* * *
В конце прошлого года, выступая в Госдуме с оценкой кризисных явлений, глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина отметила, что в условиях мирового финансового кризиса необходимо уделить максимум внимания повышению качества человеческого капитала России.
Качество человеческого капитала… Так это же важнейшая характеристика стратегического ресурса, определяющего, по большому счету, эволюционный потенциал государства!
Не скрою, в черновиках эта заметка называлась «Разгон демонстрации невежества». Однако чувство ответственности и, чего уж там, стыда заставило меня сменить заголовок. Кому разгонять-то?! Где он, тот «спецназ», который сможет справиться с этой боевой задачей? А о невежестве — поговорим особо.
Удивительное чувство возникает, когда читаешь такие вот строчки из школьного сочинения: «Каждый, наверное, слышал о Валерии Чкалове. Но не все знают, как он совершил подвиг. Валерий Чкалов был испытателем летчиков. В 1854 г. он испытал все, что ему необходимо. Пожертвовав жизнью, он спас девчонку. Он ей не дал погибнуть, он спас ее от этой жизни. Это было все, когда он увидел, что она бегала по снегу. Он просто погиб из-за этой девчонки. Он, когда пролетел мимо всего, увидел, как она бежала по снегу в красной шубке… Вот в чем состоялась смысл мысли Валерия Чкалова».
Или: «На мое мнение, мне кажется, что Онегин был хорошим писателем. Он написал очень много стихов, как Чатские и многие другие. Онегин очень много знает всё о своей жизни, о своих впечатлениях, о своих мнениях. Онегин хорошо дружил с таким писателем, как Пушкин. Все это можно найти в его стихах, если задуматься, какие мысли он думал».
Ладно, это — школьники… Но представьте, какие мысли я думал, когда в присланной мне статье Георгия Малинецкого увидел такой вот «крик души» автора: «Мой коллега, преподающий в мединституте, пришел в ужас от уровня культуры и эрудиции пятикурсников. На коллоквиуме, кроме специальных вопросов, он задал несколько общих, например: «А где водятся пингвины — в Арктике или в Антарктике?» Будущий врач отчеканила: «Во-первых, Арктика и Антарктика — это синонимы. Во-вторых, там вода, и никто водиться не может». — «Но где-то же пингвины водятся?» — спросил обескураженный преподаватель. — «В северных регионах России!»
— был ответ…
* * *ГЕОРГИЙ МАЛИНЕЦКИЙ писал(а):Дисциплина под названием «Научный коммунизм», которую в советские времена изучали в вузах, много рассказывала о «новом человеке». Велась и работа в этом направлении. Был поставлен впечатляющий эксперимент в системе образования — подавляющее большинство молодежи учили серьезно, систематически, давая целостную картину реальности. Учили так, как сейчас на Западе учат только элиту. И это давало результаты. Государства, скопировавшие те или иные фрагменты советского эксперимента, ныне уверенно идут «вперед и вверх».
Показателен кубинский опыт работы с людьми. В свое время руководство страны, находившейся в труднейшей ситуации, сделало акцент на хорошем образовании молодежии на первоклассном медицинском обслуживании*. В 1991 году российские спецслужбы прогнозировали, что жить социалистической Кубе осталось в лучшем случае полгода, больше ей не продержаться. Но страна-то выстояла, экзамен был успешно сдан.
* Главные профессии будущего — учителя и врачи (по версии А. и Б. Стругацких). — Прим. ред.
Продолжение - в журнале.
Тут журнал во флеш-оболочке:
http://offline.computerra.ru/2009/12/
а тут - в виде PDF (более 10 МБ):
http://www.computerra.ru/offline/img/2009/12/12.pdf