Киргизия: Восстание как символ новой эпохи...
Добавлено: 26 апр 2010, 11:11
Автор: Михаил Оводов
В начале апреля 2010 г. прозвучало как гром среди ясного неба: «Киргизия», «восстание», «революция», «кровь и поджоги», «захват зданий государственных органов», «милиция открыла огонь на поражение». Более суток российские телеканалы как по команде хранили молчание, ничего внятного не могли сообщить дипломаты США, РФ и других стран. А в это время события развивались стремительно и по самому радикальному сценарию. Закончилось все быстрым и «неожиданным» свержением власти и падением режима Бакиева, формированием «народного правительства». После некоторого молчания мировые СМИ принялись за свою интерпретацию произошедшего, подчас стандартно лукавя и натягивая под свои идеологические конструкции. Что же произошло в действительности? Попробуем разобраться в происходящих событиях последовательно и начать среди левых дискуссию по этому событию. Конечно, в статье можно только поверхностно рассмотреть эту тему в силу жанра статьи. Дальнейшие дискуссии и научные исследовательские работы будут этот вопрос решать полнее...
Кыргызстан как страна, и как золотой теленок...
Республика Киргизия (от кирг. Кыргызстан) это государство - в Центральной (Средней) Азии. Граничит оно с Казахстаном на севере, Китаем – на востоке и юго-востоке, Таджикистаном – на юго-западе и Узбекистаном – на западе. Будущая Киргизия была частью Тюркского каганата, тюргешей, карлуков, государства Караханидов с 6 по 12 вв. С 13 в. до 16 в. находилась под властью монголо-татарских ойратов. А потом вошла в состав Кокандского ханства. Как народность, киргизы сложились только во второй половине 15 века. В 60-70 годы 19 века вошла в состав России. Советская власть возникла в ноябре 1917 г.. Но гражданская война была закончена только в 20-х годах 20-го века. До 1936 г. Киргизия была автономной республикой в составе РСФСР. С 1936 по 1991 страна входила в состав СССР на правах союзной Киргизской Советской Социалистической Республики. Эта молодая страна возникла на волне развала СССР из существовавшей союзной Киргизской ССР. 31 августа 1991 была провозглашена независимость Киргизии. Население республики составляет около 5 млн. человек. По переписи 1998 г. - 4,665 тыс. человек. Значительную часть республики занимают горы. В силу особенностей горного рельефа, размеров республики и советской инфраструктуры, основной транспорт республики — это автомобили.
Кыргызстан, который во времена СССР, считался индустриально-аграрной республикой, после распада Союза превратился в аграрную. Это произошло из-за разрыва хозяйственных связей, от которых зависела работа промышленности страны. По природным богатствам, в частности, по углеводородным запасам, страна является одной из беднейших. Она лишена доступа к богатейшим месторождениям нефти и газа каспийского бассейна. И поэтому не может поддерживать относительно стабильный уровень жизни значительной части населения за счет экспорта углеводородов на мировые рынки, как ее ближайшие соседи. Немногочисленные разведанные месторождения угля и нефти не только не достаточны для экспорта, но и для собственных нужд. На этом топливе работают 2 ТЭЦ на всю республику. Единственные значимые богатства для существования республики это развиваемые месторождения различных руд. В советское время этот край был местом добычи золота, сурьмы, вольфрама, олова и урана. Причем, горнодобывающая промышленность была заточена под нужды всего СССР. С развалом СССР, горнодобывающая промышленность республики рухнула. И до нынешнего времени так и не восстановилась в объемах. Мировые компании, в основном, были заинтересованы в добыче золота из разведанных еще в советское время месторождений, существенно не вкладываясь в разведку новых месторождений и развитие уже открытых. Основная добыча золота оказалась в руках «Кумтор». По запасам золота и по масштабам ограбления страны \"Кумтор Оперейтинг Компани\" может стать мировым лидером. Еще при Аскаре Акаеве в 1993 г. Киргизия приступила к совместному освоению золота \"Кумтора\" с канадской компанией \"Камеко\". Вначале канадцы выдавили себе невиданные льготы. Их освободили от налога на прибыль, 20% налога на добавленную стоимость (НДС), земельного налога и концессионного платежа, за пользование водой и т.д. Затем коррупционным механизмом из концессии Киргизию выбросили вообще из этого проекта, отдав взамен для утешения ничего не стоящие фантики - 33,6 млн. акций в \"Центерре\" с активами в Монголии, российской Туве, Турции и Неваде в США. А в августе 2007 г., уже при Бакиеве, киргизская делегация опять освободила данное производство от НДС и свела всю полагающуюся Кыргызстану выгоду к стоимости только 10-й части добываемого золота. Причем в этой 10-ой части сидят все остающиеся к уплате налоги и кое-какие неналоговые платежи. А 90 % - не облагается налогом и идет сразу в карман канадской компании, минуя республику. По оценке экспертов, маленькая республика теряла более 120 млн. дол. в год только по одному налогу — НДС. Более того. Как при критикуемом бывшем свергнутом президенте Акаеве, так и при новом президенте - «оппозиционере» Бакиеве продолжалась политика ограбления страны при работающем коррупционном механизме. В 2005-2007 гг. бакиевское правительство выдало новые лицензии на 3 новых месторождения золота в Кумторской долине. На одном из них, \"Сары-торе\", канадцы даже вели незаконную добычу руды в течение года, до оформления лицензии. Сейчас канадцы хотят довести добычу до 30-40 тонн в год. Значит, они будут грабить Киргизию еще в течении 50-70 лет, если рассчитывать разведанные ресурсы. Заметьте, не случайно - это именно та область, из которой началась новая «вторая революция». Люди, обнищание которых усиливалось, видели, как ведет себя канадская компания, как она через продажных чиновников запросто грабит страну. Людям ничего не достается с этих богатейших месторождений, если не считать некоторой занятости и грошевых зарплат местным рабочим в этой компании.
После того как Кыргызстан завершил раздачу всех золотых месторождений, иностранные компании начали получать лицензии на урановые месторождения.
Например, известное месторождение золота \"Иштамберди\" в Чаткале киргизское правительство в прошлом году отдало китайской компании \"Чайна Роад\", которая якобы помогает Киргизии в получении кредита от Народного банка Китая на завершение строительства автодороги Ош - Сары-Таш - Иркештам. И эту аферу китайцы преподнесли правительству как помощь под названием \"Ресурсы взамен финансирования проектов\". А корейской компании EPI Co LTD, обещавшей построить ряд объектов энергетики, в том числе подстанции \"Датка\" и \"Куршаб\", передает месторождение каменного угля \"Маркай\" в Кок-Жангаке и Сулюктинскую резервную площадку бурого угля. Ранее эта компания заимела лицензию на месторождение \"Тегене шахтный\" в Таш-Кумыре. Суммарные запасы каменного и бурого угля 3-х месторождений составляют более 350 млн. тонн и несопоставимы со стоимостью энергетических объектов, которые они обещали построить. И таких примеров сотни. Госагентство по геологии и минеральным ресурсам Киргизии выдало иностранным компаниям более 600 лицензий на все известные и неизвестные месторождения полезных ископаемых, в том числе 146 на месторождения цветных металлов, в основном на золото. Что интересно, все компании, получившие лицензии, никогда не занимались добычей полезных ископаемых, они были образованы и зарегистрированы накануне получения лицензии. Иностранные компании получали лицензию не для организации добычи золота, а для спекуляции правом пользования недрами, для уклонения от налогов в казну республики и формального прикрытия «цивилизованными» способами распределения ресурсов откровенного грабежа и связанной с ним коррупции. Она была разрешена \"акаевскими орлами\" через коррупционные и семейственные связи и приносила иностранцам баснословные барыши. Естественно, при таких порядках иностранные компании не должны вносить что-либо в казну государства и от этого были застрахованы, как при Акаеве, так и при Бакиеве. А бывший глава Госагентства по геологии и ресурсам при Бакиеве заявлял о том, что может произойти отток инвестиций от горнодобывающей отрасли, если Киргизия не даст еще больше свободы иностранцам (!!). Вот такой широкий жест власти одной из самых беднейших стран СНГ! А по данным Национального статистического комитета, в Кыргызстане частный внешний долг составляет 47 млрд сомов (1,3 млрд долларов), государственный долг составляет 2,5 млрд долларов, в общей сложности внешний долг составляет 3,8 млрд долларов. Долг быстрыми темпами только растет. Страна стремительно становится банкротом.
Причем, доля страны по эксплуатации этих месторождений ничтожна, даже по сравнению с многими предприятиями в Узбекистане и Казахстане. Например, на месторождении \"Мурунтау\" (Заравшан-Узбекистан) американская компания \"Ньюмонд\" отдает правительству Узбекистана 70% получаемого золота. Узбекистан в мае прошлого года подписал соглашение о разделе продукции с Малазийской компанией, которая будет разрабатывать газовые месторождения \"Урга\", \"Куаныш\" и Акчалакскую группу. В 9 случаях из 10 иностранные компании работают на условиях соглашения о разделе продукции в Казахстане, Узбекистане и Туркмении. В Киргизии иностранные компании ставили ставку на подкуп чиновников. Это оказалось выгоднее, чем платить налоги. Это усилило роль семейственности и клановости, которая стала свойственной республике Кыргызстан после 1991 г. Это усилило и недовольство масс таким откровенно бессовестным положением продажной власти, обнищание народа
О России, США и других империалистических игроках в Киргизии. Лавирование и «кидалово» как политика
В мире глобального капитализма любые события в любой стране не могут оставить равнодушными империалистических мировых игроков. Мировое хозяйство и мировое капиталистическое производство связано и имеет заинтересованных «собственников» конкретных предприятий. А эти предприятия зависят от ситуации в тех странах, в которых они находятся и имеют договоренности о разделе прибыли. Но вслед за любителями «конспиралогических теорий» мы идти не можем. Так можно объявить любое событие в мире заговором. Начиная от крушения Римской империи и заканчивая последними событиями в Киргизии. Это далеко от научного и марксистского анализа.
Как режим Акаева, так и сменивший его режим Бакиева, в политике ставили ставку на лавирование между глобальными империалистическими игроками. Это было обусловлено многими причинами. В том числе слабостью и бедностью республики. Меняя попеременно внешнеполитические векторы, удавалось в той или иной степени «уламывать» недовольную сторону на лучшие условия «сотрудничества». Власти Киргизии вынуждены были учитывать и сильные пророссийские настроения у населения, которые были в основном связаны со значительным количеством рабочих, занятых на заработках в России, ностальгией по СССР.
Киргизия при Акаеве всегда поддерживала с Россией ровные отношения. А после его свержения в результате первой «тюльпановой революции», в Москву приезжала Роза Отунбаева, сегодняшний лидер «народного правительства», а тогда еще и.о. главы МИД Киргизии. При Бакиеве отношения с Москвой существенно не испортились. То же самое и в отношениях с США. Причем в период «тюльпановой революции» позиции США существенно укрепились. Но само топорное лавирование самого Бакиевского режима вызывало некоторое недовольство в России и в США.
Доля США, России и КНР в собственности республики не имеет существенных преимуществ относительно друг друга. Справедливо сказать, что предприятия, рудники Киргизии достаточно равномерно распределены между многими странами, в том числе, не входящими в клуб «глобальных игроков» империализма. Поэтому существенных имущественных интересов ни один из этих игроков в республике не имеет. Киргизия в большей мере вызывает интерес постольку, поскольку имеет стратегическое геополитическое положение в Азии.
Тем не менее, как власти США, так и власти России не были готовы к такому развитию событий. Знаковым явилось то, как реагировали власти этих стран на события в Киргизии в апреле 2010 г. 6-8 апреля США и РФ были в растерянности и долго молчали, определялись с позицией. Выжидали ясности в расстановке сил. Под конец третьего дня волнений - 8 апреля мы смогли услышать первое вразумительное сообщение от Российского МИДА в духе того, что надо все решать миром, без кровопролития, нужно восстановить порядок, воздержаться от применения силы обеими сторонами. \"Президент считает, что самое главное в этой ситуации - не допустить новых человеческих жертв, восстановить управляемость государством\", - сказала журналистам пресс-секретарь президента Наталья Тимакова, комментируя по просьбе журналистов ситуацию в Киргизии. Путин также счел нужным добавить на пресс-конференции в Смоленске, что лично его киргизские события застали врасплох.
В том же духе, но также неофициально, заявляли и американские дипломаты. Хотя официального заявления от Государственного Департамента США вплоть до окончательного свержения президента Бакиева не поступило. Видимо в США долго не могли определиться, что же происходит. Но, например, пресс-секретарь ГосДепа Филипп Кроули заявил, что Вашингтон обеспокоен событиями в Киргизии и призывает представителей всех партий воздержаться от насилия. А председатель Комитета по международным делам сената США Джон Керри заявил, что Киргизия должна решать свои проблемы \"демократическим путем\". Джон Керри: \"...ситуация в стране весьма неопределенная, и США ждут дополнительной информации\".
Даже спустя несколько дней после свержения и бегства Бакиева, США находилась в растерянности. Барак Обама за консультацией по ситуации в Киргизии обратился к президенту Казахстана Н. Назарбаеву. А Хиллари Клинтон звонила Розе Отумбаевой. Советники по внешней политике растерянно разводили руками, делали самые общие и бессмысленные заявления.
Президенты Казахстана и США Нурсултан Назарбаев и Барак Обама в рамках состоявшейся 12 апреля в Вашингтоне двусторонней встречи провели «очень продолжительное обсуждение неустойчивой ситуации в Киргизии». Как передает ИТАР-ТАСС, казахстанский лидер, «будучи уважаемым в регионе лидером», пообещал главе Белого дома «сделать все, что в его силах, чтобы разрядить ситуацию» в Киргизии.
Комментируя результаты американо-казахстанские переговоры на высшем уровне, специальный помощник президента США, старший директор по России Совета национальной безопасности Белого дома Майкл Макфол отметил, что глава Казахстана, «безусловно, хорошо знает ситуацию» в Киргизии. «Он знает всех вовлеченных в нее действующих лиц со стороны как оппозиции, так и президента (Курманбека) Бакиева», — сказал высокопоставленный сотрудник Белого дома.
Более того, для России и для США эти события в такой форме были явно неожиданными. В спешке на российской военной базе отменили все увольнительные уже задним числом после их выдачи на руки. Всех российских военных до новых указаний собрали на территории базы. Похожая ситуация и с американской авиабазой в Манасе. США, всвязи с последними событиями в Киргизии, приостановили деятельность своей базы на территории страны. На скорую руку, в спешке, до особых указаний, отменили все вылеты с базы на снабжение группировки сил НАТО в Афганистане, начался отзыв из увольнительных. Как сообщает в субботу, 10 апреля, агентство AFP, транзитные полеты были прекращены еще в четверг. Самолеты, ранее использовавшие военно-воздушную базу в Манасе близ Бишкека, теперь следуют через Кувейт, заявил в Вашингтоне представитель министерства обороны США Джон Редфилд. Он пояснил, что решение о приостановке деятельности базы было принято после того, как близ ее месторасположения была замечена бронированная военная техника. Руководство Пентагона рассматривает базу в Манасе как один из главных транспортных узлов, обеспечивающих доставку грузов и личного состава в Афганистан в рамках операции против талибских боевиков, напоминает агентство Reuters. Движение самолетов обеспечивалось круглосуточно, только в течение последнего месяца по этому маршруту проследовало более 50 тысяч американских военнослужащих.
В спешном порядке 8 апреля Россия направила в Киргизию около 150 десантников. Об этом журналистам рассказал начальник Генерального штаба РФ Николай Макаров. По его словам, это сделано по распоряжению президента РФ Дмитрия Медведева. Предполагается, что по прибытии на авиабазу России Кант, десантники будут «обеспечивать безопасность семей военнослужащих».
Таким образом, широкое восстание беднейших слоев населения в Киргизии стало полной неожиданностью для «больших игроков» империализма.
В том же духе выжидательной позиции выступила и КНР. КНР вообще не удобна эта дестабилизация. Рядом проблемный и нестабильный район - Синьцзян-Уйгурский Автономный район. Там периодически происходят эксцессы с участием исламских, уйгурских националистов по поводу требований о выходе из Китая. И КНР не очень бы хотела, чтобы дух волнений перекинулся и туда. Более того, этот район Китая - форпост по влиянию в Азии КНР. Это её мост по экономическому наступлению в Среднюю и Переднюю Азию.
Позиции КНР в Киргизии существенно не пострадали от свержения Аскара Акаева и прихода Бакиева. Известно, что именно Аскар Акаев инициировал передачу части территории Киргизии КНР. Акаев существенно развил двусторонние отношения с КНР. Бакиев, после того как ушел с поста премьер-министра на волне протестов против передачи киргизской территории КНР, фактически поддержал волнения и требования противников передачи земли. Но после прихода к власти, Бакиев не денонсировал соглашения о демаркации границ Киргизии и Китая. Более того, товарооборот с Китаем кратко увеличился, и КНР допустили к новым проектам в республике. В том числе к месторождениям золота и строительству дорог. А ряд проектов, обещанных России, достались КНР. Это относится и к проекту достройки Камбаратинской ГЭС-2, производство поликристаллического кремния для нужд солнечной энергетики на заводе \"Дастан\". Россия в феврале 2009 г. обещала инвестиции в размере 1,7 млрд. дол. на строительство Камбаратинской ГЭС, но этот проект достался КНР. Кроме этого, Киргизия является одним из главных транзитеров китайских товаров народного потребления. Республика также имеет значительную долю в потреблении китайских товаров. КНР имеет большие инвестиционные возможности и заинтересованность в расширении экономических отношений и стабильности в республике Киргизстан.
Как Аскар Акаев, так и Бакиев, пытались лавировать как между «глобальными игроками азиатского региона» - США, Россией и Китаем, так и пытались более или менее равномерно допустить в Киргизию другие иностранные компании. Среди которых наиболее крупные компании из Канады, Кореи, Японии, Казахстана, Узбекистана, стран западной Европы.
В отличие от Акаева, который являлся представителем старосоветской бюрократической элиты, Бакиев по большей степени своими топорными лавированиями между этими «игроками» вызывал некоторое недовольство...
Например, в прошлом году правительство Киргизии приняло решение сохранить военную авиабазу США в аэропорту \"Манас\", переименовав объект в Центр транзитных перевозок. А до этого Бишкек обещал России закрыть базу, в которую США вложила 5,5 млн. дол. Москва после этого обещания выделила Киргизии грант на 150 млн. долларов, льготный кредит на 300 млн. долларов. Кроме того, был списан внешний долг Киргизии в размере 180 млн. долларов.
Одновременно с обещаниями России о закрытии базы в Манасе, правительство Кыргызстана потребовало повышения арендной платы от американских военных на базу в Манасе с $ 17 млн. до $ 60 млн., угрожая концом аренды, если Вашингтон откажется заплатить. США и Бакиев договорились о новой сделке, в которых американские войска останутся в \"Манас\", по существу свободны делать все, что хотели на базе. Только в 2010 году России стало известно не только о сохранении авиабазы в Манасе, но и об новом открытии еще одного военного объекта США на территории Киргизии - учебного центра в Баткенской области. Таким образом, России объявили о закрытии американской базы, и за это получили преференции. А в это время договорились с американцами о более высокой аренде. Напомним, что в августе прошлого года Д. Медведев и Курманбек Бакиев в рамках неформального саммита ОДКБ подписали меморандум о намерениях разместить на территории республики дополнительный российский воинский контингент, в состав которого будут включены воинское формирование общей численностью до батальона и учебный центр для подготовки киргизских и российских военнослужащих. База в Канте находится в Чуйской долине в 20 километрах от Бишкека. В 2009 году Россия и Киргизия договорились продлить действие договора о ней на 49 лет с возможным продлением еще на четверть века. Бакиев умудрился надуть и Россию и США, получить от обеих сторон преференции. Сложилась парадоксальная ситуация: в маленькой республики оказались бок о бок военные базы сразу двух «соперников».
В интервью «Лента.ру» Отумбаева призналась: «У нас традиционные исторические отношения были и есть с Россией. У нас в пик сезона до миллиона людей уходят работать в Россию. Умы этих людей связаны с Россией. У нас становление промышленности, наши попытки отойти от сохи связаны с Россией. Присутствие в Киргизии американцев связано с ситуацией в Афганистане, но ситуация там урегулируется когда-нибудь. Мы можем выбраться из этой жесткой диспозиции, в которую нас втянули большие игроки. Нет прецедента в мире, чтобы в маленьком государстве были базы двух противоположных стран...»
Более того сын, Бакиева, Максим, отвечающий за приватизацию собственности в Киргизии, начал оттирать капиталистов России от самых вкусных кусков. Это уж очень не нравилось Российскому руководству.
Но несмотря на лавирование, «кидалово» как основы политики руководства Киргизии при Бакиеве и связанного с этим недовольства, достаточных оснований для подготовки его свержения у «больших игроков» скорее всего на данный период не было.
Путин поспешил поддержать временное правительство в Кыргызстане — он прекрасно понимает, что новый кабинет министров не станет менять режим и политический курс, а для эффективного проведения собственных интересов в регионе полезно как можно скорее засвидетельствовать своё благоволение новой власти и потребовать «восстановления порядка». В качестве презента премьер-министр даже пообещал оказать Киргизии гуманитарную помощь. Медведев отметил, что самое главное в этой ситуации — не допустить новых человеческих жертв и восстановить управляемость государством.
Со своей стороны Отунбаева сообщила, что создаваемое ею правительство полностью контролирует ситуацию в Киргизии, а также все правоохранительные органы и вооруженные силы страны. Таким образом, она показала, что готова обеспечивать необходимую для бизнеса и функционирования военных баз стабильность, даже если это потребует применения вооружённых сил.
Правительство Америки, хотя и высказалось несколько более осторожно, чем Путин с Медведевым, но в целом тоже осталось довольно: новое правительство Кыргызстана пообещало сохранить базу в Манасе, которая является одним из ключевых транзитных пунктов на пути войск и техники США и НАТО в Афганистан. По словам Отунбаевой, в договоренностях между Киргизией и США со сменой власти в Бишкеке «ничего не изменится».
Казахстан имеет ряд предприятий в Киргизии и контролирует значительную часть туристического бизнеса в районе озера «Иссык-Куль». Поэтому интересы Казахстана здесь очевидны. Кроме того, власти Узбекистана и Казахстана закрыли границу с Киргизией, боясь, что массовые волнения перекинутся и на их страны. Тем более, прецеденты в Узбекистане и Казахстане уже были, где протестующих самым жестоким образом с применением огнестрельного оружия уже разгоняли. А напряженность и настрой на восстание в этих республиках имеет тенденцию роста. В СМИ этих республик либо обходят молчанием события в Киргизии, либо тенденциозно комментируют. Когда замолчать события в Киргизии уже было нельзя, президент Казахстана Н. Назарбаев объявил киргизское восстание пиром грабежа, мародерства, бандитизма, резко осудил восстание. Капиталисты всегда любые восстания против власти и капитала объявляют подобным образом. Более того, в Казахстане и других республиках Средней Азии есть подобные «грешки» «семейственности», коррупции, «клановости». Это определяет общие причины недовольства масс. Причем, власти Казахстана до последнего поддерживали Бакиева. Поддержка распространилась вплоть до участия казахских, российских и американских спецслужб в операции по доставке в Казахстан Бакиева с целью укрывательства диктатора от киргизского народа. Скорее всего, правительство «народного доверия» вело закулисные переговоры через посредников с представителями Бакиева. Вместо активных и быстрых действий по аресту бывших первых руководителей, буржуазные политиканы дали себе большой отрезок времени для того, чтобы сторговаться с ними и попросить добровольного сложения полномочий, что успокоило бы разбуженные революционными выступлениями массы. Арест и суд над Бакиевым не входил в их планы, так как публичный суд и показания Бакиева вскрыли бы всю лживость киргизских политиков и их тайные соглашения против народа. Идеальные варианты – либо гибель «во время ареста», либо бегство Бакиева. Второй вариант начал реализовываться…
Если восстание киргизских бедняков будет и дальше развиваться, то это будет прямая угроза соседним режимам и классовому господству местной буржуазии. Поэтому интервенция под маской «миротворчества» очень возможна в ситуации развития волнений.
В начале апреля 2010 г. прозвучало как гром среди ясного неба: «Киргизия», «восстание», «революция», «кровь и поджоги», «захват зданий государственных органов», «милиция открыла огонь на поражение». Более суток российские телеканалы как по команде хранили молчание, ничего внятного не могли сообщить дипломаты США, РФ и других стран. А в это время события развивались стремительно и по самому радикальному сценарию. Закончилось все быстрым и «неожиданным» свержением власти и падением режима Бакиева, формированием «народного правительства». После некоторого молчания мировые СМИ принялись за свою интерпретацию произошедшего, подчас стандартно лукавя и натягивая под свои идеологические конструкции. Что же произошло в действительности? Попробуем разобраться в происходящих событиях последовательно и начать среди левых дискуссию по этому событию. Конечно, в статье можно только поверхностно рассмотреть эту тему в силу жанра статьи. Дальнейшие дискуссии и научные исследовательские работы будут этот вопрос решать полнее...
Кыргызстан как страна, и как золотой теленок...
Республика Киргизия (от кирг. Кыргызстан) это государство - в Центральной (Средней) Азии. Граничит оно с Казахстаном на севере, Китаем – на востоке и юго-востоке, Таджикистаном – на юго-западе и Узбекистаном – на западе. Будущая Киргизия была частью Тюркского каганата, тюргешей, карлуков, государства Караханидов с 6 по 12 вв. С 13 в. до 16 в. находилась под властью монголо-татарских ойратов. А потом вошла в состав Кокандского ханства. Как народность, киргизы сложились только во второй половине 15 века. В 60-70 годы 19 века вошла в состав России. Советская власть возникла в ноябре 1917 г.. Но гражданская война была закончена только в 20-х годах 20-го века. До 1936 г. Киргизия была автономной республикой в составе РСФСР. С 1936 по 1991 страна входила в состав СССР на правах союзной Киргизской Советской Социалистической Республики. Эта молодая страна возникла на волне развала СССР из существовавшей союзной Киргизской ССР. 31 августа 1991 была провозглашена независимость Киргизии. Население республики составляет около 5 млн. человек. По переписи 1998 г. - 4,665 тыс. человек. Значительную часть республики занимают горы. В силу особенностей горного рельефа, размеров республики и советской инфраструктуры, основной транспорт республики — это автомобили.
Кыргызстан, который во времена СССР, считался индустриально-аграрной республикой, после распада Союза превратился в аграрную. Это произошло из-за разрыва хозяйственных связей, от которых зависела работа промышленности страны. По природным богатствам, в частности, по углеводородным запасам, страна является одной из беднейших. Она лишена доступа к богатейшим месторождениям нефти и газа каспийского бассейна. И поэтому не может поддерживать относительно стабильный уровень жизни значительной части населения за счет экспорта углеводородов на мировые рынки, как ее ближайшие соседи. Немногочисленные разведанные месторождения угля и нефти не только не достаточны для экспорта, но и для собственных нужд. На этом топливе работают 2 ТЭЦ на всю республику. Единственные значимые богатства для существования республики это развиваемые месторождения различных руд. В советское время этот край был местом добычи золота, сурьмы, вольфрама, олова и урана. Причем, горнодобывающая промышленность была заточена под нужды всего СССР. С развалом СССР, горнодобывающая промышленность республики рухнула. И до нынешнего времени так и не восстановилась в объемах. Мировые компании, в основном, были заинтересованы в добыче золота из разведанных еще в советское время месторождений, существенно не вкладываясь в разведку новых месторождений и развитие уже открытых. Основная добыча золота оказалась в руках «Кумтор». По запасам золота и по масштабам ограбления страны \"Кумтор Оперейтинг Компани\" может стать мировым лидером. Еще при Аскаре Акаеве в 1993 г. Киргизия приступила к совместному освоению золота \"Кумтора\" с канадской компанией \"Камеко\". Вначале канадцы выдавили себе невиданные льготы. Их освободили от налога на прибыль, 20% налога на добавленную стоимость (НДС), земельного налога и концессионного платежа, за пользование водой и т.д. Затем коррупционным механизмом из концессии Киргизию выбросили вообще из этого проекта, отдав взамен для утешения ничего не стоящие фантики - 33,6 млн. акций в \"Центерре\" с активами в Монголии, российской Туве, Турции и Неваде в США. А в августе 2007 г., уже при Бакиеве, киргизская делегация опять освободила данное производство от НДС и свела всю полагающуюся Кыргызстану выгоду к стоимости только 10-й части добываемого золота. Причем в этой 10-ой части сидят все остающиеся к уплате налоги и кое-какие неналоговые платежи. А 90 % - не облагается налогом и идет сразу в карман канадской компании, минуя республику. По оценке экспертов, маленькая республика теряла более 120 млн. дол. в год только по одному налогу — НДС. Более того. Как при критикуемом бывшем свергнутом президенте Акаеве, так и при новом президенте - «оппозиционере» Бакиеве продолжалась политика ограбления страны при работающем коррупционном механизме. В 2005-2007 гг. бакиевское правительство выдало новые лицензии на 3 новых месторождения золота в Кумторской долине. На одном из них, \"Сары-торе\", канадцы даже вели незаконную добычу руды в течение года, до оформления лицензии. Сейчас канадцы хотят довести добычу до 30-40 тонн в год. Значит, они будут грабить Киргизию еще в течении 50-70 лет, если рассчитывать разведанные ресурсы. Заметьте, не случайно - это именно та область, из которой началась новая «вторая революция». Люди, обнищание которых усиливалось, видели, как ведет себя канадская компания, как она через продажных чиновников запросто грабит страну. Людям ничего не достается с этих богатейших месторождений, если не считать некоторой занятости и грошевых зарплат местным рабочим в этой компании.
После того как Кыргызстан завершил раздачу всех золотых месторождений, иностранные компании начали получать лицензии на урановые месторождения.
Например, известное месторождение золота \"Иштамберди\" в Чаткале киргизское правительство в прошлом году отдало китайской компании \"Чайна Роад\", которая якобы помогает Киргизии в получении кредита от Народного банка Китая на завершение строительства автодороги Ош - Сары-Таш - Иркештам. И эту аферу китайцы преподнесли правительству как помощь под названием \"Ресурсы взамен финансирования проектов\". А корейской компании EPI Co LTD, обещавшей построить ряд объектов энергетики, в том числе подстанции \"Датка\" и \"Куршаб\", передает месторождение каменного угля \"Маркай\" в Кок-Жангаке и Сулюктинскую резервную площадку бурого угля. Ранее эта компания заимела лицензию на месторождение \"Тегене шахтный\" в Таш-Кумыре. Суммарные запасы каменного и бурого угля 3-х месторождений составляют более 350 млн. тонн и несопоставимы со стоимостью энергетических объектов, которые они обещали построить. И таких примеров сотни. Госагентство по геологии и минеральным ресурсам Киргизии выдало иностранным компаниям более 600 лицензий на все известные и неизвестные месторождения полезных ископаемых, в том числе 146 на месторождения цветных металлов, в основном на золото. Что интересно, все компании, получившие лицензии, никогда не занимались добычей полезных ископаемых, они были образованы и зарегистрированы накануне получения лицензии. Иностранные компании получали лицензию не для организации добычи золота, а для спекуляции правом пользования недрами, для уклонения от налогов в казну республики и формального прикрытия «цивилизованными» способами распределения ресурсов откровенного грабежа и связанной с ним коррупции. Она была разрешена \"акаевскими орлами\" через коррупционные и семейственные связи и приносила иностранцам баснословные барыши. Естественно, при таких порядках иностранные компании не должны вносить что-либо в казну государства и от этого были застрахованы, как при Акаеве, так и при Бакиеве. А бывший глава Госагентства по геологии и ресурсам при Бакиеве заявлял о том, что может произойти отток инвестиций от горнодобывающей отрасли, если Киргизия не даст еще больше свободы иностранцам (!!). Вот такой широкий жест власти одной из самых беднейших стран СНГ! А по данным Национального статистического комитета, в Кыргызстане частный внешний долг составляет 47 млрд сомов (1,3 млрд долларов), государственный долг составляет 2,5 млрд долларов, в общей сложности внешний долг составляет 3,8 млрд долларов. Долг быстрыми темпами только растет. Страна стремительно становится банкротом.
Причем, доля страны по эксплуатации этих месторождений ничтожна, даже по сравнению с многими предприятиями в Узбекистане и Казахстане. Например, на месторождении \"Мурунтау\" (Заравшан-Узбекистан) американская компания \"Ньюмонд\" отдает правительству Узбекистана 70% получаемого золота. Узбекистан в мае прошлого года подписал соглашение о разделе продукции с Малазийской компанией, которая будет разрабатывать газовые месторождения \"Урга\", \"Куаныш\" и Акчалакскую группу. В 9 случаях из 10 иностранные компании работают на условиях соглашения о разделе продукции в Казахстане, Узбекистане и Туркмении. В Киргизии иностранные компании ставили ставку на подкуп чиновников. Это оказалось выгоднее, чем платить налоги. Это усилило роль семейственности и клановости, которая стала свойственной республике Кыргызстан после 1991 г. Это усилило и недовольство масс таким откровенно бессовестным положением продажной власти, обнищание народа
О России, США и других империалистических игроках в Киргизии. Лавирование и «кидалово» как политика
В мире глобального капитализма любые события в любой стране не могут оставить равнодушными империалистических мировых игроков. Мировое хозяйство и мировое капиталистическое производство связано и имеет заинтересованных «собственников» конкретных предприятий. А эти предприятия зависят от ситуации в тех странах, в которых они находятся и имеют договоренности о разделе прибыли. Но вслед за любителями «конспиралогических теорий» мы идти не можем. Так можно объявить любое событие в мире заговором. Начиная от крушения Римской империи и заканчивая последними событиями в Киргизии. Это далеко от научного и марксистского анализа.
Как режим Акаева, так и сменивший его режим Бакиева, в политике ставили ставку на лавирование между глобальными империалистическими игроками. Это было обусловлено многими причинами. В том числе слабостью и бедностью республики. Меняя попеременно внешнеполитические векторы, удавалось в той или иной степени «уламывать» недовольную сторону на лучшие условия «сотрудничества». Власти Киргизии вынуждены были учитывать и сильные пророссийские настроения у населения, которые были в основном связаны со значительным количеством рабочих, занятых на заработках в России, ностальгией по СССР.
Киргизия при Акаеве всегда поддерживала с Россией ровные отношения. А после его свержения в результате первой «тюльпановой революции», в Москву приезжала Роза Отунбаева, сегодняшний лидер «народного правительства», а тогда еще и.о. главы МИД Киргизии. При Бакиеве отношения с Москвой существенно не испортились. То же самое и в отношениях с США. Причем в период «тюльпановой революции» позиции США существенно укрепились. Но само топорное лавирование самого Бакиевского режима вызывало некоторое недовольство в России и в США.
Доля США, России и КНР в собственности республики не имеет существенных преимуществ относительно друг друга. Справедливо сказать, что предприятия, рудники Киргизии достаточно равномерно распределены между многими странами, в том числе, не входящими в клуб «глобальных игроков» империализма. Поэтому существенных имущественных интересов ни один из этих игроков в республике не имеет. Киргизия в большей мере вызывает интерес постольку, поскольку имеет стратегическое геополитическое положение в Азии.
Тем не менее, как власти США, так и власти России не были готовы к такому развитию событий. Знаковым явилось то, как реагировали власти этих стран на события в Киргизии в апреле 2010 г. 6-8 апреля США и РФ были в растерянности и долго молчали, определялись с позицией. Выжидали ясности в расстановке сил. Под конец третьего дня волнений - 8 апреля мы смогли услышать первое вразумительное сообщение от Российского МИДА в духе того, что надо все решать миром, без кровопролития, нужно восстановить порядок, воздержаться от применения силы обеими сторонами. \"Президент считает, что самое главное в этой ситуации - не допустить новых человеческих жертв, восстановить управляемость государством\", - сказала журналистам пресс-секретарь президента Наталья Тимакова, комментируя по просьбе журналистов ситуацию в Киргизии. Путин также счел нужным добавить на пресс-конференции в Смоленске, что лично его киргизские события застали врасплох.
В том же духе, но также неофициально, заявляли и американские дипломаты. Хотя официального заявления от Государственного Департамента США вплоть до окончательного свержения президента Бакиева не поступило. Видимо в США долго не могли определиться, что же происходит. Но, например, пресс-секретарь ГосДепа Филипп Кроули заявил, что Вашингтон обеспокоен событиями в Киргизии и призывает представителей всех партий воздержаться от насилия. А председатель Комитета по международным делам сената США Джон Керри заявил, что Киргизия должна решать свои проблемы \"демократическим путем\". Джон Керри: \"...ситуация в стране весьма неопределенная, и США ждут дополнительной информации\".
Даже спустя несколько дней после свержения и бегства Бакиева, США находилась в растерянности. Барак Обама за консультацией по ситуации в Киргизии обратился к президенту Казахстана Н. Назарбаеву. А Хиллари Клинтон звонила Розе Отумбаевой. Советники по внешней политике растерянно разводили руками, делали самые общие и бессмысленные заявления.
Президенты Казахстана и США Нурсултан Назарбаев и Барак Обама в рамках состоявшейся 12 апреля в Вашингтоне двусторонней встречи провели «очень продолжительное обсуждение неустойчивой ситуации в Киргизии». Как передает ИТАР-ТАСС, казахстанский лидер, «будучи уважаемым в регионе лидером», пообещал главе Белого дома «сделать все, что в его силах, чтобы разрядить ситуацию» в Киргизии.
Комментируя результаты американо-казахстанские переговоры на высшем уровне, специальный помощник президента США, старший директор по России Совета национальной безопасности Белого дома Майкл Макфол отметил, что глава Казахстана, «безусловно, хорошо знает ситуацию» в Киргизии. «Он знает всех вовлеченных в нее действующих лиц со стороны как оппозиции, так и президента (Курманбека) Бакиева», — сказал высокопоставленный сотрудник Белого дома.
Более того, для России и для США эти события в такой форме были явно неожиданными. В спешке на российской военной базе отменили все увольнительные уже задним числом после их выдачи на руки. Всех российских военных до новых указаний собрали на территории базы. Похожая ситуация и с американской авиабазой в Манасе. США, всвязи с последними событиями в Киргизии, приостановили деятельность своей базы на территории страны. На скорую руку, в спешке, до особых указаний, отменили все вылеты с базы на снабжение группировки сил НАТО в Афганистане, начался отзыв из увольнительных. Как сообщает в субботу, 10 апреля, агентство AFP, транзитные полеты были прекращены еще в четверг. Самолеты, ранее использовавшие военно-воздушную базу в Манасе близ Бишкека, теперь следуют через Кувейт, заявил в Вашингтоне представитель министерства обороны США Джон Редфилд. Он пояснил, что решение о приостановке деятельности базы было принято после того, как близ ее месторасположения была замечена бронированная военная техника. Руководство Пентагона рассматривает базу в Манасе как один из главных транспортных узлов, обеспечивающих доставку грузов и личного состава в Афганистан в рамках операции против талибских боевиков, напоминает агентство Reuters. Движение самолетов обеспечивалось круглосуточно, только в течение последнего месяца по этому маршруту проследовало более 50 тысяч американских военнослужащих.
В спешном порядке 8 апреля Россия направила в Киргизию около 150 десантников. Об этом журналистам рассказал начальник Генерального штаба РФ Николай Макаров. По его словам, это сделано по распоряжению президента РФ Дмитрия Медведева. Предполагается, что по прибытии на авиабазу России Кант, десантники будут «обеспечивать безопасность семей военнослужащих».
Таким образом, широкое восстание беднейших слоев населения в Киргизии стало полной неожиданностью для «больших игроков» империализма.
В том же духе выжидательной позиции выступила и КНР. КНР вообще не удобна эта дестабилизация. Рядом проблемный и нестабильный район - Синьцзян-Уйгурский Автономный район. Там периодически происходят эксцессы с участием исламских, уйгурских националистов по поводу требований о выходе из Китая. И КНР не очень бы хотела, чтобы дух волнений перекинулся и туда. Более того, этот район Китая - форпост по влиянию в Азии КНР. Это её мост по экономическому наступлению в Среднюю и Переднюю Азию.
Позиции КНР в Киргизии существенно не пострадали от свержения Аскара Акаева и прихода Бакиева. Известно, что именно Аскар Акаев инициировал передачу части территории Киргизии КНР. Акаев существенно развил двусторонние отношения с КНР. Бакиев, после того как ушел с поста премьер-министра на волне протестов против передачи киргизской территории КНР, фактически поддержал волнения и требования противников передачи земли. Но после прихода к власти, Бакиев не денонсировал соглашения о демаркации границ Киргизии и Китая. Более того, товарооборот с Китаем кратко увеличился, и КНР допустили к новым проектам в республике. В том числе к месторождениям золота и строительству дорог. А ряд проектов, обещанных России, достались КНР. Это относится и к проекту достройки Камбаратинской ГЭС-2, производство поликристаллического кремния для нужд солнечной энергетики на заводе \"Дастан\". Россия в феврале 2009 г. обещала инвестиции в размере 1,7 млрд. дол. на строительство Камбаратинской ГЭС, но этот проект достался КНР. Кроме этого, Киргизия является одним из главных транзитеров китайских товаров народного потребления. Республика также имеет значительную долю в потреблении китайских товаров. КНР имеет большие инвестиционные возможности и заинтересованность в расширении экономических отношений и стабильности в республике Киргизстан.
Как Аскар Акаев, так и Бакиев, пытались лавировать как между «глобальными игроками азиатского региона» - США, Россией и Китаем, так и пытались более или менее равномерно допустить в Киргизию другие иностранные компании. Среди которых наиболее крупные компании из Канады, Кореи, Японии, Казахстана, Узбекистана, стран западной Европы.
В отличие от Акаева, который являлся представителем старосоветской бюрократической элиты, Бакиев по большей степени своими топорными лавированиями между этими «игроками» вызывал некоторое недовольство...
Например, в прошлом году правительство Киргизии приняло решение сохранить военную авиабазу США в аэропорту \"Манас\", переименовав объект в Центр транзитных перевозок. А до этого Бишкек обещал России закрыть базу, в которую США вложила 5,5 млн. дол. Москва после этого обещания выделила Киргизии грант на 150 млн. долларов, льготный кредит на 300 млн. долларов. Кроме того, был списан внешний долг Киргизии в размере 180 млн. долларов.
Одновременно с обещаниями России о закрытии базы в Манасе, правительство Кыргызстана потребовало повышения арендной платы от американских военных на базу в Манасе с $ 17 млн. до $ 60 млн., угрожая концом аренды, если Вашингтон откажется заплатить. США и Бакиев договорились о новой сделке, в которых американские войска останутся в \"Манас\", по существу свободны делать все, что хотели на базе. Только в 2010 году России стало известно не только о сохранении авиабазы в Манасе, но и об новом открытии еще одного военного объекта США на территории Киргизии - учебного центра в Баткенской области. Таким образом, России объявили о закрытии американской базы, и за это получили преференции. А в это время договорились с американцами о более высокой аренде. Напомним, что в августе прошлого года Д. Медведев и Курманбек Бакиев в рамках неформального саммита ОДКБ подписали меморандум о намерениях разместить на территории республики дополнительный российский воинский контингент, в состав которого будут включены воинское формирование общей численностью до батальона и учебный центр для подготовки киргизских и российских военнослужащих. База в Канте находится в Чуйской долине в 20 километрах от Бишкека. В 2009 году Россия и Киргизия договорились продлить действие договора о ней на 49 лет с возможным продлением еще на четверть века. Бакиев умудрился надуть и Россию и США, получить от обеих сторон преференции. Сложилась парадоксальная ситуация: в маленькой республики оказались бок о бок военные базы сразу двух «соперников».
В интервью «Лента.ру» Отумбаева призналась: «У нас традиционные исторические отношения были и есть с Россией. У нас в пик сезона до миллиона людей уходят работать в Россию. Умы этих людей связаны с Россией. У нас становление промышленности, наши попытки отойти от сохи связаны с Россией. Присутствие в Киргизии американцев связано с ситуацией в Афганистане, но ситуация там урегулируется когда-нибудь. Мы можем выбраться из этой жесткой диспозиции, в которую нас втянули большие игроки. Нет прецедента в мире, чтобы в маленьком государстве были базы двух противоположных стран...»
Более того сын, Бакиева, Максим, отвечающий за приватизацию собственности в Киргизии, начал оттирать капиталистов России от самых вкусных кусков. Это уж очень не нравилось Российскому руководству.
Но несмотря на лавирование, «кидалово» как основы политики руководства Киргизии при Бакиеве и связанного с этим недовольства, достаточных оснований для подготовки его свержения у «больших игроков» скорее всего на данный период не было.
Путин поспешил поддержать временное правительство в Кыргызстане — он прекрасно понимает, что новый кабинет министров не станет менять режим и политический курс, а для эффективного проведения собственных интересов в регионе полезно как можно скорее засвидетельствовать своё благоволение новой власти и потребовать «восстановления порядка». В качестве презента премьер-министр даже пообещал оказать Киргизии гуманитарную помощь. Медведев отметил, что самое главное в этой ситуации — не допустить новых человеческих жертв и восстановить управляемость государством.
Со своей стороны Отунбаева сообщила, что создаваемое ею правительство полностью контролирует ситуацию в Киргизии, а также все правоохранительные органы и вооруженные силы страны. Таким образом, она показала, что готова обеспечивать необходимую для бизнеса и функционирования военных баз стабильность, даже если это потребует применения вооружённых сил.
Правительство Америки, хотя и высказалось несколько более осторожно, чем Путин с Медведевым, но в целом тоже осталось довольно: новое правительство Кыргызстана пообещало сохранить базу в Манасе, которая является одним из ключевых транзитных пунктов на пути войск и техники США и НАТО в Афганистан. По словам Отунбаевой, в договоренностях между Киргизией и США со сменой власти в Бишкеке «ничего не изменится».
Казахстан имеет ряд предприятий в Киргизии и контролирует значительную часть туристического бизнеса в районе озера «Иссык-Куль». Поэтому интересы Казахстана здесь очевидны. Кроме того, власти Узбекистана и Казахстана закрыли границу с Киргизией, боясь, что массовые волнения перекинутся и на их страны. Тем более, прецеденты в Узбекистане и Казахстане уже были, где протестующих самым жестоким образом с применением огнестрельного оружия уже разгоняли. А напряженность и настрой на восстание в этих республиках имеет тенденцию роста. В СМИ этих республик либо обходят молчанием события в Киргизии, либо тенденциозно комментируют. Когда замолчать события в Киргизии уже было нельзя, президент Казахстана Н. Назарбаев объявил киргизское восстание пиром грабежа, мародерства, бандитизма, резко осудил восстание. Капиталисты всегда любые восстания против власти и капитала объявляют подобным образом. Более того, в Казахстане и других республиках Средней Азии есть подобные «грешки» «семейственности», коррупции, «клановости». Это определяет общие причины недовольства масс. Причем, власти Казахстана до последнего поддерживали Бакиева. Поддержка распространилась вплоть до участия казахских, российских и американских спецслужб в операции по доставке в Казахстан Бакиева с целью укрывательства диктатора от киргизского народа. Скорее всего, правительство «народного доверия» вело закулисные переговоры через посредников с представителями Бакиева. Вместо активных и быстрых действий по аресту бывших первых руководителей, буржуазные политиканы дали себе большой отрезок времени для того, чтобы сторговаться с ними и попросить добровольного сложения полномочий, что успокоило бы разбуженные революционными выступлениями массы. Арест и суд над Бакиевым не входил в их планы, так как публичный суд и показания Бакиева вскрыли бы всю лживость киргизских политиков и их тайные соглашения против народа. Идеальные варианты – либо гибель «во время ареста», либо бегство Бакиева. Второй вариант начал реализовываться…
Если восстание киргизских бедняков будет и дальше развиваться, то это будет прямая угроза соседним режимам и классовому господству местной буржуазии. Поэтому интервенция под маской «миротворчества» очень возможна в ситуации развития волнений.