АЛИДИН ВИКТОР ИВАНОВИЧ -организатор дела Ефремова

Ответить
Аватара пользователя
Олег
Сообщения: 8117
Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:15
Откуда: СССР

АЛИДИН ВИКТОР ИВАНОВИЧ -организатор дела Ефремова

Сообщение Олег » 04 апр 2007, 13:57

Вот судьба человека.
Что можно сказать? Реальность глубже и тоньше, чем порой мы себе это рисуем.

СПЕЦНАЗ РОССИИ N 1 (64) ЯНВАРЬ 2002 ГОДА

АЛИДИН ВИКТОР ИВАНОВИЧ

Родился 16 октября 1911 года в Кимрах (Тверская область). Трудовой путь начал рабочим на фабрике имени Розы Люксембург. В 19 лет возглавил местный уголовный розыск. После службы в армии, которую проходил на Украине, был оставлен на комсомольской работе. Затем работал заведующим организационным отделом Киевского горкома партии.

Во время Великой Отечественной войны участвовал в обороне Киева. Был членом Центрального штаба партизанского движения. После захвата города немцами много сделал для развертывания партизанской и разведывательно-диверсионной работы в тылу врага.

В послевоенное время внес большой вклад в восстановление экономики Украины и особенно Херсонской области, где работал секретарем областного комитета партии.

На руководящих постах в органах госбезопасности с 1951 года. В 1959 году утвержден начальником 7-го управления КГБ. С 1970 года и на протяжении более пятнадцати лет возглавлял УКГБ по Москве и Московской области. Генерал-полковник.

При В. И. Алидине были обезврежены армянские националисты, организовавшие террористический акт в столичном метро. За обеспечение безопасности участников Олимпиады-80 удостоен Государственной премии.

Был членом Коллегии КГБ СССР, членом бюро МГК КПСС, депутатом Верховного Совета РСФСР и Моссовета. Избирался делегатом XXIV, XXV и XXVI съездов КПСС. В возрасте 75 лет вышел в отставку (1985 год).

Награжден 57 правительственными наградами, в том числе тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Отечественной войны I-й степени и многими другими. Почетный сотрудник Государственной безопасности. Автор четырех книг по тематике государственной безопасности. В 2001 году в связи с 90-летием указом президента России Владимира Путина был награжден орденом Почета.

Скончался 9 января 2002 г. в Центральной клинической больнице после операции.

На вопросы "Спецназа России" отвечает бывший командир Группы "А", Герой Советского Союза, генерал-майор в отставке Г. Н. Зайцев.

- Геннадий Николаевич, насколько мне известно, Вы знали генерала В. И. Алидина более тридцати лет. И если оценивать его деятельность на поприще государственной безопасности, то в чем, по Вашему мнению, заключается его главная заслуга?

- Более пятнадцати лет Виктор Иванович руководил Московским управлением. Но в прессе почему-то не указывали, что на протяжении почти двадцати лет он возглавлял 7-е управление КГБ СССР. Это был весьма авторитетный руководитель. Жесткий, требовательный. Алидин умел работать с людьми и, я бы так сказал, выращивать кадры. В том, что он воспитал не одно поколение профессионалов, я вижу его главную заслугу перед нашей страной.

- Где и как Вы познакомились?

- Это произошло в 1967 году, где-то в сентябре месяце. В тот год Алидин внес предложение, чтобы председателю КГБ Ю. В . Андропову, а он в тот момент являлся кандидатом в члены Политбюро ЦК, силами нашего 7-го управления обеспечили личную охрану. Специально отобрали сотрудников, подходивших для такой работы. Мне было доверено возглавить эту группу. Виктор Иванович Алидин лично проводил инструктаж. И он же представлял меня В. А. Крючкову, тот работал тогда начальником секретариата Ю. В. Андропова.

- Для чего Андропову понадобилась личная охрана?

- Конечно, организация охраны председателя КГБ - мера чисто превентивная. Никаких прямых угроз не было. Но на всякий случай такое решение было принято.

- А как отнесся к этому решения сам Андропов?

- Я располагаю такой информацией, что вопрос обсуждался на коллегии КГБ. Инициатором был Виктор Иванович, и коллегия его поддержала. Детали мне неизвестны, но, думаю, Юрий Владимирович принял это решение без особого энтузиазма.

- Как долго Вы обеспечивали безопасность Юрия Владимировича?

- Мы работали месяца полтора-два. Затем руководство 9-го управления заявило, что оно готово обеспечить более качественную охрану председателя КГБ, что и произошло. Наша группа прекратила охрану.

- Какое впечатление у Вас сложилось от того краткого общения с Андроповым?

- Его личность оставила глубокий след. Мы брали Андропова под охрану на даче, где он жил практически круглый год: Минут двадцать он совершал прогулку по территории дачи. Затем подходил, общался с водителями, с нами здоровался... как правило, за руку. Спрашивал, как дела и каждый раз заканчивал короткий разговор словами: "Ну что - поедем?", после чего мы выезжали в Москву. Не доезжая до здания КГБ, он отпускал охрану.

- Почему?

- Видимо, ему было не очень удобно перед коллегами.

- Как руководитель, пробывший на своем месте такое длительное время, что сделал Алидин для 7-го управления?


- При его настойчивости и горячем участии, я это хочу подчеркнуть, было изменено тактическое построение оперативных групп, осуществляющих наружное наблюдение. Эта идея была привнесена именно им. До этого были так называемые бригады. При нем же появились оперативные группы. В каждой по штату 12 человек. Общее руководство такой группой осуществлял старший оперуполномоченный (детали я опускаю). Такое принципиальное изменение тактики предопределило то, что результативность этого инструмента, каким являлось наружное наблюдение, значительно повысилось.
По инициативе Алидина еще в начала 60-х годов в Измайлово было построено два дома для работников 7-го управления КГБ . Чтобы ускорить сдачу объектов, устраивались субботники и т. д. Введение в эксплуатацию этих домов привело к тому, что число сотрудников "семерки", которые не имели нормального жилья, значительно сократилось.
Я также должен сказать, что при нем в 7-ом управлении, как управлении наружного наблюдения, стало придаваться исключительно важное внимание аналитической работе. Это была опять-таки его идея, и она нашла свое воплощение в жизнь. Предложения, поступавшие на основе проводившегося анализа, давали интересные материалы для раздумья - и более целеустремленной работы по конкретным объектам, особенно из числа иностранцев.
Естественно, вопрос технического перевооружения самого наружного наблюдения, это тоже было сделано при Викторе Ивановиче. Появились новые станции, средства связи. Значительно был обновлен автомобильный парк.

- Как известно, Группа "А" была создана в 1974 году. К этому времени генерал Алидин уже три года руководил Московским управлением КГБ. В дальнейшем Вы взаимодействовали между собой?

- Конечно. Проводились совместные учения и очень много. Так, например, первое учение на самолете Ил-86 проводилось в аэропорту Внуково. Виктор Иванович принимал в нем самое живое участие, осуществляя непосредственное руководство. Вообще он уделял очень большое внимание этой проблеме, с которой мы за последние два десятка лет как-то свыклись. И если говорить об Алидине, то в 1973 году, когда был осуществлен вооруженный захват самолета Як-40 с пассажирами на борту, именно Виктор Иванович непосредственно готовил и проводил операцию по нейтрализации террористов и освобождению заложников. Тогда подобные ЧП были еще в новинку:
Между Группой "А" и Московским управлением были постоянные контакты, удовлетворялись различные наши просьбы. Как я уже говорил, проблеме борьбы с терроризмом Алидин уделял большое внимание и для борьбы с ним создал у себя внештатную группу "Волна".

- Я знаю, что Вы поддерживали теплые отношения и после того, как Алидин ушел на пенсию.

- В последние годы на день его рождения мы в обязательном порядке бывали у него дома, и каждый раз он ждал нашего приезда. До последних своих дней Виктор Иванович сохранил удивительно ясный ум и острую память на фамилии, имена и события. Уйдя на пенсию, он написал четыре книги, ставшие библиографической редкостью.
Те, кто работал с Виктором Ивановичем, кто хорошо его знал по роду службы, будут всегда хранить в сердце память об этом удивительном человеке. Его жизнь - это ведь и наша жизнь: И хорошо бы переиздать книги Виктора Ивановича, собрав их вместе с воспоминаниями о нем в добротный четырехтомник. О нашей жизни в системе КГБ должны знать не только исследователи, но и самые обыкновенные люди. Знать не по поверхностным пересказам в журналах, а из первоисточников. Как это было на самом деле. И делать, по прочтении, свои выводы.
ПАВЕЛ ЕВДОКИМОВ

Ответить