Крито-индийская культура И.А.Ефремова

Ответить
Аватара пользователя
Таня Данилова
Сообщения: 4787
Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:18

Крито-индийская культура И.А.Ефремова

Сообщение Таня Данилова » 24 апр 2007, 20:39

«На протяжении всего своего литературного творчества И.А. Ефремов выдвигает научно-фантастическую гипотезу о существовании некой крито-индийской культуры, следы которой прослеживаются, как предполагал автор, на всем пространстве Ойкумены от Крита до Индии.
….мы бы хотели разобраться в том, как и на основании чего складывалась гипотеза И.А.Ефремова о существовании крито-индийской цивилизации, разобраться на основе современных достижений археологии, антропологии и лингвистики имеет ли эта гипотеза право на существование не только в рамках художественной литературы, но и шире, в рамках исторической науки.»
Нигора Двуреченская
Олег Двуреченский


Крито-индийская культура И.А.Ефремова по данным археологии

Сергей Французов
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 18 апр 2007, 23:48
Откуда: Санкт-Петербург, Париж

Крито-индийская культура

Сообщение Сергей Французов » 24 апр 2007, 21:43

Нигора и Олег!
Поздравляю с очень хорошим, обстоятельным докладом. Конечно, до дешифровки линейного письма А открытым остается вопрос о возможном этническом родстве создателей протоиндийской цивилизации и древних критян. Ведь народы, родственные в этнолингвистическом отношении (и, по этой причине, чаще всего имевшие общих предков) могут создать довольно различные культуры. Впрочем, само отнесение протоиндийцев к дравидам - пока только гипотеза, хоть и весьма основательно разработанная. На основании коротких и очень коротких текстов (в основном легенд на печатях) подлинная дешифровка протоиндийской письменности, по-видимому, пока не возможна. Стоит отметить, что эламский язык, с трудом, но поддающийся дешифровке, современная наука относит к дравидской семье. А это все же дает некоторый "мостик". Только пути миграции тогда должны были идти в направлении, противоположном тому, что указал И.А. Ефремов (не с запада на восток, а с востока на запад). Кроме того, Элам по ряду признаков, по крайней мере, на раннем этапе своей истории не являлся классической "восточной деспотией" (при всей условности этого термина), подобно Египту эпохи Старого царства. В Эламе, например, не было одного верховного властителя, а было несколько верховных магистратов (вероятно, и центров власти). Из отечественных исследователей Эламом обстоятельно занимался только Ю.Б. Юсифов (см. его монографию: Элам. Социально-экономическая история. М., 1968). Тогда еще эламский язык почти не читался, и он пользовался в основном источниками на аккадском (ассиро-вавилонском языке). Сейчас в этом отношении достугнут известный прогресс.
Но с археологической точки зрения Вы убедительно показали, что крито-индийская культура - заманчивая гипотеза, не выдержавшая столкновения с новыми материалями (так, увы, часто, бывает).
Сергей Французов

Нигора
Сообщения: 2781
Зарегистрирован: 31 окт 2005, 10:22
Откуда: СССР

Сообщение Нигора » 25 апр 2007, 01:05

Спасибо за добрый отклик. В ближайшие дни постараемся разместить презентацию по этой теме на сайте со всеми иллюстрациями и картами. В первом номере "Российской археологии" за этот год вышла великолепная обобщающая статья В.И. Сарианиди "Дворцово-храмовый комплекс Северного Гонура". Да, и в вашем втором томе ЗВОРАО эта тема представлена. Очень радует обилие новой информации. В прошлом году С.Б.Болелов обнаружил поселение эпохи бронзы в Пашхуртской котловине (Сурхандарьинская область, р.Узбекистан), в этом его уже копают. Памятник с культурным слоем в 6 и более метров, будем надеятся даст не мало интересного.

Pleon
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 23 апр 2007, 02:34

Сообщение Pleon » 29 апр 2007, 10:28

Очень интересный доклад. Жалко, у меня сейчас нет под рукой нескольких иллюстраций, которые показывают удивительное сюжетное и графическое сходство, хотя и принадлежат к культурам Хараппы и Азии.

Наверное, стоит упомянуть еще один штрих в крито-индийской мозаике Ефремова - Чатал-Хююк в Анатолии. Эта культура была открыта довольно поздно, уже во второй половине 20 века, но Иван Антонович собрал копии статей из археологических журналов и главы из книги Джеймса Меллаарта, посвященные этим раскопкам, с рисунками и фотографиями святилищ, после чего включил их описание в роман "Таис Афинская".
Изучать материалы по критской культуре ИАЕ начал еще в 30-е годы, собрав в дальнейшем практически все вышедшие на русском языке книги по археологии и культуре Крита. Кроме официальной археологии, Ефремов собрал доступный материал по около-научным гипотезам, книги об Атлантиде, и книги о Лемурии. Похоже, именно Лемурия, которая явно не упоминалась в книгах Ефремова, служила недостающим фантастическим звеном в крито-индийской дуге писателя.
Скорее всего, связь Индия-Азия-Анатолия-Крит во многом ассоциативная, основаная на похожести культов, некоторых изображений, укладов обществ.
Например, ИАЕ связывал таинственые женские культы Крита и Азии, с тантризмом Индии, имевшем место, как он считал, в том числе и в Хараппской цивилизации. Похожие выводы Иван Антонович нашел и в книге Чаттопадхьяя "Локаята Даршана", где указывается на связь фигурки "рогатого Шивы", на одной из печаток долины Инда, с тантризмом.
Объем источников, которыми оперировал Ефремов при создании своих гипотез, достаточно объемен и разнороден. Но только ознакомившись с большей его частью, можно понять, что питало интуицию и логику писателя.

Аватара пользователя
Олег
Сообщения: 8117
Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:15
Откуда: СССР

Сообщение Олег » 29 апр 2007, 11:39

Pleon писал(а):Чатал-Хююк в Анатолии
Чатал-Хююк или Хуюк не относится самим Ефремовым, насколько мы знаем к Крито-индийской культуре и потому в докладе упомянут не был. Хотя при желании и это приписать можно ...
Жалко, у меня сейчас нет под рукой нескольких иллюстраций, которые показывают удивительное сюжетное и графическое сходство
У нас эти иллюстрации есть, но они ни в коей мере не могут описываться иными процесами кроме как конвергентными по своему характеру ибо они даже с хронологической точки зрения имеют зазор.
Pleon писал(а):t;]Например, ИАЕ связывал таинственые женские культы Крита и Азии, с тантризмом Индии, имевшем место, как он считал, в том числе и в Хараппской цивилизации.
ТАк и есть, но вектор был намечен с запада на восток. В том и ошибка
Pleon писал(а):Похожие выводы Иван Антонович нашел и в книге Чаттопадхьяя "Локаята Даршана", где указывается на связь фигурки "рогатого Шивы", на одной из печаток долины Инда, с тантризмом.
Да
Pleon писал(а):Скорее всего, связь Индия-Азия-Анатолия-Крит во многом ассоциативная, основаная на похожести культов, некоторых изображений, укладов обществ.
Как вы видели, в докладе мы постарались наметить основные историографические познания ИАЕ.
Уже в тот период если-б, он постарался, он бы мог увидеть противоречия со своей версией. На оснвоании данных распространенных в археологии в середине 50-х. В частности по Индской и по культуре Анау.
В том то и удивление.
Pleon писал(а):Объем источников, которыми оперировал Ефремов при создании своих гипотез, достаточно объемен и разнороден. Но только ознакомившись с большей его частью, можно понять, что питало интуицию и логику писателя.
Именно так. В этом и опасность, когда интуитивное ощущение отрывается от эмпирики. Для Ефремова это не столь характерно, но в данном случае интуиция его подвела.
Вот и предлагается трезво оценить все его провидения и теории, на предмет прочности и вычленить то "ядро", с котороым мы надежно можем идти дальше, и то, менее проработанное, что может быть уже сейчас отвергнуто...

Ответить