Образование в России - что делать?
Добавлено: 02 сен 2008, 14:32
Система образования находится сейчас в настолько катастрофическом состоянии, что в самом близком будущем состоится ее окончательный коллапс.
Представьте, что к вашим детям так обратятся и скажут :
«Дорогие дети, вам предстоит обучение по книгам и научным трудам, которые
признаны во всем мире, вам предстоит знакомство с достижениями ведущих
научных школ, работа в лабораториях и музеях. Вы получите навыки и знания,
которые помогут вам стать первоклассными специалистами и приобщиться к миру
науки и культуры. Наша надежда в том, что, выйдя из стен школы, вы достойно
будете продолжать её гуманистические традиции.
Мы считаем, что неталантливых детей не бывает, и, чтобы помочь вам раскрыться, в
наших школах существует множество стипендиальных программ, грантов и других
форм поддержки. Здесь дают глубокие фундаментальные знания по всем наукам, и
выпускники наших школ, где бы они потом ни работали или учились, всегда
отличаются высоким уровнем образования, широким кругозором, умением проводить
глубокий анализ событий и явлений.
Двери в мир знаний открылись перед вами. Наша надежда в том, что вы в полной
мере воспользуетесь теми возможностями, которые предоставляет вам школа, и
станете по-настоящему высокообразованными людьми.
Мне хотелось бы пожелать, чтобы на пути к знаниям вам сопутствовали творческие
победы, чтобы каждый новый учебный год приближал вас к главной цели — обрести
свое место в жизни и стать достойными гражданами нашей великой страны!»
Пусть бы на модернизацию экономики не отдано ни копейки, на Нано и на подержку
малого бизнеса. Просто вместо этого в объёме 10 % от валового внутреннего
продукта начали финансировать Образование.
Представленное в строчках выше на эти средства вполне реализуемо : возвращены
или компенсируются налоговые льготы для образовательных учреждений,
издательств, выпускающих литературу, связанную с образованием, наукой и
культурой, остановлено сокращение числа школ (которое сейчас становится
реальностью через приватизацию образовательных учреждений (в любой форме),
через изменение организационно-правовых форм государственных учреждений на
Автономные Учреждения), строятся новые, и все уже забыли нашу теперешнюю
реформу «укрупнения» сельских школ, когда 2 тысячи были уничтожены только за
последние два года. К сравнению, в СССР в 1970г. было 7 %.
Но чтобы получить, даже поэтапно, эти 10 %, необходимо отказаться от политики искусственно созданного
профицита федерального бюджета и затем использовать средства стабилизационного фонда на цели
обеспечения качественного и доступного образования.
И ещё представьте, что из этих же средств сделано повышение академической
стипендии до величины половины прожиточного минимума, социальной стипендии
— до прожиточного минимума.
Так вот возьмём этот наш умозрительный пример --- при сегодняшней
жизни во всех-всех сферах такой прорыв в развитии системы образования. То есть
если бы у России всё ещё в стоимости ВВП около 90 % составляла природная рента,
около 10 % приходилось на амортизацию доставшихся от СССР промышленных
мощностей и лишь 4-5 % - на непосредственно производительный труд россиян.
Модель такова : мы не столько создаем ВВП, сколько проедаем наследие предков,
которое в стоимости нашего дохода составляет 94 % и "существуем за счет
дореволюционных россиян, пятьсот лет осваивавших территории Севера, Урала,
Сибири и Дальнего Востока, и большевиков, создавших на этих просторах
промышленный потенциал", как писал М. Кругов в статье «Вперед - в первобытное
общество», но при этом вложились в образование.
В нашем умозрительном примере мы вышли из Болонского процесса и не пытаемся
вводить двухуровневое высшее образование с низкокачественным первым уровнем
и дорогостоящим вторым — для избранной элиты.
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) не навязывается никому против закона и в
качестве единственной формы выпускных экзаменов в школе и вступительных в
вузах. ЕГЭ не имеет ничего общего ни с 21 веком, ни с европейским/американским
процессом развития образования, а тем более с отечественными славными
традициями. Пресечена порочная практика разделения вузов на категории, которое
может привести к уменьшению финансирования региональных вузов и ограничению
их прав на подготовку специалистов. Красиво.
Извиняюсь за умозрительный пример.
СЛУЧАИ
1. ГОЛУБАЯ ТЕТРАДЬ N% 10
ЖИЛ один рыжий человек, у которого не
было глаз и ушей. У него не было и волос,
так что рыжим его называли условно.
Говорить он не мог, так как у него не
было рта. Носа тоже у него не было.
У него не было даже рук и ног. И живота
у него не было, и спины у него не было, и
хребта у него не было, и никаких внутреннос-
тей у него не было. Ничего не было! Так что
не понятно, о ком идет речь.
Уж лучше мы о нем не будем больше гово-
рить.
О нём было сказано, чтобы увидеть: если не требовать ничего большего, кроме того,
чтобы Правители дали нам возможность растить своих детей, и справедливо
считать, что многое бы, конечно, в случае, если те согласились, сдвинулось с места,
то точно не допроситесь. Увы, история протестных действий, в ходе которых
поднималась единственно проблема Образования и в связи с ней проблемы детства
и юношества, и всех попыток призвать власть к элементарному спасению осколков
некогда славной Советской системы образования показала, что взгляд Правителей и
слух их обращены не вглубь страны, а вовне её --- бесчисленное количество
митингов и пикетов по всей стране за последние два-три года не возымели
серьёзного действия. Вышло наружу, что не_обходимо просить большего и быть
неаполитичным, не ограничивая себя экономическими требованиями, не_обходимо
говорить о смене власти, чтобы быть услышанным,--- только при такой постановке
вопроса, с прямой угрозой, можно донести до Правителей своё слово.
Со стороны правящей элиты, чьи интересы сейчас выражает в Думе большинство
(Ед_Россия) принятием законов, не видно даже таких совсем уж простых шагов
навстречу народу --- детские пособия далеко не доведены до величины
прожиточного минимума, не принимается система общедоступного и бесплатного
дошкольного образования, которую нужно просто воссоздать --- кадры и опыт есть.
Ещё есть те, заботиться о ком общество наделило властные институты многими
полномочиями. Речь об инвалидах, детях, оставшихся без попечения родителей, тех,
у кого низкие доходы. Коверкая, ломая систему Образования и выдавая это за
попытки создать что-то более совершенное, дают ли Правители гарантии
реализации права на образование для этих своих, самых беззащитных, граждан?
Путём квотирования учебных мест, или путём специальных стипендий или системы
социальных образовательных кредитов? Нет. А эти предложения, вполне
способными вписаться в законы о реформе образования сформулированные
коммунистами, были жёстко отклонены.
Даже рыночные механизмы поддержки образования, используемые в передовых
странах, в России намеренно угнетаются : так, сейчас не признаётся возможность
сохранить действующие и восстановить в полном объеме утраченные налоговые
льготы для образовательных учреждений и инвесторов образования. Нелепо
говорить о том, что то, что сейчас строится руками Правителей, имеет в своей
перспективе образец развитых стран Европы или Америки и их образцы законности
и справедливости.
29 Августа Московский Комитет КПРФ провел митинг и его поддержали в этом СКМ, РУСО (Российские ученые социалистической ориентации) и Женский Союз «Надежда России», преподаватели, студенты, учащиеся.
Все говорили о том, что политика власти разрушительна для всех областей системы
образования — начального, среднего и высшего.
Перечислим здесь ключевые моменты, которые отметили собравшиеся.
Одной из важнейших проблем, резко обострившихся в последние годы является
проблема досуга школьников.
Многочисленные кружки, дворцы пионеров, спортивные секции, которые были
бесплатными и доступными каждому ребенку при Советской власти были закрыты.
Введена почасовая оплата труда учителей средней школы, которая подталкивает
учителя к ремесленничеству и формальному подходу к своей деятельности, что
неминуемо снижает уровень школьного образования
Классное руководство компенсируется финансово настолько скудно, что при
колоссальных нагрузках, в том числе бюрократического характера, учителю гораздо
предпочтительней отказаться от него.
Распространение тестовой системы начиная с младшей школы и заканчивая
принудительным ЕГЭ является очередным шагом власти, подрывающим основу
образования — научение молодого человека творчеству, приучает школьника к
шаблонному мышлению и зубрежке.
Нравственное воспитание, в том числе патриотическое, не получает развития. В
некоторых субъектах федерации обучение построено так, что фактически попирает
права на свободу совести.
Там, где мы наблюдаем действие грантовой системы, первое, что видим —
небезупречность, мягко говоря, критериев, на основании которых присуждаются
грант.
Система ЕГЭ не решила проблему взяток, а перенаправила денежные потоки в руки
тех, кто задействован в системе среднего образования и контроля за ним, сделав
поступление в ВУЗы в гораздо б0льшей степени коррумпированным и
катастрофически снизив интеллектуальный ценз абитуриентов, впоследствии
студентов.
Из школы за эти буквально годы, на наших глазах, превращают в агитационный
анклав. Чуть не в открытую налаживая механизм давления на политическую волю
родителей детишек перед выборами через учителей и администрацию. Система
проведения выборов также б0льшей частью держится на коллективах школ.
Уничтожение ПТУ оставляют молодым людям только те варианты работы, на
которых их держат лет до 30-и, пока шустрый и мозги свежие. Обычно это либо
продажи, либо услуги. Устроить своё благополучие они не успевают и остаются без
источника к постоянному заработку.
В ВУЗах закрываются специальности — некому учить, разорвалась связь времён.
Славные дела наших предков в некоторых областях потеряли своих продолжателей.
Количество гуманитарных ВУЗов, дипломы в которых даются почти за просто так,
дискредитируют систему высшего Образования, и, что самое страшное, дают карты
в руки реформаторам из верхушки Министрества Образования и Науки на основании
наличия таких ВУЗов и всё большее их доминирование ставить вопросы об
демонтаже всей системы высшего образования.
Настоящей катастрофой для российского образования явилась замена учебных
стандартов.
Всё это вместе насаждает неравенство в тех областях (в сфере образования,
например), в которых как в осколках советской системы оно не было заложено.
Глубоко порочно представление знания как товара, которое исходит от Правителей
России и говорится устами тех, кто ест крошки с их стола,--- реформаторами из
Правительства и Министерства Образования и Науки.
Постоянно снижается доля расходов на Образование в бюджете.
Нацпрожект «Образование» сейчас также перестает финансироваться.
Представьте, что к вашим детям так обратятся и скажут :
«Дорогие дети, вам предстоит обучение по книгам и научным трудам, которые
признаны во всем мире, вам предстоит знакомство с достижениями ведущих
научных школ, работа в лабораториях и музеях. Вы получите навыки и знания,
которые помогут вам стать первоклассными специалистами и приобщиться к миру
науки и культуры. Наша надежда в том, что, выйдя из стен школы, вы достойно
будете продолжать её гуманистические традиции.
Мы считаем, что неталантливых детей не бывает, и, чтобы помочь вам раскрыться, в
наших школах существует множество стипендиальных программ, грантов и других
форм поддержки. Здесь дают глубокие фундаментальные знания по всем наукам, и
выпускники наших школ, где бы они потом ни работали или учились, всегда
отличаются высоким уровнем образования, широким кругозором, умением проводить
глубокий анализ событий и явлений.
Двери в мир знаний открылись перед вами. Наша надежда в том, что вы в полной
мере воспользуетесь теми возможностями, которые предоставляет вам школа, и
станете по-настоящему высокообразованными людьми.
Мне хотелось бы пожелать, чтобы на пути к знаниям вам сопутствовали творческие
победы, чтобы каждый новый учебный год приближал вас к главной цели — обрести
свое место в жизни и стать достойными гражданами нашей великой страны!»
Пусть бы на модернизацию экономики не отдано ни копейки, на Нано и на подержку
малого бизнеса. Просто вместо этого в объёме 10 % от валового внутреннего
продукта начали финансировать Образование.
Представленное в строчках выше на эти средства вполне реализуемо : возвращены
или компенсируются налоговые льготы для образовательных учреждений,
издательств, выпускающих литературу, связанную с образованием, наукой и
культурой, остановлено сокращение числа школ (которое сейчас становится
реальностью через приватизацию образовательных учреждений (в любой форме),
через изменение организационно-правовых форм государственных учреждений на
Автономные Учреждения), строятся новые, и все уже забыли нашу теперешнюю
реформу «укрупнения» сельских школ, когда 2 тысячи были уничтожены только за
последние два года. К сравнению, в СССР в 1970г. было 7 %.
Но чтобы получить, даже поэтапно, эти 10 %, необходимо отказаться от политики искусственно созданного
профицита федерального бюджета и затем использовать средства стабилизационного фонда на цели
обеспечения качественного и доступного образования.
И ещё представьте, что из этих же средств сделано повышение академической
стипендии до величины половины прожиточного минимума, социальной стипендии
— до прожиточного минимума.
Так вот возьмём этот наш умозрительный пример --- при сегодняшней
жизни во всех-всех сферах такой прорыв в развитии системы образования. То есть
если бы у России всё ещё в стоимости ВВП около 90 % составляла природная рента,
около 10 % приходилось на амортизацию доставшихся от СССР промышленных
мощностей и лишь 4-5 % - на непосредственно производительный труд россиян.
Модель такова : мы не столько создаем ВВП, сколько проедаем наследие предков,
которое в стоимости нашего дохода составляет 94 % и "существуем за счет
дореволюционных россиян, пятьсот лет осваивавших территории Севера, Урала,
Сибири и Дальнего Востока, и большевиков, создавших на этих просторах
промышленный потенциал", как писал М. Кругов в статье «Вперед - в первобытное
общество», но при этом вложились в образование.
В нашем умозрительном примере мы вышли из Болонского процесса и не пытаемся
вводить двухуровневое высшее образование с низкокачественным первым уровнем
и дорогостоящим вторым — для избранной элиты.
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) не навязывается никому против закона и в
качестве единственной формы выпускных экзаменов в школе и вступительных в
вузах. ЕГЭ не имеет ничего общего ни с 21 веком, ни с европейским/американским
процессом развития образования, а тем более с отечественными славными
традициями. Пресечена порочная практика разделения вузов на категории, которое
может привести к уменьшению финансирования региональных вузов и ограничению
их прав на подготовку специалистов. Красиво.
Извиняюсь за умозрительный пример.
СЛУЧАИ
1. ГОЛУБАЯ ТЕТРАДЬ N% 10
ЖИЛ один рыжий человек, у которого не
было глаз и ушей. У него не было и волос,
так что рыжим его называли условно.
Говорить он не мог, так как у него не
было рта. Носа тоже у него не было.
У него не было даже рук и ног. И живота
у него не было, и спины у него не было, и
хребта у него не было, и никаких внутреннос-
тей у него не было. Ничего не было! Так что
не понятно, о ком идет речь.
Уж лучше мы о нем не будем больше гово-
рить.
О нём было сказано, чтобы увидеть: если не требовать ничего большего, кроме того,
чтобы Правители дали нам возможность растить своих детей, и справедливо
считать, что многое бы, конечно, в случае, если те согласились, сдвинулось с места,
то точно не допроситесь. Увы, история протестных действий, в ходе которых
поднималась единственно проблема Образования и в связи с ней проблемы детства
и юношества, и всех попыток призвать власть к элементарному спасению осколков
некогда славной Советской системы образования показала, что взгляд Правителей и
слух их обращены не вглубь страны, а вовне её --- бесчисленное количество
митингов и пикетов по всей стране за последние два-три года не возымели
серьёзного действия. Вышло наружу, что не_обходимо просить большего и быть
неаполитичным, не ограничивая себя экономическими требованиями, не_обходимо
говорить о смене власти, чтобы быть услышанным,--- только при такой постановке
вопроса, с прямой угрозой, можно донести до Правителей своё слово.
Со стороны правящей элиты, чьи интересы сейчас выражает в Думе большинство
(Ед_Россия) принятием законов, не видно даже таких совсем уж простых шагов
навстречу народу --- детские пособия далеко не доведены до величины
прожиточного минимума, не принимается система общедоступного и бесплатного
дошкольного образования, которую нужно просто воссоздать --- кадры и опыт есть.
Ещё есть те, заботиться о ком общество наделило властные институты многими
полномочиями. Речь об инвалидах, детях, оставшихся без попечения родителей, тех,
у кого низкие доходы. Коверкая, ломая систему Образования и выдавая это за
попытки создать что-то более совершенное, дают ли Правители гарантии
реализации права на образование для этих своих, самых беззащитных, граждан?
Путём квотирования учебных мест, или путём специальных стипендий или системы
социальных образовательных кредитов? Нет. А эти предложения, вполне
способными вписаться в законы о реформе образования сформулированные
коммунистами, были жёстко отклонены.
Даже рыночные механизмы поддержки образования, используемые в передовых
странах, в России намеренно угнетаются : так, сейчас не признаётся возможность
сохранить действующие и восстановить в полном объеме утраченные налоговые
льготы для образовательных учреждений и инвесторов образования. Нелепо
говорить о том, что то, что сейчас строится руками Правителей, имеет в своей
перспективе образец развитых стран Европы или Америки и их образцы законности
и справедливости.
29 Августа Московский Комитет КПРФ провел митинг и его поддержали в этом СКМ, РУСО (Российские ученые социалистической ориентации) и Женский Союз «Надежда России», преподаватели, студенты, учащиеся.
Все говорили о том, что политика власти разрушительна для всех областей системы
образования — начального, среднего и высшего.
Перечислим здесь ключевые моменты, которые отметили собравшиеся.
Одной из важнейших проблем, резко обострившихся в последние годы является
проблема досуга школьников.
Многочисленные кружки, дворцы пионеров, спортивные секции, которые были
бесплатными и доступными каждому ребенку при Советской власти были закрыты.
Введена почасовая оплата труда учителей средней школы, которая подталкивает
учителя к ремесленничеству и формальному подходу к своей деятельности, что
неминуемо снижает уровень школьного образования
Классное руководство компенсируется финансово настолько скудно, что при
колоссальных нагрузках, в том числе бюрократического характера, учителю гораздо
предпочтительней отказаться от него.
Распространение тестовой системы начиная с младшей школы и заканчивая
принудительным ЕГЭ является очередным шагом власти, подрывающим основу
образования — научение молодого человека творчеству, приучает школьника к
шаблонному мышлению и зубрежке.
Нравственное воспитание, в том числе патриотическое, не получает развития. В
некоторых субъектах федерации обучение построено так, что фактически попирает
права на свободу совести.
Там, где мы наблюдаем действие грантовой системы, первое, что видим —
небезупречность, мягко говоря, критериев, на основании которых присуждаются
грант.
Система ЕГЭ не решила проблему взяток, а перенаправила денежные потоки в руки
тех, кто задействован в системе среднего образования и контроля за ним, сделав
поступление в ВУЗы в гораздо б0льшей степени коррумпированным и
катастрофически снизив интеллектуальный ценз абитуриентов, впоследствии
студентов.
Из школы за эти буквально годы, на наших глазах, превращают в агитационный
анклав. Чуть не в открытую налаживая механизм давления на политическую волю
родителей детишек перед выборами через учителей и администрацию. Система
проведения выборов также б0льшей частью держится на коллективах школ.
Уничтожение ПТУ оставляют молодым людям только те варианты работы, на
которых их держат лет до 30-и, пока шустрый и мозги свежие. Обычно это либо
продажи, либо услуги. Устроить своё благополучие они не успевают и остаются без
источника к постоянному заработку.
В ВУЗах закрываются специальности — некому учить, разорвалась связь времён.
Славные дела наших предков в некоторых областях потеряли своих продолжателей.
Количество гуманитарных ВУЗов, дипломы в которых даются почти за просто так,
дискредитируют систему высшего Образования, и, что самое страшное, дают карты
в руки реформаторам из верхушки Министрества Образования и Науки на основании
наличия таких ВУЗов и всё большее их доминирование ставить вопросы об
демонтаже всей системы высшего образования.
Настоящей катастрофой для российского образования явилась замена учебных
стандартов.
Всё это вместе насаждает неравенство в тех областях (в сфере образования,
например), в которых как в осколках советской системы оно не было заложено.
Глубоко порочно представление знания как товара, которое исходит от Правителей
России и говорится устами тех, кто ест крошки с их стола,--- реформаторами из
Правительства и Министерства Образования и Науки.
Постоянно снижается доля расходов на Образование в бюджете.
Нацпрожект «Образование» сейчас также перестает финансироваться.