воспитание детей

с точки зрения НКК
Аватара пользователя
Дм. Сидоров
Сообщения: 2532
Зарегистрирован: 27 янв 2005, 13:11
Откуда: Москва

Сообщение Дм. Сидоров » 20 фев 2006, 16:10

Слава писал(а):Мы пошли дальше когда сказали о впускании до глубины каждого друг в друга . когда каждый вноносит свои труды без выпячивания себя и готов воспринять достойно ценность и труд товарища . Так начинает работать коллектив нарождющейся культуры. При такой открытой отдачи друк другу ,коллектив в большей силе возвращает каждой индивидуальности нужное для его развития и сам развивается уходя всё дальше от ЭРМ. И напротив если хоть одна индивидуальность закрыта или выпячивает только сугубо свои амбици или тянет под себя ,то неимоверно происходит збой, и радость от работы коллекивного творчества теряют все остальные ,ощущая оскомину и горчинку ЭРМ.
Замечательная тема. Кстати, она смыкается с вопросом отчуждения, советским имперством, патернализмом, сталинизмом.
У меня есть статья одного детского психолога, из еврейского педагогического университета в Москве, о популярных и непопулярных детях. Исследуются младшие детсадовцы. К причинам непопулярности в детском коллективе, выявленная в этом исследовании, там относятся выпячивающие себя, огорчающиеся чужим успехам и так далее. Приводятся методы воспитательной работы, исправления. Любопытно соотнести описание этих непопулярных детей с лидерами наций и наиболее успешными предпринимателями :)
Постараюсь как-нибудь выложить эту статью.
Trotz alledem!

Аватара пользователя
Таня Данилова
Сообщения: 4787
Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:18

Сообщение Таня Данилова » 20 фев 2006, 19:25

Дмитрий Сидоров писал(а):
У меня есть статья одного детского психолога, из еврейского педагогического университета в Москве, о популярных и непопулярных детях. Постараюсь как-нибудь выложить эту статью.
Дмитрий, насколько я поняла статья, которую вы упоминаете, о проблеме воспитания , о проблеме личности и коллектива. Но все дело в том, что воспитание -это вещь достаточно «прикладная», зависящая от целей воспитания. Очень ярко это иллюстрирует высказывание А.С. Макаренко. (Макаренко. Мои педагогические воззрения. , полный текст статьи. http://antmakarenko.narod.ru/liter/vospm/ped_vozr.htm)
«А решен ли вопрос о целях и задачах воспитания? Этот вопрос тоже
требует уточнения. Мы говорим, что мальчик должен быть прилежным,
развитым, аккуратным, дисциплинированным, смелым, честным, волевым и еще
много хороших слов. А в английской школе разве не добиваются, чтобы
мальчик был волевым, честным, аккуратным? Тоже, говорят. Нет, такая
формулировка еще не определяет наших целей. Наши цели особые: мы должны
воспитать коммунистическое поведение. Иначе говоря, наши цели могут быть
выражены только в качествах характера, определяющих коммунистическую
личность, и эти качества должны быть выражены очень подробно, точно.
И вот давайте подумаем, что мы знаем о качестве характера
коллективиста, человека коммунистического поведения. Какие наши
представления об этом человеке? Ведь если мы скажем, что он честен, что
у него должна быть воля, что он энергичен, то это еще ничего не говорит.
Это качества не только наши.
Честность коммуниста должна отличаться от честности так называемого
хорошего англичанина. Ведь и в библии есть указание на честность...
Наша честность требует положительного единства между трудящимися,
уважения к каждому трудящемуся, уважения к своему маленькому коллективу
и к коллективу всего советского общества, уважения к трудящимся всех
стран.»
Весь вопрос в том, какова же цель воспитания.
В данном разделе мы будем говорить о воспитании как инструменте, цель
которого воспитать человека ,носителя НКК.

Аватара пользователя
Арина Теплякова
Сообщения: 1301
Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:19
Откуда: Нижний Архыз
Контактная информация:

Сообщение Арина Теплякова » 20 фев 2006, 19:41

Я думаю, в том, что сказал Дмитрий, интереснее не воспитательный аспект, а этологический. Детсадовцы ведь ничего не понимают ни в идеологии, ни в педагогике, а вот, какой-то "естественный отбор" в своей среде устраивают.
В будущем люди не будут лгать, предавать, лицемерить и строить друг другу пакости. За них это будут делать роботы.

Нигора
Сообщения: 2781
Зарегистрирован: 31 окт 2005, 10:22
Откуда: СССР

Сообщение Нигора » 20 фев 2006, 21:35

Здесь, я пожалуй, не соглашусь с Ариной, которая несколько вульгаризирует проблему. Выделять этологические моменты в поведении детей - совершенно не корректно (ибо этология - это наука о поведении животных). В детском саду, если это не ясельные группы поведение детей это результат преломления впитанных ими к этому возрасту моральных ценностей от окружающей среды, в частности, семьи. И реакция детей - есть ни что иное, как по большому счету отражение превалирующих этических основ общества на уровне развития малышей.
И соответственно "Естественный отбор" малышей в своей среде - есть ни что иное как отражение количественно превалирующих этических норм. Так у нас был показательный пример отстаивания Тасей в детском саду в пять лет права быть не изгоем из-за отсутствия символа веры (крестика на шее), а позднее и из-за самой мысли "неверы в бога" и принадлежности к иной идеологической группе.
Так что, я думаю, дети отнюдь не деидеологизированы, другое дело, что они не генерят эту идеологию, а пока только ее отражают и порой очень эмоционально и деятельно, самоутверждаясь в ней. Именно поэтому более старшие возрастные группы - 9-13 лет сплошь используют в политических целях. Этот нежный возраст - возраст чистой и искренней веры.

Аватара пользователя
Дм. Сидоров
Сообщения: 2532
Зарегистрирован: 27 янв 2005, 13:11
Откуда: Москва

Сообщение Дм. Сидоров » 21 фев 2006, 09:27

Я очень рад, что Арина так точно схватила суть относящейся к теме части статьи.
Да, действительно, исследование относится к младшей группе, и в нем подчеркивается различие реакций между младшей и более старшей - в отсутствии ответов по принципу "так надо". Можно ли это отнести к этологии, не знаю, можно спросить у специалистов, но в том, что это проявление естественных основ здоровой человеческой этики, естественного поведения человека в его естественной среде - коллективе, можно быть уверенным. Пример же Нигоры с крестиком - для значительно более старшего возраста.

Арине: Я обязательно отвечу на вопрос по организации управления периода индустриализации, но мне сначала хотелось бы рассмотреть вопрос о двух сторонах отчуждения - "либеральной" и "тоталитарной" и появляющимся между ним "лезвии бритвы". Сейчас читаю, как Маркс дошел до отчуждения, очень поучительно.
Trotz alledem!

Аватара пользователя
Олег
Сообщения: 8117
Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:15
Откуда: СССР

Сообщение Олег » 21 фев 2006, 11:25

Очень важная заметка. Эту работу нужно разместить в разделе КИ. У вас она есть?
И все же, я думаю, что вы недооцениваете социальный фактор, и слишком увлекаетесь этологией. Здесь, прямо скажем, какой-то «виталисткий» уклон.
Прежде всего, нужно учесть, что вы имеете дело с «русскими», в данном случае не национальность, детьми, бывшими советскими детьми. Довольно силен элемент традиционного русского коллективизма. У нас нет пока сравнительных данных по детям такого же возраста в протестантских странах. А если есть, то интересно сравнить.
Но будет доказано, что это некое «этологическое» поведение, или не будет, мы все равно получаем еще одно подтверждение Красной Идеи.
Ибо такой шаблон поведения может быть запрограммирован в самых простых сказках, в стилистике, мало нами отслеживаемой, колыбельных песенок, в форме общения матери с дитятей. Довольно альтруистичной. Именно этот пласт, наиболее древний, который будущим исследователям от НКК, придется поднимать, чтоб выяснить природу КИ, сейчас наиболее интересен.
Поэтому, замечание Нигоры и Тани, а так же и Ваше с Ариной, в равной мере не стоит сбрасывать со счетов.
Спасибо за столь важную дискуссию

Аватара пользователя
Дм. Сидоров
Сообщения: 2532
Зарегистрирован: 27 янв 2005, 13:11
Откуда: Москва

Сообщение Дм. Сидоров » 21 фев 2006, 11:46

Прошу прощения за ошибку в предыдущем сообщении, в этой статье не упоминается о возрасте. Кажется, перечитал детских психологов - све начал валить в кучу :(

Тем не менее - вот статья: http://www.2mm.ru/vospitanie/214
Несколько цитат:
"Обычно таких предпочитаемых детей, к которым тянутся остальные, называют лидерами. Однако термин "лидерство" достаточно трудно применить к группе детского сада. Феномен лидерства всегда связывается с решением какой-либо групповой задачи, с организацией коллективной деятельности. Но группа детского сада не имеет чётких целей и задач, у неё нет общей, объединяющей всех деятельности. Более правильно здесь говорить не о лидерстве, а о привлекательности или популярности таких детей. "
"Педагоги ориентируются в основном на дисциплинированность, успешность и воспитанность дошкольников, в то время как для самих детей эти качества не являются критерием привлекательности своих ровесников. Бывают случаи, когда наиболее авторитетные и привлекательные с точки зрения воспитателей дошкольники не только не являются популярными, но и получают максимальное число отрицательных характеристик."
"Непопулярные дошкольники предпочитали осуждать действия сверстников ("у тебя ничего не получается", "ты только каляки умеешь рисовать") и навязывали свой замысел ("смотри, как надо делать правильно, рисуй как я"). "
"Непопулярные дети оставались безразличными к оценке сверстника, или реагировали неадекватно - расстраивались из-за чужих успехов и радовались неудачам. Они не могли согласиться с высокой оценкой других малышей, находили у них недостатки и приводили в пример самих себя (" у него всё равно ничего не понятно, смотрите, у меня лучше"). Бывали случаи, когда чрезмерная похвала взрослого, адресованная кому-либо другому, доводила отвергаемого ребёнка до слёз. Осуждение и отрицательные оценки других вызывали у него активное согласие и нескрываемую радость."
"В-третьих, все популярные дети, независимо от уровня общительности и инициативности, отвечали на просьбы сверстников, выслушивали их предложения, иногда поддерживали их и очень часто бескорыстно отдавали другим то, что было нужно им самим (игрушки, карандаши, сладости). Непопулярные малыши так не поступали никогда. "
"Как ни странно, отсутствие стремления всех превзойти и победить создает условия для признания и утверждения ребёнка в группе сверстников. "
"У детей, которых отвергают ровесники, преобладает отчуждённое отношения к другим детям. Их главная задача в общении - доказать собственное превосходство или оградить свое Я от других. "
Есть ли среди упомянутых в статье свойств те, что могли быть внушены родителями или воспитателями в раннем детсадовском возрасте? И еще, обратите внимание на выделенное красным. Непопулярные дети - это как раз те, кто нацелен на успех по меркам общества отчуждения.
Trotz alledem!

Аватара пользователя
Олег
Сообщения: 8117
Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:15
Откуда: СССР

Сообщение Олег » 21 фев 2006, 12:09

Вот видите, тем более замечание Нигоры и Тани становится принципиальным.
Мне видится очень ценной ваша заметка. Может ее у нас на сайте завести?. Товарищ Таня :) , как там у нас с этим, ну чтоб тему новую завести -"Детская Школа. Педагогика". Вообще, пора разрабатывать детскую Школу НКК. Взраслая Школа не подходит своими методиками.

Аватара пользователя
Александра Верцинская
Сообщения: 3944
Зарегистрирован: 11 ноя 2004, 21:06
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Сообщение Александра Верцинская » 21 фев 2006, 12:49

Можно добавить сюда же и наблюдение Антона Семеновича Макаренко в своей колонии им. Горького за ребятами уже гораздо более старшего возраста. Беру описание из «Педагогической поэмы». Можно исключить тот факт, что в колонии были так называемые «трудновоспитуемые» – ведь к делам этой колонии присматривалась вся окрестная молодежь и со временем крепко сдружилась и практически срослась с коллективом колонистов. В те трудные времена для страны, молодежь большей частью сама выбирала, куда ей тянуться…

«Я уже знал, что ребята не оправдывают интеллигентского убеждения, будто дети могут любить и ценить только такого человека, который к ним относится любовно, который их ласкает. Я убедился давно, что наибольшее уважение и наибольшая любовь со стороны ребят, по крайней мере таких ребят, какие были в колонии, проявляются к другим типам людей. То, что мы называем высокой квалификацией, уверенное и четкое знание, уменье, искусство, золотые руки, немногословие и полное отсутствие фразы, постоянная готовность к работе – вот что увлекает ребят в наибольшей степени.
Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете даже не замечать их, если они торчат у вас под рукой, можете даже безразлично относиться к их симпатии, но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: она все равно на вашей стороне, и они не выдадут. Все равно, в чем проявляются эти способности, все равно, кто вы такой: столяр, агроном, кузнец, учитель, машинист.
И наоборот, как бы вы не были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы, как бы вы не были симпатичны в быту и отдыхе, если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете, если все у вас оканчивается браком или «пшиком», - никогда вы ничего не заслужите, кроме презрения, иногда снисходительного и иронического, иногда гневного и уничтожающе враждебного, иногда назойливо шельмующего».

Так что популярность вообще разных людей равно как у детей, так и подростков определяется приблизительно одинаково. Думаю, у взрослых – аналогично.
На расстоянии да еще через субъективную призму виртуальных абстракций, видимые грани сути и формы стираются...

Нигора
Сообщения: 2781
Зарегистрирован: 31 окт 2005, 10:22
Откуда: СССР

Сообщение Нигора » 21 фев 2006, 14:06

крайне интересной получается эта дискуссия. Отвечу Дмитрию:
"Как ни странно, отсутствие стремления всех превзойти и победить создает условия для признания и утверждения ребёнка в группе сверстников. "
"У детей, которых отвергают ровесники, преобладает отчуждённое отношения к другим детям"
Восхитительно , что так происходит - в этом здоровье человека как социально организованного существа. Однако,нельзя не отметить, что уже в самом раннем возрасте (логичнее всего предположить, что где-то около 3-х лет, когда ребенок начинает адекватно, не эгоцентрично воспринимать мир за пределами семьи) параллельно происходит процесс, который я описала выше - наслаивание этических норм, каклькируемых ребенком с окружающей среды. И с этого момента ребенок становится ретранслятором. Ценность воспитательной программы, вероятно, должна заключаться в том, чтобы как раз не дать поглотиться естественным барьерам (пример которым мы видим в цитируемой Дмитрием статье) на пути строительства социально реализованной и гармоничной личности поздними этическими наслоениями. Причем важно с самых ранних лет вербализировать для малышей эту главную воспитательную линию, обращаясь к их разуму.

Аватара пользователя
Александра Верцинская
Сообщения: 3944
Зарегистрирован: 11 ноя 2004, 21:06
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Сообщение Александра Верцинская » 21 фев 2006, 16:07

Пардон...
Не дописала, и мое сообщение получилось не в тему.
На самом деле я привела эту цитату к тому, что первоначальное стремление к дружелюбию, бескорыстию и взаимопомощи в последствии, в процессе развития личности принимает новые черты.
И эти новые черты даже в случае "непопулярного" детства также носят условно говоря "положительный, альтруистичный" характер и являются не менее естественными, чем самые первые шаги маленького человечка в общении.
В заивисимости от условий жизни, чуткости педагогов и обстановки в семье, малыш сохраняет или утрачивает "качества популярности", но не теряет здоровой основы в целом.

Поэтому, скорее всего, возраст, о котором здесь идет речь действительно ОЧЕНЬ МАЛ. Хотя, опять же, в разных условиях возрастные границы начинают расплываться. В условиях совмещения коллективного и семейного воспитания дитё развивается быстрее и потому уже в 4-5 лет говорить о "естественном устремлении" подздновато. Скорее всего речь в этой статье идет о 2-3х годах. Буквально первые открытия :).

Не только и не столько исключительно нравственность естественна для малышей. ;)
На расстоянии да еще через субъективную призму виртуальных абстракций, видимые грани сути и формы стираются...

Аватара пользователя
Таня Данилова
Сообщения: 4787
Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:18

Сообщение Таня Данилова » 21 фев 2006, 17:07

Спасибо всем за участие в обсуждении!
Насчет детской Школы, конечно, это вопрос обязательно будет рассматриваться, как только будет окончательно готов материал, с удовольствием, заведем эту тему. :D

Аватара пользователя
Олег
Сообщения: 8117
Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:15
Откуда: СССР

Сообщение Олег » 21 фев 2006, 17:22

СТранно. не понял:(.
А где он уже готовится? Я наверное что-то пропустил? В каком из сообществ пошла эта работа?

Аватара пользователя
Таня Данилова
Сообщения: 4787
Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:18

Сообщение Таня Данилова » 21 фев 2006, 17:29

Олег писал(а):СТранно. не понял:(.
А где он уже готовится? Я наверное что-то пропустил? В каком из сообществ пошла эта работа?
На самом деле я готовлю этот материал, именно, практику детского воспитания, наш опыт, как материал для доклада в Вырице.
Хочу обобщить опыт воспитание детей в Ордене. Я это имела ввиду.

Аватара пользователя
Олег
Сообщения: 8117
Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:15
Откуда: СССР

Сообщение Олег » 21 фев 2006, 18:26

Ясно. Я то про детскую Школу, в рамках нарождающейся НКК.
Уже пора:).

Ответить