отражение более широкая интерпретация этой проблемы. Так, в раздел Д «Насилие в отношении женщин» Платформы была включена стратегическая цель Д-№ «Ликвидация торговли женщинами и оказание помощи женщинам, ставшим  жертвами насилия в результате проституции и торговли» [24, с. 15].

25 мая 2000 г. в Нью-Йорке был принят Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, который определил в ст. 2 торговлю детьми «как любой акт (т.е. совершение какого-либо действия, поступка, проявления действий) или сделку, посредством которой ребенок передается любым лицом или любой группой лиц другому лицу или группе лиц за вознаграждение или любое иное возмещение» [25, с. 12].

По рекомендации Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию Экономического и Социального Совета ООН Генеральная Ассамблея ООН 9 декабря 1998 г. приняла резолюцию 53/11. Ассамблея постановила учредить межправительственный специальный комитет для разработки всеобъемлющей конвенции против транснациональной организованной преступности и для обсуждения в надлежащем порядке вопроса о разработке международных документов, посвященных проблеме торговли женщинами и детьми. Начиная с января 1999 г., на рабочих встречах в Вене представители 102 стран мира обсуждали вопросы разработки новой Конвенции против транснациональной организованной преступности. Параллельно с разработкой Конвенции шла работа над тремя дополнительными протоколами: о торговле людьми, особенно женщинами и детьми; о контрабанде мигрантов по земле, воздуху и морю; о незаконном производстве огнестрельного оружия и торговле им, его частями, компонентами и амуницией. Два первых протокола стоят в одном ряду в силу того, что сегодняшние нелегальные мигранты – это вчерашние или завтрашние жертвы торговли людьми.

images

В преамбуле Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющего Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности, принятого 15 ноября 2000 г. резолюцией Генеральной Ассамблей ООН 55/25 (Палермский Протокол), говорится, что «для принятия эффективных мер по предупреждению торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и борьбе с ней необходим всеобъемлющий международный подход в странах происхождения, транзита и назначения, включающий меры, направленные на предупреждение такой торговли, наказание занимающихся ею лиц и защиту жертв такой торговли, в том числе путем защиты их международно-признанных прав человека». Одновременно в преамбуле отмечается, что «несмотря на существование целого ряда международных документов, содержащих нормы и предусматривающих практические меры по борьбе с эксплуатацией людей, особенно женщин и детей, не имеется универсального документа, в котором бы затрагивались все аспекты торговли людьми». Отсутствие такого документа является поводом для серьезного беспокойства, поскольку это означает, что лица, уязвимые с точки зрения торговли людьми, недостаточно защищены. Часть 1 Протокола содержит общие положения. В частности, в статье 2 указываются цели Протокола, которые заключаются в «предупреждении торговли людьми и борьбе с ней при уделении особого внимания женщинам и детям; защите и помощи жертвам такой торговли при полном уважении их прав человека; поощрении сотрудничества между государствами-участниками в достижении этих целей». Часть 2 Протокола посвящена защите жертв торговли людьми. Так, в статье 6 описываются виды помощи, которые необходимо оказывать жертвам торговли, и способы их защиты. При этом под защитой понимается, в том числе, защита частной жизни жертв путем обеспечения конфиденциальности судопроизводства. При оказании помощи государства-участники должны учесть особые потребности детей – жертв торговли людьми. В Части 3 Протокола оговариваются меры по предупреждению торговли людьми и сотрудничеству в этой области соответствующих органов государств-участников, в частности, правоохранительных, миграционных, пограничных и т.д. Данный протокол был открыт для подписания всеми государствами до 12 декабря [26, с. 510-514].

Разрабатываются и принимаются международные документы, направленные на борьбу с торговлей людьми, и на уровне отдельных регионов. Так, 26 мая 1995 года была принята Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека. Борьбе с рабством посвящена статья 4 Конвенции, которая уточнила понятия принудительного и обязательного труда, причем установлено, что этими понятиями не охватываются также выполнение обязанностей родителями по созданию необходимых условий для ребенка и совершеннолетними детьми по содержанию нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей.

В апреле 1997 г. по инициативе правительства Нидерландов в г. Гааге была проведена Министерская  конференция Европейского Сообщества по вопросам торговли женщинами с целью их сексуальной эксплуатации. На конференции была принята Гаагская министерская Декларация рекомендаций для стран Европы относительно эффективных мер по предотвращению и борьбе с торговлей женщинами. Цель принятия Декларации заключалась в поощрении дальнейших действий по предупреждению, расследованию и наказанию случаев торговли людьми, а также оказанию необходимой помощи и поддержки жертвам торговли людьми в соответствии с существующими правовыми и бюджетными нормами, как на национальном, так и на европейском уровнях. В Азиатском регионе, где масштабы торговли людьми выглядят просто угрожающе, подготовлена самостоятельная Конвенция против торговли женщинами и девочками.

Ряд документов по борьбе с торговлей людьми, принятых на уровне Совета Европы, ОБСЕ, Европейского Союза, используют более узкое понятие торговли людьми по сравнению с понятием, которое приводится в Протоколе о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми. Многие из этих документов концентрируют внимание на торговле только женщинами и/или на торговле исключительно с целью принудительной проституции сексуальной эксплуатации.

Комитет министров Совета Европы в Рекомендации № R (2000) 11 государствам-членам относительно торговли людьми в целях сексуальной эксплуатации от 19 мая 2000 г. затрагивает проблему торговли людьми, но ограничивает это понятие торговлей с целью сексуальной эксплуатации. Комитет министров Совета Европы также рекомендовал государствам-участникам осуществлять экстерриториальную юрисдикцию вне зависимости от страны, когда такое преступление совершается более чем в одном государстве. Согласно Рекомендации государства-участники должны ввести гражданско-правовую и уголовную ответственность для юридических лиц с конкретизированными наказаниями.

Позже документы ОБСЕ и Европейского Союза стали включать в себя более обощенные понятия. Решение Совета министров ОБСЕ об активизации усилий по борьбе с торговлей людьми (принято на  Восьмой встрече Совета министров 27-28 ноября 2000 г. в Вене) также затрагивает понятие торговли людьми, не давая четкого определения. Оно использует широкое понятие торговли людьми, не ограничивая его ни жертвами женского пола, ни определенной формой эксплуатации [27, с. 510-514].

Совет Европы в 2005 г. разработал принципиально новый международно-правовой документ, направленный на усиление международного сотрудничества, предотвращение случаев торговли людьми, преследование в уголовном порядке виновных, оказание помощи жертвам и создание механизмов по контролю за выполнением обязательств, принятых государствами, подписавшими и ратифицировавшими Конвенцию. Этот документ, полное название которого  Конвенция Совета Европы о противодействии торговле людьми 2005 г. (далее  Конвенция), вступил в силу 1 февраля 2008 г., после его ратификации 10 государствами (Австрия, Албания, Болгария, Хорватия, Кипр, Дания, Грузия, Молдова, Румыния и Словакия).

Конвенция, которую по состоянию на 1 марта 2008 г. ратифицировали 14 государств, открыта также и для неевропейских государств, поскольку в деле сотрудничества в области борьбы с торговлей людьми необходимо учитывать наличие разветвленных сетей международных преступных связей в странах, в которых людей похищают, через которые перевозят и в которые их поставляют. Максимально возможное участие государств всех регионов мира в этой Конвенции создает возможность решения проблемы торговли людьми в мировом масштабе.

Целями Конвенции в соответствии со ст. 1 являются: предупреждение торговли людьми и борьба с ней при обеспечении равенства между мужчинами и женщинами; защита основных прав человека жертв торговли людьми и разработка всеобъемлющей основы для защиты жертв и свидетелей, обеспечение эффективного расследования и привлечения к ответственности виновных; содействие международному сотрудничеству в области борьбы с торговлей людьми [28, с. 510-514].

Таким образом, торговля людьми единодушно признана международным сообществом в качестве тяжких транснациональных преступлений против личности. Практически все международные нормативные документы устанавливают в качестве цели введения в национальное уголовное законодательство практики «суровых» наказаний за рассматриваемое преступление.

В современном мире, несмотря на наличие столь внушительного числа международно-правовых документов, проблема торговли людьми  не решена. Данное явление существует в модифицированном виде, получив, к сожалению, широкое распространение на территории бывшего СССР и современной России.

Автор статьи: И.Г. Рогава

Взято из: http://www.journal-nio.com/index.php?option=com_content&view=article&id=502&Itemid=90




Комментирование закрыто.

Информационный ресурс научно-коммунистической культуры
Перед вами сайт нарождающейся научно-коммунистической культуры (НКК).

В наше время все чаще звучат нотки неверия, когда речь заходит о построении коммунизма, но, если вам знакомо чувство острой несправедливости, творящейся вокруг, чувство, что все люди рождены для счастья и есть смысл бороться за него, если мир без горя и несправедливости — это и ваша мечта, значит — материалы этого сайта и для вас тоже.

Для продуктивного характера давание имеет совершенно иное значение. Давание — это высшее проявление силы. В каждом акте давания я осуществляю свою силу, свое богатство, свою власть. Такое переживание высокой жизнеспособности и силы наполняет меня радостью. Я чувствую себя уверенным, способным на большие затраты сил, полным жизни и потому радостным. Давать — более радостно, чем брать не потому, что это лишение, а потому, что в этом акте давания проявляется выражение моей жизнеспособности. — Э. Фромм

Twitter

Наш микроблог на Twitter