Мир Ефремова, FAQ, предисловие
Добавлено: 07 окт 2007, 15:26
"Я гналась за вами трое суток, чтобы сказать вам, как вы мне безразличны!"
М.Захаров, Обыкновенное Чудо
Мы живем в странное время. Оно последовательно обдирало нас и превращало в песок все, во что мы верили - светлое будущее, мирное сосуществование, Свободу, Равенство, Братство, Космос...
Где-то по пути сгинула и старая советская фантастика - почти в полном объеме.
Но вот странный феномен - время пощадило две фигуры той поры, и если одна из них (впрочем, публично отрекшаяся от "былых заблуждений") сейчас по-прежнему в фаворе (я говорю о Брате Стругацком, единственном оставшемся в живых), то вторая, умершая давным-давно, все не дает покоя критикам коммунизма.
Снова и снова появляются статьи "развенчивающие" Ефремова и его коммунистические воззрения - причем подходят к этому со всех сторон, приписывая ему всяческие глупости, додумывая за него его мир, а потом с блеском разбивая свои домыслы в осколки.
Пусть их. Интересен сам факт - мир Ефремова жив и вызывает ненависть у тех, кто считает, что мы не пали в бездну инферно, а "вернулись на столбовую дорогу прогрессивного человечества". Следовательно - есть в нем что-то такое, что не позволяет списать его с высокомерной улыбкой, как списаны Беляев, Казанцев, Биленкин, Гуревич, ранние Стругацкие.
Требуется понять - что же именно?
Этой попытке понять и будет посвящена следующая серия статей.
1. Почему я?
"Кто-то должен был спеть эту песню - и похоже, что дело за мной". Б.Гребенщиков.
Я честно и долго ждал, не чувствуя в себе ни сил, ни права подходить в глубокому анализу текстов Ефремова с целью восстановить по нему мир, как палеонтолог восстанавливает динозавра по затылочной кости. Я пытался подвигнуть на это знакомых по ФИДО и ИГШ - и многое из тех обсуждений пошло в ход - но не родилось ни одного связного текста.
Я дождался даже двух небезынтересных статей "по поводу" от Переслегина и Саквы - но ни одна из них не дала ответа на главный вопрос - как все-таки устроен его мир?
Когда нетерпение переходило в остервение - рождалась какая-то часть текста. И настал момент, когда услышав в очередной раз тот же самый идиотский вопрос "а как в коммунизме будет...?" - я понял, что основное уже написано. Осталось только слить это воедино.
2. Почему об этом?
"Это жуж-жу-жу - неспроста". Винни-Пух
Читая книги Ефремова, и обсуждая их в разного рода конференциях, я снова и снова ловил себя на странном ощущении: отдельные детали картинки, разбросанной по тексту, не случайны, они как мозаика - едины при кажущейся обрывочности. И, выдвигая какое-то предположение, проверяя его на внутреннюю непротиворечивость построением убедительной модели - мы нередко вдруг натыкались в совершенно другом месте текста на цитату, говоряющую - "да, это так".
Мы пытались поймать этот мир на противоречиях - и нам это не удалось. Это поражает. Это вызывает желание собрать таки мозаику до конца и попытаться наложить ее на реальный мир.
3. Почему так?
"Я пишу телеграфно-шизофреническим стилем". К.Воннегут
Будучи закостенелым технарем, а также в далеком прошлом - выпускником мехмата НГУ - я привык минимизировать, а не максимизировать тексты, сворачивать смысл в тезисы, а не размазывать его по тарелке.
Объяснения можно дать и впоследствии - в конце-концов мы живем в интернет-эпоху - а если кому-то не хватит и объяснений - он не поймет и переваренную кашу, и я не хочу тратить времени на подобных личностей. (Но пусть это не останавливает всех желающих "расширить и дополнить" - в конце-концов я приверженец лозунга information must be free - упомяните источник - и модифицируйте на здоровье).
Посему - каждая из статей - мала по объему, но отточена временем и в большинстве своем может быть подтверждена цитатами из текста - или размышлениями, в эти цитаты в итоге упирающимися.
И, напоследок - предостережение. Мир Ефремова - коммунизм, но не в житейском понимании смысла этого слова. Там нет "каждому по потребностям" в смысле - "чтоб у нас все было и нам за это ничего не было". Это мир строгий и суровый, мир непростой, непохожий на наш - но это мир честный, мир справедливый и - главное - это мир у которого есть будущее.
Чем наше нынешнее время похвастаться, увы, не может.
М.Захаров, Обыкновенное Чудо
Мы живем в странное время. Оно последовательно обдирало нас и превращало в песок все, во что мы верили - светлое будущее, мирное сосуществование, Свободу, Равенство, Братство, Космос...
Где-то по пути сгинула и старая советская фантастика - почти в полном объеме.
Но вот странный феномен - время пощадило две фигуры той поры, и если одна из них (впрочем, публично отрекшаяся от "былых заблуждений") сейчас по-прежнему в фаворе (я говорю о Брате Стругацком, единственном оставшемся в живых), то вторая, умершая давным-давно, все не дает покоя критикам коммунизма.
Снова и снова появляются статьи "развенчивающие" Ефремова и его коммунистические воззрения - причем подходят к этому со всех сторон, приписывая ему всяческие глупости, додумывая за него его мир, а потом с блеском разбивая свои домыслы в осколки.
Пусть их. Интересен сам факт - мир Ефремова жив и вызывает ненависть у тех, кто считает, что мы не пали в бездну инферно, а "вернулись на столбовую дорогу прогрессивного человечества". Следовательно - есть в нем что-то такое, что не позволяет списать его с высокомерной улыбкой, как списаны Беляев, Казанцев, Биленкин, Гуревич, ранние Стругацкие.
Требуется понять - что же именно?
Этой попытке понять и будет посвящена следующая серия статей.
1. Почему я?
"Кто-то должен был спеть эту песню - и похоже, что дело за мной". Б.Гребенщиков.
Я честно и долго ждал, не чувствуя в себе ни сил, ни права подходить в глубокому анализу текстов Ефремова с целью восстановить по нему мир, как палеонтолог восстанавливает динозавра по затылочной кости. Я пытался подвигнуть на это знакомых по ФИДО и ИГШ - и многое из тех обсуждений пошло в ход - но не родилось ни одного связного текста.
Я дождался даже двух небезынтересных статей "по поводу" от Переслегина и Саквы - но ни одна из них не дала ответа на главный вопрос - как все-таки устроен его мир?
Когда нетерпение переходило в остервение - рождалась какая-то часть текста. И настал момент, когда услышав в очередной раз тот же самый идиотский вопрос "а как в коммунизме будет...?" - я понял, что основное уже написано. Осталось только слить это воедино.
2. Почему об этом?
"Это жуж-жу-жу - неспроста". Винни-Пух
Читая книги Ефремова, и обсуждая их в разного рода конференциях, я снова и снова ловил себя на странном ощущении: отдельные детали картинки, разбросанной по тексту, не случайны, они как мозаика - едины при кажущейся обрывочности. И, выдвигая какое-то предположение, проверяя его на внутреннюю непротиворечивость построением убедительной модели - мы нередко вдруг натыкались в совершенно другом месте текста на цитату, говоряющую - "да, это так".
Мы пытались поймать этот мир на противоречиях - и нам это не удалось. Это поражает. Это вызывает желание собрать таки мозаику до конца и попытаться наложить ее на реальный мир.
3. Почему так?
"Я пишу телеграфно-шизофреническим стилем". К.Воннегут
Будучи закостенелым технарем, а также в далеком прошлом - выпускником мехмата НГУ - я привык минимизировать, а не максимизировать тексты, сворачивать смысл в тезисы, а не размазывать его по тарелке.
Объяснения можно дать и впоследствии - в конце-концов мы живем в интернет-эпоху - а если кому-то не хватит и объяснений - он не поймет и переваренную кашу, и я не хочу тратить времени на подобных личностей. (Но пусть это не останавливает всех желающих "расширить и дополнить" - в конце-концов я приверженец лозунга information must be free - упомяните источник - и модифицируйте на здоровье).
Посему - каждая из статей - мала по объему, но отточена временем и в большинстве своем может быть подтверждена цитатами из текста - или размышлениями, в эти цитаты в итоге упирающимися.
И, напоследок - предостережение. Мир Ефремова - коммунизм, но не в житейском понимании смысла этого слова. Там нет "каждому по потребностям" в смысле - "чтоб у нас все было и нам за это ничего не было". Это мир строгий и суровый, мир непростой, непохожий на наш - но это мир честный, мир справедливый и - главное - это мир у которого есть будущее.
Чем наше нынешнее время похвастаться, увы, не может.