Мир Ефремова, FAQ, экономика
Добавлено: 07 окт 2007, 16:06
Наиболее трудная из всех частей - часть экономическая.
Честно говоря - вдумавшись в проблему поглубже - я понял, что не мне влезать в эту сложную область со своим дилетанским вИдением.
Но кое-что все-таки отметить можно.
Будем материалистами - в экономику все упирается, с нее все начинается.
И именно о ней у Ефремова сказано так мало, что нам придется буквально выскребать смысл из текста чайными ложками.
Любая экономика делится минимум на две части:
1. Часть социальная - все, что нужно не конкретно кому-то, но всем нам вместе
1.а Транспорт
1.б Связь
1.в Воспроизводство населения физиологическое (здесь - медицина, рекреация и психология)
1.г Воспроизводство населения интеллектуальное (воспитание, образование и переобучение)
1.д Поддержание целостности социума (имунная защита - то, чем у нас занимается правоохранительная система)
1.е Питание
1.ж Жилье
Опыт социалистического (да и в целом мирового строительства) показал - наиболее оптимальное решение ВСЕХ этих проблем без исключения может быть только централизованным и в основном - плановым.
Централизованный общественный транспорт решает проблемы загазованных городов.
Централизованная жилая зона, протянувшаяся в субтропиках решает проблему с отоплением.
Централизованное медицинское обслуживание способно за счет профилактики не дать людям заболеть, вместо того, чтобы выманивать из них деньги на лечение
Бредовость же идеи "частной милиции" вообще не требует опровержения.
Но.
Попытки построить полностью плановую экономику натолкнулись практически везде на "предел сложности" - невозможно из центра предусмотреть все тонкости процесса.
Вывод: на каждом уровне требуется резерв мощности.
Которым должен оперировать находящийся на этом уровне человек.
2. Часть частная, личная - но о ней позже и отдельно.
Сначала - о граничных условиях.
1. Восполняемость.
Экономика должна существовать, не занимая безвозвратно расходуемых ресурсов у будущего - или подключившись к источнику, практически вечному с точки зрения ныне живущей цивилизации - скажем, исчерпаемость которого оценивается сотнями тысячелетий.
Фактически, на нашем нынешнем уровне развития техники такими ресурсами являются только:
- Солнце
- Дейтерий в воде океанов
- Астероидный пояс или мантия в качестве источника сырья - но следует очень внимательно считать - каковы будут расходы на получение этого сырья, и получится ли баланс положительным
Практический вывод из этого огорчит приверженцев вечного и стремительного прогресса - цивилизация Мира ТА - медленная. Она не жирует просто потому, что хочет жить не только сегодняшним днем - а тысячелетиями. И поэтому бережет все, что у нее есть.
Поэтому звездные там уходят в космос не десятками - а по одной в десятилетие. Поэтому даже солнечная система не заселена широко - а только слегка затронута.
Но - воспользуюсь чужим высказыванием - прогресс для биологических систем - не состояние - но процесс. Процесс перехода из одного устойчивого состояния в другое. И он не может длиться вечно - просто потому, что расходует на переход силы, копившиеся до этого веками и тысячелетиями отбора.
Кто же следит за этими границами? Совет по Экономике со всеми своими подразделениями. Основной режим его работы - запретительный, а не инициирующий - то есть он не предлагает проектов, а ставит преграду на пути идей неподъемных для экономики планеты.
2. Неинфернальность.
Людям, живущим в том мире, крайне важен баланс горя и радости в человеческой жизни. Проекты, приносящие горя больше, чем радости - отвергаются сразу, сколь бы выгодными или эффективными они не были.
Отслеживает самочувствие общества Академия Горя и Радости.
Она регулярно проводит опросы как по поводу планируемых мероприятий, так и относительно уже текущих - а также безо всяких оснований - просто чтобы быть уверенным - в обществе не накапливается опасное раздражение. Опять же, основной режим ее работы - контрольно-запретительный.
3. Целостность.
Люди мира ТА считают мерой развития общества - единство, слаженность, сложность его общественной жизни - сразу для сомневающихся отмечу - достижимую только развитием индивидуальности, ибо одинаковость элементов - признак неустойчивости организма, его неготовности к возможным переменам и неспособности к развитию.
Но существуют пределы, за которыми индивидуализация приводит к распаду общества - и требуются системы, следящие за тем, чтобы общество оставалось целым.
Такой системой в мире ТА является Совет Чести и Права.
Именно он осуществляет ПНОИ - надзор за каждым (боящиеся надзора могут быть спокойны - этот мир - и этот текст - не для них), но надзор не давящий, а помогающий (РТИ) - ибо иногда гораздо проще вовремя помочь человеку, чем получить потом асоциала, которого придется изгонять из общества - это крайняя (хотя и не бессрочная) мера наказания в том мире.
Еще раз подчеркну, три этих Совета не являются руководящими, главными и - даже - зависимыми. Это органы торможения, а не инициативы.
Откуда же исходит инциатива?
Сначала откинем основную массу деятельности, которой общество занимается просто в силу того, что живет - ту самую социальную часть экономики. Эта часть неизбежна и четко планируема - а поэтому практически не требует особой балансировки - будучи раз запущенным этот механизм способен двигаться достаточно долго, если его просто не оставлять без внимания.
Остаток ресурсов - кстати, совсем небольшой, я бы сказал, что он уложится процентов в десять общего продукта тамошней цивилизации - может быть поделен между всеми, кому эти ресурсы нужны.
Но не поровну. А согласно - и это чисто моя идея, впрочем, которая не противоречит законам тамошнего мира - социальному статусу просящих.
Как нарабатывается СС?
Очень просто - работой не на себя - а на все общество в целом.
То есть - удачная (и только!) работа на доверенному посту на общественных работах дает человеку право претендовать на определенный процент свободных общественных ресурсов.
Неудачная - данный статус отнимает, иногда до нуля (полагаю, что Мвен Мас, который в свое время мог распоряжаться ресурсами всей планеты, после своего знаменитого опыта этот статус потерял практически полностью).
Это, если хотите, аналог тамошних денег - единственный аналог - но дает он не возможноть наслаждаться какими-то благами (хотя - возможно и это тоже, это следует тщательнее обдумать) - а возможность делать то, что тебе интересно, пользуясь для этого свободными ресурсами всей планеты.
Делать в одиночку или группами - в таком случае группа оперирует суммой своих ресурсов.
Полагаю также, что деление производится с некоторой регулярностью (предположим - раз в квартал - или год), после чего собираются все поданные заявки (кстати, прошедшие предварительную экспертизу всех трех советов) - и производится деление ресурса на общий вес заявок - а далее выясняется, не существует ли конкурирующих заявок на уникальный ресурс - в этом случае выбор может быть осуществлен по договоренности или случайным образом.
Удовлетворенные заявки вычитаются из статуса, после чего он может быть заработан снова.
Вероятно, согласно этому же статусу человеку предоставляется и выбор работ - более ответственному можно доверить более опасные (для общества в случае провала) или более сложные виды общественной деятельности.
Повторю еще раз - это все только мои домыслы, насколько это вообще будет работать - не знаю, но вижу в этом способ внести инициативу снизу - сбалансировав ее с ответственностью за свои поступки, причем проверяемую объективно, а не субъективно - а также дать обществу возможность соревноваться - чтобы не допустить его стагнации.
Что еще я опустил/забыл?
Распределение работ осуществляется местными центрами в виде вариантов, доступных конкретному человеку сообразно его способностям и прошлому послужному списку.
Специальная система образования и - вероятно - специальная схема организации работ - позволяет универсализм работников - в принципе каждый способен заниматься любым общественно полезным делом
Существует единая вспеланетная информационная сеть - причем двусторонняя - допускающая как получение информации во всех видах - так и участие в голосованиях и референдумах - которые проводятся регулярно на всех уровнях - причем, полагаю, проблемы локального уровня (типа - изменение маршрута рейсового электробуса) не выносятся за рамки региона, который они затрагивают.
Важные проблемы решают на общем референдуме - и - отметим еще раз - население того мира - меньше миллиарда человек (и поддерживается на этом уровне контролем за рождаемостью).
ПНОИ заботится о том, чтобы человек не находился слишком долго на одной работе - чтобы у того не терялся интерес к ней и не накапливалась усталость от однообразной деятельности.
Сменить же работу можно по всему спектру - как снизу вверх - так и в обратном направлении.
Тема эта воистину неисчерпаема. но я сказал все, что мог сказать.
Честно говоря - вдумавшись в проблему поглубже - я понял, что не мне влезать в эту сложную область со своим дилетанским вИдением.
Но кое-что все-таки отметить можно.
Будем материалистами - в экономику все упирается, с нее все начинается.
И именно о ней у Ефремова сказано так мало, что нам придется буквально выскребать смысл из текста чайными ложками.
Любая экономика делится минимум на две части:
1. Часть социальная - все, что нужно не конкретно кому-то, но всем нам вместе
1.а Транспорт
1.б Связь
1.в Воспроизводство населения физиологическое (здесь - медицина, рекреация и психология)
1.г Воспроизводство населения интеллектуальное (воспитание, образование и переобучение)
1.д Поддержание целостности социума (имунная защита - то, чем у нас занимается правоохранительная система)
1.е Питание
1.ж Жилье
Опыт социалистического (да и в целом мирового строительства) показал - наиболее оптимальное решение ВСЕХ этих проблем без исключения может быть только централизованным и в основном - плановым.
Централизованный общественный транспорт решает проблемы загазованных городов.
Централизованная жилая зона, протянувшаяся в субтропиках решает проблему с отоплением.
Централизованное медицинское обслуживание способно за счет профилактики не дать людям заболеть, вместо того, чтобы выманивать из них деньги на лечение
Бредовость же идеи "частной милиции" вообще не требует опровержения.
Но.
Попытки построить полностью плановую экономику натолкнулись практически везде на "предел сложности" - невозможно из центра предусмотреть все тонкости процесса.
Вывод: на каждом уровне требуется резерв мощности.
Которым должен оперировать находящийся на этом уровне человек.
2. Часть частная, личная - но о ней позже и отдельно.
Сначала - о граничных условиях.
1. Восполняемость.
Экономика должна существовать, не занимая безвозвратно расходуемых ресурсов у будущего - или подключившись к источнику, практически вечному с точки зрения ныне живущей цивилизации - скажем, исчерпаемость которого оценивается сотнями тысячелетий.
Фактически, на нашем нынешнем уровне развития техники такими ресурсами являются только:
- Солнце
- Дейтерий в воде океанов
- Астероидный пояс или мантия в качестве источника сырья - но следует очень внимательно считать - каковы будут расходы на получение этого сырья, и получится ли баланс положительным
Практический вывод из этого огорчит приверженцев вечного и стремительного прогресса - цивилизация Мира ТА - медленная. Она не жирует просто потому, что хочет жить не только сегодняшним днем - а тысячелетиями. И поэтому бережет все, что у нее есть.
Поэтому звездные там уходят в космос не десятками - а по одной в десятилетие. Поэтому даже солнечная система не заселена широко - а только слегка затронута.
Но - воспользуюсь чужим высказыванием - прогресс для биологических систем - не состояние - но процесс. Процесс перехода из одного устойчивого состояния в другое. И он не может длиться вечно - просто потому, что расходует на переход силы, копившиеся до этого веками и тысячелетиями отбора.
Кто же следит за этими границами? Совет по Экономике со всеми своими подразделениями. Основной режим его работы - запретительный, а не инициирующий - то есть он не предлагает проектов, а ставит преграду на пути идей неподъемных для экономики планеты.
2. Неинфернальность.
Людям, живущим в том мире, крайне важен баланс горя и радости в человеческой жизни. Проекты, приносящие горя больше, чем радости - отвергаются сразу, сколь бы выгодными или эффективными они не были.
Отслеживает самочувствие общества Академия Горя и Радости.
Она регулярно проводит опросы как по поводу планируемых мероприятий, так и относительно уже текущих - а также безо всяких оснований - просто чтобы быть уверенным - в обществе не накапливается опасное раздражение. Опять же, основной режим ее работы - контрольно-запретительный.
3. Целостность.
Люди мира ТА считают мерой развития общества - единство, слаженность, сложность его общественной жизни - сразу для сомневающихся отмечу - достижимую только развитием индивидуальности, ибо одинаковость элементов - признак неустойчивости организма, его неготовности к возможным переменам и неспособности к развитию.
Но существуют пределы, за которыми индивидуализация приводит к распаду общества - и требуются системы, следящие за тем, чтобы общество оставалось целым.
Такой системой в мире ТА является Совет Чести и Права.
Именно он осуществляет ПНОИ - надзор за каждым (боящиеся надзора могут быть спокойны - этот мир - и этот текст - не для них), но надзор не давящий, а помогающий (РТИ) - ибо иногда гораздо проще вовремя помочь человеку, чем получить потом асоциала, которого придется изгонять из общества - это крайняя (хотя и не бессрочная) мера наказания в том мире.
Еще раз подчеркну, три этих Совета не являются руководящими, главными и - даже - зависимыми. Это органы торможения, а не инициативы.
Откуда же исходит инциатива?
Сначала откинем основную массу деятельности, которой общество занимается просто в силу того, что живет - ту самую социальную часть экономики. Эта часть неизбежна и четко планируема - а поэтому практически не требует особой балансировки - будучи раз запущенным этот механизм способен двигаться достаточно долго, если его просто не оставлять без внимания.
Остаток ресурсов - кстати, совсем небольшой, я бы сказал, что он уложится процентов в десять общего продукта тамошней цивилизации - может быть поделен между всеми, кому эти ресурсы нужны.
Но не поровну. А согласно - и это чисто моя идея, впрочем, которая не противоречит законам тамошнего мира - социальному статусу просящих.
Как нарабатывается СС?
Очень просто - работой не на себя - а на все общество в целом.
То есть - удачная (и только!) работа на доверенному посту на общественных работах дает человеку право претендовать на определенный процент свободных общественных ресурсов.
Неудачная - данный статус отнимает, иногда до нуля (полагаю, что Мвен Мас, который в свое время мог распоряжаться ресурсами всей планеты, после своего знаменитого опыта этот статус потерял практически полностью).
Это, если хотите, аналог тамошних денег - единственный аналог - но дает он не возможноть наслаждаться какими-то благами (хотя - возможно и это тоже, это следует тщательнее обдумать) - а возможность делать то, что тебе интересно, пользуясь для этого свободными ресурсами всей планеты.
Делать в одиночку или группами - в таком случае группа оперирует суммой своих ресурсов.
Полагаю также, что деление производится с некоторой регулярностью (предположим - раз в квартал - или год), после чего собираются все поданные заявки (кстати, прошедшие предварительную экспертизу всех трех советов) - и производится деление ресурса на общий вес заявок - а далее выясняется, не существует ли конкурирующих заявок на уникальный ресурс - в этом случае выбор может быть осуществлен по договоренности или случайным образом.
Удовлетворенные заявки вычитаются из статуса, после чего он может быть заработан снова.
Вероятно, согласно этому же статусу человеку предоставляется и выбор работ - более ответственному можно доверить более опасные (для общества в случае провала) или более сложные виды общественной деятельности.
Повторю еще раз - это все только мои домыслы, насколько это вообще будет работать - не знаю, но вижу в этом способ внести инициативу снизу - сбалансировав ее с ответственностью за свои поступки, причем проверяемую объективно, а не субъективно - а также дать обществу возможность соревноваться - чтобы не допустить его стагнации.
Что еще я опустил/забыл?
Распределение работ осуществляется местными центрами в виде вариантов, доступных конкретному человеку сообразно его способностям и прошлому послужному списку.
Специальная система образования и - вероятно - специальная схема организации работ - позволяет универсализм работников - в принципе каждый способен заниматься любым общественно полезным делом
Существует единая вспеланетная информационная сеть - причем двусторонняя - допускающая как получение информации во всех видах - так и участие в голосованиях и референдумах - которые проводятся регулярно на всех уровнях - причем, полагаю, проблемы локального уровня (типа - изменение маршрута рейсового электробуса) не выносятся за рамки региона, который они затрагивают.
Важные проблемы решают на общем референдуме - и - отметим еще раз - население того мира - меньше миллиарда человек (и поддерживается на этом уровне контролем за рождаемостью).
ПНОИ заботится о том, чтобы человек не находился слишком долго на одной работе - чтобы у того не терялся интерес к ней и не накапливалась усталость от однообразной деятельности.
Сменить же работу можно по всему спектру - как снизу вверх - так и в обратном направлении.
Тема эта воистину неисчерпаема. но я сказал все, что мог сказать.