В короткой сказке для детей вся история человечества
===
Евгений Пермяк
СКАЗКА О СТАРОЙ ВЕДЬМЕ
У Прохора Кузьмича была давняя тайная задумка рассказать в большой компании одну быль-небыль, как бы невзначай, “к слову доводясь” и “промежду прочим”. Вот и начал он с шуток, прибауток да загадок.
— Это уж так, — послышался голос Прохора Кузьмича. — Коли ты попал в колдовские тенета старой ведьмы, так тебе в них и сидеть до скончания века!
— Это в какие такие тенета, какой такой старой ведьмы? — спросили его.
Прохор Кузьмич тут же отозвался:
— Сказ-пересказ, верный ватерпас, про эту старую ведьму бытует. Кто какой эту ведьму видит, тот так ее и рисует. Чех мне один рассказывал.
— Какой чех? Ты же, Прохор Кузьмич, дальше завода, понимаешь, лет двадцать нигде не был!
— Оно так, только к нам-то со всего света люди ездят! И приезжал как-то один премудрый чех.
— Да начинай ты сказку, хватит присказывать, Прохор Кузьмич.
Расправив черно-пеструю бороденку, Прохор Кузьмич при¬нялся рассказывать сказку.
— Вскорости или вдолгости после того, как получеловек, по прозванию “пентикантроп”, в сознательном труде себя челове¬ком обнаружил, началась пещерная первобытная жизнь. Пускай ни рубанков, фуганков, станков, доменных печей тогда еще не придумали, а жили сообща, в большой дружбе жили.
И эта большая дружба, когда один за всех и все за одного, была неписаным законом всех законов... Что добудут на охоте, то и съедят. Что соорудят, тем и пользуются. И не было между ними никакого дележа и никакой зависти. Топор ли каменный, стрела ли, копье ли — считались нашим. И труд у них был общим — кто что может, тот то и делает. Никому не приходило в голову друг дружку попрекать: я, мол, мамонтиху прикончил, мне и есть из нее печенку, а тебе — мослы обгладывать.
Не было этого. Для всех мамонтов били. Для всех плоды собирали. Для всех пещеры приютом были. Каждому солнышко равноправно светило.
Выдумал человек к этому времени бога или нет, твердо сказать не могу. И чех мне этого не сказывал. Но то, что человек чертовщиной и лешачиной, всякой чистью и нечистью леса да болота заселять начал, это уж точно... Огонь даже за тайную колдовскую силу почитался.
Словом, зародились на земле добрые силы и злые. Чисть и нечисть. С этого все и началось. С этого самого и стал свободный человек рабом темных сил, порожденных им в тем¬ноте своей и в страхе неведения своего.
Точно так до последнего словечка и сказывал мне головастый чех.
И зародилась в те стародавние времена одна ведьма. Трудно сказать, какой она зародилась, писаной красоткой или хитро¬умной прихохоткой, только она была ведьмее всех ведьм. За¬хотелось ей не только людей, но и всю чистую и нечистую силу под себя подмять, а самой владычицей всех-перевсех владык стать. И самого бога, который, мне думается, в те годы еще неоформленным священным писанием в невыясненных ходил. И ни Буддой, ни Саваофом, ни всяким другим Аллахом пока еще не назывался. А жил как бы безымянно и предположительно, впредь до выяснения. Ну да не о нем сказ-пересказ, а о ведьме.
И задумала эта ведьма расколоть, раздробить людей, а потом поодиночке полонить каждого.
И подбросила она незнаемое в первобытности слово — “мое!”
“Мое!”
Как это было — никто не знает. То ли полюбовника окол¬довала... То ли старейшине такой микроб в голову положила... И чех не мог сказать.
И к чему сначала прильнуло это слово “мое”, тоже не скажу. К палке ли, которая оказалась сподручнее. К топору ли — по рукам. К собаке ли, что позалаистее. Врать не буду. Только это “мое”, как сорняк в жите, так пошло в рост, что никакая сила его выполоть не могла.
И все узнали, что на свете есть не только “наше”, но и “мое”.
Моим стал топор. Моей стала пещера. Моим стал поделен¬ный кусок мяса. А потом моим стал и огороженный мною клин земли. В десять — двадцать соток или в сто десятин — не в этом суть. А суть в том, что и всеобщая мать-земля, мать всего живого, стала пластаться, делиться, размежевываться по семьям, по родам, по племенам. По Сириям, Египтам, Иудеям, Вавилониям... А потом фараоны и кесари — кровавые слесари друг к дружке отмычки начали подбирать, мечами размахивать, кровь проливать, братьев своих в полон брать. И каждый: “Мое!”, “Мое!”, “Мое!”.
И так все замоекали, хоть караул кричи. А ведьме только того и надо. Она людям новые распри нашептывает. К захватам зовет, к промеждоусобиям. Зависть распаляет. Кривду за прав¬ду выдает. Краже учит. Убийство преподает...
К той поре от ведьмы сильные отпрыски пошли. Под стать ей ведьминское отродье подрастало. Сердитые имена им мать-ведьма дала. Жадность. Подлость. Кража. Кривда. Нажи¬ва. Клевета и тому подобное. Всех не перечтешь по памяти. Да и надо ли? Каждый может ведьминской родне список соста¬вить... Она намоекала все зло на земле, все гадости.
А годы, как и положено, шли, копили века... Счет перевалил за тысячи лет, а слово “мое” росло да росло и переросло все слова, а с ним росла власть ведьмы. Сильно состарилась она, а смерть ее не брала, потому что живучее слово “мое” оберегало старую ведьму от всех напастей.
Слово “мое” породило законы, служащие ему, а потом оформило и бога, оберегающего его. Ну, а про царей-королей, ханов-богдыханов нечего и говорить. Все они стали служками-прислужками старой ведьмы, окосевшей с годами на левый глаз. Она их короновала и раскороновывала или убивала по своему ненасытному велению, как мух…
Поделив белый свет на царства-государства, великие и малые княжества-сутяжества, она подсказала хитроумные знамена, на которых писались высокие слова, но всякий зрячий и честный человек читал на них одно лишь слово: “Мое!” Во славу его складывали головы несчетные миллионы людей. В честь его возводились храмы. Запугивались. Томились в темницах. По¬падали в кабалу. Продавались в рабство. Работали на износ. И по сей день эта старая ведьма управляет через свое колдовское слово “мое” половиной мира, половиной белых и черных людей...
Только у нас ей после семнадцатого года тягу пришлось дать. Почвы не стало. Аминь подошел... Конечно, случается, и на нашей земле пускает ростки старая ведьма, но уже скрытно.
Да нет, не буду досказывать... Не буду я к этой старой сказке новый хвост пришивать. И так, что к чему, ясно, если в два глаза глядеть, в оба уха слушать...
Кто какой эту ведьму видит, тот так ее и рисует.
Сказка о старой ведьме
-
- Сообщения: 2374
- Зарегистрирован: 16 янв 2005, 00:26
Сказка о старой ведьме
Только дай себе волю, начни жить как легче, и тебя понесёт так, что не выплывешь
(Четвертая высота)
(Четвертая высота)
- KonstantinV
- Сообщения: 3848
- Зарегистрирован: 28 мар 2007, 11:43
- Откуда: Ингерманландия
- Контактная информация:
Re: Сказка о старой ведьме
Я сейчас пытаюсь вводить с детьми практику отказа от слова "мое". Чаще всего вещи у нас общие, но отданы в пользование кому-то конекретному ("Это не папин компьютер, а общий. Но он чаще требуется папе для работы.")
С уважением, Константин "Рэйнст" Верцинский.
- Слава
- Сообщения: 1761
- Зарегистрирован: 11 ноя 2004, 22:42
Re: Сказка о старой ведьме
Е.Перьмяк в своих рассказах очень хорошо обобщил нравственные межчеловеческие отношения с позиции коммунистического воспитания и адаптировал для детского самосознания и восприятия .
Мы читаем его рассказы детям.
Мы читаем его рассказы детям.