к коммунистической морали- через коммунистический труд
Добавлено: 27 ноя 2007, 18:02
Я недавно в интернете, совсем недавно познакомился с Красной заставой.Честно признаюсь, не со всем, что КЗ декларирует, согласен.Хотя общий дух обращений и публикаций мне более,чем близок. В целом, не принимаемые мной положения - непринципиальны.Но вот об одном хотелось бы поговорить обстоятельно. Я не то. чтобы не согласен с концепцией Третьего пути, но думаю, что в ней упущен весьма существенный методологический аспект. Дело вот в чем. Даже в нашем, нравственно исковерканном мире найдется достаточное количество (мне кажется - небольшое, отностиельно)людей, "исповедующих " коммунистическую мораль в силу воспитания и образования и осознающих потенциал самосовершенствования . Но на другом полюсе общества - сообщество, для которого характерны абсолютно другие ценностные ориентации, представления об идеале и о путях достижения этого идеала. А в пространстве "между" - обычные люди, не слишком добрые, но и не патологически злые, в меру альтруистичные и в меру корыстные, озабоченные простыми проблемами: поиском хлеба насущного, воспитанием детей, крышей над головой, веселым и беззаботным досугом. Они склонны (в том числе, генетически) выбирать по возможности простые, до них апробированные варианты устроения своей жизни, доказавшие на практике свою жизнеспособность. Так же потребительски они относятся и к морали.Для того, чтобы усвоить мораль общества потребления, мораль наемника трудовой армии, не нужно прилагать особых усилий, её и так вдалбливают денно и нощно изощренными и многообразными способами.
Идея живет, пока она распространяется в массе, пока растет число ее сторонников. А в массе простых людей приживаются идеи, приносящие житейскую пользу. Польза от наглости и изворотливости, например, реальна - они дают преимущество в конкурентной борьбе, т. е. в решении обыденных, насущных проблем...
Развить коммунистическую идею, распространить ее в массах простых людей - это означает доказать ее полезность для этих людей. И здесь мало личного примера самосовершенствования, нужен еще и пример совместимости этой идеи с практикой, пример воздействия этой идеи на практику, и, наконец, пример большей пользы от применения идеи на практике для конкретного человека, чем от следования нормам буржуазной морали.
Возникает вопрос: возможны ли реальные достижения Третьего пути вне сферы практической деятельности, вне производственных организаций, вне организаций общественного самоуправления. По моему мнению - нет. Мне скажут - применять коммунистические принципы в современных организациях производства и власти - абсурд. Согласен. На этом споткнулась социалистическая система. Но ведь новое всегда рождается в недрах старого. И, может быть, стоит посмотреть, не пришло ли уже время для создания работоспособных моделей, основанных на Красной Идее?
Одну из таких моделей я представляю для обсужения:
Мыслителям, творцам и бойцам Великой Октябрьской социалистической революции посвящается!
Лучшее, что мы можем сделать , увековечивая память о них – исправить их ошибки и довести их дело до победы.
Сообщение 1:
Создается общественная некоммерческая организация «Активные исследователи свободного труда» (АИСТ).
Цель: объединить усилия в поиске жизнеспособных форм производственных организаций, позволяющих освободить человека от статуса товара на рынке труда, полностью использовать предоставляемые современными индустриальными и информационными технологиями возможности для творчества и самоуправления в процессе труда, создать систему взаимопомощи и поддержки коллективов, ориентированных на применение новых, коммунистических, производственных отношений.
Первый проект АИСТа:
«Создание - и поддержка эффективной деятельности- самоуправляемой производственной некоммерческой организации.»
Направление деятельности: ремонтно-строительные работы, эксплуатация зданий и сооружений.
Обеспечено финансирование и организационная поддержка.
Для реализации проекта необходимо участие: членов АИСТа, имеющих квалификацию: - инженеров-строителей, инженеров-экономистов строительного профиля, рабочих строительных специальностей.
Хотелось бы, чтобы участники проекта имели следующие личные качества:
-трудолюбие;
- бескомпромиссная порядочность;
- развитое чувство ответственности;
- толерантность.
На начальном этапе проект осуществляется в Москве и Московской области. (К сожалению, участники проекта из других регионов вопросы проживания должны решать, - пока- самостоятельно.) НЕ ТРЕБУЕТСЯ:
-каких-либо материальных вкладов (паев, долей, покупки акций и т.п.)
Спасибо всем, кто посодействует распространению этой информации.
«АИСТ» – это что?
Краткое вступление.
Мы не утверждаем, что делать надо именно так. Мы утверждаем, что так – можно. Если есть другие модели, предлагайте. Проблема –не в выборе… Проблема в том, чтобы начать делать…
Пункт 1.
Рождение идеи «АИСТ» не является феноменальным событием. Она появилась, как следствие извлечения из потока коммунистического сознания мыслей, в частности – незатейливых, но в общем - подтвержденных временем и практикой.
Вот , если можно так выразиться, сводная ведомость этих мыслей.
- « Социализм не может быть самостоятельной общественно-экономической формацией. Социализм – это идеология высшей, гуманизированной, стадии капитализма. В начале 20-го века цивилизация стояла перед трудным, трагическим выбором - либо беспощадный империализм, чреватый установлением жестоких олигархических диктатур, либо развитие буржуазной демократии в направлении социалистических принципов. В силу конкретно-исторических условий первый путь был практически предрешен, и только невероятный, жертвенно-героический подвиг народа, совершившего Великую октябрьскую социалистическую революцию, бросившегося, фактически, под каток истории и очень мало получившего для своего благосостояния в неистовой круговерти титанического социального эксперимента, перевел стрелки цивилизационного движения. Буржуазия оценила потенциал социального взрыва, который может быть вызван ее неумеренными претензиями и аппетитами и сочла за благо выпустить пар, поделиться и договориться и даже, когда возникла реальная угроза мирового господства фашизма, пошла на союз с идеологическим противником для устранения этой страшной угрозы; »
- « Левое движение теряет позиции потому что буржуазия практически полностью взяла на вооружение и почти полностью, очень эффективно использовала потенциал социализма. Даже в правоцентристских программах сейчас нередко чувствуется привкус социалистических идей. Поэтому социализм исчерпал себя как преобразующая общество сила. Принципиально новое в развитии общества может дать только коммунизм, но продвижение этих идей не отличается динамикой, так как они не подтверждены, в отличие от социал-демократических, практическими примерами реализации как в области политэкономии, так и в области политики;»
- « Наивысшими достижениями социализма, как идеологии, являются реализуемые в условиях товарно-денежных отношений: в политической сфере – децентрализованная представительская демократия, высокий уровень социальной обустроенности общества, развитая система институтов проявления общественной инициативы; в сфере производства – развитая производственная демократия, сильное профсоюзное движение, эффективное трехстороннее ( работодатели-государство-наемные работники) партнерство»
- « Принципиально невозможно создание социалистического государства. В условиях товарно-денежных отношений: а.) если неуклонно придерживаться демократических норм государственного строительства, т.е. безусловно допускать необходимость эффективной оппозиции, предопределена периодическая смена правящих политических сил; изменение типа государственного управления при каждой смене политического курса чревато разрушением государства – в капиталистическом государстве, сильно трансформированном под влиянием социалистической идеологии, система государственного управления строится не по идеологическим, а по системным организационным принципам; б.) система государственного управления, построенная на монопольной идеологической основе (и не только на социалистической идее), не может быть долгосрочно эффективной в силу отсутствия управляющей развитием отрицательной обратной связи, функции которой в социальной системе выполняет оппозиция, она неизбежно загнивает и, либо разрушается ( как Советский Союз и европейская социалистическая система), либо использует идеология как формальное, ритуальное средство , предохраняющее, в какой-то мере, от хаоса и развала в период перехода в новое состояние ( страны Юго-восточной Азии) »
- « Социалистические идеи являются одной из основных причин социально неадекватной глобализации. Чем сильнее в государстве влияние социалистических идей на общественную жизнь и производственные отношения, тем выше стоимость рабочей силы, тем ниже прибыли собственников средств производства, то есть, тем активнее идут процессы выталкивания капитала в слаборазвитые в социальном отношении страны и регионы.»
- « Глобализация, с одной стороны, безусловно, оказывает положительное влияние на развитие «третьего мира», как с точки зрения ускорения научно-технического прогресса, так и с точки зрения социального развития – транснациональные корпорации неизбежно способствуют пролетаризации «третьего мира» и создают, таким образом, благоприятную почву для распространения и укоренения социалистических идей. С другой стороны:
- в слаборазвитых в социальном и культурном отношении обществах социалистические идеи нередко приобретают религиозную и националистическую окраску, а люди, исповедующие их в таком виде, используются правящими политическими силами, как орудия в империалистическом переделе мира;
- одновременно с проникновением капитала в общественное сознание привносится психология наемного работника, человека-товара, которая стимулирует процессы миграции в развитые страны, обостряет там конкуренцию на рынке труда и провоцирует рост националистических настроений, углубляя, таким образом, не только материальный, но и моральный разрыв между мирами;
- организационные требования при освоении капиталов требуют, в целях повышения эффективности, стандартизации качеств рабочей силы, которая проще всего достигается на основе морали общества безграничного потребления; массовое внедрение этой морали непременно сопутствует деятельности транснациональных корпораций и оказывает отрицательное, сдерживающее, воздействие на рост общественного самосознания, на социально-политический прогресс;
- низкое качество политического и социального управления в странах, куда направлена экспансия капитала, позволяет транснациональным корпорация применять варварские методы использования природных ресурсов, исключать из технологических циклов дорогостоящие природоохранные мероприятия, нанося тем самым ущерб среде обитания не только «третьего мира», но всей мировой цивилизации.»
- « Социалистические идеи, гуманизируя буржуазную систему, создают условия для появления производственных организаций, действующих на принципах, частично или полностью отрицающих капиталистические производственные отношения, в первую очередь – наемный труд и эксплуатацию наемного работника; пример частичного отрицания – производственные кооперативы, члены которых объединяются на основе добровольного соглашения и имеют равные права при решении вопросов управления, но привязаны к капиталистической системе паевым принципом формирования материально-технической базы организации; пример наибольшего отрицания, действующий в относительно массовом масштабе – израильский кибуц, по многим чертам своего устройства приближающийся к коммуне.»
- « Производственная организация, действующая в современном мире экономическим и нравственным законам коммунизма, вне системы товарно–денежных отношений и морали общества потребления – утопия. Но можно попробовать создать субкультуру, взаимодействующую, как объект, с миром по его законам, но внутри себя организованную по коммунистически максимально близко к идеалу. Пример жизнеспособности субкультуры – христианство и его непосредственные предшественники (ессеи ит.п.) ; внутри религиозных сообществ существовали и производственные единицы – монастыри, общины…;»
- « Незначительное, относительно общего количества действующих в мировой экономике производственных организаций, число альтернативных предприятий объясняется трудностями, сопутствующими создание и практическую их деятельность. Даже если не принимать во внимание процесс формирования основного капитала, перечень проблем пугает:
- создание профессионально компетентного, стабильного коллектива, способного решать не только технологические, но и управленческие задачи;
- обеспечение жесткой производственной дисциплины в условиях равноправия всех членов коллектива;
- распределение доходов таким образом, чтобы соблюдался обеспечивающий стабильность коллектива баланс между личными запросами членов коллектива и интересами организации как единого целого, нуждающегося в средствах не только для текущей деятельности , но и для развития;
- обеспечение жизнеспособности предприятия при возникновении организационных, экономических и прочих трудностей;
- и много других, менее острых, но требующих затрат сил и ума от членов коллектива.»
- « Создание альтернативного предприятия – это прежде всего проблема формирования коллектива. Система производственных кооперативов Мондрегона зарождалась в экстремальных условиях а) экономической депрессии, б) внешнего политического давления ( противостояние испанского государства и басков), в) географической обособленности. Перед теми, кто создавал эти кооперативы, была дилемма – либо подчинение личных интересов интересам создающихся коллективов, либо нищета и гибель.
В обычных условиях мирной жизни у людей есть выбор. Объективно – большинство людей выбирает более простой вариант поведения, т.е. труд по найму. Поэтому одно из условий задачи: поиск кандидатов в большой массе и на большом пространстве. Другое – оценка психологической и идеологической совместимости кандидатов, ибо всем им придется оказывать управленческие воздействия на деятельность предприятия и чем ближе будут мотивы и стимулы этих воздействий, тем организованнее и эффективнее будет деятельность предприятия. Третье условие предполагает поиск способа перемещения и обустройства, при необходимости, кандидатов в ту географическую точку, где размещается предприятие; условие особенно важное, если не обеспечена высокая мобильность населения.»
- « Современный мир, по- крайней мере, его наиболее развитая часть, предоставляет гораздо больше благоприятных возможностей для создания и деятельности альтернативных предприятий - предприятий свободного труда, чем в те времена, когда зарождались кооперативы Мондрегона или кибуцы. Научно-техническая революция изменила и структуру производственной сферы, и качество средств производства, и производительность их, и доступность. Демократизация общественной жизни расширила перечень организационных форм, в которых может создаваться и существовать альтернативное предприятие, существенно упорядочила и смягчила правила рыночной конкуренции. Но! К настоящему времени, усилиями буржуазной пропаганды, в массовом сознании сформировано восприятие альтернативного предприятия, как чего-то экзотического, малоэффективного и нежизнеспособного. В большой мере этому способствовала практическая методология создания таких предприятий. Нет сомнений, что в обществе найдется достаточное количество людей, отвечающих объективным требованиям к членам коллектива альтернативного предприятия и способных создать некоторое, пусть, с учетом всех трудностей первопроходчества, небольшое количество этих предприятий. Но массовое распространение их станет возможным только тогда, когда действующие альтернативные предприятия однозначно докажут более высокую эффективность, конкурентоспособность и социальную привлекательность ( более высокое качество трудовой жизни) в сравнении с обычной капиталистической фирмой.»
- « Девиз общества потребления – человек работает, чтобы жить, девиз коммунистического общества – мы живем, чтобы работать. Вектор развития ноосферы предполагает не только труд во имя воспроизводства, но и напряженный творческий труд самопознания, труд самосовершенствования во имя совершенствования человека вообще, как высшей формы развития материи, созидающей ноосферу;»
- « Людей, патологически руководствующихся в своей жизни инстинктами –самосохранения, выбора простейшего решения, доминирования за счет силы – относительно немного. Большинство отдается в их власть под воздействием среды или целенаправленного внушения ( рекламы, пропаганды идеалов общества потребления, поиска виновного, эффекта толпы…). Но нельзя недооценивать силы инстинктов, фиксировавшихся не только в психической, но и в биологической структуре человека в течении жизни многих тысяч поколений. Оболочка благонамеренной нравственности и толерантности тонка. Поэтому так важно, чтобы система ценностей, формируемая членами субкультуры, нравственная атмосфера в ней были не столько идеальны, сколько всеобъемлющи. Только в таких условиях можно надеяться, что в поведении людей будут преобладать положительные качества людей, побуждающие их откликаться на действие мотивов и стимулов преимущественно высокого порядка – коллективизма, патриотизма, чувства долга, высокой ответственности, познания…;»
- « Мы живем в ноосфере, суперсистеме, запрограммированной на целенаправленное изменение человека к лучшему. Человека – как высшую форму организованной материи, находящуюся на острие эволюции материи вообще. Одно из направлений этой деятельности ноосферы – совершенствование общества. Надо признать – та часть ноосферы, которая руководствуется буржуазно-демократической, социал-демократической идеологией, это делает. Медленно, порой жестко и негуманно, с большими моральными, политическими и материальными издержками. Мы, коммунисты, справедливо недовольны этим, как, впрочем, и все, кто считает себя гуманистом и просто порядочным человеком. Но что мы противопоставляем в качестве альтернативы? Как неотъемлемая составляющая ноосферы, обязанная так же нести бремя решения её предназначений. Неужели наш удел – быть всего лишь своеобразной кочкой, временами подправляющей движение общества к совершенству? Что мы можем, кроме как требовать от господ капиталистов, чтобы ОНИ улучшали НАШУ жизнь? Когда же мы САМИ начнем предлагать – и, главное, внедрять в практику! - РЕАЛЬНЫЕ, ЖИЗНЕСПОСОБНЫЕ, ЭФФЕКТИВНЫЕ МОДЕЛИ прежде всего производственных организаций, способных побеждать в конкурентной борьбе капиталистические структуры? Или мы надеемся, что то совершенное общество, о котором мы искренне мечтаем, нам построят ненавистные буржуа? Возможно , так и будет. Только очень не скоро – и, вдумайтесь,- без нас;»
Пункт 2.
Концепция АИСТа.
АИСТ – общественная некоммерческая организация, основанная на добровольном индивидуальном членстве. Это – идеологизированная, действующая и развивающаяся модель ноосферы будущего.
АИСТ нужен для того, чтобы:
-объединить людей, которые готовы предпринять практические шаги к созданию субкультуры, не претендующей на название безоговорочно коммунистической, но объединенной идеологией, альтернативной идеологии общества безграничного потребления и наемного труда;
-обобщить опыт и знания, накопленные членами сообщества в области экономики, организации производства и управления, психологии и педагогики и на этой основе совместными усилиями разработать алгоритмы создания и практической деятельности предприятий нового типа, производственные отношения в которых основаны на принципах: добровольного свободного объединения членов коллектива; равноправного участия всех членов коллектива в управлении предприятием; максимально возможной в конкретных организационных и технологических условиях конвергенции производственных функций; справедливого распределения доходов от деятельности предприятия и добровольного отказа члена коллектива от права на доли в имуществе предприятия; закрепления прав собственности на имущество предприятия за обществом в лице АИСТа;
- оказывать всю необходимую и возможную помощь в создании предприятий нового типа, в обучении коллективов этих предприятий основам управления и организации производства;
- выполнять роль представителя, гаранта и поручителя в отношениях предприятий, созданных под его эгидой, с третьими лицами;
- вести наблюдения за практической деятельностью предприятий нового типа, обобщать опыт и на этой основе вырабатывать рекомендации по повышению эффективности предприятий, оказывать помощь при реализации этих рекомендаций;
- оказывать помощь в разрешении конфликтов, которые могут возникать в коллективах предприятий, объединенных АИСТом;
- вести работу по популяризации идеи предприятия нового типа и положительного опыта работы таких предприятий;
- поддерживать и развивать внутри сообщества специфическую культуру, основанную на принципах неукоснительного исполнения этических и правовых норм, взаимного уважения, трудолюбия, стремления к творчеству, готовности оказать помощь, ответственности как за свои действия, так и всего сообщества, приверженности здоровому образу жизни;
- отстаивать интересы сообщества, непосредственно и через дружественные политические организации, перед обществом и органами государственного управления, добиваться совершенствования правового положения предприятий нового типа;
- накапливать материальные ресурсы для совершенствования средств производства, используемых предприятиями нового типа.
Пункт 3.
Структура АИСТа.
АИСТ по правовому статусу должен быть общественной, некоммерческой организацией, но с несколько необычной структурой. Наиболее адекватный образ – некая оболочка (сфера), внутри имеющая сотовое строение. Оболочка – это все сообщество, объединенное общей идеей и общими устремлениями. Соты - трудовые коллективы:
а. производственных организаций ( предприятий), действующих под эгидой АИСТа;
б. организаций инфраструктуры АИСТа ( консультационных, учебных, сервисных и т.п.);
а также непроизводственные добровольные объединения членов АИСТа по интересам, решающие общие задачи АИСТа ( исследовательские, воспитательные, культурные и т.п.).
Пункт 4.
Принципы деятельности.
А. Принципы деятельности трудовых коллективов.
Трудовые коллективы:
- получают от АИСТа средства производства, находящиеся в общественной собственности на праве пользования на возмездной основе;
- создаются исключительно на основе добровольного объединения для решения производственных задач.
В трудовых коллективах:
- отношения между членами коллектива строятся на гражданско-правовой основе и оформляются документом, который может быть определен, как договор о сотрудничестве;
- отношения коллектива с третьими лицами, в том числе, и с контрагентами, осуществляет уполномоченное совместным решением коллектива лицо на основании доверенностей от членов коллектива;
- отношения коллектива с третьими лицами, включая АИСТ, и с контрагентами, строятся на гражданско-правовой основе, в виде договоров подряда, аренды и т.п.;
- доходы от деятельности предприятия, после выполнения финансовых и налоговых обязательств и распределяются, по решению коллектива, на фонды развития и возмещения трудовых затрат; фонд возмещения трудовых затрат распределяется между членами коллектива по установленным им правилам, с учетом фактических затрат труда и затрат, понесенных каждым членом коллектива для получения специального образования, квалификации и т.п. ;
- споры о возмещении трудовых затрат разрешаются либо согласительными органами, создаваемыми коллективом, либо аналогичными органами, сформированными членами АИСТа вне предприятий, либо – через суд.
Б. Принципы деятельности АИСТа, как организации.
Материально-техническая база АИСТа, в том числе, средства производства, передаваемые в пользование трудовым коллективам предприятий и организаций инфраструктуры, формируется:
- из средств, передаваемых членами АИСТа в виде членских взносов, и имущества;
- из имущества, получаемого АИСТом в пользование от некоммерческих, коммерческих, государственных и кооперативных организаций по договорам аренды и подобным им;
- из средств фондов развития, сформированных трудовыми коллективами предприятий и организаций инфраструктуры, передаваемых ими АИСТу.
Правила пользования имуществом, правила передачи средств фондов развития от предприятий АИСТу, определяются общими решениями членов АИСТа на основе действующего законодательства . таким же образом регламентируются хозяйственные отношения между предприятиями, входящими в структуру АИСТа, а также между предприятиями и организациями инфраструктуры.
При увеличении размеров организации АИСТ может создавать в своем составе отделения по региональному или отраслевому принципу.
АИСТ является поручителем и гарантом за трудовые коллективы в их непосредственных отношениях с третьими лицами.
В. Принципы деятельности непроизводственных объединений членов АИСТа.
Члены АИСТа, на добровольной основе, в нерабочее время, могут объединяться в кружки, секции, семинары, в которых, обобщая и анализируя практический опыт производственных, психологических, правовых отношений, полученный в практической деятельности предприятий и организаций инфраструктуры, они могут вырабатывать рекомендации по совершенствованию структуры и деятельности АИСТа.
Идея живет, пока она распространяется в массе, пока растет число ее сторонников. А в массе простых людей приживаются идеи, приносящие житейскую пользу. Польза от наглости и изворотливости, например, реальна - они дают преимущество в конкурентной борьбе, т. е. в решении обыденных, насущных проблем...
Развить коммунистическую идею, распространить ее в массах простых людей - это означает доказать ее полезность для этих людей. И здесь мало личного примера самосовершенствования, нужен еще и пример совместимости этой идеи с практикой, пример воздействия этой идеи на практику, и, наконец, пример большей пользы от применения идеи на практике для конкретного человека, чем от следования нормам буржуазной морали.
Возникает вопрос: возможны ли реальные достижения Третьего пути вне сферы практической деятельности, вне производственных организаций, вне организаций общественного самоуправления. По моему мнению - нет. Мне скажут - применять коммунистические принципы в современных организациях производства и власти - абсурд. Согласен. На этом споткнулась социалистическая система. Но ведь новое всегда рождается в недрах старого. И, может быть, стоит посмотреть, не пришло ли уже время для создания работоспособных моделей, основанных на Красной Идее?
Одну из таких моделей я представляю для обсужения:
Мыслителям, творцам и бойцам Великой Октябрьской социалистической революции посвящается!
Лучшее, что мы можем сделать , увековечивая память о них – исправить их ошибки и довести их дело до победы.
Сообщение 1:
Создается общественная некоммерческая организация «Активные исследователи свободного труда» (АИСТ).
Цель: объединить усилия в поиске жизнеспособных форм производственных организаций, позволяющих освободить человека от статуса товара на рынке труда, полностью использовать предоставляемые современными индустриальными и информационными технологиями возможности для творчества и самоуправления в процессе труда, создать систему взаимопомощи и поддержки коллективов, ориентированных на применение новых, коммунистических, производственных отношений.
Первый проект АИСТа:
«Создание - и поддержка эффективной деятельности- самоуправляемой производственной некоммерческой организации.»
Направление деятельности: ремонтно-строительные работы, эксплуатация зданий и сооружений.
Обеспечено финансирование и организационная поддержка.
Для реализации проекта необходимо участие: членов АИСТа, имеющих квалификацию: - инженеров-строителей, инженеров-экономистов строительного профиля, рабочих строительных специальностей.
Хотелось бы, чтобы участники проекта имели следующие личные качества:
-трудолюбие;
- бескомпромиссная порядочность;
- развитое чувство ответственности;
- толерантность.
На начальном этапе проект осуществляется в Москве и Московской области. (К сожалению, участники проекта из других регионов вопросы проживания должны решать, - пока- самостоятельно.) НЕ ТРЕБУЕТСЯ:
-каких-либо материальных вкладов (паев, долей, покупки акций и т.п.)
Спасибо всем, кто посодействует распространению этой информации.
«АИСТ» – это что?
Краткое вступление.
Мы не утверждаем, что делать надо именно так. Мы утверждаем, что так – можно. Если есть другие модели, предлагайте. Проблема –не в выборе… Проблема в том, чтобы начать делать…
Пункт 1.
Рождение идеи «АИСТ» не является феноменальным событием. Она появилась, как следствие извлечения из потока коммунистического сознания мыслей, в частности – незатейливых, но в общем - подтвержденных временем и практикой.
Вот , если можно так выразиться, сводная ведомость этих мыслей.
- « Социализм не может быть самостоятельной общественно-экономической формацией. Социализм – это идеология высшей, гуманизированной, стадии капитализма. В начале 20-го века цивилизация стояла перед трудным, трагическим выбором - либо беспощадный империализм, чреватый установлением жестоких олигархических диктатур, либо развитие буржуазной демократии в направлении социалистических принципов. В силу конкретно-исторических условий первый путь был практически предрешен, и только невероятный, жертвенно-героический подвиг народа, совершившего Великую октябрьскую социалистическую революцию, бросившегося, фактически, под каток истории и очень мало получившего для своего благосостояния в неистовой круговерти титанического социального эксперимента, перевел стрелки цивилизационного движения. Буржуазия оценила потенциал социального взрыва, который может быть вызван ее неумеренными претензиями и аппетитами и сочла за благо выпустить пар, поделиться и договориться и даже, когда возникла реальная угроза мирового господства фашизма, пошла на союз с идеологическим противником для устранения этой страшной угрозы; »
- « Левое движение теряет позиции потому что буржуазия практически полностью взяла на вооружение и почти полностью, очень эффективно использовала потенциал социализма. Даже в правоцентристских программах сейчас нередко чувствуется привкус социалистических идей. Поэтому социализм исчерпал себя как преобразующая общество сила. Принципиально новое в развитии общества может дать только коммунизм, но продвижение этих идей не отличается динамикой, так как они не подтверждены, в отличие от социал-демократических, практическими примерами реализации как в области политэкономии, так и в области политики;»
- « Наивысшими достижениями социализма, как идеологии, являются реализуемые в условиях товарно-денежных отношений: в политической сфере – децентрализованная представительская демократия, высокий уровень социальной обустроенности общества, развитая система институтов проявления общественной инициативы; в сфере производства – развитая производственная демократия, сильное профсоюзное движение, эффективное трехстороннее ( работодатели-государство-наемные работники) партнерство»
- « Принципиально невозможно создание социалистического государства. В условиях товарно-денежных отношений: а.) если неуклонно придерживаться демократических норм государственного строительства, т.е. безусловно допускать необходимость эффективной оппозиции, предопределена периодическая смена правящих политических сил; изменение типа государственного управления при каждой смене политического курса чревато разрушением государства – в капиталистическом государстве, сильно трансформированном под влиянием социалистической идеологии, система государственного управления строится не по идеологическим, а по системным организационным принципам; б.) система государственного управления, построенная на монопольной идеологической основе (и не только на социалистической идее), не может быть долгосрочно эффективной в силу отсутствия управляющей развитием отрицательной обратной связи, функции которой в социальной системе выполняет оппозиция, она неизбежно загнивает и, либо разрушается ( как Советский Союз и европейская социалистическая система), либо использует идеология как формальное, ритуальное средство , предохраняющее, в какой-то мере, от хаоса и развала в период перехода в новое состояние ( страны Юго-восточной Азии) »
- « Социалистические идеи являются одной из основных причин социально неадекватной глобализации. Чем сильнее в государстве влияние социалистических идей на общественную жизнь и производственные отношения, тем выше стоимость рабочей силы, тем ниже прибыли собственников средств производства, то есть, тем активнее идут процессы выталкивания капитала в слаборазвитые в социальном отношении страны и регионы.»
- « Глобализация, с одной стороны, безусловно, оказывает положительное влияние на развитие «третьего мира», как с точки зрения ускорения научно-технического прогресса, так и с точки зрения социального развития – транснациональные корпорации неизбежно способствуют пролетаризации «третьего мира» и создают, таким образом, благоприятную почву для распространения и укоренения социалистических идей. С другой стороны:
- в слаборазвитых в социальном и культурном отношении обществах социалистические идеи нередко приобретают религиозную и националистическую окраску, а люди, исповедующие их в таком виде, используются правящими политическими силами, как орудия в империалистическом переделе мира;
- одновременно с проникновением капитала в общественное сознание привносится психология наемного работника, человека-товара, которая стимулирует процессы миграции в развитые страны, обостряет там конкуренцию на рынке труда и провоцирует рост националистических настроений, углубляя, таким образом, не только материальный, но и моральный разрыв между мирами;
- организационные требования при освоении капиталов требуют, в целях повышения эффективности, стандартизации качеств рабочей силы, которая проще всего достигается на основе морали общества безграничного потребления; массовое внедрение этой морали непременно сопутствует деятельности транснациональных корпораций и оказывает отрицательное, сдерживающее, воздействие на рост общественного самосознания, на социально-политический прогресс;
- низкое качество политического и социального управления в странах, куда направлена экспансия капитала, позволяет транснациональным корпорация применять варварские методы использования природных ресурсов, исключать из технологических циклов дорогостоящие природоохранные мероприятия, нанося тем самым ущерб среде обитания не только «третьего мира», но всей мировой цивилизации.»
- « Социалистические идеи, гуманизируя буржуазную систему, создают условия для появления производственных организаций, действующих на принципах, частично или полностью отрицающих капиталистические производственные отношения, в первую очередь – наемный труд и эксплуатацию наемного работника; пример частичного отрицания – производственные кооперативы, члены которых объединяются на основе добровольного соглашения и имеют равные права при решении вопросов управления, но привязаны к капиталистической системе паевым принципом формирования материально-технической базы организации; пример наибольшего отрицания, действующий в относительно массовом масштабе – израильский кибуц, по многим чертам своего устройства приближающийся к коммуне.»
- « Производственная организация, действующая в современном мире экономическим и нравственным законам коммунизма, вне системы товарно–денежных отношений и морали общества потребления – утопия. Но можно попробовать создать субкультуру, взаимодействующую, как объект, с миром по его законам, но внутри себя организованную по коммунистически максимально близко к идеалу. Пример жизнеспособности субкультуры – христианство и его непосредственные предшественники (ессеи ит.п.) ; внутри религиозных сообществ существовали и производственные единицы – монастыри, общины…;»
- « Незначительное, относительно общего количества действующих в мировой экономике производственных организаций, число альтернативных предприятий объясняется трудностями, сопутствующими создание и практическую их деятельность. Даже если не принимать во внимание процесс формирования основного капитала, перечень проблем пугает:
- создание профессионально компетентного, стабильного коллектива, способного решать не только технологические, но и управленческие задачи;
- обеспечение жесткой производственной дисциплины в условиях равноправия всех членов коллектива;
- распределение доходов таким образом, чтобы соблюдался обеспечивающий стабильность коллектива баланс между личными запросами членов коллектива и интересами организации как единого целого, нуждающегося в средствах не только для текущей деятельности , но и для развития;
- обеспечение жизнеспособности предприятия при возникновении организационных, экономических и прочих трудностей;
- и много других, менее острых, но требующих затрат сил и ума от членов коллектива.»
- « Создание альтернативного предприятия – это прежде всего проблема формирования коллектива. Система производственных кооперативов Мондрегона зарождалась в экстремальных условиях а) экономической депрессии, б) внешнего политического давления ( противостояние испанского государства и басков), в) географической обособленности. Перед теми, кто создавал эти кооперативы, была дилемма – либо подчинение личных интересов интересам создающихся коллективов, либо нищета и гибель.
В обычных условиях мирной жизни у людей есть выбор. Объективно – большинство людей выбирает более простой вариант поведения, т.е. труд по найму. Поэтому одно из условий задачи: поиск кандидатов в большой массе и на большом пространстве. Другое – оценка психологической и идеологической совместимости кандидатов, ибо всем им придется оказывать управленческие воздействия на деятельность предприятия и чем ближе будут мотивы и стимулы этих воздействий, тем организованнее и эффективнее будет деятельность предприятия. Третье условие предполагает поиск способа перемещения и обустройства, при необходимости, кандидатов в ту географическую точку, где размещается предприятие; условие особенно важное, если не обеспечена высокая мобильность населения.»
- « Современный мир, по- крайней мере, его наиболее развитая часть, предоставляет гораздо больше благоприятных возможностей для создания и деятельности альтернативных предприятий - предприятий свободного труда, чем в те времена, когда зарождались кооперативы Мондрегона или кибуцы. Научно-техническая революция изменила и структуру производственной сферы, и качество средств производства, и производительность их, и доступность. Демократизация общественной жизни расширила перечень организационных форм, в которых может создаваться и существовать альтернативное предприятие, существенно упорядочила и смягчила правила рыночной конкуренции. Но! К настоящему времени, усилиями буржуазной пропаганды, в массовом сознании сформировано восприятие альтернативного предприятия, как чего-то экзотического, малоэффективного и нежизнеспособного. В большой мере этому способствовала практическая методология создания таких предприятий. Нет сомнений, что в обществе найдется достаточное количество людей, отвечающих объективным требованиям к членам коллектива альтернативного предприятия и способных создать некоторое, пусть, с учетом всех трудностей первопроходчества, небольшое количество этих предприятий. Но массовое распространение их станет возможным только тогда, когда действующие альтернативные предприятия однозначно докажут более высокую эффективность, конкурентоспособность и социальную привлекательность ( более высокое качество трудовой жизни) в сравнении с обычной капиталистической фирмой.»
- « Девиз общества потребления – человек работает, чтобы жить, девиз коммунистического общества – мы живем, чтобы работать. Вектор развития ноосферы предполагает не только труд во имя воспроизводства, но и напряженный творческий труд самопознания, труд самосовершенствования во имя совершенствования человека вообще, как высшей формы развития материи, созидающей ноосферу;»
- « Людей, патологически руководствующихся в своей жизни инстинктами –самосохранения, выбора простейшего решения, доминирования за счет силы – относительно немного. Большинство отдается в их власть под воздействием среды или целенаправленного внушения ( рекламы, пропаганды идеалов общества потребления, поиска виновного, эффекта толпы…). Но нельзя недооценивать силы инстинктов, фиксировавшихся не только в психической, но и в биологической структуре человека в течении жизни многих тысяч поколений. Оболочка благонамеренной нравственности и толерантности тонка. Поэтому так важно, чтобы система ценностей, формируемая членами субкультуры, нравственная атмосфера в ней были не столько идеальны, сколько всеобъемлющи. Только в таких условиях можно надеяться, что в поведении людей будут преобладать положительные качества людей, побуждающие их откликаться на действие мотивов и стимулов преимущественно высокого порядка – коллективизма, патриотизма, чувства долга, высокой ответственности, познания…;»
- « Мы живем в ноосфере, суперсистеме, запрограммированной на целенаправленное изменение человека к лучшему. Человека – как высшую форму организованной материи, находящуюся на острие эволюции материи вообще. Одно из направлений этой деятельности ноосферы – совершенствование общества. Надо признать – та часть ноосферы, которая руководствуется буржуазно-демократической, социал-демократической идеологией, это делает. Медленно, порой жестко и негуманно, с большими моральными, политическими и материальными издержками. Мы, коммунисты, справедливо недовольны этим, как, впрочем, и все, кто считает себя гуманистом и просто порядочным человеком. Но что мы противопоставляем в качестве альтернативы? Как неотъемлемая составляющая ноосферы, обязанная так же нести бремя решения её предназначений. Неужели наш удел – быть всего лишь своеобразной кочкой, временами подправляющей движение общества к совершенству? Что мы можем, кроме как требовать от господ капиталистов, чтобы ОНИ улучшали НАШУ жизнь? Когда же мы САМИ начнем предлагать – и, главное, внедрять в практику! - РЕАЛЬНЫЕ, ЖИЗНЕСПОСОБНЫЕ, ЭФФЕКТИВНЫЕ МОДЕЛИ прежде всего производственных организаций, способных побеждать в конкурентной борьбе капиталистические структуры? Или мы надеемся, что то совершенное общество, о котором мы искренне мечтаем, нам построят ненавистные буржуа? Возможно , так и будет. Только очень не скоро – и, вдумайтесь,- без нас;»
Пункт 2.
Концепция АИСТа.
АИСТ – общественная некоммерческая организация, основанная на добровольном индивидуальном членстве. Это – идеологизированная, действующая и развивающаяся модель ноосферы будущего.
АИСТ нужен для того, чтобы:
-объединить людей, которые готовы предпринять практические шаги к созданию субкультуры, не претендующей на название безоговорочно коммунистической, но объединенной идеологией, альтернативной идеологии общества безграничного потребления и наемного труда;
-обобщить опыт и знания, накопленные членами сообщества в области экономики, организации производства и управления, психологии и педагогики и на этой основе совместными усилиями разработать алгоритмы создания и практической деятельности предприятий нового типа, производственные отношения в которых основаны на принципах: добровольного свободного объединения членов коллектива; равноправного участия всех членов коллектива в управлении предприятием; максимально возможной в конкретных организационных и технологических условиях конвергенции производственных функций; справедливого распределения доходов от деятельности предприятия и добровольного отказа члена коллектива от права на доли в имуществе предприятия; закрепления прав собственности на имущество предприятия за обществом в лице АИСТа;
- оказывать всю необходимую и возможную помощь в создании предприятий нового типа, в обучении коллективов этих предприятий основам управления и организации производства;
- выполнять роль представителя, гаранта и поручителя в отношениях предприятий, созданных под его эгидой, с третьими лицами;
- вести наблюдения за практической деятельностью предприятий нового типа, обобщать опыт и на этой основе вырабатывать рекомендации по повышению эффективности предприятий, оказывать помощь при реализации этих рекомендаций;
- оказывать помощь в разрешении конфликтов, которые могут возникать в коллективах предприятий, объединенных АИСТом;
- вести работу по популяризации идеи предприятия нового типа и положительного опыта работы таких предприятий;
- поддерживать и развивать внутри сообщества специфическую культуру, основанную на принципах неукоснительного исполнения этических и правовых норм, взаимного уважения, трудолюбия, стремления к творчеству, готовности оказать помощь, ответственности как за свои действия, так и всего сообщества, приверженности здоровому образу жизни;
- отстаивать интересы сообщества, непосредственно и через дружественные политические организации, перед обществом и органами государственного управления, добиваться совершенствования правового положения предприятий нового типа;
- накапливать материальные ресурсы для совершенствования средств производства, используемых предприятиями нового типа.
Пункт 3.
Структура АИСТа.
АИСТ по правовому статусу должен быть общественной, некоммерческой организацией, но с несколько необычной структурой. Наиболее адекватный образ – некая оболочка (сфера), внутри имеющая сотовое строение. Оболочка – это все сообщество, объединенное общей идеей и общими устремлениями. Соты - трудовые коллективы:
а. производственных организаций ( предприятий), действующих под эгидой АИСТа;
б. организаций инфраструктуры АИСТа ( консультационных, учебных, сервисных и т.п.);
а также непроизводственные добровольные объединения членов АИСТа по интересам, решающие общие задачи АИСТа ( исследовательские, воспитательные, культурные и т.п.).
Пункт 4.
Принципы деятельности.
А. Принципы деятельности трудовых коллективов.
Трудовые коллективы:
- получают от АИСТа средства производства, находящиеся в общественной собственности на праве пользования на возмездной основе;
- создаются исключительно на основе добровольного объединения для решения производственных задач.
В трудовых коллективах:
- отношения между членами коллектива строятся на гражданско-правовой основе и оформляются документом, который может быть определен, как договор о сотрудничестве;
- отношения коллектива с третьими лицами, в том числе, и с контрагентами, осуществляет уполномоченное совместным решением коллектива лицо на основании доверенностей от членов коллектива;
- отношения коллектива с третьими лицами, включая АИСТ, и с контрагентами, строятся на гражданско-правовой основе, в виде договоров подряда, аренды и т.п.;
- доходы от деятельности предприятия, после выполнения финансовых и налоговых обязательств и распределяются, по решению коллектива, на фонды развития и возмещения трудовых затрат; фонд возмещения трудовых затрат распределяется между членами коллектива по установленным им правилам, с учетом фактических затрат труда и затрат, понесенных каждым членом коллектива для получения специального образования, квалификации и т.п. ;
- споры о возмещении трудовых затрат разрешаются либо согласительными органами, создаваемыми коллективом, либо аналогичными органами, сформированными членами АИСТа вне предприятий, либо – через суд.
Б. Принципы деятельности АИСТа, как организации.
Материально-техническая база АИСТа, в том числе, средства производства, передаваемые в пользование трудовым коллективам предприятий и организаций инфраструктуры, формируется:
- из средств, передаваемых членами АИСТа в виде членских взносов, и имущества;
- из имущества, получаемого АИСТом в пользование от некоммерческих, коммерческих, государственных и кооперативных организаций по договорам аренды и подобным им;
- из средств фондов развития, сформированных трудовыми коллективами предприятий и организаций инфраструктуры, передаваемых ими АИСТу.
Правила пользования имуществом, правила передачи средств фондов развития от предприятий АИСТу, определяются общими решениями членов АИСТа на основе действующего законодательства . таким же образом регламентируются хозяйственные отношения между предприятиями, входящими в структуру АИСТа, а также между предприятиями и организациями инфраструктуры.
При увеличении размеров организации АИСТ может создавать в своем составе отделения по региональному или отраслевому принципу.
АИСТ является поручителем и гарантом за трудовые коллективы в их непосредственных отношениях с третьими лицами.
В. Принципы деятельности непроизводственных объединений членов АИСТа.
Члены АИСТа, на добровольной основе, в нерабочее время, могут объединяться в кружки, секции, семинары, в которых, обобщая и анализируя практический опыт производственных, психологических, правовых отношений, полученный в практической деятельности предприятий и организаций инфраструктуры, они могут вырабатывать рекомендации по совершенствованию структуры и деятельности АИСТа.