Сообщение
Имир Торвен » 10 апр 2009, 22:20
Nut, наоборот, я всячески приветствую исследования возникающих проблем. В частности, я готов обсуждать возможные позитивные стороны вождистских или религиозных методов, с целью извлечения из их опыта полезной практической информации и навыков.
Но я говорил не о методах, а о носителях этих методов, то есть - о невежественных фанатиках. Фанатик - всегда is bad. Хороших фанатиков не бывает. Фанатики полётов в космос - плохие, фанатики построения светлого будущего - плохие, фанатики научно-технического прогресса, новых методов воспитания, этических систем и т.д. - все они жидкая дрянь, прилипающая к сапогам на исторических дорогах. Ни цель, ни метод не оправдывают сути фанатизма. Особенно фанатизма невежественного, не готового считаться с реальностью, а основанного на убеждении в том, что "вот так-то и должно быть", потому что "так" - это хорошо, а всё остальное - плохо, неправильно.
При этом, как я уже говорил, эзотерический фанатизм (а культ личности и религиозная идея эзотеричны по своей природе) не подлежит развенчанию с помощью рациональных аргументов; следовательно, его устранение является обычно силовым актом, что, в свою очередь, умножает вредоносные последствия. В итоге проще всего не допускать развития фанатизма, особенно в эзотерическом ключе. О чём я, собственно, и написал.
Кстати, я не фанатик борьбы с фанатизмом. Я могу признать аргументы и частные случаи, когда фанатизм становится необходимым и даже полезным явлением. Однако превращать эти частные случаи в повседневную практику - уже иное дело. Здесь довольно точная аналогия с наркотическими анальгетиками: этилморфина гидрохлорид - мощная штука, но рекомендовать участковым врачам назначать его от боли при ушибах мягких тканей или мигрени - это не просто перебор, но и опасное вредительство. То же и с социальными преобразованиями: эксплуатировать массовый фанатизм как источник энтузиазма и самопожертвования в течение сколь-нибудь долгого времени недопустимо. Любая организованная система верований, не подкрепляемая конкретными делами - опиум для народа. Не бывает "хорошего" опиума или "плохого" - бывает только избавление от наркотической зависимости, либо распад и смерть на игле от передоза.
Серьёзная проблема коммунистической агитации сейчас заключается в том, что как противники, так и недалёкие сторонники коммунизма проводят знак равенства между "строительством коммунистического общества" (задачей рациональной, повседневно полезной и в чём-то довольно скучной, но абсолютно необходимой для выживания - примерно как мытьё рук и стирка одежды) и "служением высшей цели", чем бы эта "цель" ни являлась на практике. Вторая из упомянутых задач не поддаётся рациональному объяснению, и, как следствие, привлекает кажущейся простотой. Однако эта простота оказывается оружием не только обоюдоострым - оно неизбежно направляется в конце концов против рациональной части, приводя к обвинениям в "бездуховности" и отсутствии энтузиазма.
Плюс к этому - выдаваемый за "сталинизм" и "советский патриотизм" имперский реваншизм абсолютно некоммунистического толка. Плюс - преступная клерикализация общества, с последующим его оболваниванием. Конечно, велик соблазн попытаться оседлать эти силы, повернув их активность в некое нужное русло. На деле же оказывается обычно по-другому: не обладая ухватками гоголевского кузнеца Вакулы, на чёрте просто так не прокатишься.
E vederai color che son contenti
nel foco, perché speran di venire
quando che sia a le beate genti.