Читая Макаренко
Добавлено: 13 сен 2009, 09:46
Интересная статья о коллективизме и индивидуализме
http://left.ru/2009/8/shaturin190.phtml
http://left.ru/2009/8/shaturin190.phtml
Главный форум временно закрыт для общения. Оставлены лишь архивные материалы. Регистрация новых пользователей закрыта.
http://krasnaya-zastava.ru/community/
http://krasnaya-zastava.ru/community/viewtopic.php?f=62&t=8336
А констатация наличия и презирание - это одно и то же?Имир Торвен писал(а):Что до статьи - автор её, идеализируя советский период, между тем недвусмысленно и явно презирает своё время и свой народ за некую "философию потребления" - то есть, автор дурак либо подлец.
Сама по себе - нет, но в сочетании с идеализацией прошлого, противоречащей фактам ("да, были люди в наше время!") - да, конечно. Автор не вдаётся в анализ того, почему "философия потребления" заняла в умах его соотечественников такое место; он ограничивается констатацией - деды, мол, боролись, а внуки всё прогадили. Это и есть глупость либо подлость - в зависимости от того, способен ли автор понять, что он делает.Nut писал(а):А констатация наличия и презирание - это одно и то же?
Во-первых речь идет не о презрении к народу - в статье о нем ни слова, и не об идеализации времени, а о презрении к дуракам - оторванным от жизни идеалистам, хватающимся за модную идею без всякой оглядки на реальное положение вещей. Причем речь идет о дураках в любую эпоху.Имир Торвен писал(а):Что до статьи - автор её, идеализируя советский период, между тем недвусмысленно и явно презирает своё время и свой народ за некую "философию потребления" - то есть, автор дурак либо подлец.
Т.е. просто констатация наличия проблемы, о чем собственно и говорится.Михаил Шатурин писал(а):Если нашему миру суждено уцелеть, то рано или поздно кому-то придётся расчищать авгиевы конюшни, оставшиеся в душах людей после многих десятилетий лжи и насилия. А зло будет так же, как и во времена Макаренко, как и вообще в любые времена, убеждать нас в своей непобедимости…
Что мы сейчас видим вокруг? Всё те же беспощадные стайки беспризорных детей по всей РФии; «благополучных» молодых людей, потягивающих пиво с остекленевшими глазами; подростков, увлечённо расстреливающих кого-то в компьютерных играх-бойнях; несмолкающую похабную брань – это прогуливаются вечером влюблённые парочки…
По-моему отлично сказано.Любое настоящее воспитание – это воспитание к счастью. А из этого следует другой, очень печальный (особенно для нашего времени) вывод: если этот самый образ счастья (не путать с «райским наслаждением») утерян или безбожно профанирован на цивилизационном, всеобщем уровне, то и … никаких педагогик быть не может. Можно даже сформулировать то же самое более обобщённо и более беспощадно: в мире, где нет «образа будущего», воспитание становится невозможным. (В этом смысле, все мы очень странно воспитываем наших собственных детей: подобно людям, уцелевшим после глобальной катастрофы, мы обращаемся к давно уже не существующим образам счастья и образам будущего. Такое вот «фантомное воспитание».)
А в чем выражается "некритическое отношение" - в попытке сравнить две эпохи или попытке выделить "дураков"? Язык несколько эмоционален, но мысли вполне адекватные. Я не вижу презрения, я вижу только боль от понимания происходящего.Имир Торвен писал(а):В том, что статья проповедует (пусть косвенным путём) некритический подход к прошлому и одновременно с этим учит заранее разделять людей в настоящем на "своих" и "чужих" по неправильному признаку - как раз по некритическому отношению.