О чувстве Любви
Добавлено: 19 авг 2006, 19:03
Здрав будь, мыслильня.
Пишу о работе ЭрФрома «Искусство любви»,
в надежде, что всем она известна, а если нет, то вскоре вы ее прочтете.
Во-первых, это нескончаемое удивление перед тем, как можно в разное время при разных обстоятельствах удивительно схоже чувствовать и переживать явления в мире. Это наполняет надеждой и верой в изначально общие глубинные стремления в человеке, которые сложились в нем еще до рождения самого человечества.
Для меня в восьмом и даже ранее классе стало очевидным - «петушинство» большинства моих сверстников, озабоченных поиском объекта любви, прикладывавших для этого поиска массу усилий и совершенно не заботившихся о том, что собственно составляет суть любви. Чаще всего было непонимание, что поиск и даже сама находка - это лишь предверие, подготовка к творчеству или к труду с большой буквы. Многие настолько утомляются самим процессом поиска, что к творению любви уже нет сил, в лучшем случае, а в худшем даже и не считается нужным это творение. Абсолютное большинство в поисках своих действуют по готовому шаблону, действительно, чаще всего диктуемого модой эпохи.
У меня теория любви сложилась интуитивно. Я была уверена в том, что мой любимый человек будет мне другом, и у нас будет безусловно общее мировоззрение и общая цель. Тем самым я как бы проецировала - вначале сверка этого мировоззрения, устранение противоречий, и дальнейшее совместное его развитие на кратчайшем пути, ведущим к цели.
Без этого, я не представляла любви, ибо как можно любить и отдавать всего себя тому кого не знаешь? (Может быть исключение - тонко чувствующие натуры, это к вопросу о любви с первого взгляда..., но все же я склонна думать что только интуиция, родившаяся опять таки от глубоких знаний позволяет угадывать в человеке его принципиальные основы с первого взгляда, как это делали земляне из «Часа быка»).
ЭрФром красиво описывает социальность человека, непереносимость им одиночества. Добавлю только, что позднее Орден придет к пониманию искусственности охватившего цивилизованный мир состояния одиночества, к пониманию когда в какую конкретно эпоху и где возникла возможность существования этого самого одиночества. Но это будет в истории в 1993 году.
Абсолютно верное понимание корня проблемы - счастье радость гармонию возможность полного раскрытия всего заложенного в человека природой и воспитанного им самим может дать только другой человек. И здесь то и важно равенство (В понимании его ЭрФромом), ибо неравномерность усилий будет стопорить обоих.
Теперь, забегая вперед скажу, что в 1988 году нами была разработана теория дружбы и любви, и выделены так называемые стапели, или ступени. Здесь мы просто парадоксально близки с ЭрФромом.
«Любовь - это активная сила в человеке, сила, которая рушит стены, отделяющие его от его ближних, которая объединяет его с другими людьми. В любви имеет место парадокс: два существа становятся одним и остаются при этом двумя» И хотя это не оговорено, но интуитивно воспринималось также.
Удивительно, но именно понятие чего больше в жизни человек стремится давать или брать (в такой же буквально терминологии) стало основным критерием в осознании качества любви и дружбы в орденской теории дружбы и любви
Что «Давать не значит отказаться от чего-то, стать лишенным чего-то, жертвовать», а что это обогащающее «высшее проявление силы», нами чувствовалось интуитивно. Но, вот какие разрушительные силы таятся в переоценке своих сил в ситуации, когда проявление силы переходит незаметно в жертвование, мы поняли только в последние годы.
Безусловно, согласна со всеми составляющими любви у ЭрФрома: уважение, забота, ответственность и знание. В орденской теории дружбы и любви таких составляющих выделялось две: идеологическая основа и чувственная. Первая - это основной принцип мировоззрения - основанный на приоритете давать или брать, на первых ступенях дружбы; а далее, чем выше, тем более важны становятся отдельные взгляды на разные стороны жизни. Вторая составляющая - это такое понятие как «узы» или «привязанность». То есть то самое, что при наличии всех выше перечисленных компонентов ЭрФрома и орденских, в одних ситуациях одних людей приводит к чувству любви, других к чувству дружбы, а третьих только к товариществу. Отчасти узы - это есть и забота и уважение и ответственность, но хочется добавить и еще что-то тяжело формулируемое. В итоге под узами нами подразумевались некие психофизиологические склонности людей .
В свое время в ордене стоял вопрос могут ли быть друзьями мужчины и женщины. И каково наше отношение к общепринятому мнению, что «да могут, но только до любви, или после». Мы нашли ответ в понимании самой любви. Двое любящих познают друг друга, раскрывают заложенное природой индивидуальное качество каждого. У этого процесса в принципе нет предела, так как оно основано на безграничности каждого человека. Следовательно, любовь не имеет естественного конца, т.е. все человек исчерпал свои возможности. А есть только искусственное прерывание одним из любящих или обоими сразу, связанное с массой вещей: с неравностью усилий в творчестве любви, и вызванной в связи с этим усталостью и опустошенностью одного из любящих, с возникшей трещиной во взглядах на отдельные стороны жизни, т.е. с прекращением совместного поиска ответов на отдельные стороны жизни, и постоянной работы над воплощением результатов этого поиска в жизнь, с желанием получить более быстрые результаты от новой встречи, более легкой на первый взгляд и т.д.
Можно сказать, что в большинстве случаев, отказ от любви не дает большего счастья, это лишь временная легкость покинувшего связку альпиниста на полпути к вершине. Я думаю, что когда радость любви дается с большим трудом, это значит, что человеку многое в себе приходится преодолевать, многое перекраивать. Это не есть хорошо, но... таково наследство многовекового эгоизма, патриархальности и невежества, впитанного нами с молоком матери.
Любовь требует всестороннего (но не всепоглащающего) внимания и развития обоих любящих. И это есть основа полноты чувств.
Но я упомянула о недостатках любви, что это?
Попробую через сравнение: два любящих - два алмаза, которые энергией своей любви шлифуют и вытачивают друг у друга грани, превращаясь постепенно в искрящиеся бриллианты, но при всей их индивидуальности с момента их встречи общей и единой стала их жизнь, т.е. две грани этих кристаллов срослись, и чтобы не происходило полного отождествления, а диалектично при увеличении срастания и близости шло и углубление и большее раскрытие индивидуальности и ее самовоспитание нужен тот самый фактор социальности...
Мы как-то решали сколько человек минимально необходимо для составления ячейки Ордена. Пришли к выводу, что минимум 3 человека, при том условии, что двое любящих считаются за единицу. В этом пожалуй и было заключено наше понимание, что любящие - да это отдельные личности, но и не совсем отдельные тоже.
Так вот, мне кажется при большой близости любящих велика вероятность их схлопывания, их одиночества, и она может ощущаться еще острее, как и писал ЭрФромм.
Конечно, в идеале любящие должны понимать все это и настоящее творчество убережет обоих от одиночества и любовь от опустошения и схлопывания.
На фоне этого чувства и этой формы общения людей, не теряет своего значения и важности дружба, которая обладает большинством качеств любви, и, требуя меньшей вовлеченности, чем любовь, позволяет расширить круг глубокого духовного общения, и понимания, реализовать чувство социальной востребованности в полной мере . Дружба позволяет соей энергией утончать и увеличивать число граней на каждом из бриллиантов-индивидуальностей, увеличивая его красоту и ценность.
Думаю, что «дружба» по нашему отчасти соотнесима с «братской любовью» по ЭрФрому: «Под ней я разумею ответственность, заботу, уважение, знание какого-либо другого человека, желание продлить его жизнь. Братская любовь - это любовь ко всем человеческим существам; ее характеризует полное отсутствие предпочтения». И все же я не склонна подменять понятия - любовь это одно, дружба это другое. И сам термин дружба вполне соответствует тому емкому значению, который за ним стоит. И дальнейшие рассуждения ЭрФромма вызывают некоторые опасения. Но об этом позже.
Хотелось бы завязать дискуссию, так как эта тема - безбрежна и актуальна всегда.
2004 г.
Пишу о работе ЭрФрома «Искусство любви»,
в надежде, что всем она известна, а если нет, то вскоре вы ее прочтете.
Во-первых, это нескончаемое удивление перед тем, как можно в разное время при разных обстоятельствах удивительно схоже чувствовать и переживать явления в мире. Это наполняет надеждой и верой в изначально общие глубинные стремления в человеке, которые сложились в нем еще до рождения самого человечества.
Для меня в восьмом и даже ранее классе стало очевидным - «петушинство» большинства моих сверстников, озабоченных поиском объекта любви, прикладывавших для этого поиска массу усилий и совершенно не заботившихся о том, что собственно составляет суть любви. Чаще всего было непонимание, что поиск и даже сама находка - это лишь предверие, подготовка к творчеству или к труду с большой буквы. Многие настолько утомляются самим процессом поиска, что к творению любви уже нет сил, в лучшем случае, а в худшем даже и не считается нужным это творение. Абсолютное большинство в поисках своих действуют по готовому шаблону, действительно, чаще всего диктуемого модой эпохи.
У меня теория любви сложилась интуитивно. Я была уверена в том, что мой любимый человек будет мне другом, и у нас будет безусловно общее мировоззрение и общая цель. Тем самым я как бы проецировала - вначале сверка этого мировоззрения, устранение противоречий, и дальнейшее совместное его развитие на кратчайшем пути, ведущим к цели.
Без этого, я не представляла любви, ибо как можно любить и отдавать всего себя тому кого не знаешь? (Может быть исключение - тонко чувствующие натуры, это к вопросу о любви с первого взгляда..., но все же я склонна думать что только интуиция, родившаяся опять таки от глубоких знаний позволяет угадывать в человеке его принципиальные основы с первого взгляда, как это делали земляне из «Часа быка»).
ЭрФром красиво описывает социальность человека, непереносимость им одиночества. Добавлю только, что позднее Орден придет к пониманию искусственности охватившего цивилизованный мир состояния одиночества, к пониманию когда в какую конкретно эпоху и где возникла возможность существования этого самого одиночества. Но это будет в истории в 1993 году.
Абсолютно верное понимание корня проблемы - счастье радость гармонию возможность полного раскрытия всего заложенного в человека природой и воспитанного им самим может дать только другой человек. И здесь то и важно равенство (В понимании его ЭрФромом), ибо неравномерность усилий будет стопорить обоих.
Теперь, забегая вперед скажу, что в 1988 году нами была разработана теория дружбы и любви, и выделены так называемые стапели, или ступени. Здесь мы просто парадоксально близки с ЭрФромом.
«Любовь - это активная сила в человеке, сила, которая рушит стены, отделяющие его от его ближних, которая объединяет его с другими людьми. В любви имеет место парадокс: два существа становятся одним и остаются при этом двумя» И хотя это не оговорено, но интуитивно воспринималось также.
Удивительно, но именно понятие чего больше в жизни человек стремится давать или брать (в такой же буквально терминологии) стало основным критерием в осознании качества любви и дружбы в орденской теории дружбы и любви
Что «Давать не значит отказаться от чего-то, стать лишенным чего-то, жертвовать», а что это обогащающее «высшее проявление силы», нами чувствовалось интуитивно. Но, вот какие разрушительные силы таятся в переоценке своих сил в ситуации, когда проявление силы переходит незаметно в жертвование, мы поняли только в последние годы.
Безусловно, согласна со всеми составляющими любви у ЭрФрома: уважение, забота, ответственность и знание. В орденской теории дружбы и любви таких составляющих выделялось две: идеологическая основа и чувственная. Первая - это основной принцип мировоззрения - основанный на приоритете давать или брать, на первых ступенях дружбы; а далее, чем выше, тем более важны становятся отдельные взгляды на разные стороны жизни. Вторая составляющая - это такое понятие как «узы» или «привязанность». То есть то самое, что при наличии всех выше перечисленных компонентов ЭрФрома и орденских, в одних ситуациях одних людей приводит к чувству любви, других к чувству дружбы, а третьих только к товариществу. Отчасти узы - это есть и забота и уважение и ответственность, но хочется добавить и еще что-то тяжело формулируемое. В итоге под узами нами подразумевались некие психофизиологические склонности людей .
В свое время в ордене стоял вопрос могут ли быть друзьями мужчины и женщины. И каково наше отношение к общепринятому мнению, что «да могут, но только до любви, или после». Мы нашли ответ в понимании самой любви. Двое любящих познают друг друга, раскрывают заложенное природой индивидуальное качество каждого. У этого процесса в принципе нет предела, так как оно основано на безграничности каждого человека. Следовательно, любовь не имеет естественного конца, т.е. все человек исчерпал свои возможности. А есть только искусственное прерывание одним из любящих или обоими сразу, связанное с массой вещей: с неравностью усилий в творчестве любви, и вызванной в связи с этим усталостью и опустошенностью одного из любящих, с возникшей трещиной во взглядах на отдельные стороны жизни, т.е. с прекращением совместного поиска ответов на отдельные стороны жизни, и постоянной работы над воплощением результатов этого поиска в жизнь, с желанием получить более быстрые результаты от новой встречи, более легкой на первый взгляд и т.д.
Можно сказать, что в большинстве случаев, отказ от любви не дает большего счастья, это лишь временная легкость покинувшего связку альпиниста на полпути к вершине. Я думаю, что когда радость любви дается с большим трудом, это значит, что человеку многое в себе приходится преодолевать, многое перекраивать. Это не есть хорошо, но... таково наследство многовекового эгоизма, патриархальности и невежества, впитанного нами с молоком матери.
Любовь требует всестороннего (но не всепоглащающего) внимания и развития обоих любящих. И это есть основа полноты чувств.
Но я упомянула о недостатках любви, что это?
Попробую через сравнение: два любящих - два алмаза, которые энергией своей любви шлифуют и вытачивают друг у друга грани, превращаясь постепенно в искрящиеся бриллианты, но при всей их индивидуальности с момента их встречи общей и единой стала их жизнь, т.е. две грани этих кристаллов срослись, и чтобы не происходило полного отождествления, а диалектично при увеличении срастания и близости шло и углубление и большее раскрытие индивидуальности и ее самовоспитание нужен тот самый фактор социальности...
Мы как-то решали сколько человек минимально необходимо для составления ячейки Ордена. Пришли к выводу, что минимум 3 человека, при том условии, что двое любящих считаются за единицу. В этом пожалуй и было заключено наше понимание, что любящие - да это отдельные личности, но и не совсем отдельные тоже.
Так вот, мне кажется при большой близости любящих велика вероятность их схлопывания, их одиночества, и она может ощущаться еще острее, как и писал ЭрФромм.
Конечно, в идеале любящие должны понимать все это и настоящее творчество убережет обоих от одиночества и любовь от опустошения и схлопывания.
На фоне этого чувства и этой формы общения людей, не теряет своего значения и важности дружба, которая обладает большинством качеств любви, и, требуя меньшей вовлеченности, чем любовь, позволяет расширить круг глубокого духовного общения, и понимания, реализовать чувство социальной востребованности в полной мере . Дружба позволяет соей энергией утончать и увеличивать число граней на каждом из бриллиантов-индивидуальностей, увеличивая его красоту и ценность.
Думаю, что «дружба» по нашему отчасти соотнесима с «братской любовью» по ЭрФрому: «Под ней я разумею ответственность, заботу, уважение, знание какого-либо другого человека, желание продлить его жизнь. Братская любовь - это любовь ко всем человеческим существам; ее характеризует полное отсутствие предпочтения». И все же я не склонна подменять понятия - любовь это одно, дружба это другое. И сам термин дружба вполне соответствует тому емкому значению, который за ним стоит. И дальнейшие рассуждения ЭрФромма вызывают некоторые опасения. Но об этом позже.
Хотелось бы завязать дискуссию, так как эта тема - безбрежна и актуальна всегда.
2004 г.