Страница 1 из 1

Как родился символ "Серп и Молот"

Добавлено: 27 май 2007, 06:08
Силантий
http://www.eifg.narod.ru/ojukova202007.htm

КАК РОДИЛСЯ СИМВОЛ «СЕРП И МОЛОТ»

Провокационная шумиха вокруг Священного Знамени Победы должна была показать электорату–2007 и 2008 патриотичность высшей власти и заодно проверить: а много ли в нашей стране здравомыслящих людей осталось, не поддавшихся внушениям чужеземной пропаганды?

Из умиротворяющей речи председателя Совета Федерации С. Миронова: «Давайте уважим наших стариков» – может показаться, что только ветераны и поняли всю кощунственность вытравливания серпа и молота со Знамени, под которым они спасли мир и всех нас, ныне живущих, от гибели и порабощения.. А мы, миллионы потомков солдат-победителей, вроде как из снисхождения и жалости к их сединам потерпим еще несколько лет, пока они живы…
Да, мы перетерпели многое… В том числе – замену знамен воинских частей Российской Армии («федералов»!): они не достойны тех овеянных боевой славой знамен! Но Священное Знамя Победы принадлежит лишь тем, кто честно сражался под ним. И еще – оно принадлежит всем нам, миллионам потомков бойцов и командиров Красной Армии, по праву считающейся в истории рабоче-крестьянской, народной. И потому символ спайки трудового народа – серп и молот – был и должен всегда оставаться на историческом Знамени.

Но многие ли знают историю рождения этой эмблемы?

Одному современному художнику понадобилось изобразить символами государственную концепцию, придуманную графом Уваровым: православие, самодержавие, народность. Творец жалуется: «Православие – крест, самодержавие – корона. А народность – что? Нет, оказывается, в русской истории такого символа! Ну, не лапоть же или соха! Вот если только – серп и молот… Но это из другого, неправославного, несамодержавного времени!»

Парадоксально, что впервые лишь в советском периоде российской истории сотворен символ союза крестьян и рабочих – народа как такового. И шепотки вроде того, что ввели его в герб РСФСР и СССР масоны-каменщики, исключаются напрочь, когда узнаешь, что впервые начертал его на красном полотнище художник Замоскворецкого театра Совета рабочих и крестьянских депутатов тридцатилетний Евгений Камзолкин, правнук крепостного крестьянина, православный, чего не скрывал. Не потому ли созданный по озарению символ – молоток, наложенный перпендикулярно на серп – это тоже крест?! Его не все замечали, но принимали сердцем, душой, на подсознательном уровне! Как и знамя красного, червленого цвета, под каким вели сражения еще древние русичи!

Миг рождения символа – канун празднования Первомая 1918 года в Москве – так описан Сергеем Герасимовым, автором знаменитого полотна «Мать партизана»: «Стоящий рядом со мной Евгений Камзолкин, задумавшись, сказал:
– А что если попробовать такую символику? – При этом он стал ходить по холсту. – Вот так изобразить серп – это будет крестьянство, а внутри молот – это будет рабочий класс.

Символ смычки рабочих и крестьян был в тот же день послан из Замоскворечья в Моссовет – и все другие эскизы были отвергнуты: молот с наковальней, плуг с мечом, коса с гаечным ключом…
Вот такими, спасительно скрещенными, перенесли серп и молот на государственный герб РСФСР художники А.Н. Лео и Н.А. Андреев, а затем и на государственный герб СССР – художник И.И. Дубасов.

К сожалению, имя автора символа вскоре забылось.. Лишь к 30-летию Великого Октября в 1947 году любознательные журналисты разыскали его в подмосковном городе Пушкино в скромном бревенчатом домике с березами под окном. «Конечно, эту эмблему я рассматривал только как связанную с украшением Первомайского праздника, – объяснял Евгений Иванович. – У меня и в мыслях не было, что впоследствии эмблема войдет в наш государственный герб как символ народной власти…»

Через два года, в 1950-м, в Москве с большим успехом прошла вторая (первая – в 1938 г.) персональная выставка художника Камзолкина – итог 30-летней работы в искусстве. Поражали его юношеские полотна древневосточного цикла: «Пир у царя Ассирийского», «Рабы», «Во имя Рамзеса». Крупномасштабные картины: «Сыны земли», «Пахарь», «Интернационал»… Из Третьяковки прибыло на выставку полотно «На помещика. 1905 год» – грозное шествие к барской усадьбе крестьян с рогатинами, возглавляемое солдатом на костылях – инвалидом позорной русско-японской войны. Трогали за душу «говорящие» пейзажи сороковых-грозовых, тревожные, трагические: «Зима», «Заготовка дров» – и победно-радостный: «После грозы». А иные пейзажи были навеяны автору русскими народными песнями: «Среди долины ровныя», «Тонкая рябина», «Ах, ты, зимушка-зима», «Выйду ль я на реченьку»…
…В Московском училище живописи, ваяния и зодчества юному художнику пророчили большое будущее В. Серов, А. Архипов, К. Коровин, П. Корин… И он принял тогда решение: «всё подчинить творчеству»… Жил уединенно, только писал, писал, писал. Лишь революционные годы вырвали его ненадолго из уединения. Всей душой восприняв лозунг «Искусство – в массы!», он в театре Замоскворецкого Совета рабочих и крестьянских депутатов создавал огромные декорации-панно – для спектаклей «Братья-разбойники» Иоганна Фридриха Шиллера, «Иван Грозный» А.К. Толстого, «Зори» Эмиля Верхарна.

В 20-е годы художник шефствовал над домом беспризорников им. Луначарского. Сам выросший без отца (мать воспитывала своих и двух приемных детей), учил сирот рисовать, делать мебель и игрушки. По-отцовски радовался, что у ребят будет хлебная профессия и интересная, наполненная творчеством жизнь. О той боевой молодежи – его картина «Комсомольцы 20-х гг.».

Знаменитым он не стал, пожалуй, по причине своего нетщеславного, бескорыстного, независимого характера и стремления к уединенной, тихой жизни. Его часто забывали внести в список Московской организации Союза художников, что значило: в текущем году не будет бесплатных красок, кистей, холстов.

Он тихо ушел из жизни в 1957 году. Его дом, где сестра и друзья создали мемориальный музей, подвергся пожару. Но разве случайно, что сотни людей добивались создания экспозиции в музее города Пушкино, где разместились многие картины, вещи, дивные предметы быта, сделанные золотыми руками Евгения Камзолкина? Много его полотен хранят областные музеи страны.

…Недавно была сделана попытка вытравить серп и молот со Знамени Победы по призыву генерала Сигуткина (как ни удивительно, крестьянина по происхождению, начинавшего свой жизненный путь с работы на заводе, при «серпе и молоте» дослужившегося до генерала и воевавшего под красным стягом в Афганистане!). Его поначалу поддержали партии «Единая Россия» и ЛДПР под безумные вопли Жириновского: «Время рабочих и крестьян уже прошло» (а без них ты, умник, есть будешь генетически измененную сою от американских фермеров?); «Новое поколение россиян не знает, что символизируют серп и молот» (загляни в Интернет: молодое поколение кроет всех, кто разрушил СССР и уничтожает его символы).

И как бы ни хотелось истребить этот гордый символ трудового народа политдеятелям геростратова племени, он на веки вечные останется на скрижалях мировой истории и в памяти человечества. На звездочках солдат-победителей в Великой войне с фашизмом. На боевых и трудовых наградах наших отцов и дедов. На гербовых печатях, скрепляющих документы мирового масштаба. На монетах и купюрах надежной советской валюты, обеспеченной золотым запасом СССР. На красном Знамени Победы великой державы, спасшей мир от фашистского порабощения.

Ольга Г.Жукова, внучка летчика, ветерана Великой Отечественной войны

Добавлено: 27 май 2007, 21:26
Евгений А.
Для истории и предупреждения потомкам, эти символы важны и незабвенны - как и их высшее отображение в скульптуре Мухиной...
Но разве со всеми знаниями сегодняшнего дня, не видно - что символика конфронтационна к культурной элите любых стран, не говоря об интеллигенции даже близкого - промышленного и зеледельческого труда, тем паче научной и т.д.?
Ведь даже на аналогичной ГДР-овской, появился 3-й символ - ЦИРКУЛЬ! Как, кстати, на еще более искренних гербах стран третьего мира - автомат Калашникова...

Добавлено: 27 май 2007, 22:04
pvgoran
Евгений А. писал(а):Но разве со всеми знаниями сегодняшнего дня, не видно - что символика конфронтационна к культурной элите любых стран, не говоря об интеллигенции даже близкого - промышленного и зеледельческого труда, тем паче научной и т.д.?
Не видно. ;)

Кстати, что Вы понимаете под "культурной элитой"?..
Ведь даже на аналогичной ГДР-овской, появился 3-й символ - ЦИРКУЛЬ! Как, кстати, на еще более искренних гербах стран третьего мира - автомат Калашникова...
Хм... И что? У ГДР и у стран третьего мира свои символы, у нас - свои.

Добавлено: 27 май 2007, 22:37
Евгений А.
pvgoran писал(а):Кстати, что Вы понимаете под "культурной элитой"?..
Похоже, Вы прекрасно меня поняли... :wink: Это виртуозы творческого труда и носители культурных традиций, кто предвосхищают время перемен - и первыми в нем погибают...

Добавлено: 28 май 2007, 08:47
pvgoran
Евгений А. писал(а):Похоже, Вы прекрасно меня поняли...
Нет... В моем лексиконе такого словосочетания нет. А слово "элита" не имеет для меня однозначного значения.
Это виртуозы творческого труда и носители культурных традиций, кто предвосхищают время перемен - и первыми в нем погибают...
Фраза "красивая", но по-прежнему мало что поясняющая. Вот, например, "носители культурных традиций" и те, "кто предвосхищает время перемен" - это понятия в каком-то смысле противоположные :) . И наличие в данном определении условия "погибания" вызывает у меня недоумение...

Добавлено: 28 май 2007, 16:18
Евгений А.
Символика серпа и молота заведомо упрощена: в ней отсутствует даже третий декларативный символ - винтовка солдата (красноармейца). На будущий - единый советский народ, она тем более не тянет, и даже тогда в нее было бы честно добавить позитивных участников процесса - циркуль "спеца" или будущего молодого инженера, арфу деятеля искусств и (самое главное) - портфель бюрократа-управленца!
Но именно этот бюрократ и убрал себя в тень, вместе с "гнилой интеллигенцией" - будущим объектом нападок, оставив аскетичные символы... государственных крепостных - в романтическом ореоле незнания своей судьбы... Поэтому скульптура Мухиной в равной степени величествена (Сталин даже ее ревновал) и трагична.
Короче, серп и молот - образцовый пиар наших первых политтехнлогов...

Добавлено: 28 май 2007, 16:56
pvgoran
Евгений А. писал(а):Символика серпа и молота заведомо упрощена: в ней отсутствует даже третий декларативный символ - винтовка солдата (красноармейца). На будущий - единый советский народ, она тем более не тянет, и даже тогда в нее было бы честно добавить позитивных участников процесса - циркуль "спеца" или будущего молодого инженера, арфу деятеля искусств и (самое главное) - портфель бюрократа-управленца!
РСФСР была государством рабочих и крестьян, и символика была соответствующая. А всех позитивных участников процесса туда добавлять - места не хватит.
Но именно этот бюрократ и убрал себя в тень, вместе с "гнилой интеллигенцией" - будущим объектом нападок, оставив аскетичные символы... государственных крепостных - в романтическом ореоле незнания своей судьбы... Поэтому скульптура Мухиной в равной степени величествена (Сталин даже ее ревновал) и трагична.
Короче, серп и молот - образцовый пиар наших первых политтехнлогов...
Ну вот, началось... На этом "поле" я эффективно общаться не умею, так что пусть Вам на это ответит кто-нибудь другой. :)

Добавлено: 29 май 2007, 11:04
Nut
СЕРП И МОЛОТ - ГЛАВНАЯ СОВЕТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭМБЛЕМА
К.Ю. Гончаров.

В России, одновременно с возрождением таких исторических символов, как двуглавый орел и трехцветный флаг, вновь поднимается вопрос о восстановлении и символов советской эпохи. Очевидно, связано это с существованием своего рода ностальгии в памяти старшего поколения. Один из официальных символов Советского государства, нашедший самое широкое применение в то время - серп и молот. Можно очень долго спорить, нужен ли сейчас этот символ, или нет. Но здесь и сейчас, не вдаваясь в политический аспект, мы расскажем историю происхождения этого символа, который интересен сам по себе.

СЕРП И МОЛОТ - главная советская государственная эмблема, или так называемый Малый герб СССР, применявшийся до середины 30-х годов, в период действия конституций 1918 и 1924 года. Использовался на государственной печати и в государственном гербе для внутрисоюзного пользования, а также в качестве грифа на деловых бумагах государственного значения или принадлежности.

Серп и молот изображаются с 1923 года непременно скрещенными (в 1918 - 1923 гг. встречалось и раздельное, симметричное изображение серпа и молота). Цвет эмблемы допускался только золотой. Серп изображался всегда наложенным на молот (за исключением тех случаев, когда традиционно используется стилизованная эмблема, представляющая собой контур серпа и молота). Это означает, что молот предшествует как геральдический знак серпу, и старше его по значению в гербе. Но читается вся эмблема в том порядке, как ее видит зритель: вначале называется серп, а затем молот.

Эмблема "серп и молот" была установлена правительственным решением в конце марта - начале апреля 1918 года и утверждена V съездом Советов 10 июля 1918 г. Впервые изображена на государственной печати Совнаркома РСФСР 26 июля 1918 г.

Что же на самом деле означали такие символы, как молот и серп? Дело в том, что эти символы еще с древних времен встречались у разных народов и использовались, естественно, не только в качестве политической символики.

МОЛОТ
Молот (молотки) - одна из старейших эмблем ремесла. Впервые изображение молота встречается в качестве эмблемы на территории Римской империи в надгробии кузнеца (441 г.). Является также созидательно-разрушительным символом мужской силы, связанным с властью солнца, грозы, властью правителей, богов войны.

Молот, начиная со средних веков, постепенно становится общей, наиболее применимой для разных видов ремесла эмблемой. Его употребляют как свой ремесленный знак архитекторы, каменотесы, ваятели, кузнецы, сапожники, рудокопы, шахтеры. Позднее - машиностроители, техники, инженеры, причем в каждом случае с добавлением к этой основной, базовой эмблеме какой-нибудь другой, служащей дополнительным, уточняющим атрибутом.

Таким образом, молот весьма рано становится обобщенным символом любого ремесла и промышленности, причем фактически до появления самой промышленности. Кроме того, значение молота как ремесленного, прежде всего кузнечного, орудия смыкается с древнейшими, мифическими представлениями о молоте как орудии божеств грома, молнии и огня, с помощью которого высекается огонь или производится гром (молот Гефеста - Вулкана, молот Тора - скандинавского бога войны, молот-палица Перкунаса - Перуна, и т. д.).

Соединение средневековых ремесленных взглядов на важность молота как на некое универсальное орудие любого ремесла с идущими от язычества представлениями о молоте как священном орудии верховного божества придало молоту как символу особый авторитет, и обеспечило его изображению широкое, можно сказать, всемирное распространение.

Различия в происхождении, значении и употреблении молота у разных народов и связанная с этим различная трактовка этой эмблемы на практике вызывали необходимость как-то отличать и распознавать разные значения молота в конкретных случаях, в том числе и в русской геральдике. Чтобы отделить высокое символическое значение молота как священного орудия, как боевого оружия, от бытового и ремесленно-прикладного, было принято терминологическое различие между молотом в высоком смысле и молотком в ремесленном. Ремесленные орудия стали именоваться молотками, то есть употребляться и изображаться в виде эмблемы только во множественном числе. Поэтому все технические эмблемы содержат либо два перекрещенных молотка, либо изображалось вместе с молотком любое второе ремесленное орудие (инструмент) - гаечный ключ, топор, кирка, и т. д.

Учитывая это обстоятельство, пролетарские организации Западной Европы начиная со второй половины XIX века, особенно с 70-х годов, избирают молот в высоком значении своим классовым символом, отбирая его, по существу, у дворянства и подчеркивая, что молот является символом авангарда пролетариата - рабочих крупной машинной промышленности.

Накануне первой русской революции и особенно в период 1905 - 1907 гг. молот как символ рабочего класса становится общепринятым понятием в рядах русского революционного движения.

Вот почему после свершения Октябрьской революции первой эмблемой Советского государства стал молот. Им наделялись и фигура Прометея, символизировавшего освобождение пролетариата от ига капитализма, и аллегорические фигуры молотобойца на серебряных монетах 1923 - 1925 годов достоинством в 50 копеек и 1 рубль, а также фигура рабочего на первом проекте герба РСФСР.

Уже в марте - апреле 1918 года молот был определен Советским правительством как непременная советская эмблема, которая должна присутствовать в гербе Советской Республики, задолго до написания и утверждения конституции. Тем, кто выполнял рисунок герба, оставалось только нарисовать, осуществить это правительственное указание. Вопрос этот решался не художниками, а советским политическим руководством и был решен даже не в 1918 году, а фактически в 1905 году. Именно этим обстоятельством и объясняется тот общеизвестный факт, что фамилии художников, граверов эмблем никогда не фиксировались, ибо эти люди были всего лишь техническими исполнителями, а вовсе не создателями советских эмблем.

Молот как главная советская государственная эмблема вместе с серпом составлял в период с июля 1918 года по декабрь 1991 года так называемый малый герб нашей страны.

После второй мировой войны целый ряд государств, в первую очередь социалистических (и некоторые из буржуазных), вносили молот, а иногда и серп в свои государственные гербы. У всех социалистических государств молот являлся главной государственной эмблемой. Например, в гербе ГДР молот соседствовал с циркулем, составляя эмблему, означающую квалифицированный, технически и научно вооруженный рабочий класс.

Молот также служит символом богатства в Японии (связан с добычей золота), в Индии, напротив, его разрушительная сила ассоциировалась с торжеством зла.

В символике масонства молот как атрибут магистра ложи символизирует творческий ум.

СЕРП
Серп - одна из двух главных гербовых эмблем Советской (рабоче-крестьянской) власти, эмблема крестьянства как класса. То, что именно серп должен быть эмблемой крестьянства, впервые было указано в правительственном сообщении о конкурсе на советский герб, подписанном в апреле 1918 года А. В. Луначарским, и, следовательно, этот вопрос предварительно обсуждался в правительственных кругах в период с января по апрель 1918 года.

Мотивами, по которым именно серп был избран эмблемой трудящегося крестьянства, были следующие: серп - наиболее массовое и притом личное орудие крестьянского труда, имеющееся в каждой крестьянской семье; серп - ручное орудие, употребляемое мужчинами и в особенности женщинами, то есть общекрестьянское, в то время как коса - преимущественно мужское орудие труда, а плуг - орудие сравнительно редкое для того времени, имевшееся лишь у богатых, зажиточных крестьян-кулаков. Серп, кроме того, символизирует жатву, урожай.

Имело, возможно, значение и то обстоятельство, что подавляющая часть членов Советского правительства и партийного аппарата, членов ЦК жили до революции в Швейцарии и не могли не знать, что в швейцарской и австрийской геральдике серп в руках крестьянина считался эмблемой его хозяйственной независимости и свободы.

На выбор серпа как эмблемы повлияли также его форма, внешний вид, хорошо сочетающийся с молотом, вошедшим в революционную, пролетарскую символику еще до Октябрьской революции, а также то, что в России уже существовала традиция считать серп основным и характерным крестьянским орудием труда.

В русской городской геральдике серп до 1917 года встречался в гербах следующих городов: Красноярска (Сибирь), Вознесенска, Умани (Украина), Лиды (Белоруссия), Щигры, Серпейска (Центральная Россия), Закатал (Азербайджан), Камышлова (Урал), то есть практически во всех регионах страны.

Само изображение серпа в советских гербах имело ту особенность, что оно учитывало национальный характер отделки серпа. Так, в России серп употреблялся с зазубринами, а в Германии - с гладким лезвием. В соответствии с этим серп на гербах Латвии и Литвы, где прежде употребляли немецкие серпы, получил гладкое лезвие. В гербе Узбекистана был использован национальный узбекский (бухарский) серп, называемый урак.

После первой мировой войны и буржуазной революции 1918 года серп в качестве атрибута австрийского орла, держащего в правой лапе серп, а в левой - молот, вошел в геральдику и этого буржуазного государства, и сохранялся вплоть до 1938 года, когда Австрию захватила гитлеровская Германия. Однако в 1945 году, когда австрийское государство было восстановлено, эта гербовая эмблема вновь заняла место в гербе Австрийской Республики. Считалось, что серп - одна из старинных европейских эмблем, применявшихся со средних веков в австрийской, швейцарской и южно-германской геральдике.

Действительный член РАЕН,
действительный член Всероссийского Геральдического общества,
художник К.Ю. Гончаров.
31.10.2003 г.

Список использованной литературы:

Андреева В., Куклев В., Ровнер А. Энциклопедия знаков, символов, эмблем. М.: Локид; Миф, 1999.
Бауэр В., Дюмотц И., Головин С. Энциклопедия символов / Пер. с немецкого Г. Гаева. М.: КРОН-ПРЕСС, 1995.
Похлебкин В. В. Словарь международной символики и эмблематики. М.: "Международные отношения", 1994.
Тресиддер Дж. Словарь символов / Пер. с англ. С. Палько. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.

источник: http://www.dazzle.ru
По-моему, говорить о том, что серп и молот конфронтационен к какой-то культуре, так же нелепо, как предложить христианам отказаться от креста на основании "А не во всех странах преступников на крестах распинают" (Кстати, раз уж речь зашла о кресте - в христианстве он вообще достаточно поздний символ и был заимствован как раз из-за своей широкой распространённости с древних времён.) Есть такая наука - геральдика. Помимо прочего, она отражает исторические традиции тех или иных народов. Поэтому никто не удивляется, встретив в гербе страны животного, отродясь в ней не жившего.

Поэтому ничего противоестественного в том, что коммунисты всего мира используют символы первого в истории государства победившего пролетариата, нет и быть не может. К тому же во многих странах символ "подгонялся" под свои национальные особенности "см. выше".

Следует также помнить, что перекрещенные плуг и молот уже с мая 1918 г. входили в официальную эмблему РККА. Так что, не умаляя заслуг Евгения Камзолкина, всё же логичным кажется объяснение серпа и молота как редукция именно плуга и молота в целях упрощения графического изображения.
Но разве со всеми знаниями сегодняшнего дня, не видно - что символика конфронтационна к культурной элите любых стран, не говоря об интеллигенции даже близкого - промышленного и зеледельческого труда, тем паче научной и т.д.?
Представляю, как обрадуются пролетарии, увидев на предлагаемом символе перекрещенные стилус КПК и пульт управления роботизированным плугом... :lol:

Добавлено: 29 май 2007, 13:47
Силантий
Следует также помнить, что перекрещенные плуг и молот уже с мая 1918 г. входили в официальную эмблему РККА. Так что, не умаляя заслуг Евгения Камзолкина, всё же логичным кажется объяснение серпа и молота как редукция именно плуга и молота в целях упрощения графического изображения.
Да, я тоже думаю что Камзолкин не оригинальный автор и по тексту первой статьи так и не следует - он автор просто именно этого графического варианта, со скрещением. Потому как действительно существовало много вариантов (сам видел) в том числе с разделенными символами. Сами символы, как и написано, были "заданы".