О некоторых важных задачах, решаемых акмеологией

с точки зрения НКК
Ответить
Юлия
Сообщения: 554
Зарегистрирован: 20 апр 2006, 18:30
Откуда: Cанкт-Петербург

О некоторых важных задачах, решаемых акмеологией

Сообщение Юлия » 19 сен 2006, 23:12

Бодалев А. А. (Москва)
О некоторых важных задачах, решаемых акмеологией

http://akme31.narod.ru/

Как известно, в акмеологии одним из главных рабочих понятий является понятие акме — вершины, на которую поднимается человек в своем индивидном, личностном и субъектном развитии. Выражением этой вершины обычно оказываются наивысшие уровни, которые становятся характерными для формирования каждой из систем организма человека и всего его в целом. Также акме человека может проявляться в отмечаемом у него наивысшем уровне ценностных ориентации, конкретизирующихся в его отношениях к разным сторонам действительности и оказывающих опосредованное или непосредственное воздействие на совершаемые им поступки, которые, как правило, свидетельствуют о нравственном калибре его личности. Наконец, формой акме у человека выступает вся совокупность образований — анатомических, физиологических, нейрофизиологических, психических и всех иных, которые позволяют ему на оптимальном для него уровне действовать в многосложном качестве субъекта познания, труда, общения.

Как сделать акмеологию менее подверженной академизму и, сохраняя в ней подлинную научность, непрерывно повышать ее практическую востребованность? Представляется, что для этого необходимо: последовательно и настойчиво стремиться к достижению единства методологического, теоретического, экспериментально-эмпирического и практико-ориентированного подходов при изучении феноменологии, закономерностей и механизмов развития человека на ступени ранней, средней и поздней взрослости и достижения им оптимума в этом развитии. Объектом при таком изучении постоянно должен быть целостный человек, и неукоснительно такого и никакого другого понимания конечного объекта исследования необходимо держаться, проводя конкретные научные акмеологические разработки.

Чтобы действительно получить такой результат — знание на уровне общего, особенного и единичного развития целостного человека на ступени взрослости, — специалистам-акмеологам необходимо целеустремленно и научно грамотно применять комплексный подход, который позволяет познанное с позиций разных наук при изучении «от-дельностей» в различных частных системах человека интегрировать в общую целостную систему знания его и о нем как индивиде, личности, субъекте и индивидуальности. Кроме того, именно комплексный подход позволяет очень обоснованно проектировать и реализовывать капитально научно фондированную стратегию преобразования первоначально во многом стихийного процесса развития человека, благодаря всестороннему учету особенности его индивидуальности, в оптимальный для него во всех отношениях вариант развития.

Для достижения этой многосложной цели не обойтись, однако, и без научно грамотного применения системного подхода. Но в акмеоло-гии у него есть своя специфика, заключающаяся в том, что предмет его (человек) не имеет четкого уровневого строения и представляет собой онтологически неоднородную, но функционально единую и приводимую к оптимальному состоянию систему. При этом акмеоло-гия имеет дело не с искусственной или естественной системой, а с самим механизмом и способом перехода во многом стихийно сложившегося состояния и качества системы (наличного уровня развития человека) к оптимальному, от реального к идеальному с помощью моделирования сущности последнего и его практического достижения.

Для успешного решения сформулированной выше задачи необычайно важны также всесторонняя разработка и правильное применение субъектного подхода, ориентирующего взрослого человека на достижение оптимума в своем развитии. Конкретно это означает свободное владение им внешними и внутренними условиями своей жизнедеятельности, результатом которого оказываются не только сохранение, но и укрепление своего физического здоровья как основы высокой трудоспособности, ответственное отношение к созданию семьи и воспитанию детей, непрерывное профессиональное совершенствование в избранной в качестве главной сфере трудовой деятельности.

О действительном наличии именно такой субъектности, с точки зрения акмеологии, обязательно будет свидетельствовать создание у человека качественно высокой по своему уровню развития Я-концеп-ции, объединяющей объективную оценку им своего наличного физического состояния, достоинств и недостатков своего ума, воли, чувств, особенностей интересов, сформированное™ способностей, своеобразия характера, имеющихся притязаний, планов и способов их осуществления, а также степени их соответствия общественно и личностно значимому смыслу жизни.

Постижение характера детерминизма в акмеологии должно быть целенаправлено на то, чтобы познание внутренних закономерностей развития человека было самым тесным образом сопряжено с интенсификацией процесса его последующего развития в направлении достижения оптимума и обязательного выявления и привлечения факторов, работающих на эту цель. Вместе с тем (и акмеология ориентирует на это), главным системообразующим фактором и постоянным актуали-затором своего развития должен быть сам человек, а роль механизма его саморазвития должна реализовываться через осуществляемые им самопланирование, саморегуляцию и самоорганизацию. При этом акмеология призывает не упускать из виду, что развивающийся вширь и вглубь и идущий по восходящей процесс развития человека имеет и всегда будет иметь двойную детерминацию — внутреннюю и внешнюю. И для взрослого человека первой в этом процессе, согласно акмеоло-гическим наработкам, должна принадлежать решающая роль.

В основных проявлениях акме человека имеется в виду, что последний, проходя свой жизненный путь, в определенных точках его достигает пика своего развития как живой организм (индивид), как сложный ансамбль или система отношений (личность) и как совокупность всех своих образований, которые, проявляясь в сложнейших взаимосвязях и в динамике, позволяют ему быть максимально продуктивным субъектом одной или нескольких деятельностей.

Другим показателем достигнутого человеком акме являются не конкретные параметры его индивидного, личностного или субъектного развития, а имеющие реальные формы выражения духовные или материальные результаты его поступков или деяний, оказывающихся большим или меньшим вкладом в основные ценности жизни и культуры.

При этом на понятийном уровне содержательно определяя акме и в крайне общем виде характеризуя основные формы его проявления, то есть выделяя и разграничивая его главные ипостаси, мы постоянно сталкиваемся с проблемами, которые еще ждут своего решения. Представляется, что следует определить острые и вместе с тем в теоретическом и практическом отношении значимые проблемы:

1) с помощью системного подхода и применения объективных методов выявить и свести в интегральные образования индивидные характеристики человека, которые с высокой долей вероятности позволяют утверждать, что он действительно достиг своего биологического акме;

2) с помощью этого же подхода, но уже привлекая понятийный аппарат и методический инструментарий других наук, научиться до казательно выявлять на уровне общего, особенного и единичного достижение человеком в своем развитии личностного акме. Поскольку, когда имеется в виду личностное акме, прежде всего принимается во внимание усвоение человеком основных нравственных ценностей и следование им в поведении, то при выявлении действительных нравственных основ поступков каждого человека всегда приходится решать очень непростую диагностическую задачу;

3) такую же задачу, и снова на уровне общего, особенного и единичного, необходимо научиться решать в отношении достижения человеком субъектного акме. Даже если иметь в виду только профессиональное акме, то у лиц, работающих в сфере «человек — человек», оно будет иметь одни характеристики, у тех, кто трудится в сфере «человек — техника», — другие, у работающих в сфере «человек — знаковые системы» — третьи и т.д.

При решении названных проблем возникает необходимость ответа на труднейший вопрос: что считать бесспорными показателями достигнутого человеком оптимума в развитии его как индивида, как личности и как субъекта? Ведь континуум, очень небольшое звено в котором составляет индивидуальность каждого человека, фигурально говоря, уходит в бесконечность.

Сейчас уже совершенно очевидно, что политические, экономические, правовые и многие другие аспекты социальной обусловленности бытия человека и изменений, которые в нем происходят в современном обществе и особенно в России, заключаются не столько в определенности разных видов внешней детерминации, сколько, напротив, в ее неопределенности, противоречивости, непредсказуемости, исчезновении в прошлом устойчивых и ставших привычными форм воздействия. Основная тенденция развития человечества в настоящее время — это все более усиливающаяся и делающаяся все более явной переброска процессов принятия основных решений, от которых зависит жизнедеятельность человека и их осуществление, с уровня социальных институтов, которые гарантировали благопристойным образом все главные составляющие бытия человека и работали на его развитие, на его — человека — индивидуальный уровень.

Отсюда все возрастающая роль самого отдельно взятого человека и общественная, а не только абстрактно-гуманистическая потребность в его совершенствовании и прежде всего — в формировании у него способности правильно оценивать сущностные особенности различных изменений, возникающих в микро-, мезо- и макросоциумах, в которых протекает его жизнь, прогнозировать характер последствий, которые они несут, в частности, лично для него, и оперативно вносить коррективы в свою деятельность и отношения, которые не только страховали бы его индивидную, личностную и субъектную составляющие от кризисов, но и означали бы выявление и мобилизацию ранее не использовавшихся физических и психических ресурсов для дальнейшего саморазвития.

Важнейшим условием формирования у человека постоянно действующей установки на решение этой имеющей и общественное, и личное значение задачи, содержательный характер которой по мере продвижения человека по жизненному пути постоянно претерпевает изменения, является формирование у него отношения к себе как к ценности и обязательно убежденности в том, что важнейшим способом утверждения ценностного начала в себе выступает постоянное свершение поступков и деяний, духовные и материальные результаты которых работали бы на сохранение и приумножение общечеловеческих ценностей, и что одновременно практическое осуществление этой высоконравственной цели имеет и другой, более общий психологический результат — продвижение человека в сторону достижения оптимума в своем развитии.

И здесь надо иметь в виду, что развитие всех составляющих организм человека систем и образующих его личность, а также характеризующих его как субъекта, никогда не идет равномерно. Хотя человек целостен, его развитие, так же как и его инволюция, идут гетерохрон-но. И эта гетерохронность из-за различий в наследственности, врожденных особенностей, специфичности в каждом случае прижизненных влияний, направлений активности и ее интенсивности со стороны самого человека является еще одной дополнительной причиной, усложняющей точность констатации факта достижения акме каждым конкретным человеком, если иметь в виду его индивидное, личностное и субъектное развитие. У разных людей могут не совпадать время достижения того или иного акме, их продолжительность, широта проявления, если опять иметь в виду индивидное, личностное и субъектное развитие человека. И важно научиться правильно их фиксировать.

Выше речь уже шла о том, что, с одной стороны, проявлением акме у человека выступает само его развитие как индивида, личности, субъекта, когда каждое из них по отдельности или все они во взаимосвязях друг с другом достигают наиболее высокого в этом развитии человека уровня. Но, с другой стороны, — и об этом тоже говорилось выше, — акме человека может иметь конкретные, так сказать, вынесенные вовне формы выражения, например, личностное акме — в поступках, имеющих значительные последствия как для человека, так и для общества, а субъектное акме — в его деяниях, объективирующихся в его духовных или имеющих овеществленное воплощение творениях, свидетельствующих о его наивысших достижениях в той области или областях деятельности, которым он посвятил себя.

Континуум форм проявления как личностного, так и субъектного акме людей в реальной жизни оказывается очень протяженным. И крайне многообразными и качественно различными оказываются и содержательные характеристики и личностных, и субъектных акме. Поэтому возникает еще одна задача для акмеологии: достаточно убедительно установить, является ли поступок, совершенный человеком, имеющий признаки неординарности для поведения этого человека, его личностным акме, или он только, так сказать, иллюзия его? И можно ли считать конкретный результат деятельности человека, воплотившийся в каком-то творении его ума, чувств, воли и рук, превосходящем своим новаторством и оригинальностью все, что он создавал до этого, его субъектным акме, или это никак не является качественным скачком в его творчестве?

Представляется, что объективно, наиболее близко к истине эту задачу не сможет решить ни сам человек, определяя свое личностное и субъектное акме в их реальном выражении и в их значении для самого себя и для окружающего его социума, ни его коллеги по той деятельности, которой он занят, особенно в тех случаях, когда созданное им своей необычностью резко отличается от того, что по своим характеристикам стало привычным и принимается за норму не только коллегами, но часто и всеми современниками.

Например, является ли подписание Беловежского соглашения и последовавшее за этим разрушение Советского Союза, совершенное всем известными деятелями, которое они почему-то называют революцией, их субъектным акме? (Напомним: на референдуме перед названными событиями народы Советского Союза высказались в пользу его целостности.) Или шумный провал премьеры лучшей оперы Ж. Бизе «Кармен» в Париже — это разве не яркий показатель того, как могут ошибаться люди в оценке оптимума в профессиональных деяниях Мастера?

Между прочим, и сам человек может считать своими выдающимися достижениями вовсе не то, что в его деятельности является действительно новаторским и неординарным вкладом в ценности жизни и культуры. Например, И. Ньютон самыми главными в своем творчестве считал не великие открытия, которые он сделал в физике и математике, а написанные им трактаты на богословские темы. А знаменитый государственный деятель Франции кардинал Ришелье был убежден, что его деяния во внешней и внутренней политике страны — это рутина, а его нерядовое амплуа — это драматургия. В действительности же его потуги в этой области свидетельствовали только, мягко говоря, о его заурядности. И наш выдающийся композитор А.К. Глазунов считал себя талантливым дирижером, хотя таковой талант, по свидетельствам современников, у него начисто отсутствовал.

Помимо всех вышеизложенных соображений, относящихся к феномену акме (вершины или оптимума) в развитии человека, а также его выражению в реальных духовных или вещественных результатах, способам его констатации, действительной или мнимой, мере его осознания и характера оценивания, в настоящее время в связи с глубокими, достигающими уровня качественных изменениями, произошедшими в политике, экономике, праве, нравственности и в других областях, определяющих жизнедеятельность наших сограждан, все острее встает проблема их поступков и деяний и, так сказать, материализованных результатов последних, которые в советское время в объем понятия акме не входили. В теперешних условиях взаимопроникновения бюрократического и криминального капитализма, когда предметом поклонения стали частная собственность и тесно связанные с ней деньги, достигающими оптимума в своем развитии стали считаться люди, владеющие наибольшей недвижимостью и сколотившие большие капиталы. В качестве иллюстрации к высказанному положению можно привести истории B.C. Черномырдина, который, ряд лет возглавляя российское правительство, стал миллиардером, или Б.А. Березовского — члена-корреспондента АН СССР, который, уйдя из науки в частный бизнес, превратился в преуспевающего предпринимателя и владельца большого капитала. Аналогичные примеры нетрадиционного для России акме наших сограждан после 1917 года легко вспомнить, имея в виду конкретных персонажей, подвизающихся на эстраде, в спорте, на телевидении, в конкурсах красоты и др.

Представляется, что правильное решение поставленной выше проблемы, учитывая и произошедшие в России в последние 15 лет изменения, предполагает обязательное определение, является ли сделанное человеком и оцениваемое как его акме вкладом в ценности жизни и культуры. Если оно по всем основным своим показателям таковым не оказывается, то это — псевдоакме. Вместе с тем, в сообществе людей во все времена отдельные его представители осуществляли и продолжают осуществлять деяния, позитивная важность которых для человечества дает себя знать намного позже их свершения. И говорить о достижении ими акме, являющегося вкладом в культуру, понимаемую в широком смысле, при жизни авторов этих свершений бывает невозможно. Как известно, именно так случилось с творчеством Ван Гога, умершего в нищете, со сделанными Вегенером открытиями движения материков, с демокритовым предвосхищением атомного строения вещества.

Все сказанное выше, рассматриваемое в совокупности, свидетельствует о том, насколько непростой оказывается проблема акме и сколько непроясненных до конца аспектов она в себе несет. Естественно, что усвоение всех этих общих положений, наработанных в акмеологии, и реализация их в форме выстраивания конкретной стратегии, отбора тактик и выражения их отдельными людьми в тех или иных действиях, подводящих их к осуществлению более или менее осознаваемого и отнюдь не приземленного обывательского смысла жизни, — задача, даже если они взрослые люди, очень непростая, тем более, что уровни их индивидного, личностного, субъектно-деятельностного развития всегда сильно разнятся. Снятие этих трудностей, наряду с другими средствами, возможно путем овладения созданными к настоящему времени и проверенными на эффективность в отечественной акмеологии методами качественной оценки и количественного измерения личностного и профессионального развития, технологиями совершенствования названных видов развития, также дающими высокий результат, и обязательно — акмеологическими технологиями помощи человеку в организации и осуществлении им самим своего личностного и профессионального развития.

Юлия
Сообщения: 554
Зарегистрирован: 20 апр 2006, 18:30
Откуда: Cанкт-Петербург

Сообщение Юлия » 25 сен 2006, 18:07

Кому интересно, тут лежат разные психологические статьи о смысле жизни:

http://akme31.narod.ru/

Ответить