СТРУГАЦКИЕ CONTRA ЕФРЕМОВ
- Дм. Сидоров
- Сообщения: 2532
- Зарегистрирован: 27 янв 2005, 13:11
- Откуда: Москва
Хочу заметить, что у Стругацких нет общего типа "людей будущего". В "Полдне" есть шутки про лежание храбрых звездолетчиков на диване и прочие контрасты геройства и быта, в прогрессорском и постпрогрессорском цикле это, скорее, исключение, производящее впечатление, что "и тут Остапа понесло".
Зато Стругацкие более осторожны, у них больше "не навреди". У Ефремова, как бы ни рефлексировали и сомневались герои, остается ощущение, что правильное решение уже есть и оно уже принято. Однако наша жизненная практика показывает, что худшее решение может быть однозначно выделено только на основании будущего опыта. Наверно, здесь надо искать причину ощущения "большей жизненности" и "теплее" Стругацких.
Зато Стругацкие более осторожны, у них больше "не навреди". У Ефремова, как бы ни рефлексировали и сомневались герои, остается ощущение, что правильное решение уже есть и оно уже принято. Однако наша жизненная практика показывает, что худшее решение может быть однозначно выделено только на основании будущего опыта. Наверно, здесь надо искать причину ощущения "большей жизненности" и "теплее" Стругацких.
Trotz alledem!
- Дмитрий
- Сообщения: 3676
- Зарегистрирован: 07 дек 2007, 03:21
- Откуда: СССР
Кто не желает принять решение, результат которого не известен - тот не желает брать на себя ответственность за поступок, тот в конечном итоге проигрывает. С этой логики революция 1917-го - ошибка. Противоположная логика оправдывает революцию. Люди попытались. На ошибках учатся. Да и харизмой обладает тот, кто не опасается совершить поступок. Остальные - вечно сомневающиеся, неудачники. У Ефремова - мир людей-богов, в его мире каждый человек - харизматичный лидер. Только такие люди смогут релизовать коммунистическое общество.худшее решение может быть однозначно выделено только на основании будущего опыта.
Будущее принадлежит нам!
- Дм. Сидоров
- Сообщения: 2532
- Зарегистрирован: 27 янв 2005, 13:11
- Откуда: Москва
Согласен, но все-таки опыт накапливается не только после, но уже в процессе.Дмитрий писал(а):Кто не желает принять решение, результат которого не известен - тот не желает брать на себя ответственность за поступок, тот в конечном итоге проигрывает. С этой логики революция 1917-го - ошибка. Противоположная логика оправдывает революцию. Люди попытались. На ошибках учатся. Да и харизмой обладает тот, кто не опасается совершить поступок. Остальные - вечно сомневающиеся, неудачники. У Ефремова - мир людей-богов, в его мире каждый человек - харизматичный лидер. Только такие люди смогут релизовать коммунистическое общество.худшее решение может быть однозначно выделено только на основании будущего опыта.
Чем чреват путь, на который были вынуждены вступить большевики в результате наличествующих в России условий, было по-хорошему видно уже после Крондштатского восстания, а безосновательные, но предположения были высказаны гораздо раньше, и еще тогда можно было делать какие-то выводы, избежав фактически самоуничтожения партии через десять-двадцать лет.
Вот когда делать выводы будем: как ученые, во время опыта, или как политики и военные, по результатам сражения? Про героев Стругацких я уверен, что они учатся во время опыта, а про более любимых мной героев Ефремова - нет.
Trotz alledem!
- Terkin
- Сообщения: 2933
- Зарегистрирован: 13 июл 2007, 10:12
- Откуда: Город- герой Мурманск
Вот еще какое дело. Мне кажется, столкновение с ситуациями будущего людей настоящего у Стругацких имело смысл показать: будущее не в супертехнологиях, а в решении нами сейчасашними этих вот вопросов. Вопросов морально-этических в первую очередь, а не создания лазеров и звездолётов.
А в случае нерешённости- критически трудно быть богом, обладая огромными возможностями и не понимая как их применять.
А в случае нерешённости- критически трудно быть богом, обладая огромными возможностями и не понимая как их применять.
На клевете, нарушении договорённостей, элитарщине и воровстве форума не выстроить настоящей субкультуры коммунистического будущего.
Очень желаю одуматься.
Очень желаю одуматься.
-
- Сообщения: 4092
- Зарегистрирован: 28 мар 2007, 19:53
- Откуда: СССР
Это чем, интересно?Дм. Сидоров писал(а):Чем чреват путь, на который были вынуждены вступить большевики в результате наличествующих в России условий, было по-хорошему видно уже после Крондштатского восстания
Тогда ты в оффтоп уводишь: это и у Ефремова точно так же было.Алексей Тёркин писал(а):Мне кажется, столкновение с ситуациями будущего людей настоящего у Стругацких имело смысл показать: будущее не в супертехнологиях, а в решении нами сейчасашними этих вот вопросов. Вопросов морально-этических в первую очередь, а не создания лазеров и звездолётов.
Кстати, в тему: цитата с оффлайн-интервью Б. Стругацкого:
Вадим писал(а):Борис Натанович!
Вам знакомо чувство разочарования в тех, кого считал «кумиром» (плохое слово), после того, когда узнаешь некоторые подробности их личной жизни? «Капли Датского Короля» для меня святы, но узнав о том, что Окуджава – посещал рестораны в г. Москве и пел их владельцам – «столп» пошатнулся...
Борис Стругацкий писал(а): Я давно уже перестал разочаровываться подобным образом. Творцы отдельно, творения – отдельно: вот единственно правильный подход к этим вопросам. «Кто знает, из какого сора растут стихи, не ведая стыда?..» Что же касается Окуджавы, то, во-первых, не нам с Вами его судить, а во-вторых, что тут плохого, если бард поет «почтеннейшей публике», – на то он и бард.
- Дм. Сидоров
- Сообщения: 2532
- Зарегистрирован: 27 янв 2005, 13:11
- Откуда: Москва
Подменой интересов класса интерпретацией интересов этого класса одной из партий, представляющих этот класс.Nut писал(а):Это чем, интересно?Дм. Сидоров писал(а): Чем чреват путь, на который были вынуждены вступить большевики в результате наличествующих в России условий, было по-хорошему видно уже после Крондштатского восстания
Подумав, беру слова обратно: в "ЧБ" герои учатся по ходу пьесы.Дм. Сидоров писал(а):Про героев Стругацких я уверен, что они учатся во время опыта, а про более любимых мной героев Ефремова - нет.
Мне кажется, это было общее настроение всех советских писателей периода упадка - быть осторожнее, отслеживать отдаленные последствия, но в творчество Стругацких оно проникло раньше, а Ефремов занимался другими задачами. Он строил мир, устоявшийся, в котором было репангулярное исчисление, позволяющее отслеживать переход в иное качество при следовании по "лезвию бритвы", и для героев этого мира постоянные интеллигентские сомнения и колебания потребовались лишь когда они столкнулись с миром инферно.
Думаю, героев Ефремова, если бы он прожил весь период упадка в СССР и не сломался, ждала бы та же эволюция в сторону постоянных сомнений и рефлексии, что и у Стругацких, но, надеюсь, он не скатился бы до такого упадничества, как Стругацкий-младший, у которого прежний идеал превратился в абстрактную мечту.
Trotz alledem!
-
- Сообщения: 4092
- Зарегистрирован: 28 мар 2007, 19:53
- Откуда: СССР
А теперь расскажи мне, интересы какого класса выражал Кронштадтский мятеж?!Дм. Сидоров писал(а):Подменой интересов класса интерпретацией интересов этого класса одной из партий, представляющих этот класс.
А я и в "Туманности" навскидку назову троих персонажей, которые учатся. Догадаешься, кого имею в виду?Дм. Сидоров писал(а):Подумав, беру слова обратно: в "ЧБ" герои учатся по ходу пьесы.
У тебя есть какие-то веские основания делать такие утверждения?Дм. Сидоров писал(а):Думаю, героев Ефремова, если бы он прожил весь период упадка в СССР и не сломался, ждала бы та же эволюция в сторону постоянных сомнений и рефлексии, что и у Стругацких
- Terkin
- Сообщения: 2933
- Зарегистрирован: 13 июл 2007, 10:12
- Откуда: Город- герой Мурманск
У Ефремова было, но не точно так же. Я совершенно по-разному понимал когда читал.Nut писал(а):Тогда ты в оффтоп уводишь: это и у Ефремова точно так же было.Алексей Тёркин писал(а):Мне кажется, столкновение с ситуациями будущего людей настоящего у Стругацких имело смысл показать: будущее не в супертехнологиях, а в решении нами сейчасашними этих вот вопросов. Вопросов морально-этических в первую очередь, а не создания лазеров и звездолётов.
На клевете, нарушении договорённостей, элитарщине и воровстве форума не выстроить настоящей субкультуры коммунистического будущего.
Очень желаю одуматься.
Очень желаю одуматься.
- Дм. Сидоров
- Сообщения: 2532
- Зарегистрирован: 27 янв 2005, 13:11
- Откуда: Москва
Рабочего Сколько я знаю - рабочего.Nut писал(а):А теперь расскажи мне, интересы какого класса выражал Кронштадтский мятеж?!
Лучше сам назови, кто останавливается, чтобы перепроверить, переосмыслить.Nut писал(а):А я и в "Туманности" навскидку назову троих персонажей, которые учатся. Догадаешься, кого имею в виду?Дм. Сидоров писал(а): Подумав, беру слова обратно: в "ЧБ" герои учатся по ходу пьесы.
Trotz alledem!
Не вижу других партий, последовательно отстаивающих интересы пролетариата кроме большевиков.Подменой интересов класса интерпретацией интересов этого класса одной из партий, представляющих этот класс.
Дима, аргументация будут?Рабочего Twisted Evil Сколько я знаю - рабочего.
БСЭ писал(а): Кронштадтский антисоветский мятеж 1921,
контрреволюционное выступление гарнизона Кронштадта и экипажей некоторых кораблей Балтийского флота в марте 1921, организованное эсерами, меньшевиками, анархистами и белогвардейцами при поддержке иностранных империалистов. Явился одной из попыток контрреволюции применить новую тактику "взрыва изнутри" Советской власти. Мятеж отражал политические колебания мелкобуржуазных масс, усилившиеся в конце 1920 — начале 1921 в связи с хозяйственной разрухой, голодом и др. бедствиями, вызванными Гражданской войной 1918—20. Недовольство политикой "военного коммунизма" охватило крестьянство и часть рабочих, чем воспользовались мелкобуржуазные партии для организации заговоров и мятежей (на Тамбовщине, Поволжье, Украине, в Сибири и др.). К. а. м. стал возможен вследствие значительного обновления во время Гражданской войны личного состава Балтийского флота крестьянскими пополнениями и даже деклассированными элементами, подпавшими под влияние мелкобуржуазно-анархистских заговорщиков, слабости большевистской партийной организации и ослабления политико-воспитательной работы. Заговорщики развернули демагогическую агитацию, и 28 февраля на общих собраниях команд линкоров, а 1 марта на общегородском митинге на Якорной площади были приняты резолюции с требованиями свободы деятельности "левых социалистических партий", упразднения комиссаров, свободы торговли и перевыборов Советов. Руководители мятежа выдвинули лозунг "Советы без коммунистов", рассчитывая на переход власти к мелкобуржуазным партиям, что на деле означало бы свержение диктатуры пролетариата и создание условий для открытой белогвардейщины и реставрации капитализма. 2 марта был создан из распропагандированных анархистских и эсеро-меньшевистских "беспартийных" элементов "Временный революционный комитет" во главе с С. М. Петриченко, арестованы коммунисты и советские работники. "Ревком" являлся ширмой подлинных руководителей мятежа, создавших 3 марта "штаб обороны" (бывший капитан Е. Н. Соловьянов, командующий артиллерией крепости бывший генерал А. Р. Козловский, бывший подполковник Б. А. Арканников и др.). К. а. м. представлял большую опасность, т. к. в руках врагов оказалась главная база Балтийского флота — ключ к Петрограду. В мятеже участвовало около 27 тыс. матросов и солдат. В их распоряжении было 2 линкора и другие боевые корабли, до 140 орудий береговой обороны, свыше 100 пулемётов.
-
- Сообщения: 4092
- Зарегистрирован: 28 мар 2007, 19:53
- Откуда: СССР
- Имир Торвен
- Сообщения: 208
- Зарегистрирован: 19 июл 2007, 05:51
- Откуда: Новосибирск
В двух словах.
Шехтман, как и многие люди того же склада ума, написал комфортабельную ерунду для любящих сидеть на мягком ложе из чужой успокоительной философии.
Стругацкие, конечно. по-своему велики, но созданное ими "общество будущего" представляет собой отвратительную и неработоспособную модель.
Со словами Олега, предваряющими статью Шехтмана, я согласен ан сто процентов. Причём "этические ошибки" героев Ефремова я как раз приписываю их "естественным человеческим слабостям" - тому, чего так беспрерывно не хватает поклонникам Стругацких в "идеально гармонизированном" ефремовском обществе.
В заключение замечу, что именно Стругацкие, а не Ефремов, постепенно приближались шаг за шагом в своих повестях о будущем к некоему эзотерическому миропониманию, шедшему явно в ущерб коммунистической модели развития. Антикоммунизм их поздних вещей я не побоюсь назвать "оголтелым". Так о чём спор?
Шехтман, как и многие люди того же склада ума, написал комфортабельную ерунду для любящих сидеть на мягком ложе из чужой успокоительной философии.
Стругацкие, конечно. по-своему велики, но созданное ими "общество будущего" представляет собой отвратительную и неработоспособную модель.
Со словами Олега, предваряющими статью Шехтмана, я согласен ан сто процентов. Причём "этические ошибки" героев Ефремова я как раз приписываю их "естественным человеческим слабостям" - тому, чего так беспрерывно не хватает поклонникам Стругацких в "идеально гармонизированном" ефремовском обществе.
В заключение замечу, что именно Стругацкие, а не Ефремов, постепенно приближались шаг за шагом в своих повестях о будущем к некоему эзотерическому миропониманию, шедшему явно в ущерб коммунистической модели развития. Антикоммунизм их поздних вещей я не побоюсь назвать "оголтелым". Так о чём спор?
E vederai color che son contenti
nel foco, perché speran di venire
quando che sia a le beate genti.
nel foco, perché speran di venire
quando che sia a le beate genti.
-
- Сообщения: 752
- Зарегистрирован: 18 авг 2009, 17:01
В догонку убегающему паровозу.
Вообще И.А.Е и Стругацкие - два разных поколения фантастов.
Начнем с того, что Иван Антонович не первый, а скорее последний в череде советских "научных утопистов" старой школы. После него в жанре проявился из известных мне, пожалуй, только С.Снегов, но масштаб далеко не тот. А до были, например, и Богданов, и Беляев. Кстати, с Беляевым у И.А. Ефремова очень много общего. Перечитывал недавно "Звезду КЭЦ", так такое ощущение, что мир "Туманности" является прямым продолжением мира "Звезды". Пафос, отношение к миру абсолютно одинаковые. Несомненно, ТА намного глубже, проработаннее - и в научном (прежде всего психологическом), и в литературном плане. Ефремов - в максимальном проявлении "фантастика ответов" на вопрос, каким мог бы быть мир завтра, каков потенциал человека и человечества. Это фантастика тех, кто своими руками строил и строит светлое будущее. Естественно, надежда и преданность идее - её органичная черта. Это этос и пафос
советской эпохи вцелом.
Братья Стругацкие представляют другое поколение - рефлексирующее, оценивающее. Они ближе к первым в своем ряду Немного раньше в том же стиле работал, например, Анчаров, а после были многие, например С.Павлов с его "Лунной радугой". Это - "фантастика вопросов", без ответа на которые, даже просто без постановки их перед собой мы обречены на повторение вчерашних ошибок: Что представляет собой человек? Какое будущее несем в себе? Где допустимые границы нашего действия? Эта линия начинается уже в "Полдне", еще пропитанном светлыми идеями, но несущим зерно сомнения - а готовы ли мы? Человек в фантастике А.иБ.С. повернут острыми гранями внутрь, каждое его действие вне несет угрозу и призыв - подумай!
У меня есть "особое мнение". Я не считаю Стругацких "чистыми" фантастами, они скорее филосовы-этики. Антропоморфность их мира в корне отличается от антропоморфности мира И.А.Е. - если у Ефремова схожесть братьев по разуму определяется схожими условиями формирования видов, то у братьев дальние миры являются прямым продолжением нашего - просто способом показать проблему, столкнуть с ней современного человека. Это не "глупость", это просто такой прием. Для столкновения с "подкидышами" нужен не оптимист Дар Ветер а параноик Рудольф Сикорский. В мире Саракша Максим борется не только с Неизвестными Отцами, но и со Странником - побеждает и проигрывает одновременно.
Стругацкие вводят этическое уравнение, в котором невозможно вступить в светлое будущее, оставаясь человеком прошлого. В противном случае столкновение неизбежно и либо ты разрушишь мир, либо ты разрушишь сам себя. Это прививка от излишней самонадеянности.
Ефремов тоже ставит вопросы, но ответы на них лежат либо в зоне личной этики, либо - социальной ответственности человека. Ефремов тоже вводит столкновение старого и нового в "Часе Быка", но это столкновение несет надежду - у землян практически нет сомнений в самом векторе действия, вопрос только в дозволенных средствах.
Стругацких бесполезно понимать вне координат мира И.А. Ефремова. Два поколения советских фантастов - две стороны одного мира. Без ответов Ивана Антоновича мир "Полдня" бесцелен и бесплоден. Без постановки вопросов А. и Б. Стругацких перед современным человеком мир "Туманности Андромеды" вряд ли наступит.
Поэтому формулировка в топика просто некорректна по определению.
О стиле. ИМХО, следует учитывать, что Стругацкие писали преимущественно для более замкнутой среды, чем Ефремов. Их "МНСовский" юмор весьма специфичен, даже слегка утрирован и довольно жёсток и даже слегка жестОк. Но он - неотъемлемая часть институтской среды того времени и хорошо понимается в контексте.
Серьезность и спокойствие фантастики И.А.Е. тоже не для всех. Для любителей остросюжетного "киночтива" а-ля Федя Бондарчук или американского "Армагеддона" с Брюсом Уиллисом в главной роли она точно не подойдет. Но для ценителей "поэзии идей" мир Ефремова бесценен. ИМХО.
Вообще И.А.Е и Стругацкие - два разных поколения фантастов.
Начнем с того, что Иван Антонович не первый, а скорее последний в череде советских "научных утопистов" старой школы. После него в жанре проявился из известных мне, пожалуй, только С.Снегов, но масштаб далеко не тот. А до были, например, и Богданов, и Беляев. Кстати, с Беляевым у И.А. Ефремова очень много общего. Перечитывал недавно "Звезду КЭЦ", так такое ощущение, что мир "Туманности" является прямым продолжением мира "Звезды". Пафос, отношение к миру абсолютно одинаковые. Несомненно, ТА намного глубже, проработаннее - и в научном (прежде всего психологическом), и в литературном плане. Ефремов - в максимальном проявлении "фантастика ответов" на вопрос, каким мог бы быть мир завтра, каков потенциал человека и человечества. Это фантастика тех, кто своими руками строил и строит светлое будущее. Естественно, надежда и преданность идее - её органичная черта. Это этос и пафос
советской эпохи вцелом.
Братья Стругацкие представляют другое поколение - рефлексирующее, оценивающее. Они ближе к первым в своем ряду Немного раньше в том же стиле работал, например, Анчаров, а после были многие, например С.Павлов с его "Лунной радугой". Это - "фантастика вопросов", без ответа на которые, даже просто без постановки их перед собой мы обречены на повторение вчерашних ошибок: Что представляет собой человек? Какое будущее несем в себе? Где допустимые границы нашего действия? Эта линия начинается уже в "Полдне", еще пропитанном светлыми идеями, но несущим зерно сомнения - а готовы ли мы? Человек в фантастике А.иБ.С. повернут острыми гранями внутрь, каждое его действие вне несет угрозу и призыв - подумай!
У меня есть "особое мнение". Я не считаю Стругацких "чистыми" фантастами, они скорее филосовы-этики. Антропоморфность их мира в корне отличается от антропоморфности мира И.А.Е. - если у Ефремова схожесть братьев по разуму определяется схожими условиями формирования видов, то у братьев дальние миры являются прямым продолжением нашего - просто способом показать проблему, столкнуть с ней современного человека. Это не "глупость", это просто такой прием. Для столкновения с "подкидышами" нужен не оптимист Дар Ветер а параноик Рудольф Сикорский. В мире Саракша Максим борется не только с Неизвестными Отцами, но и со Странником - побеждает и проигрывает одновременно.
Стругацкие вводят этическое уравнение, в котором невозможно вступить в светлое будущее, оставаясь человеком прошлого. В противном случае столкновение неизбежно и либо ты разрушишь мир, либо ты разрушишь сам себя. Это прививка от излишней самонадеянности.
Ефремов тоже ставит вопросы, но ответы на них лежат либо в зоне личной этики, либо - социальной ответственности человека. Ефремов тоже вводит столкновение старого и нового в "Часе Быка", но это столкновение несет надежду - у землян практически нет сомнений в самом векторе действия, вопрос только в дозволенных средствах.
Стругацких бесполезно понимать вне координат мира И.А. Ефремова. Два поколения советских фантастов - две стороны одного мира. Без ответов Ивана Антоновича мир "Полдня" бесцелен и бесплоден. Без постановки вопросов А. и Б. Стругацких перед современным человеком мир "Туманности Андромеды" вряд ли наступит.
Поэтому формулировка в топика просто некорректна по определению.
О стиле. ИМХО, следует учитывать, что Стругацкие писали преимущественно для более замкнутой среды, чем Ефремов. Их "МНСовский" юмор весьма специфичен, даже слегка утрирован и довольно жёсток и даже слегка жестОк. Но он - неотъемлемая часть институтской среды того времени и хорошо понимается в контексте.
Серьезность и спокойствие фантастики И.А.Е. тоже не для всех. Для любителей остросюжетного "киночтива" а-ля Федя Бондарчук или американского "Армагеддона" с Брюсом Уиллисом в главной роли она точно не подойдет. Но для ценителей "поэзии идей" мир Ефремова бесценен. ИМХО.