Коммунарское движение

Аватара пользователя
Игорь Жуков
Сообщения: 3396
Зарегистрирован: 04 дек 2004, 01:07
Откуда: СПб

Коммунарское движение

Сообщение Игорь Жуков » 16 июн 2007, 00:47

Фрагмент предисловия Романа Синельникова к сборнику коммунарских песен.


Что такое коммунарство? Далеко не каждый человек сможет дать ответ на этот вопрос, а если что и вспомнит, то почти наверняка фотоаппарат ФЭД и Антона Семёновича Макаренко. Система сделала всё, что было в её силах, чтобы в нашем обществе не сохранилось и следа духа коммуны. И, надо сказать, она почти достигла цели. Почти - потому что и сейчас продолжают жить по коммунарским законам многие подростковые клубы, кое-где даже сохранились лагеря, а уж если заговорить про нынешних сорокалетних и вспомнить, что очень многие барды вышли именно из коммунарской традиции - станет ясно: дух этот дошёл до наших дней. И тем не менее коммунарство остаётся идеей неизвестной. Даже сейчас, когда, казалось бы, нет цензурных запретов, далеко не каждый журнал или газета берутся за эту тему, а если такое и происходит, то, увы, не вызывает никакого интереса у большинства читателей...

Всё начиналось после знаменитого XX съезда КПСС. То было поистине необыкновенное время в истории нашей страны. Мечтавший о справедливости народ вдруг узнал правду о своём прошлом - и встрепенулся, поверил, что теперь, покончив со Злом, добьётся своей цели, построит коммунистическое общество. Нынешним поколениям это кажется странным, но тогда, в 1956 году, политика Хрущёва вызвала небывалую веру в человека, в его возможности, в построение лучшего будущего. Кстати, именно на этот период приходится появление множества кинофильмов и художественных произведений об Октябрьской революции и о Ленине - происходило "возвращение к истокам". Люди верили, что ошибки Сталина будут преодолены, что сейчас, когда сказана правда, препятствий на пути к коммунизму нет, осталось совсем чуть-чуть - одно, ну в крайнем случае два десятилетия... Да и как в это не верить, когда невиданные по дерзновенности успехи Советского Союза в освоении космического пространства именно во время "оттепели" заставляли изумляться весь мир? И поэтому, читая в одной из лучших книг стихов Эдуарда Межелайтиса строки "Я - человек! Я - коммунист!", не будем смеяться или, что ещё хуже, обвинять поэта в карьеризме. Такими были наши родители, такой в те годы была наша страна - страна романтиков, страна мечтателей.

И вот тогда-то лучшие философы, педагоги, психологи задумались: а что, если попытаться смоделировать на ограниченной территории и в ограниченный промежуток времени - с чего-то же надо начинать! - жизнь по законам братства, жизнь, полную доверия и взаимопомощи? Такая разработка с философской точки зрения была выполнена выдающимся мыслителем современности Эвальдом Ильенковым (1924-1979) [Спорный, вообще-то, вопрос. Лично Ильенков коммунарскую методику не разрабатывал, однако его философия практически совпала с отношением к миру в то же самое время у коммунаров-практиков. Поэтому в данном случае можно говорить о двух независимо созданных разработках, оказавшихся при этом лишь теоретической и практической частью одной и той же глобальной идеи.], а на практике её реализовала в так называемой Фрунзенской Коммуне группа ленинградских педагогов (ЛГПИ им. Герцена) во главе с Игорем Петровичем Ивановым и Фаиной Яковлевной Шапиро. Это произошло 24 марта 1959 года. Вскоре коммунары приехали в только что открывшийся Всероссийский пионерский лагерь "Орлёнок", и к 1963 в нём уже были заложены все основные традиции, существующие и по сей день. Орлята тут же разнесли их по всей стране, и коммунарское движение стало стремительно распространяться. Замечу попутно, что - прошу обратить на это внимание! - в первые годы своего существования "Орлёнок" не был лагерем комсомольского актива. В одном из выпусков коммунарской газеты "Первое сентября" петербургский автор, орлёнок (всех, кто был в "Орлёнке", принято называть орлятами) [Слова "орлёнок" и "коммунар" имеют и более узкий смысл. Во многих коммунах они обозначали звания, отражающие степень соответствия человека коммунарскому идеалу.] Н.Крыщук так и писал: "В коммуну вожатая послала меня, потому что, кроме мата, я знал ещё и стихи". Так что и во Фрунзенской Коммуне, и в тогдашнем "Орлёнке" люди были самые разные. Между прочим, среди них был и известный многим участникам Всесоюзных сборов старшеклассников (1988, 1989, 1990 годы) Юрий Иванович Виноградов, ныне старший преподаватель Санкт-Петербургского института культуры.

А в середине шестидесятых годов произошло непредвиденное: "оттепель" сменилась "заморозками", началась антикоммунарская кампания, и результатом её стало обвинение "Орлёнка" в антисоветизме.

Зададим себе вопрос: а чем же, собственно, так не угодили коммунары партийной и комсомольской верхушке, что она смогла решиться на такое крайнее средство?

Во-первых, коммуна - это свобода. "Орлёнок", в отличие от "Артека", о котором речь пойдёт дальше, никогда не был идеологизированным. Да, его гимн - известная каждому песня В.Белого на стихи Я.Шведова, да, на его главной площади - памятник Орлёнку, в соответствии с легендой, герою не гражданской, а Великой Отечественной войны, ибо гражданская война не имеет героев по определению - но на этом вся "идеология" и кончается. Коммунаров не согревал "треск речей под барабанный раскат" - помните блестящую "Песню Единого фронта"? - и место никому не нужных линеек заняли ночные "огоньки" у костра. И на этих огоньках происходило великое чудо: человек переставал бояться самого себя, он вдруг понимал, что страх и неловкость испытывают все окружающие, и это чувство общности раскрепощало его отныне и навсегда. Так мысль и речь получали желанную свободу, так формировалась часть того поколения, в честь которого перестройку окрестят позже "революцией сорокалетних".

Во-вторых, и в коммунах, и в лагере царило и царит полное доверие. А, вообще говоря, доброе и доверительное отношение к людям - могильщик любого тоталитарного режима. Как только Империя Зла (я думаю, Президент Рейган так и не оценил глубину и удивительную точность этого своего определения) становится обществом доверия*6, у человека отпадает причина скрывать суть своего "я". А там уже недалеко и до свободы слова, и до "подрыва основ"... Наверно, нет в Старом Свете другой страны, кроме России и, быть может, Чехословакии*7, где Дух властвовал бы над Расчётом. Идея занимала и занимает огромное место в нашей жизни. Когда люди избегают в нашей стране откровенных высказываний, то они, собственно говоря, боятся не КГБ - к угрозе со стороны этой организации все давно уже привыкли, - а разрыва отношений с собеседником. Ибо нетерпимость к иным взглядам так высока, а стремление сделать свою личную точку зрения общепринятой настолько сильно, что в девяноста девяти случаях из ста при малейшем расхождении в позициях по любому, совсем не обязательно политическому вопросу ещё недавно любящие друг друга люди расходятся навсегда. Они не говорят при этом друг другу ни слова, ибо всё понятно и так: произошло самое сильное разочарование - разочарование в способности человека понять своего товарища, друга, любимого. Не разумнее ли промолчать, не раскрыться, не поставить на кон, возможно, лучшее, что имеешь? Очень многие, практически все, так и делают. Такова наша традиция, которая проявлялась и в XVIII веке, и в XIX (весь Тургенев, да и не только он, на идейных конфликтах), в какой-то мере обусловила и Октябрьскую революцию, а сегодня делает невозможным переход России к демократии...

Так вот оно, происхождение тоталитаризма: не страх перед репрессиями, а страх оказаться непонятым, и, как следствие, полная или частичная замкнутость человека! Вот она, сущность, всеобщее определение демократии: не "власть народа" - это уже вторично - а внутренняя способность каждого индивидуума самораскрыться и найти единомышленника! Вот почему мы так далеки сейчас от демократии! Свобода не даруется указами и постановлениями, но её невозможно и завоевать на баррикадах. Свобода - внутреннее состояние человека и ни от чего, кроме как от самого человека, зависеть по определению не может. Если общество внутренне свободно, но у власти по какой-либо причине оказался диктатор, рано или поздно демократия проникнет из сердец и в политические документы. И наоборот, если у руля страны находится демократически избранное руководство, которое соблюдает права человека и пользуется заслуженным уважением народов мира, но в самой стране нет потребности в демократии, народ неизбежно отдаст предпочтение Гитлеру, Сталину или - чем чёрт не шутит - Жириновскому...*8

Сколько самых неожиданных мыслей приходит в голову, когда начинаешь вспоминать о коммунарском движении!.. И это понятно: ведь само это движение раскрепощало человека, делая его внутренне свободным. Участник коммунарского сбора или орлятской смены попадал в такую среду, в такие отношения, что всегда мог высказаться по абсолютно любому вопросу - и знал: с ним наверняка поспорят, но спор этот будет максимально корректным, высказывания - максимально терпимыми, и, самое главное, отношения с друзьями останутся такими же, как и прежде. Именно это - настолько доброжелательное отношение к человеку, насколько возможно - ещё одно достижение коммунарства...

В-третьих, коммунарство меняло человека раз и навсегда. Оно создало Реальный Идеал - идеал отношений между людьми. Отдаю себе отчёт: понятие "реальный идеал" - нонсенс в философии, но другой комбинации слов не нахожу. По выражению Овода, "Бог - это идол, который можно разбить молотком". Коммунарство - единственная из всех известных мне идей, с которой этого проделать в принципе нельзя. В самом деле, можно сомневаться в божественности Мессии, Будды или Аллаха, можно сомневаться в возможности построения коммунизма к 1980 году, но разве обретённая нами дружба - не реальность? Такой идеал дарит человеку величайшую стабильность и независимость. Всё меняется в нашей жизни: уходят и приходят правительства, рушатся и опять возникают догмы, распадаются и вновь образуются великие империи, на месте морей останутся голые пустыни, на месте пустынь будут возделаны оазисы - ничто не вечно под луной. Наши родители верили в общество равенства - перестройка смела эту веру. Мы воспитывались на могучей музыке теории относительности и теории Дарвина, - сейчас это стало "не модно". Но тем не менее существует нечто такое, что для меня безусловно, что останется со мной навсегда, и это - дух моего "Орлёнка", это - громадное количество орлят, разбросанных по всей стране и готовых поддержать меня в любую минуту. Я знаю: сейчас продаётся и покупается абсолютно всё, такое уж у нас время. Я знаю: на Арбате можно сегодня встретить что угодно: военную форму, знамёна, партбилеты, ордена... Всё - но за одним исключением. Мне ни разу не попадался среди выставленных на продажу значков значок Орлятский. Потому что в этом мире пока существуют Дружба и Доверие, которые не купить и не продать. Может быть, мои мысли выглядят немножко фанатичными, но у меня действительно был случай, когда я оказался в крайне тяжёлом положении и именно орлята, часть из которых меня вообще до этой встречи не знала, в тот момент мне очень сильно помогли. Так что всё, что я здесь пишу - не просто слова. Человек, воспринявший коммунарство, становится абсолютно независим - и тем самым страшен всем, кто хочет держать свой народ в повиновении.

Наконец, коммунарство противоречило всей системе воспитания, сложившейся в Советском Союзе. И дело даже не в том, что учебные программы были рассчитаны на серое усреднение, тогда как коммунарство ставило своей целью раскрытие всех заложенных в человеке талантов. Причина гораздо глубже и она такова: официальная педагогика не признавала и не признаёт права ученика на индивидуальность. "Учитель всегда прав!" - вот основной постулат такой педагогики. Основная задача всех молодых людей от семи и до семнадцати, в соответствии с ней,- учиться, учиться и ещё раз учиться, а всё, что к учёбе не относится, кроме, разумеется, общественной деятельности, школу не волнует. С точки зрения преподавателей, воспитанных на этих принципах, все дети делятся на "двоечников" и "отличников", на "активных" и "пассивных", на "хороших" и "плохих" - словом, на "наших" и "не наших". Ценить личность в каждом ученике такие преподаватели не умеют и вряд ли когда-нибудь научатся. Им невдомёк, что их любимец - отличник и активист может в будущем оказаться предателем, а "гроза школы" и отпетый хулиган, возможно, спасёт от смерти тысячи людей. Так возникало противостояние учителей и учеников, продолжавших воспринимать мир по-своему, так в классах складывалась, параллельно с официальной, неофициальная иерархия, которая, разумеется, в более развитом и постыдном виде перенеслась и на армию, и на "зону". Надо сказать, советская детская литература очень сильно "постаралась" для того, чтобы закрепить в нашем сознании столь однобокую, но, как и принято в тоталитарном обществе, "единственно верную" точку зрения. Самый яркий тому пример - конечно же, носовский "Витя Малеев". Можно вспомнить также Юрия Сотника и многих других литераторов. Только выход в 1981 повести В.Железникова "Чучело" нанёс смертельный удар сложившейся традиции. А до этого сложившиеся отношения между учениками и учителями поддерживал своими решениями даже комсомол. Например, в 1944 году, когда, казалось бы, необходимо было решать несколько более важные проблемы, Пленум ЦК ВЛКСМ принял постановление, в соответствии с которым учащийся комсомолец, т.е. практически каждый ученик, лишался права критиковать учителей в любой форме. От себя добавлю, что за весь период Великой Отечественной войны Центральный Комитет ВКП(б) не собирался вообще ни разу*9. "Верный помощник партии" тем не менее нашёл время...

Что касается коммунарства, то эту разработку не зря причисляют к так называемой "педагогике сотрудничества". Отношения внутри коммуны построены на полном доверии и уважении, а не на заведомо предопределённом неизвестно кем психологическом барьере. Вот почему в "Орлёнке" вожатых всегда называют только по имени, а не по имени-отчеству, как во многих других лагерях. Кстати, для обозначения вожатого коммунары часто используют название, которое, на мой взгляд, и раскрывает суть взаимоотношений в коммуне - "Старший друг". Встречается, правда, и другое, не менее распространённое обозначение - "комиссар", но это уже следствие шестидесятнической романтики. Кроме того, коммунарская педагогическая методика не использует традиционные для нашей педагогики способы "прямого" (Симон Соловейчик) или, что более понятно, "директивного"*10 воспитания. Какие-либо наставления и поучения противоречат самому духу движения, и если кто-то вдруг проявил себя не с лучшей стороны, никто ему читать мораль не станет. Будет достаточно взгляда глаза в глаза. Обратной стороной такого положения является факт, до боли знакомый каждому коммунару: принципы коммунарства невозможно "свернуть" в десять или любое другое конечное число заповедей, иначе говоря, описать это движение словами невозможно. Через это надо пройти, это надо пережить, иного пути попросту нет. Песни, легенды, традиции, то немногое, что имеет форму Законов коммуны, наконец, сам дух человеческих взаимоотношений - всё это в совокупности и выражает суть коммунарства, и мне пока неизвестна более или менее удачная попытка выразить это как-то иначе. Коммунарская система "защиты от копирования" до сих пор не "сломана", что уже само по себе вызывает восхищение.

Думаю, вам понятны причины того, что произошло в середине шестидесятых. Сажать, конечно, уже никого не сажали - времена были другие. Тем не менее коммунарское движение стали сворачивать. Официально оно не запрещалось, но после отказа в декабре 1965 года лидеров движения поставить его под контроль ЦК ВЛКСМ отношение к коммунам на местном уровне стало крайне неблагоприятным. Иногда дело доходило до отчислений из института, исключений из комсомола, отстранения пионервожатых от работы. Кое-где, однако, коммуны успели сменить вывески и некоторое время продержались. Среди них - и "Орлёнок", крепость, которая, оставаясь одним из немногих в стране островков свободы, выдержала всё до конца и сумела сохранить идею, пусть и в специфическом "лагерном варианте", до прихода к власти М.С.Горбачёва.

Но Система оказалась коварнее, чем мы думали. Начиная с середины шестидесятых годов, она пыталась любой ценой превратить "Орлёнок" во второй "Артек", а "Артек" - это особая тема в нашей истории. Собственно говоря, культ "Артека" сохраняется в нашем обыденном сознании до сих пор, но неизмеримо большие размеры имел он в тридцатые годы. Этот лагерь был основан в 1925 году и переболел всеми болезнями тоталитаризма. В 1936 году знаменитый французский писатель Андре Жид, чья книга "Возвращение из СССР" вышла у нас только через полвека, откровенно назвал "Артек", отдавая при этом должное его архитектурной продуманности, "раем для медалистов и дипломантов". Лагерь, куда приезжали очень и очень немногие, превозносился официальной пропагандой как символ заботы партии и лично Сталина и Молотова (одно время "Артек" носил это имя) о советской детворе. После смерти Сталина "Артек" получил имя Ленина, поутихли газетные фанфары, но лагерь как был, так и оставался лагерем актива.

Что же это такое - лагерь актива? И кто такие "активисты"? Конечно, я не имею в виду активных и неравнодушных ребят, чья деятельность не выходит за рамки класса или даже школы. Речь идёт прежде всего об активистах городского уровня и выше, которые были "приручены" комсомолом и которым путёвки в тот же "Артек" (как, впрочем, и в "Орлёнок") полагались, так сказать, "по должности". В семидесятые годы комсомол нашёл удачный способ "приручения" - городские штабы старшеклассников. Эти штабы взяли на вооружение огромное число коммунарских традиций, но главное - чувство свободы и доверия - оказалось забытым, то ли случайно, то ли сознательно. Для первых коммунаров их коммуны были средством выживания, для многих же активистов их штабы являлись всего лишь игрой, средством приятного традиционного времяпрепровождения, причём абсолютно ни к чему не обязывающего. Так и проходило их "общение" - встреча на три дня, потом "всё равно всё заглохнет", потом опять встреча, но уже с другими людьми - короче говоря, по выражению Жванецкого, огромная внутренняя жизнь без видимого результата*11. В момент получения школьного аттестата эта игра заканчивалась, начиналась другая, и в течение первого же года после школы многие девушки-"штабисты" выходили замуж*12. Разумеется, приезжая в лагерь актива, люди этого сорта не задумывались "о смысле жизни", что было свойственно коммунарам: они приезжали за новыми приёмами работы с "толпой", и больше их ничего не интересовало.*13

И вот "Орлёнок" стал лагерем актива. Надо ли говорить, что именно этот факт нанёс смертельный удар интереснейшему эксперименту. Как уже говорилось, вожатые сумели, несмотря ни на что, сохранить лагерные традиции. Имеющий уши, напомню, да услышит. Но что делать, если в результате целенаправленного отбора все или практически все слушающие ушей не имеют, а ошибки селекционера почти исключены? О такую преграду разобьются любые, даже самые гениальные начинания. Таким образом, в середине шестидесятых годов "Орлёнку" навязывалась традиционная, прежде всего артековская идеологическая модель. Именно поэтому отношение многих орлят к "Артеку" - вопрос, вообще говоря, очень болезненный и щепетильный*14. Лагерь пытались сделать, по образцу "Артека", международным - то есть создать повод для усиления идеологического контроля со стороны партии, комсомола и КГБ. Затем в нём стали проводить всевозможные "тематические" сборы наподобие сбора знаменосцев памятных знамён, состоявшегося в 1984 году. Наконец, по всей стране стали открываться большие и маленькие лагеря с названием "Орлёнок". Как мне кажется, это была попытка опустить представление об "Орлёнке" в глазах общества до уровня обыденности.

И всё же "Орлёнок" сумел сохранить свою самобытность. Орлята, которые были в лагере в первые годы его существования, через комсомол и пединституты опять прорывались туда, но уже в качестве комиссаров, вожатых. Так образовалась цепочка, которая обеспечила преемственность поколений и фактически совершила чудо, донеся до нас дух движения. А на Большой земле медленно, но верно коммунары стали приходить к власти в школах, райкомах комсомола, отделах народного образования... Чудом появлялись и новые коммунарские объединения. Подростковый клуб "Орион", Форпост культуры имени С.Т.Шацкого в Лужниках, новороссийская "Шхуна ровесников", петрозаводский клуб "Товарищ", обнинский "Союз друзей" - вот лишь наиболее известные. Многие из них существуют и поныне. Изменились и цели движения: с воспитания коллективистов акцент был перенесён на освоение культурного богатства человечества и преодоление отчуждения. И вновь - хотя и не так, как прежде, и не всегда на должном уровне - начали проходить замаскированные под "школы комсомольского актива" коммунарские сборы... И вновь прежде ни разу не встречавшиеся люди на третий, заключительный день сбора уже не могли жить друг без друга... И вновь вставали они в Орлятский Круг - замечательное порождение коммуны, когда каждый может заглянуть в глаза каждому, и вновь чувствовали себя чем-то единым... Актив, разумеется, есть актив, я уже говорил, что суть коммунарства не была воспринята почти всеми штабистами. Но люди разные, и каждый увозит с коммунарского сбора или из "Орлёнка" своё, неповторимое впечатление...

Конечно, жителям городов, где коммуны действовали постоянно, повезло больше всех: для них коммунарство стало единственно возможным способом существования. Что можно сделать за месяц, тем более за три дня? Только лишь "загрузить интерпретатор", заинтересовать, раскрыть принципы, в лучшем случае сделать систему "резидентной", то есть не удаляемой из памяти, - и не более. Но главный Комиссар - это жизнь, и каждый из нас должен достраивать здание своих взглядов самостоятельно. Это, без сомнения, трудно, но разве не интересно? И разве не вызывает уважение идея, которая никак не ограничивает человека, а напротив, предоставляет ему опору для свободного саморазвития, самосовершенствования, идея, избавляющая от Страха? Это не просто красивая фраза, ибо уже сейчас существует бесчисленное количество конкретных реализаций коммунарства. Ценность их - в том, что они представляют собой блестящий пример приложения общих законов и принципов к реальной жизни во всём её многообразии. Иногда даже ставятся проблемы, ещё ни разу не поднимавшиеся в нашем обществе. Например, в начале этого предисловия я говорил о предмете истории. Постановка вопроса, высказанная там, чисто коммунарская и никогда в нашем обществе не возникала, хотя и даёт нам возможность взглянуть на прошлое совершенно другими глазами! Вот почему я избегаю называть коммунарство словом "методика". Это - универсальная идея, которая продолжает развиваться и основной закон которой - "Наша цель - счастье людей!" - одинаково хорошо переводится и на язык политики, и на язык философии, и на язык психологии, и на язык истории.
Эмиссар мелкобуржуазной интеллигентской субкультуры

Аватара пользователя
pvgoran
Сообщения: 2672
Зарегистрирован: 01 июн 2006, 15:56
Откуда: Новосибирск
Контактная информация:

Сообщение pvgoran » 16 июн 2007, 09:13

"Тоталитаризм", "империя зла", "демократия"... Н-да. "Вражеский" какой-то текст. Создается отчетливое впечатление, что автор хотел рассказать не столько собственно о коммунарстве, сколько о том, как оно "страдало под пятой кровавого режима".

Игорь, есть ли возможность найти более адекватный текст?

Аватара пользователя
Игорь Жуков
Сообщения: 3396
Зарегистрирован: 04 дек 2004, 01:07
Откуда: СПб

Сообщение Игорь Жуков » 16 июн 2007, 10:26

Я согласен частично. Мне кажется, у тебя срабатывает "концентратор на входе". Я сейчас мельком просмотрел текст, и эти моменты не бросились в глаза.

Конечно же, я не предлагаю такой текст помещать на наш сайт как есть, потому и поместил сюда. (Тут у нас достаточно спорных материалов скопилось.) А вообще с вводными текстами по истории коммунарства туговато. Посмотри еще "Историю молодежного движения..." Кожаринова-Тишина, "Молчание гордых" Хилтунена и "Историю коммунарства..." Ричарда Соколова.

Только, как говорили когда-то в ФИДО, не читайте об этом Тененбойма.
Эмиссар мелкобуржуазной интеллигентской субкультуры

Аватара пользователя
pvgoran
Сообщения: 2672
Зарегистрирован: 01 июн 2006, 15:56
Откуда: Новосибирск
Контактная информация:

Сообщение pvgoran » 16 июн 2007, 20:32

Игорь Жуков писал(а):Мне кажется, у тебя срабатывает "концентратор на входе".
Ой. А что это такое? :)
Я сейчас мельком просмотрел текст, и эти моменты не бросились в глаза.
Ну, по-моему, это не "отдельные моменты", а "канва повествования" двух последних третей текста :) . И информация о коммунарстве туда "вплетена"...
А вообще с вводными текстами по истории коммунарства туговато.
Да, я так и подумал. :)
Посмотри еще "Историю молодежного движения..." Кожаринова-Тишина, "Молчание гордых" Хилтунена и "Историю коммунарства..." Ричарда Соколова.
Ну, не то, чтобы я сейчас этим интересовался... Но - посмотрю, если понадобится.

Аватара пользователя
Игорь Жуков
Сообщения: 3396
Зарегистрирован: 04 дек 2004, 01:07
Откуда: СПб

Сообщение Игорь Жуков » 16 июн 2007, 21:51

pvgoran писал(а):
Игорь Жуков писал(а):Мне кажется, у тебя срабатывает "концентратор на входе".
Ой. А что это такое? :)
Ну, я имел в виду, что именно этим аспектам ты присваиваешь повышенный "вес", замечаешь их в первую очередь. Либо, наоборот, это я привык этот фон практически не замечать, выделяя основной предмет. Точнее, научился не акцентироваться на этом, иначе мне было бы трудно обитать в обществе сильно "просоветски" настроенных людей.

И мне представляется важным для всех нас снижать это акцентирование. Мы слишком развернуты в сторону "просоветски" ориентированных людей и текстов, а сущностно близкое, но повышенно-критичное воспринимаем с недоверием. Это не способствует диалогу людей Красной идеи.
Эмиссар мелкобуржуазной интеллигентской субкультуры

Аватара пользователя
Таня Данилова
Сообщения: 4787
Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:18

Сообщение Таня Данилова » 16 июн 2007, 22:32

Игорь Жуков писал(а):а сущностно близкое, но повышенно-критичное воспринимаем с недоверием. Это не способствует диалогу людей Красной идеи.

а конкретнее?

Аватара пользователя
pvgoran
Сообщения: 2672
Зарегистрирован: 01 июн 2006, 15:56
Откуда: Новосибирск
Контактная информация:

Сообщение pvgoran » 16 июн 2007, 22:36

Если бы это был просто "фон", "повышенная критичность" - я бы стерпел :) . Но, по-моему, конкретно здесь "антисоветчина" - лейтмотив.

Впрочем, ты прав насчет того, что диалог нужен и с такими людьми... Только плохо понятно, как его вести.

Аватара пользователя
Игорь Жуков
Сообщения: 3396
Зарегистрирован: 04 дек 2004, 01:07
Откуда: СПб

Сообщение Игорь Жуков » 16 июн 2007, 23:08

Таня Данилова писал(а):
Игорь Жуков писал(а):а сущностно близкое, но повышенно-критичное воспринимаем с недоверием. Это не способствует диалогу людей Красной идеи.

а конкретнее?
Я имел в виду, что "просоветские" материалы у нас в целом воспринимаются с бОльшим дружелюбием; когда вывешивается очередной такой текст на форуме, он нередко остается безо всякого комментария. Я не могу сказать еще "конкретнее" - речь идет об ощущении, об атмосфере "в целом".
Эмиссар мелкобуржуазной интеллигентской субкультуры

Аватара пользователя
Игорь Жуков
Сообщения: 3396
Зарегистрирован: 04 дек 2004, 01:07
Откуда: СПб

Сообщение Игорь Жуков » 16 июн 2007, 23:30

pvgoran писал(а):Впрочем, ты прав насчет того, что диалог нужен и с такими людьми... Только плохо понятно, как его вести.
Все зависит от точки отсчета. Мне, например, гораздо труднее вести диалог с теми, кто сильно "просоветски" настроен. Даже здесь в НКК, хотя я в контакте со всеми (поскольку вижу единство в главном) - но на практике мне гораздо легче воспринимать написанное, допустим, Дмитрием С. или Зиной, чем, скажем, тобой или Таней. Это все преодолимо, конечно, через то, что мы открываемся навстречу, впускаем опыт друг друга. Но это работа, одинаково трудная в каждую из двух сторон.
Эмиссар мелкобуржуазной интеллигентской субкультуры

Аватара пользователя
Таня Данилова
Сообщения: 4787
Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:18

Сообщение Таня Данилова » 17 июн 2007, 09:07

Игорь Жуков писал(а):Мне, например, гораздо труднее вести диалог с теми, кто сильно "просоветски" настроен.
Игорь, думаю, эту «трудность восприятия», стоит разделить на составляющее:
1.Мировоззреченские противоречия, какие-то из элементов

2.Или, как это назвала Арина, «сложность перевода». Мы говорим об одном , но разными словами

В зависимости от этих «категорий трудностей» искать методы решения.

И главное, думаю, при этом исходить из позиции Общего Дела

Regul

Сообщение Regul » 18 июн 2007, 21:23

Статья действительно написана с диссидентски-антисоветских позиций.
Всячески противопостовляется "коммунарское движение" и обычная практика воспитания детей в СССР.
Недостатки, которые были присущи системе воспитания объявляются неизбежным следствием "тоталитаризьма"

#Мечтавший о справедливости народ вдруг узнал правду о своём прошлом - и встрепенулся, поверил, что теперь, покончив со Злом, добьётся своей цели, построит
#коммунистическое общество.

Для старшего поколения "развенчание культа личности" явилось сильнейшим мировоззренческим сломом.
Возможно хрущёвское время представляется полным романтики людям, бившим тогда детьми.
Прорыв в космос - закономерый результат развития СССР в предшествующий период.


#ибо гражданская война не имеет героев по определению

Война имела героев с обоих сторон, только на нашей стороне была правда.


# Как только Империя Зла (я думаю, Президент Рейган так и не оценил глубину и удивительную точность этого своего определения) становится обществом #доверия*6, у человека отпадает причина скрывать суть своего "я".

Скрывать своё я часто стремятся люди, которые им("я") недовольны, стесняются себя.
Страх порождается слабостью.


#. Когда люди избегают в нашей стране откровенных высказываний, то они, собственно говоря, боятся не КГБ - к угрозе со стороны этой организации все давно #уже привыкли, - а разрыва отношений с собеседником

Обычные люди не ощущали присутствия этой организации в своей жизни, боялись те, кому было, что скрывать.


# Ибо нетерпимость к иным взглядам так высока, а стремление сделать свою личную точку зрения общепринятой настолько сильно, что в девяноста девяти случаях #из ста при малейшем расхождении в позициях по любому, совсем не обязательно политическому вопросу ещё недавно любящие друг друга люди расходятся навсегда.

Автор переоценивает маштаб явления.
Основная причина та, что влюбляются не в человека, а в его вооброжаемый образ


#Так вот оно, происхождение тоталитаризма: не страх перед репрессиями, а страх оказаться непонятым, и, как следствие, полная или частичная замкнутость #человека!

Не понял, логика хромает


#Если общество внутренне свободно, но у власти по какой-либо причине оказался диктатор, рано или поздно демократия проникнет из сердец и в политические #документы. И наоборот, если у руля страны находится демократически избранное руководство, которое соблюдает права человека и пользуется заслуженным #уважением народов мира, но в самой стране нет потребности в демократии, народ неизбежно отдаст предпочтение Гитлеру, Сталину или - чем чёрт не шутит - #Жириновскому...*8

чушь, что такое: "нет потребности в демократии", какая "демократия"
имеется в ввиду? как в США?


#№меняется в нашей жизни: уходят и приходят правительства, рушатся и опять возникают догмы, распадаются и вновь образуются великие империи, на месте морей #останутся голые пустыни, на месте пустынь будут возделаны оазисы - ничто не вечно под луной. Наши родители верили в общество равенства - перестройка смела #эту веру. Мы воспитывались на могучей музыке теории относительности и теории Дарвина, - сейчас это стало "не модно". Но тем не менее существует нечто #такое, что для меня безусловно, что останется со мной навсегда, и это - дух моего "Орлёнка", это - громадное количество орлят, разбросанных по всей стране #и готовых поддержать меня в любую минуту.

Нет чуства боли, только эгоцентризм.


#Наконец, коммунарство противоречило всей системе воспитания, сложившейся в Советском Союзе. И дело даже не в том, что учебные программы были рассчитаны на #серое усреднение, тогда как коммунарство ставило своей целью раскрытие всех заложенных в человеке талантов. Причина гораздо глубже и она такова: #официальная педагогика не признавала и не признаёт права ученика на индивидуальность. "Учитель всегда прав!" - вот основной постулат такой педагогики. #Основная задача всех молодых людей от семи и до семнадцати, в соответствии с ней,- учиться, учиться и ещё раз учиться, а всё, что к учёбе не относится, #кроме, разумеется, общественной деятельности, школу не волнует.

Не состоятельное утверждение


#С точки зрения преподавателей, воспитанных на этих принципах, все дети делятся на #"двоечников" и "отличников", на "активных" и "пассивных", на "хороших" #и "плохих" - словом, на "наших" и "не наших". Ценить личность в каждом ученике #такие преподаватели не умеют и вряд ли когда-нибудь научатся.

Это недостатки, а не имманетные особенности "тоталитарной" школы


#до этого сложившиеся отношения между учениками и учителями поддерживал своими решениями даже комсомол. Например, в 1944 году, когда, казалось бы, #необходимо было решать несколько более важные проблемы, Пленум ЦК ВЛКСМ принял постановление, в соответствии с которым учащийся комсомолец, т.е. #практически каждый ученик, лишался права критиковать учителей в любой форме. От себя добавлю, что за весь период Великой Отечественной войны Центральный #Комитет ВКП(б) не собирался вообще ни разу*9. "Верный помощник партии" тем не менее нашёл время...

Насчёт постановления - в нём видимо была необходимость.
А ЦК собираться не было необходимости - решение принимало Политбюро


#Тем не менее коммунарское движение стали сворачивать. Официально оно не запрещалось, но после отказа в декабре 1965 года лидеров движения поставить его #под контроль ЦК ВЛКСМ отношение к коммунам на местном уровне стало крайне неблагоприятным.

Не обладаю инфой, не могу прокомментировать.


#Но Система оказалась коварнее, чем мы думали.
:-)


#Разве не вызывает уважение идея, которая никак не ограничивает человека, а напротив, предоставляет ему опору для свободного саморазвития, #самосовершенствования, идея, избавляющая от Страха

Вызывает, этож коммунизм )


#Это - универсальная идея, которая продолжает развиваться и основной закон которой - "Наша цель - счастье людей!" - одинаково хорошо переводится и на язык #политики, и на язык философии, и на язык психологии, и на язык истории.

Не понял, может тут есть приближение к Красной Идее...
Но идеализма много.
Последний раз редактировалось Regul 18 июн 2007, 22:23, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Игорь Жуков
Сообщения: 3396
Зарегистрирован: 04 дек 2004, 01:07
Откуда: СПб

Сообщение Игорь Жуков » 18 июн 2007, 21:42

Regul писал(а):Статья действительно написана с диссидентски-антисоветских позиций.
Всячески противопостовляется "коммунарское движение" и обычная практика воспитания детей в СССР.
Недостатки, которые были присущи системе воспитания объявляются неизбежным следствием "тоталитаризьма"
В известной степени да. Но я не делаю отсюда выводов о враждебности. Более точно было бы сказать, что речь о шестидесятнической позиции, умеренно оппозиционной к советской системе, но лежащей в русле Красной идеи.

Продолжение следует.
Эмиссар мелкобуржуазной интеллигентской субкультуры

Аватара пользователя
Игорь Жуков
Сообщения: 3396
Зарегистрирован: 04 дек 2004, 01:07
Откуда: СПб

Сообщение Игорь Жуков » 18 июн 2007, 23:54

Вообще я с Алексеем во многом согласен. Статья Романа сдвинута в "антисоветскую" сторону. Впрочем, достаточно взвешенных текстов маловато. И у нас сейчас много материалов с "просоветским" уклоном (начиная с текстов из БСЭ).

Так что с критическими моментами я согласен, но вопрос - что делать? Какие материалы вообще размещать на сайте?


Теперь отдельные моменты несогласия.
Regul писал(а):Для старшего поколения "развенчание культа личности" явилось сильнейшим мировоззренческим сломом.
Возможно хрущёвское время представляется полным романтики людям, бившим тогда детьми.
Меня тогда просто не было :) А родители были студентами. И я знаю многих людей из этого поколения, которые свидетельствуют о той эпохе как о необыкновенном духовном подъеме. То же коммунарство - одно из проявлений.

Regul писал(а):#С точки зрения преподавателей, воспитанных на этих принципах, все дети делятся на #"двоечников" и "отличников", на "активных" и "пассивных", на "хороших" #и "плохих" - словом, на "наших" и "не наших". Ценить личность в каждом ученике #такие преподаватели не умеют и вряд ли когда-нибудь научатся.

Это недостатки, а не имманетные особенности "тоталитарной" школы
Вот тут я не вижу оснований для суждения, что тут - "баг или фича". Ясно, что любые крайние оценки не годятся, но в какой точке воображаемой шкалы мы находились и находимся - нет данных.

Regul писал(а):#Разве не вызывает уважение идея, которая никак не ограничивает человека, а напротив, предоставляет ему опору для свободного саморазвития, #самосовершенствования, идея, избавляющая от Страха

Вызывает, этож коммунизм )
Так вот они и занимались коммунизмом в полную силу. Пусть со всеми слабыми местами, за которые мы их тут критикуем, но все же гораздо более последовательно, чем это делали вокруг. Ибо у них кое-что из того, что мы сейчас переоткрываем - и "принцип 100% стремления", и атмосфера открытости и доверия, и идея протокультуры. Не замкнутой среды для "своих", что им пытаются приписать - а стремление охватить весь мир; подарить найденное, открытое в себе - всем людям.
Эмиссар мелкобуржуазной интеллигентской субкультуры

Regul

Сообщение Regul » 18 июн 2007, 23:59

Не уверен, что духовный подъём был связан с "развенчанием"

#Это недостатки, а не имманетные особенности "тоталитарной" школы

#Вот тут я не вижу оснований для суждения, что тут
эээ согласен )))

#Так вот они и занимались коммунизмом в полную силу
Я мало про это знаю, просвещайте :)

Ida
Сообщения: 2374
Зарегистрирован: 16 янв 2005, 00:26

Сообщение Ida » 19 июн 2007, 05:19

Код: Выделить всё

Наша цель - счастье людей!" - одинаково хорошо переводится и на язык #политики, и на язык философии, и на язык психологии, и на язык истории
По-моему переводится плохо, поскольку за такими словами может
стоять все что угодно, но возможно коммунарству удавалось воплотить
этот лозунг в своей первозданной чистоте ?

Интересно все-таки, кому и почему оно мешало ? По-моему объяснение
что мол тоталитарная система душила все свободные ростки малоубедительно, система душила то, в чем видела угрозу для себя,а тут ну проводят сборы, поют песни, помогают людям, мечтают о всеобщем счастье - кому все это могло помешать. Может все держалось на отдельных личностях, а их преемники продолжить традицию не смогли ?

Интересно, чем автору статьи "Витя Малеев" не угодил, я правда
читала его лет в десять, но до cих пор помню эту книгу, как очень смешную, а чтобы там были какие-то авторитарные идеи ? :shock:

Что касается критики так называемой тоталитарной школы, такая система обучения зародилась не при советской власти, а значительно
раньше, традиционная школа авторитарна и не ценит личность ученика. На Западе пытались отказаться от этого авторитаризма со стороны учителей - получилось падение авторитета учителя, а также дисциплины и уровня знаний.
Возможно коммунарство - золотая середина, но только для внешкольной жизни детей ?
:
Только дай себе волю, начни жить как легче, и тебя понесёт так, что не выплывешь
(Четвертая высота)

Ответить