Прекрасное служит опорой души народа...

Нигора
Сообщения: 2781
Зарегистрирован: 31 окт 2005, 10:22
Откуда: СССР

Сообщение Нигора » 31 июл 2007, 09:30

К счастью, в этих реакциях нет на самом деле ничего удивительного.


Самое главное, что после приведенных цитат, мы можем заметить, что Ефремов аудиторию в зале со скульптурой Анны характеризует, как позитивную и положитльную, а не наоборот...


Что касается "смены типов" людей, то должна заметить, что все же изменилось значительно массовое сознание, после проникновения штампов массовой культуры...

Имир Торвен писал(а):"Ефремов - фашист, потому что призывал любить красивых женщин и восхищаться ими. А если женщина некрасива? Разве она не заслуживает поклонения?".
Странный тезис. Я понимаю эту логику, но мне не доводилось с ней сталкиваться, за много лет общения и пропаганды идей Ефремова. :(

Аватара пользователя
Евгений А.
Сообщения: 102
Зарегистрирован: 07 апр 2007, 06:31
Откуда: Брянск
Контактная информация:

Сообщение Евгений А. » 31 июл 2007, 10:09

Тора писал(а):Поверьте мне, идея "прикрыть неприличные места лифчиком и трусиками" возникала еще на моей памяти, а мне довелось застать закат советской эпохи.
Я вспомнил и свою школу 70-х годов, где преподаватели предложили ученикам сделать стенд, посвященный посланию братьем по разуму на аппарате Вояджер, и знаменитые рисунки прекрасных и гармоничных землян - юноши и девушки - закрасовались нагими рядом с учительской... Чуть позже, осознав "упущение" - учителя с неожиданной яростью заставили закрасить причинные места землян подобием трусов, а девушку еще и уродливым лифчиком! Право, мы тогда завидовали инопланетянам и радовались, что этот звездный корабль снаряжали не наши женщины-педагоги...
Еще пример: в середине 60-х - когда я был в возрасте вступления в пионеры, на школьных переменах (как и в любое свободное время) мы бесконечно играли "в войну"... Врагами непременно были "немцы" - ибо фильмы-агитки на эту тему шли практически беспрерывно по единственной телепрограмме ЦТ и на киноэкране, а фашиские атрибуты, приветствия и т.п. - знали буквально все мальчишки, которых в школе еще и заставляли учить "вражеский" немецкий язык...
Разгореченной игрой, один мальчик вбежал в класс с поднятой рукой и кличем "Зиг Хайль" - и остолбенел, увидев там учителей в главе с завучем... А после - простоял весь урок в "углу" класса, был разкритикован в "октябрятской звездочке" и выбыл из кандидатов в пионеры до нескорого перехода в другую школу... Как он завидовал сверстникам-троешникам в новых галстуках - к их счастью еще не имешвших дома тусклого, черно-белого "КВН" иди "Знамени" и не рефлексирующих от фильмов "Встреча со шпионом" или "Ставка - больше чем жизнь"...

Разумеется, сегодня пришли другие соблазны, но и в то время жизнь была не столь образцовой - как ее хотят подать "лакировщики"...

Сима
Сообщения: 1473
Зарегистрирован: 25 мар 2005, 10:03

Сообщение Сима » 31 июл 2007, 10:35

Мне кажется, что приведенные примеры со всей очевидностью показывают, правоту сказанного выше.

Отдельные мелкобуржуазные, по природе, мещанские явления в СССр были. Но были они везде. И В США, особенно до сексуальной революции. Да и сейас сколько угодно.

То что хотели прикрыть отдельные места, так это ясная рекция и довольно плоско приписывать это определенному строю...
В СССР все же было более культурное и сакральное отношение к телу и любви, чем в странах с более циничным отношением. Запад то так и не поднялся, до стандартов Ефремова, он скорее ввалился в продажность и пошлость.

Надо было эволюционировать в СССр от негативных тенденций, и процесс это шел.

Пример с "фашиствующим" мальчиком вообще не в кассу.

Могу сказать, что всему свое время. Для СССР где родился один из популярнейших фильмов "Еще раз о любви", это время уже приходило..., мне так видится, время ефремовского восприятия. Ведь главное, это то что отсуствовала власть денег над судьбами людей...А все остальное приложилось бы...

Но его прервали грубо, цинично, под утопические лозунги. с одной стороны продажные партократы , с другой "ноующие" интеллигенты, ну и воровской мир руки приложил . Вот эти три силы и сошлись в "любовном экстазе" и каждый "валил" со своей стороны, вот то как вы написали последнее письмо ,Евгений А. очень напоминает
то как было это все 90-е годы. Я была маленькой девочкой, а хорошо помню эти передачи об "убогом " СССР...

Сейчас их стало меньше... Но стиль тот же...

Аватара пользователя
Евгений А.
Сообщения: 102
Зарегистрирован: 07 апр 2007, 06:31
Откуда: Брянск
Контактная информация:

Сообщение Евгений А. » 31 июл 2007, 11:09

Сима писал(а):В СССР все же было более культурное и сакральное отношение к телу и любви, чем в странах с более циничным отношением. Запад то так и не поднялся, до стандартов Ефремова, он скорее ввалился в продажность и пошлость.

Надо было эволюционировать в СССр от негативных тенденций, и процесс это шел.
Пример с "фашиствующим" мальчиком вообще не в кассу...
Согласен насчет "более сакрального", хотя именно с Запада пришла философии хиппи - объявившая любовь исключительно бескорыстной, и десятилетие 80-х - последний всплеск такой любви...
Но чуть раньше было сплошь двоемыслие, а "фшиствующий мальчик" слишком буквально понимал условимя игры своего времени - за что и страдал: примерно так-же у него вышло и с комсомолом, куда легко были приняты хулиганы, матерщинники, тугодумы - но не такие "гнилые интеллигенты", как он... "Счастье - когда тебя понимают", писал герой прогрессивного фильма, но страна двигалась в другом направлении, где уже были не нужны - ни такие учителя, ни такие ученики...

Аватара пользователя
Имир Торвен
Сообщения: 208
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 05:51
Откуда: Новосибирск

Сообщение Имир Торвен » 31 июл 2007, 12:08

Сима писал(а):
Отдельные мелкобуржуазные, по природе, мещанские явления в СССр были.
И было их очень много. Вспомните громкие вздохи 60-х, 70-х годов о наступившем "вещизме", об "утере духовных идеалов". А ведь это - закономерная реакция на эксплуатацию трудового энтузиазма в качестве экономического ресурса. Ничто не может и не должно работать на энтузиазме... Отсюда - естественный откат.
То что хотели прикрыть отдельные места, так это ясная рекция и довольно плоско приписывать это определенному строю...
Вы знаете, мне эта реакция совершенно неясна. Кроме того, я не понимаю, что имеется в виду под "строем": политико-экономический строй тут очевидно ни при чём, а определённый строй мыслей, наоборот, бесспорно влияет на этот тип реакций. И объединяющая основа подобного строя всегда - служение некоей идее, по своей эмоциональной природе воспринимаемой как нечто, стоящее выше человеческой сущности. Отмечу тут, что все религиозные цивилизации, где доктрина требовала противопоставления "плотского" и "высшего", а не гармоничного их слияния, были резко гимнофобными. Думаю, здесь нет нужды приводить и перечень идеологических обоснований гимнофобии в бывшем СССР.
В СССР все же было более культурное и сакральное отношение к телу и любви, чем в странах с более циничным отношением.
Я застал в СССР то время, когда плотская любовь и всё, относящееся к сексу, табуировалось на бытовом и образовательном уровнях. Мои родители помнят времена, когда за поцелуи в коридорах университета могли вызвать к ректору, а косметика и модные платья служили поводом для "проработки" на комсомольских собраниях. Бесспорно, табу - способ сакрализации (такого мнения придерживаются Фрэзер и ряд других антропологов), но табуирование служит обычно для удержания психики на очень низком уровне развития. Цинизм западного общества - не обратная сторона этого процесса, а диалектически вытекающая из него реакция: ведь и там долгое время церковь и полиция поддерживали жёсткие табу.
Надо было эволюционировать в СССр от негативных тенденций, и процесс это шел.
А вот тут согласен полностью. Честно говоря, распад СССР я до сих пор переживаю как личную трагедию. Но к моменту "перестройки" в стране накопилось уже слишком много этих "негативных тенденций", и отсутствие опыта эмоциональной культуры (в том числе и культуры секса), бесспорно, играло здесь свою роль.
Ведь главное, это то что отсуствовала власть денег над судьбами людей...А все остальное приложилось бы...
Была другая власть, причём того же порядка. Да и деньги играли свою роль. Ещё раз: вспомните бесконечные обличения "мещан", рвачей и выжиг, мечтающих - о ужас! - заработать! В итоге свободное время, которого гипотетически было много, приходилось тратить на дачу, на сборку работающего оборудования из хлама и ремонт плохо сделанных квартир подручными средствами. Говорят, в Москве было несколько по-другому. но и это было отдельной проблемой: мой отец, летая весной или летом в ежегодную командировку в Москву, привозил нам несколько деликатесов к Новому году, которые хранились в холодильнике, ожидая своего часа... По телевизору тем временем шла еженедельная передача "Москва и москвичи", до крайности для нас информативная. В таких условиях думать о культурном досуге не особенно-то приходилось. По вечерам мы вялили рыбу, сушили грибы, перебирали бруснику, привезённую из болот за шестьсот километров. Отец показывал мне звёзды и рассказывал о математических парадоксах, мама, не отрываясь от работы, читала мне стихи наизусть или объясняла новейшие социологические теории, наши и западные. Хороший фильм по телевизору воспринимался как праздник; вдвойне обидно было не посмотреть его из-за хозяйственных дел. Таков был мой культурный досуг в детстве. Плюс книги: хорошие книги приходилось искать месяцами у знакомых, на них буквально записывались в очередь. И всё это шло под бравурные марши, под утверждения, что у нас всё-всё хорошо, достаточно проявить лишь ещё немного энтузиазма и любви к идее. Сомневаться в этом категорически запрещалось: не КГБ, конечно, как это сейчас пишут. Достаточно было "местной власти": завуча, начальника, месткома... Трепачи всех мастей поддерживали это, а получив в середине восьмидесятых сигнал сверху - тут же записались в демократы и обличители, а нас вновь стали травить, теперь уже за "консерватизм" и пособничество "совку". Так что власть над судьбами людей была и хорошо воспринималась как реалия повседневности...
E vederai color che son contenti
nel foco, perché speran di venire
quando che sia a le beate genti.

Аватара пользователя
pvgoran
Сообщения: 2672
Зарегистрирован: 01 июн 2006, 15:56
Откуда: Новосибирск
Контактная информация:

Сообщение pvgoran » 31 июл 2007, 19:22

Выделил свой диалог с Имиром в тему "Оффтопик про СССР".

А про идеологические обоснования гимнофобии в СССР ответьте здесь, пожалуйста. :)

Аватара пользователя
Имир Торвен
Сообщения: 208
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 05:51
Откуда: Новосибирск

Сообщение Имир Торвен » 31 июл 2007, 20:40

Спасибо за избавление темы от оффтопика.

Идеологические обоснования гимнофобии, приводимые на моей памяти в советские времена в школе, были следующими:

1. "Демонстрация обнажённой натуры не является задачей современного советского искусства".

2. "Обнажённая натура непедагогична, так как заставляет подростков думать о сексе".

3. (Самое сильное из слышанного мной.) "Искусство должно отображать жизнь, а где в нашей реальной жизни вы видели голое человеческое тело?" (Вопросы по этому аргументу, извините, не ко мне).

Я поищу также в нашей семейной библиотеке ссылки на работы доефремовского периода по искусствоведению (любопытно, но после "Лезвия Бритвы" и в самом деле стало вроде бы неприлично в открытую нападать в прессе на обнажённую натуру!). На моей памяти тезисы, используемые критиками от искусства, звучали примерно так: "Это вам не Рубенс и не Ван Дейк, те были велики и гениальны, а обнажённая натура в искусстве современных художников - это просто пошлость, мещанская пошлость, подражание Playboy и прочим идеям прогнившего Запада". В журналах, уделявших искусству внимание, такая "критика" попадалась мне нередко. Конкретики, увы, прямо в данный момент привести не могу - из всей советской прессы я храню только вырезку из "Правды" о полёте "Аполлона" на Луну. Однако, часто перечитывая любопытства ради старые журналы и книги, обязуюсь сообщать заинтересованным читателям о всяких статьях подобного рода.

В защиту советского художественного подхода замечу, однако, что популярная серия "Школа изобразительного искусства" для художников-любителей не только не содержала в себе гимнофобских высказываний, но и была весьма богато проиллюстрирована репродукциями классических произведений обнажённой (почему-то почти исключительно мужской) натуры.
E vederai color che son contenti
nel foco, perché speran di venire
quando che sia a le beate genti.

Аватара пользователя
Sasha
Сообщения: 4496
Зарегистрирован: 11 ноя 2004, 18:36

Сообщение Sasha » 01 авг 2007, 00:16

Советская культура была уникальна тем что все лучшее от различных культур советские люди видели!!!!
И дальше можно утверждать все что угодно, люди знали Венеру Милоскую, и статую Давида Рафаэля, и это было педагогично. Копии лучших античных произведений были в музеях, никто не прятал картин с обнаженной натурой.

Значит тезис, что нагота не педагогична, не работает, надо быть диалектичней, она непедагогична в рамках школы, в школе ученик должен интересоваться своим образованием, уроками и детством, читая тему кажется что никто из ведущих беседу не задумывался над тем что детство должно быть детством, советские школьники не были темными, они не были как российские школьники болезненно заинтересованными.

Стремение воспитать гармоничного и психически здорового человека руководило методистами, которые считали что непомерный интерес к наготе или подробностям интимной физиологи, излишними.

Назовите меня ортодоксальной, но мое глубокое убеждение в том, что пристальный интерес или просвещение подроска на тему секса, влечет именно нездорое его восприятия. Секс становится разменной монетой, а не данью любви, и в этом табуированная культура СССР деликатно оставляло его отношениям двоих. Рождая, как писала Сима сакральный, истинный смысл)))

Когда вы смотрите на советские статуи даже в метро, удивительно, но они нисколько сексуально не скованны, наоборот женщина советской скульптуры не "упырь с веслом" она доступно женственна. Она по крестьянски мощна как человек труда, у нее высокая грудь матери, широкие бедра дающей жизнь, посмотрите как легкие платься облегают фигуры, и вы скажите что в этом нет секса... Его море, но он как любой исполненной идеей замысел, строг и выдержан на грани. Еще чуть - чуть и он будет читаем больше чем того стоит, это ведь публичная городская скульптура. Я не обсуждаю ее историческо-культурную ценность я говорю про то, что она не рождала пошлого к ней отношение, вычурного выпячивания какой-либо стороны образа.

Тут наехали на "прикрыть постыдные места" , вы не заметили в свободной стране так же как в каменном веке, правда не с религиозным подтекстом, пририсовывают все, что только не попади с этим самым местам. Так что согласна с Симой закрасить трусами более закономерно, а самое главное это не вандализм. Значит культурный уровень советского человека был куда как выше.

П.С.
Самое счатсливое время моего детства которое было не давно, проходило вечером за разборами грибов и ягод, и бесконечных разговоров о жизни, литературе и искусстве. Не было ничего интересней чем сесть и рассматривая принесенное своим трудом добытое, слушать разговоры мамы и бабушки, о том как жилось раньше, о войне и о том как живется сейчас. Мои кухонные разговоры были проще, мне не говорили про математику и не читали стихов, но я очень люблю это время. И все это шло под бравурные марши новой россии, и размазывание того прекрасного что дарила культура СССР.

П.С.С. Одним из ярких примеров архитектуры для людей, органично списанной в природу можно считать советский модерн, родившийся в 30 годы , он по сей день является уникальным. Например мой институт арендует площадь в ДК им. Горбунова или Горбушка как ее зовут в москве, это прекрасное легкое и красивое здание.
это только мое мнение)

Аватара пользователя
Слава
Сообщения: 1761
Зарегистрирован: 11 ноя 2004, 22:42

Сообщение Слава » 01 авг 2007, 00:37

Добрый вечер Имир!

К сожелению прямые ссылки на конкретные работы я вам не успел еще сделать ,занят в проэктах.Но имена и ступени совискусства я вам предаставлю.
Предлагаю провести сравнительный анализ и после уже вывести являлось ли совискусство жизнеутверждающим и "опорой души народа" .
Вот для примера ряд известных и концептуальных западных скульпторов 20века -Генри Мур ,Яков Лившиц, Джакомети ,А Кальдер.Двое из них монументалисты ,все искали и выражали образ и жизнь человека в 20 веке, его дисгармонию ссобой с жизнью ,кризис социального устроиства искажающее человека.
И ряд известных и ведущих советских скульпторов прошедшего века- Вутечить ,М.Аникушин , О.Эльдаров монументалисты , Я.Заринь.Есть еще имена ,но выделенные мной имена будут достаточны для сравнительного анализа.
Я не ставлю в противопоставление , что западныехудожники не могли воплотить героиство и духовный подьем человека(есть такие ,но мало) .Я беру основной срез ,который основывался на обьективных условиях,и как условия могли влиять на творчество.
Чтоб было более обьективно ,приведу ряд живописцев ,которые на ряду с другими задавали концептуальный тон,как на западе ,так и в СССР,стараясь охватить с 20 годов по 80-ые .
И.Бродскии, Грабарь , Татлин, Дейнека, Волков ,А.Гончаров ,Т.Салахов , А.Иванов ,А.Грицай,Б.Угаров ,И.Клычев, Б.Мирза-заде, Жилинскии, Савицкии.Есть еще и мог не выделить . -Советское искусство.
Д.Полак,Ф.Бейкон, Д.Бойс, Л.Фройд, Р.Раушенберг,Э.Уорхол, Д.Джонс, Р Лихтенщтейн, Д.Селли , Д.Шнабель, Д.Базелиц.-американское и европейское искусство.
Пока давайте начнем с этого .

Аватара пользователя
Тира
Сообщения: 64
Зарегистрирован: 15 апр 2007, 08:18
Откуда: Новосибирск

Сообщение Тира » 01 авг 2007, 05:27

Саша Ф. писал(а):советские школьники не были темными, они не были как российские школьники болезненно заинтересованными.
Назовите меня ортодоксальной, но мое глубокое убеждение в том, что пристальный интерес или просвещение подроска на тему секса, влечет именно нездорое его восприятия. Секс становится разменной монетой, а не данью любви, и в этом табуированная культура СССР деликатно оставляло его отношениям двоих. Рождая, как писала Сима сакральный, истинный смысл)))
Мое детство и подростковый период пришлись как раз на конец той благословенной эпохи. Так что прошу посетителей форума, знающих то время понаслышке, выслушать несколько моих личных воспоминаний...

Во втором классе у меня начался рост молочных желез. Я была тогда девочка простая, и так и сказала об этом соседу по парте, попросив, чтобы он перестал толкать меня локтем в грудь, а то больно. Четыре года он регулярно орал на весь класс об этом факте, как будто я совершила нечто ужасное, причем не очень понятно, что - начала отращивать бюст или сказала об этом вслух.
Случайно задравшаяся на улице юбка воспринималась как утрата... да, как раз чего-то сакрального, типа первозданной чистоты, и служила поводом для долгих переживаний и слез. А если вдруг не служила, то девочка, без лишних нервов поправившая юбку, могла и заполучить ярлык бесстыдницы.
Болезненного интереса к сексу и обнаженному телу у подростков, конечно же, не наблюдалось. В очередь у замочной скважины, когда у девочек был медосмотр, мальчики, конечно, выстраивались из самых высоких этических соображений, и вопли "а мы все видели!" издавали из них же.
Впрочем, мальчику попасться на глаза девочкам в случайно сползших, порвавшихся в любом месте выше колен или самый ужас - расстегнувшихся брюках, - это тоже был повод для града насмешек.
Каждый поход в аптеку за гигиеническими прокладками был для меня психологическим усилием, сравнимым с легендарной поездкой леди Годивы, только без высокой мотивации, конечно. (По сей день, без эмоций кидая пачку "олвейс" в корзину в супермаркете, не перестаю удивляться - а в чем была проблема?).
В учебнике по биологии были параграфы о строении половых органов человека, но в школе эти параграфы было принято оставлять для самостоятельного изучения. А то, знаете, не возбудить бы лишнего интереса.
И с чего бы это я вышла из школьного возраста безумно закомплексованным человеком, читавшем сотни книг о любви, но реагирующим на любые реальные проявления сексуальных отношений как на нечто грязное, в чем можно запачкаться и от чего надо бежать?

Так что о советском искусстве можно долго ностальгировать (и я ностальгирую, надо заметить), но предлагаемые им идеалы отношений настолько не соответствовали действительности, в том числе - диктуемой не "вульгарным воспитанием", а биологической основой человеческого существования, что оно порождало разлад в мироощущении. Когда официальное воспитание требует принять идеалы искусства за образец, но даже школьные учителя в личном общении говорят, что нельзя принимать все это всерьез... в какую сторону податься "слепленному из противоречий юному существу третьего цикла"? Доходило до того, что одни подавались в разврат, другие в религию...
Конечно, мой случай мировосприятия - один из крайних, но он здесь тем и показателен, что я больше, чем другие люди вокруг меня, верила книгам и согласна была строить по ним жизнь :(.

Аватара пользователя
Имир Торвен
Сообщения: 208
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 05:51
Откуда: Новосибирск

Сообщение Имир Торвен » 01 авг 2007, 06:55

Саша Ф. писал(а):Копии лучших античных произведений были в музеях, никто не прятал картин с обнаженной натурой.
Там и оригиналы были. Вопрос в том, что до этих музеев надо было ещё добраться, как чисто физически, так и в плане понимания эстетики мировой культуры.
Значит тезис, что нагота не педагогична, не работает, надо быть диалектичней, она непедагогична в рамках школы, в школе ученик должен интересоваться своим образованием, уроками и детством
Школа, по советской как раз доктрине образования, даёт знания - в основной и внеклассной работе. Приобщение к мировой культуре, к технике и практике её понимания - это ли не знания? Значит, опора в практике понимания мировой культуры переносится на внешкольную работу, т.е. с учётом системы воспитания - на семью? И чем это отличается от наблюдаемого сейчас?

Кстати - как ребёнок, в особенности подросток, может интересоваться детством? Главная составляющая его жизни, основная мечта - скорее стать взрослым, самостоятельным.
детство должно быть детством
Конечно. Но переходный, подростковый возраст детством быть уже не должен, он должен быть подготовкой к жизни взрослого человека. Запреты и умолчания, особенно опирающиеся на чувство стыда, не рационализированного словесно, в этом возрасте создают невротические состояния, причём это касается не только сексуальной сферы.
советские школьники не были темными, они не были как российские школьники болезненно заинтересованными.
Смотря в чём. Если в вопросах эротики - должен поправить, заинтересованность была, причём именно болезненная, страстная. А вот знаний не было. Одни обрывочные крупицы не всегда достоверной информации из случайных источников.
Стремение воспитать гармоничного и психически здорового человека руководило методистами, которые считали что непомерный интерес к наготе или подробностям интимной физиологи, излишними.
А кто решает в этих вопросах меру излишества и непомерности интереса?
Секс становится разменной монетой, а не данью любви, и в этом табуированная культура СССР деликатно оставляло его отношениям двоих. Рождая, как писала Сима сакральный, истинный смысл
И многое ли умели и знали эти двое, вступая в интимную жизнь? Не стану отнимать лишнего времени рассуждениями на этот счёт; в "Часе Быка" у Ефремова этот вопрос подробно рассматривался в конце выступления Эвизы Танет перед тормансианскими врачами.
Когда вы смотрите на советские статуи даже в метро, удивительно, но они нисколько сексуально не скованны, наоборот женщина советской скульптуры не "упырь с веслом" она доступно женственна. Она по крестьянски мощна как человек труда, у нее высокая грудь матери, широкие бедра дающей жизнь, посмотрите как легкие платься облегают фигуры, и вы скажите что в этом нет секса... Его море, но он как любой исполненной идеей замысел, строг и выдержан на грани.
С этим я и не спорю, такие творения рождались и будут рождаться в любые эпохи. Но являлось это каноном искусства или прорывом сквозь него - вопрос для меня сложный. Ведь и в самом мрачном средневековье Западная Европа порождала откровенные образцы эротической поэзии, окрашенные самым страстным и сильным уровнем чувства - но скажем ли мы, что это заслуга доминировавшей тогда культурной доктрины?
Я не обсуждаю ее историческо-культурную ценность я говорю про то, что она не рождала пошлого к ней отношение, вычурного выпячивания какой-либо стороны образа.
А что рождает пошлое отношение?
пририсовывают все, что только не попади с этим самым местам. Так что согласна с Симой закрасить трусами более закономерно, а самое главное это не вандализм. Значит культурный уровень советского человека был куда как выше.
Знаете, я не совсем понял смысл этой фразы, но не уверен в "большей закономерности". Тут опять-таки для меня вопрос меры - что ещё можно закрасить? "Пририсовывают" же вне зависимости от наличия трусов. Мне в школе попался когда-то учебник "Основы советского государства и права", там "пририсовано" было к куполу Большого Кремлёвского дворца, да ещё и подписано: "Член Политбюро ЦК КПСС".
Самое счатсливое время моего детства которое было не давно, проходило вечером за разборами грибов и ягод, и бесконечных разговоров о жизни, литературе и искусстве. Не было ничего интересней чем сесть и рассматривая принесенное своим трудом добытое, слушать разговоры мамы и бабушки, о том как жилось раньше, о войне и о том как живется сейчас. Мои кухонные разговоры были проще, мне не говорили про математику и не читали стихов, но я очень люблю это время.
И чем, в таком случае, культурное самоусовершенствование в новое время отличается от прошлого? Ложь и порочность выливались из "ящика" и тогда - мы их старались не слушать. А великое, включая народную, историческую правду - оставалось и осталось таким как есть.
П.С.С. Одним из ярких примеров архитектуры для людей, органично списанной в природу можно считать советский модерн, родившийся в 30 годы , он по сей день является уникальным. Например мой институт арендует площадь в ДК им. Горбунова или Горбушка как ее зовут в москве, это прекрасное легкое и красивое здание.
Советский модерн - стиль очень элегантный, не спорю. Только очень уж немного по стране произведений в этом стиле, в основном они сконцентрированы ближе к столицам. Посмотрите, если хотите, на фотографии институтов Новосибирского Академгородка - большинство из них, несмотря на архитектурную оригинальность, неудобны внутри и скучны снаружи...
E vederai color che son contenti
nel foco, perché speran di venire
quando che sia a le beate genti.

Аватара пользователя
Игорь Жуков
Сообщения: 3396
Зарегистрирован: 04 дек 2004, 01:07
Откуда: СПб

Сообщение Игорь Жуков » 01 авг 2007, 11:48

Я не готов участвовать в разговоре об искусстве на заданном уровне. Как дилетанту, мне кажется, что в советское время уровень цензуры на эротику (в искусстве) был как раз вполне адекватным. И уж во всяком случае никогда бы не появилась на свет пресловутая воронежская "лошадка". (Кто не знает, может сам поискать в сети, но лучше этого не делать.)

А вот в том, что касается полового просвещения, не могу не согласиться с Имиром Торвеном и Тирой. В наше время (я заканчивал школу в 1983) не было ничего даже на уроках биологии, так что вся информация была из подъезда, со всеми сопутствующими мифами, ажиотажем и грязью, в лучшем случае - из абсолютно случайных медицинских книг.
Эмиссар мелкобуржуазной интеллигентской субкультуры

Тора
Сообщения: 97
Зарегистрирован: 23 июл 2007, 19:39
Откуда: Новосибирск

Сообщение Тора » 01 авг 2007, 11:59

Сима писал(а):
То что хотели прикрыть отдельные места, так это ясная рекция и довольно плоско приписывать это определенному строю...
А кто приписывает? Но мы вели разговор о советском искусстве, а не о современном западном. Смотрите начало темы.
А почему эта реакция "ясная", я не знаю. Мне, наверно, повезло: нам в школе (советской, заметим) преподавали историю искусств "без купюр", в том числе не "прикрывая" ни античные, ни индийские скульптуры. Поэтому, будучи лишена ощущения "неприличности", я и оцениваю такую реакцию как следствие недостатка воспитания.
Но повезло, увы, не всем. Не всем этого воспитания хватило, не всем попали в руки нормальные книги об искусстве. Для меня показателем того, насколько "не повезло" моим согражданам, служили в детстве отбитые груди у гипсовых девушек в парке (кстати, даже не обнаженных, а просто физкультурниц в шортах). Девушек ремонтировали - все повторялось. Так что это было - выверт психики одного конкретного хулигана или общественная болезнь?..

А кстати насчет "сексуальной революции". Если бы все было так замечательно и трепетно, никакой сексуальной революии в СССР не было бы. Незачем было бы копировать западных соседей, которых тоже наконец заело католическо-ханжеское воспитание.
А реакцию зрителей у романе Ефремова все же не надо, наверно, воспринимать как данные социологических исследований :) Это ведь художественный текст, у него есть художественные задачи. И одна из них была в том, чтобы противопоставить извращенной пуристкой реакции "специалистов" нормальную здоровую реакцию публики. Кстати, публика эта, судя по тому же тексту, что-то не толпилась и не теснилась у скульптуры Анны, как более воспитанная публика, смотревшая "Апсару"... почему бы это? Не боялась ли публика, что "спецы" ее осудят за повышенное внимание к "обнаженке"?..
"Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало.
Два важных правила запомни для начала..."

Аватара пользователя
Александра Верцинская
Сообщения: 3944
Зарегистрирован: 11 ноя 2004, 21:06
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Сообщение Александра Верцинская » 01 авг 2007, 12:03

Гм... мой личный опыт (он, конечно, тоже ограничен весьма временем... с другой стороны, я была в провинциальной,можно сказать, школе, а там процесс "перестройки" несколько затянулся) близок к Игорю.

Эротика по-моему была вполне адекватна. И отношение к ней было адекватное достаточно. Во всяком случае, в самом раннем детстве я, помнится, сталкивалась с довольно свободным отношением к обнаженному телу (даже вспоминая самую первую поездку на юг).

А вот половое воспитание у нас точно страдало местами.
Но!
Я читала, например, советская учебники по педагогике 70-х годов и там обсуждались вопросы полового воспитания.
Но на практике - пожилые учителя и преподаватели с такой брезгливостью и показным отвращением относились к вопросам отношения между полами... Что по себе знаю - у многих формировались очень нездоровое отношение к данному вопросу, какой-то ненормальный интерес и развивались определенные комплексы, позже вылезающие в виде тех же неврозов.

У меня, прошло более-менее безболезненно это, именно благодаря тому, что были выпущены прекрасные книги типа "Для вас, девочки" (по-моему в 80-е еще...) А вот у большинства ребят - моих одноклассников практически у всех был период какого-то ненормального ажитажа... и происходило смешивание таких тонких и прекрасных моментов как взаимоотношения девушки и юноши именно с "грязью".

Но лично я считаю, что это все-таки не столько последствия "власти", сколько общая еще не готовность к более свободному самоощущению...
Мне кажется, что называется, не специально это делалось.
А просто "не доглядели".
На расстоянии да еще через субъективную призму виртуальных абстракций, видимые грани сути и формы стираются...

Аватара пользователя
Евгений А.
Сообщения: 102
Зарегистрирован: 07 апр 2007, 06:31
Откуда: Брянск
Контактная информация:

Сообщение Евгений А. » 01 авг 2007, 15:19

Александра Верцинская писал(а): Но лично я считаю, что это все-таки не столько последствия "власти", сколько общая еще не готовность к более свободному самоощущению...
Мне кажется, что называется, не специально это делалось.
А просто "не доглядели".
Ну да, наши престарелые Чойо Чагосы не морщились при виде обнаженки - грустя о своей беспутной молодости? А асектичные партийные кардиналы не осуждали Булата Окуджаву за буржуазное слово "женщина" в песнях, не рекомендовали, как было принято - "девчата"? А обращение к даже пожилым женщинам - "девушка", разве вы не видите это до сих пор у старшего поколения , кто политкорректно не употребляли (да и не знали эквивалентов буржуазным) "сударыня, барышня" и т.д.?
И это все - не последствия "власти"? Она не боялась Эроса, как конкурента своим догмам, что давно описано у Оруэла? У нее не было геронтократии и престарелые ЦК-Политбюро не капризничали, как свойственно старикам в отношении молодых? И не имели возможности возводить свой маразм - в ранг неписанного закона?
А если бы еще и "доглядели"...
Последний раз редактировалось Евгений А. 01 авг 2007, 16:05, всего редактировалось 2 раза.

Ответить