Страна нуждается в новых Макаренко

с точки зрения НКК
Ответить
Аватара пользователя
Таня Данилова
Сообщения: 4787
Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:18

Страна нуждается в новых Макаренко

Сообщение Таня Данилова » 12 окт 2007, 14:59

В этом году исполнилось 40 лет празднику День учителя в нашей стране. В связи с этой датой вспоминается афоризм великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского: “Личность учителя в деле воспитания значит всё”. Такой личностью был и сам Ушинский. Его по праву называли учителем русских учителей и отцом нашей национальной школы, вобравшей в себя всё лучшее из народной педагогической мудрости. Отстаивая народность в воспитании, он разработал оригинальную систему педагогического образования и был автором лучших учебников для начальной школы — “Родное слово” и “Детский мир”, по которым более 60 лет учились русские, да и советские дети вплоть до 1923 г.

ПРОДОЛЖАТЕЛЯМИ славного и благородного дела Ушинского стали известные русские педагоги-методисты Бунаков, Корф, супруги Водовозовы, Вахтерев, Венгеров, Тихомиров.

По мнению видного советского педагога и деятеля народного просвещения Н.К. Крупской, “педагогические идеи Ушинского только в советское время получили своё воплощение”. Академия педагогических наук РСФСР учредила золотую медаль Ушинского для награждения лучших ученых-педагогов и работников народного образования.

Россия всегда славилась хорошими учителями. В дореволюционных школах, кроме гоголевских держиморд и чеховских унтерпришибеевых, учителями были люди с университетским образованием, высоконравственные и культурные люди. К их числу относился и верный последователь идей Ушинского, талантливый педагог и деятель народного просвещения отец В.И. Ленина — И.Н. Ульянов. По окончании с золотой медалью Казанского университета он 8 лет работал учителем математики в Нижнем Новгороде и Пензе. Затем почти 25 лет был инспектором и директором народных училищ Симбирской губернии, где открыл более двухсот начальных школ для крестьянских детей, в том числе и для детей нерусских народов Поволжья. В летнее время организовывал учительские курсы, слушатели которых называли себя ульяновцами.

После революции Советская власть вместо сословных и элитных школ открыла бесплатную и доступную для каждого Единую Трудовую школу РСФСР (ЕТШ). Новая школа потребовала и новых учителей. В.И. Ленин на Всероссийском съезде учителей в октябре 1918 года поставил главную задачу перед новым учительством: “Учительская армия должна стать основным проводником идей партии в массы”.

После Гражданской войны по призыву Коммунистической партии в новую школу пришли учительствовать бывшие бойцы Красной Армии. Не у всех из них было соответствующее образование, но у них было главное: желание и готовность работать в школе, верность профессии и преданность детям. Об одном из них — комсомольце Дюйшене — рассказ “Первый учитель” лауреата Ленинской премии Чингиза Айтматова. Стиснув зубы от леденящей тело и душу студеной бурливой горной речки, учитель Дюйшен каждый день на спине переносил киргизских детей на другой берег, где в мазанке была школа. За всем этим наблюдали отцы детей, в равнодушии своем не желавшие построить небольшой мостик через речку. На передней стене класса Дюйшен поместил портретик Ленина и терпеливо учил детей писать первое в их жизни слово “Ленин”.

В 20-е годы появились первые призванные революцией талантливые педагоги-новаторы. Ученый и педагог, блестящий оперный тенор и музыкант, мастер на все руки Станислав Теофилович Шацкий, в своей школе-колонии “Бодрая жизнь” впервые в мире осуществил выстраданную многовековую великую мечту человечества о всестороннем воспитании и развитии личности. Виктор Николаевич Сорока — Россинский, известный по книге “Республика ШКИД”, в своей петроградской школе-коммуне имени Ф.М. Достоевского первым в мире организовал самоуправляющуюся школьную республику со своей конституцией, флагом, гербом, гимном, президентом и правительством, парламентом и судом.

А кто не знает получившего мировое признание педагога-новатора Антона Семёновича Макаренко! В своей трудовой колонии им. А.М. Горького и коммуне имени Ф.Э. Дзержинского он создает оригинальную педагогическую систему и методику перевоспитания беспризорников и юных правонарушителей. Это была поистине каторжная работа по возвращению к полноценной, нормальной человеческой жизни, по словам А.С. Макаренко, “личности, одичавшей в своем одиночестве”. А.М. Горький писал по этому поводу Макаренко: “Удивительный вы человечище! И как раз из таких, в каких Русь так нуждается!” В память об А.С. Макаренко Академия педагогических наук РСФСР учредила серебряную медаль А.С. Макаренко для награждения лучших учителей и работников народного образования.

В СССР и за рубежом получил широкую известность талантливый советский ученый-педагог, Герой Социалистического Труда директор Павлышской средней школы Василий Александрович Сухомлинский.

Защищая Москву зимой 1941 года, он был тяжело ранен, но чудом выжил. В госпитале он узнал о трагической гибели от рук гестаповцев своей жены-подпольщицы и младенца сына, которого так и не увидел. Сухомлинский дал клятву: всю оставшуюся жизнь посвятить борьбе со злом, насилием и ненавистью, воспитанию в детях доброты, сострадания и любви. Почти 29 лет он носил в сердце крохотный осколок металла, который и стал, в конце концов, причиной его скоропостижной смерти 2 сентября 1970 года. Сухомлинский похоронен во дворе своей школы. Его замечательная книга “Сердце отдаю детям” стала настольной для многих учителей. Прообразом описанной в книге “Школы радости” для детей-шестилеток стала мечта великого чешского педагога-гуманиста XVII века Я. Коменского — мечта о школе как “мастерской гуманности в цветущем саде”.

В 70—80-е годы страна узнала о новых своих педагогах-новаторах: Шаталове, Лысенковой, Щетинине, ученом из Грузии Амонашвили, педагогах по музыкальному воспитанию детей — Кравице (Подмосковье) и Кажешникова (поселок Мундыбаш в Кузбассе). В школу пришли известные и композитор Кабалевский, и художник Неменский, создавшие оригинальные программы и методики преподавания музыки и ИЗО. Страна гордилась своими педагогами-новаторами и учителями. Так было.

Миллионная армия советских учителей своим самоотверженным творческим трудом создала самую передовую и лучшую в мире школу. Даже высокомерные США вынуждены были признать приоритет нашей школы и нашего учителя. Опомнившись от шока после успешного первого запуска советского искусственного спутника Земли 4 октября 1957 года и первого полета в космос советского гражданина и коммуниста Ю.А. Гагарина, США срочно организовали переобучение американских школьников и студентов по лучшим учебникам и программам советской школы. Это был триумф советской школы и советского учителя. В школах современной буржуазной России происходит обратное.

С разрушением СССР резко ухудшилось материально-правовое положение учителей. Исчезли льготы (особенно для сельских учителей), бесплатное жилье, доступный и разнообразный отдых и лечение, возможность повышения квалификации. Под предлогом интеграции и глобализации знаний и образования школьному учителю навязываются чуждые нашим национальным традициям образования американо-европейские стандарты продолжительности, содержания и методики школьного обучения.

Трудно и неуютно работается и живется школьному учителю в современной России. Объявленная президентом В.В. Путиным приоритетная программа по образованию не решает главного — создания достойных условий для творческого труда, сносной жизни, доступного отдыха и совершенствования педагогического опыта применительно ко всем учителям (зарплата учителю начисляется по “поголовью” учеников).

Сегодня школьному учителю приходится большую часть времени тратить не на повышение своей квалификации и культурного уровня, а на решение проблемы самовыживания. Для этого он вынужден брать максимум уроков и оказывать платные услуги школьникам по их дополнительному образованию. Из-за низкой оплаты труда учителя в школе почти нет учителей-мужчин, что пагубно отражается на воспитании мальчиков-подростков. Но, вопреки всему негативному, в большинстве своем школьные учителя остались верны своей профессии и преданы детям.

Вячеслав ШИЛОВ.

Ветеран педагогического труда.

г. Новосибирск.


http://www.gazeta-pravda.ru/pravda/prav ... 0в%20новых

Ответить