Евгений Сахонько писал(а):Ага, щас все брошу и побегу раздавать развивающие игры, которых у меня вагон и маленькая тележка.
А кто говорит о Вас? Я-то говорю про то, как нужно делать на самом деле.
Евгений Сахонько писал(а):Короче, мы с Вами говорим о разном: я пытаюсь разобраться как оно есть на самом деле, Вы рисуете прожекты как хорошо должно быть.
А мы вообще коммунисты, или так, посиделками занимаемся? Если коммунисты, то слову "прожекты" тут не место.
А на самом деле - Вы только задумайтесь о вопросе сложности. К моменту рождения млекопитающее - уже крайне сложное существо. И каждое действие, которому его учат, внутри имеет крайне сложное представление. Например, Вы говорите, что самая простая математическая формула нуждается в философском обосновании. Так вот когда Вы начнете обосновывать равенство 2+2=4, Вы в действительности будете заниматься интроспекцией Вашего внутреннего представления этой формулы. И Вы не сможете выстроить эти ассоциативные сети снаружи человека, они могут быть выстроены только изнутри.
Когда Вы кого-то обучаете, нужно, чтобы этот кто-то Вас воспринимал и старался понять. Сам старался. Переваривал информацию. Насильно Вы можете эту информацию в человека впихнуть, но в таком случае она так и останется непереваренным куском.
Юлия писал(а):«биотип»? - прямо новояз какой-то

Создание новых терминов - это не новояз. Новояз - это слова, которые объединяют в одном слове несколько разнородных понятий и вытесняют другие слова, которые раньше служили для их обозначения, при этом примитивизируя язык и мешая людям внятно выражать свои мысли.
Юлия писал(а):Мне кажется, термин «насильственный» в отношении воспитания понимается вами несколько по-разному.
Поэтому – во избежание недопонимания и для более конструктивного протекания дискуссии – не могли бы вы определить, что каждый из вас понимает под этим термином?
Насильственный - противоречащий гармоничному развитию человека. Заменяющий живые движения души механическим следованием инструкциям. Да, я знаю, это определение не по внешнему виду, а по эффектам. И ставит вопрос, эквивалентны ли эти два подхода к определению. Нет, не эквивалентны. В "Красной звезде" Богданова есть хороший пример, когда внешнее насилие при воспитании пошло на пользу воспитуемому (помните - "ты ей сломал лапку"?), но это редкость. И это определение включает в себя любой формализм. Потому, что любой формализм подразумевает инсталляцию (вот сюда это слово очень хорошо подходит) в психику человека дрессирующего фактора. Это может быть незаметно на поверхности, но в глубине психики это выражается как "почему ты это делаешь? Так надо. Что значит надо? Иначе сделают больно или лишат чего-то хорошего". О каком гармоничном развитии в этом случае может идти речь?
Демонтаж авторитарного "должен" - весьма трудоемкий и болезненный процесс.
Юлия писал(а):Недостаток этого компонента воспитания мы очень хорошо можем сейчас наблюдать в большом количестве наркоманов, игроманов и т. п.
На мой взгляд, это форма эскапизма. Дайте людям смысл жизни, помогите им разрешить внутриличностные конфликты - и они перестанут искать утешение в пустоте.
Юлия писал(а):В идеале, нужно, конечно, разобраться, почему у человека «неприятие», но это не должно служить показанием к отмене применения к данному воспитуемому процедур воспитания.
Смотря что называть "процедурами воспитания". Если обучение - да, естественно, не отменяет. Если насилие - отменяет.
Юлия писал(а):Если просто разрешить ему этого самого не выполнять, не поняв причины, можно заложить в него негативный стереотип разрешения проблемных ситуаций по типу «ухода» от них, игнорирования, отрицания и т. п.
Да, естественно. Но я и не говорю "разрешить не выполнять". Например, ребенок утром просыпает уроки. Можно наказать, а можно выяснить, что родители гулянки устраивают...
Игорь Жуков писал(а):Одна из вещей, которым приходится учить: 1) интересы не всегда удается легко совместить и потому надо формально договариваться
Пожалуйста, обоснуйте необходимость договариваться именно формально, в отличие от живого искреннего обсуждения, не боясь говорить о чувствах.
Юлия писал(а):Рекомендую участникам дискуссии избегать упреков и эмоциональных реакций на высказывания друг друга, этим мы к истине не приблизимся.
Странно слышать это от психолога

Я хочу сказать, что Вы сильно упрощаете. В каком-то аспекте сказанное Вами верно, но этим аспектом ситуация общения не исчерпывается, так что нельзя возводить эту рекомендацию в абсолют. Если хотите, я разверну сказанное, но сначала я попрошу Вас, пожалуйста, развернуть свою рекомендацию самой

Ее обсуждение здесь как раз в тему.