Мир Ефремова, FAQ, воспитание

Ответить
helix
Сообщения: 166
Зарегистрирован: 16 май 2006, 12:45
Откуда: Хабаровск

Мир Ефремова, FAQ, воспитание

Сообщение helix » 07 окт 2007, 15:43

Теория воспитания в Мире ЕК.

Преамбула один.
Несколько лет назад я выдвинул гипотезу: разум человеческий - явление социальное. То есть возник он не как "способ соединения отдельных индивидов", а постепенно, в результате эволюционного отбора, возникал в прачеловеческой стае как способ решения проблем всем коллективом посредством программ, заложенным им в своих членов.

Недавно тому появилось подтверждение - http://elementy.ru/news/430584

Вывод - я не стану объяснять, почему основное в воспитании - социализация, а не "всестороннее развитие личности". Непонимающим - читать по ссылке вплоть до полного просветления.

Примечание: воспитание и обучение - два разных процесса, и смешивать их стоит только тогда, когда одно не мешает другому.

Преамбула два.
О методах воспитания.
Мое личное, родителя двоих взрослых детей, выстраданное мнение - воспитатель должен быть готов использовать всю ступеньку методов воздействия на воспитуемого.

Верхний, первый способ - Слово (вербальный, сознательный канал) - объяснить ПОЧЕМУ ТАК, а не иначе.

=> при отказе следовать -

Два последовательных слоя психологических (по мере надобности) воздействий - коллективное или индивидуальное "давление на эмоции" - интонациями, обидами, невнятным угрозами, торговлей ("если ты не... - то и я не...)

=> при отказе следовать -

физические меры воздействия. Да, да, да, я имею в виду именно то, что вы подумали. Физические меры воздействия. Спектр которых может быть очень широк - от простого обездвиживания, до подзатыльника или ударов по чуствительным местам.

Предупреждая мнения о том, что "ребенка бить нельзя":
1. Есть в воспитании несколько моментов, когда дети других мер воздействия просто не понимают (в силу неумения говорить ли, в силу желания проверить воспитателя на крепость, в силу ли того, что ХОЧУ перевешивает этого надоедливого взрослого с его неинтересным НАДО)
2. Есть УЖЕ ВОСПИТАННЫЕ дети (и даже взрослые ;) ), которые другого языка не понимают и понимать не хотят.

И вот, столкнувшись с такими, что вы будете делать? Ждать с любовью пока "до него дойдет"? Увы, может и не дойти никогда. И, укоренившись в практике, понимание - "сошло_значит_можно" - будет только укрепляться.

Повторюсь еще раз - вы можете НИКОГДА в своей практике не дойти до этого метода воспитания - повезет, к примеру, или сила верхних слоев окажется вполне убедительной. Но вы должны быть ГОТОВЫ и к этому тоже. Ибо нет ничего хуже, чем столкнуться с ситуацией, которую вы разрешить не в силах.

Следствие - то же самое относится и к отношениям ВНУТРИ детского коллектива. Бессмысленно - априори и безусловно - исключать насилие. А вот знать, понимать, уметь применять - и сознательно, руками своими и детского коллектива, это насилие в отдельных своих представителях блокировать - куда более выигрышный вариант.

Итак, повторимся:
Основная задача воспитания (не путать с обучением) - закладывать в психике детей структуру построения общества.
Способ внедрения - наработка у воспитуемого стандартных способов решения поступающих извне проблем - и приемов, помогающих искать решения проблем нестандартных.

Возможные варианты:
Стандартные проблемы - решаем стандартным способом (простейший вариант, реализуем "по ходу", просто типичной организацией жизни, скажем, в советских школах назначение Командиров класса и Cтарост явно моделировало систему Начальник/Заместитель будущей работы или (полу)военной службы).
Критерий - эффективность. Если решение можно свести до рутины, вогнать в подсознание - совсем хорошо. Если нет - применять его сознательно (игра в "бюрократию", к примеру, но невсерьез, с ироническим подходом, не тратя на нее эмоций - потому что именно через эмциональный канал утекают основные наши силы).

Необычные проблемы - вероятно через ролевые игры - готовя к встрече с тем, что нельзя смоделировать повседневной школьной жизнью (пример - военное воспитание в школах СССР, движение ролевиков, исторические общества сейчас).

И - наверное - требуется тренировка психики на встречу с АБСОЛЮТНО ИНЫМ
(Но способы решения этого мне практически неясны. Хотя кое-какие задумки на эту тему имеются).

Мои предположения:
а) Воспитание будет идти по нескольким уровням
1) Механический - навыки, рефлексы, получаемые постоянным повторением типичных упражнений (повседневная гигиена, физические упражнения, поддержание порядка, распорядок дня). Способы внедрения - по-видимому - жесткое, безаппеляционное НАДО, наказания за неисполнения (см. преамбулу 2).

2) Психологический - наработка и погружение в подсознание основных приемов и правил жизни в обществе - вероятно, поначалу в игровой форме, впоследствии - в форме "заданий" и, уже в конце - "подвигов".

Интересно рассмотреть опыт Кастанедовского Сталкинга - наилучшие результаты дает постоянное сражение воспитуемого с Неодолимой Силой, цель считается достигнутой только при действительной победе (Подвиги Геркулеса? Очень похоже, что они - последняя "доводка" ученика до гражданина - в которой он преодолевает самого себя в столкновении с реальной жизнью - и должен доказать, что он этой жизни достоин.)

Здесь - вся этика, эстетика, эротика и прочие "э" ;) Совесть и Честь - тоже тут. И все они и всегда - под контролем сознания. Даже те, что внедрялись бессознательно. Их совершенно необходимо вывести на поверхность и контролировать - во избежание разного рода комплексов. Отсюда вытекает ->

3) Сознательный - воспитуемый постепенно приучается поддерживать постоянный СОЗНАТЕЛЬНЫЙ контроль над всеми аспектами своей личности, умеет анализировать возникающие психические напряжения перенаправлять их в безопасные русла, умеет анализировать внешний мир, используя логику и прочие практики, постоянно выстраивая и корректируя его внутреннюю модель, понимает, принимает и умеет использовать силу эмоционального и физиологического контуров своего организма, не теряя над ними контроля, всегда готов пытаться применить полученные результаты для действительного изменения внешнего мира - и принять на себя ответственность за все последствия.

4) Надсознательный - воспитуемые умеют объединяться в группы для достижения цели, брать на себя разные роли (аналитик, координатор, инициатор, исполнитель...) в этих группах и достигать максимального результата, действуя ГРУППОЙ КАК ЕДИНЫМ ЦЕЛЫМ.

5) Сверхсознательный - умение осознанно действовать на политическом поле - как часть сверхорганизма-Человечество. Тут, по-видимому, будет практика работ в общественных организациях, практика участия в всепланетных и локальных обсуждениях, привычка брать на себя ответственность за дела, находящиеся в своей юрисдикции, умение отличить свою зону ответственности от зоны внешней и перенаправить наверх то, с чем нет возможности справиться на своем уровне.

Основная же задача воспитания будет - нет, не "выращивание нового человека" - а "выращивание нового социума", лучшего, по сравнению с предыдущими.
WBR - Andrew

Аватара пользователя
Кирилл
Сообщения: 718
Зарегистрирован: 11 авг 2006, 13:54
Контактная информация:

Сообщение Кирилл » 07 окт 2007, 16:38

Helix, мне кажется что если уж и составлять FAQ по миру Ефремова то было бы неплохо приводить цитаты из его книг и других материалов по которым можно сделать те или иные выводы. Например о целесообразности применения физических мер воздействия в таком важном вопросе как воспитание.

Аватара пользователя
Дм. Сидоров
Сообщения: 2532
Зарегистрирован: 27 янв 2005, 13:11
Откуда: Москва

Сообщение Дм. Сидоров » 07 окт 2007, 21:13

Соня, как всякий нормальный современный педагог, была принципиальным противником наказания. Сейчас - тоже противник, но наказание практикует. Я лично считаю, что наказания следует избегать - единственное исключение - самонаказание, когда человек сам для себя назначает испытание для закрепления отсутствия нежелательного поведения - вроде как в "Преступлении и наказании" - "пострадать". Практически во всех случаях хорошо действует физическое устранение - мы убирае из зоны, где человек мешает, ждем, когда он сатновится готов к разумному общению и находим оптимум. По умолчанию считается, что дела, которые касаются только ребенка, решает только он, если только он по незнанию не настаивает на явно опасном варианте.

Во, кстати - читал первые главы торы с комментариями - и вот выходит, что по равинскому разумению бог планировал, что люди возьмут ответственность на себя и все сразу сделают хорошо - да жизнь внесла свои коррективы :)
Trotz alledem!

helix
Сообщения: 166
Зарегистрирован: 16 май 2006, 12:45
Откуда: Хабаровск

Сообщение helix » 08 окт 2007, 02:05

Кирилл:
Цитаты я привожу, когда они есть прямые.
К тезису про применение силы прямых цитат нет - но сюда применимы те, что приведены в разделе о "целостности" - люди ЕК не боятся насилия, не чураются его и с детства готовы его применить.

Вопрос же о допустимости таких мер в воспитании детей мы однажды, мне помнится, уже обсуждали - и я могу только повторить - мнение человека, самого никого не воспитавшего, ценно ровно настолько, сколько мнение вечного пешехода об особенностях вождения праворульной Камри с коробкой передач.

Дм.Сидоров:

Я ведь специально отметил - приведена просто лестница мер воздействия. И очень хорошо, если воспитание прошло удачно и до конца это лестницы дойти не привелось.
Но следует помнить о ее нижнем конце и не бояться ступать и на эту ступеньку тоже.
WBR - Andrew

Аватара пользователя
Кирилл
Сообщения: 718
Зарегистрирован: 11 авг 2006, 13:54
Контактная информация:

Сообщение Кирилл » 08 окт 2007, 06:46

В том что мне не кого воспитывать и повидимому никогда не будет, виновато наше государство, а не я. Но не хочу спорить. И лучше напишу тут свое мнение по поводу воспитания.

Так вот, в будущем это понятие фактически исчезнет, так как дети будут считаться полноценными личностями (коими они по моему мнению и являются). А система образования будет примерно такая же как в "парке"
http://krasnaya-zastava.ru/forum/viewto ... 2433#32433
и даже лучше.

helix
Сообщения: 166
Зарегистрирован: 16 май 2006, 12:45
Откуда: Хабаровск

Сообщение helix » 08 окт 2007, 06:58

Мечты - это, конечно, здорово.
Но есть кое-что, что мне известно (а вот тем, кто никогда не пытался приучить ребенка не бить маму тяжелым предметом по голове - видимо, нет).

Все эти "прекрасные" школы пока что очень сильно завязаны на личность одного человека. И с его исчезновением - закисают, вянут, не приживаются на обычной, плотной и спекшейся почве.

Посему, позвольте мне, как материалисту, верить только в то, что прошло массовую апробацию и доказало свою действенность не в мире мечты, а в руках хотя бы тысяч человек.

Причем человек - не идеальных, а самых разных. Как со стороны учителей - так и со стороны учеников. Ибо довелось мне, знаете ли, немного и с детдомовцами иметь дело. И наблюдать как они обращались с учителями "любящего типа". Это было одинаково разрушительно, что для первых - что для вторых.

Ибо вопрос - не в строгости или любви. Вопрос в действенности.

Пожалуй, на этом - все.
WBR - Andrew

Аватара пользователя
Дм. Сидоров
Сообщения: 2532
Зарегистрирован: 27 янв 2005, 13:11
Откуда: Москва

Сообщение Дм. Сидоров » 08 окт 2007, 08:06

В "Парке тоже нет такоего "все можно". Там человек тоже не выходит наружу. Хотя эта невозможность выхода и стыдливо прикрывается тем, что, мол, "отвечаем за детенка". И человеку приходится выбирать из того, что есть в парке. И, если он здоров, он действительно выбирает делание, творение. В общем, там тоже давление - человек оказывается в плотной среде творящих, и невписавшийся убивается тоскою.
Trotz alledem!

helix
Сообщения: 166
Зарегистрирован: 16 май 2006, 12:45
Откуда: Хабаровск

Сообщение helix » 08 окт 2007, 08:14

Дм.Сидоров:

Почему я так часто повторяю - и так мало людей это реально осознают - любое творческое сообщество - это результат очень плотной сети ограничений.
Просто они не всегда осознаются.
Что далеко ходить - сама способность "научного творчества" предполагает такие ограничения - проверять свои высказывания практикой, доказывать, что наблюдаемый эффект действительно вызывался данными предпосылками, не прятать "лишние" точки на графике...
WBR - Andrew

Аватара пользователя
Дм. Сидоров
Сообщения: 2532
Зарегистрирован: 27 янв 2005, 13:11
Откуда: Москва

Сообщение Дм. Сидоров » 08 окт 2007, 21:50

А обратная сторона?
Кто, кроме самого человека, знает, что ему нужно, чтобы быть полным сил для творчества? Причем они все время меняются. Что в тексте FAQ показывает, что в мире Ефремова воспитание не подавляет поиск нестандартных потребностей, наилучшим образом сооответствующих человеку. Вот, там становятся популярными прыжки с вентилятором, в некотором смысле уникальном. Значи, сначала ничего такого не было, потом кто-то сочинил, для себя и друзей, сделал, и пошло.
То есть не полная аскеза и потребление рационального минимума (хотя, может, эти приборы и рациональны, и не роскошны). В потреблении что-то постоянно меняется.
Trotz alledem!

helix
Сообщения: 166
Зарегистрирован: 16 май 2006, 12:45
Откуда: Хабаровск

Сообщение helix » 09 окт 2007, 02:03

Как раз наоборот ;)
Редко кто точно знает, на что он способен - ибо человек слишком склонен себя прощать и оправдывать. ;) Лениться, одноим словом.

Но - мне казалось, что в теме Экономики я достаточно много уделил внимания именно тому, что инциатива там не только не подавляется - а, собственно, все на этой инициативе и строится. Под нее и ресурсы выделены сразу, и никто не станет тебя особо контролировать - разве что ты начнешь строить грязный ядерный рекатор или нервно-паралитический газ. ;)

Вопрос лишь в том, что поощряется именно творчество - причем своими руками - а не потребление сделанного кем-то другим. Тот же гелиевый кузнечик Мвена Маса, думаю, был не серийного производства - а собранный по чертежам им самим.
WBR - Andrew

Аватара пользователя
Дм. Сидоров
Сообщения: 2532
Зарегистрирован: 27 янв 2005, 13:11
Откуда: Москва

Сообщение Дм. Сидоров » 09 окт 2007, 08:34

helix
Точно и не надо. Приблизительно, путем проб и ошибок. Тем более если человек, так сказать, подготовленный себя и других понимать - что при сильном взаимодействии и учете других вроде бы естественно. А вот другой, тем более другие, граждане, специализирующиеся по этому вопросу, которые у нас встречаются, уж обязательно знают меньше.
helix писал(а):Вопрос лишь в том, что поощряется именно творчество - причем своими руками - а не потребление сделанного кем-то другим. Тот же гелиевый кузнечик Мвена Маса, думаю, был не серийного производства - а собранный по чертежам им самим.
Мне тоже кажется, что не серийный - хотя в тексте я прямых намеков не нашёл - разве что знакомство с деталями реализации, которое можно объяснить как угодно. Соответственно, собранный ли им по чужим чертежам, спроектированный ли самим и отданный на автоматический завод - один бог ведает.
Но все равно - для личного удовольствия сделан, а не для блага вселенной, и вещь небось непростая, ресурсы берущая, а вот - не постеснялся сделать, потому что - для него хороший эффект дает.
Trotz alledem!

Аватара пользователя
Имир Торвен
Сообщения: 208
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 05:51
Откуда: Новосибирск

Сообщение Имир Торвен » 09 окт 2007, 21:22

Мир Ефремова был весьма богат на потребительские возможности. В нём, скорее, не поощрялось индивидуальное накопление ценностей, а так - в нём были и женские украшения отнюдь не только из титановой проволоки (да и вообще, развитая индустрия красоты - в современном обществе один из главных потребляемых элементов), и спортивно-туристический инвентарь, и произведения искусства, и продуманный художественный дизайн, и дорогие материалы в оформлении. Не по-нищенски жили (ко времени "Туманности Андромеды", конечно), и на спичках в явном виде не экономили. Вспомните, что предлагал Дар Ветер, чтобы отправить экспедицию к зелёной звезде - "отключим телевизоры аквариумов... перестанем на несколько лет (!) доставлять драгоценные камни с Венеры и Марса...". Как в известной пословице: семь лет мак не родил, а с голоду не померли.
E vederai color che son contenti
nel foco, perché speran di venire
quando che sia a le beate genti.

helix
Сообщения: 166
Зарегистрирован: 16 май 2006, 12:45
Откуда: Хабаровск

Сообщение helix » 10 окт 2007, 00:48

Кстати, блестящая титановая проволка - еще один ляп Ефремова. ;) Причем по двум параметрам сразу. ;)
WBR - Andrew

Ответить