Как родился символ "Серп и Молот"
Добавлено: 27 май 2007, 06:08
http://www.eifg.narod.ru/ojukova202007.htm
КАК РОДИЛСЯ СИМВОЛ «СЕРП И МОЛОТ»
Провокационная шумиха вокруг Священного Знамени Победы должна была показать электорату–2007 и 2008 патриотичность высшей власти и заодно проверить: а много ли в нашей стране здравомыслящих людей осталось, не поддавшихся внушениям чужеземной пропаганды?
Из умиротворяющей речи председателя Совета Федерации С. Миронова: «Давайте уважим наших стариков» – может показаться, что только ветераны и поняли всю кощунственность вытравливания серпа и молота со Знамени, под которым они спасли мир и всех нас, ныне живущих, от гибели и порабощения.. А мы, миллионы потомков солдат-победителей, вроде как из снисхождения и жалости к их сединам потерпим еще несколько лет, пока они живы…
Да, мы перетерпели многое… В том числе – замену знамен воинских частей Российской Армии («федералов»!): они не достойны тех овеянных боевой славой знамен! Но Священное Знамя Победы принадлежит лишь тем, кто честно сражался под ним. И еще – оно принадлежит всем нам, миллионам потомков бойцов и командиров Красной Армии, по праву считающейся в истории рабоче-крестьянской, народной. И потому символ спайки трудового народа – серп и молот – был и должен всегда оставаться на историческом Знамени.
Но многие ли знают историю рождения этой эмблемы?
Одному современному художнику понадобилось изобразить символами государственную концепцию, придуманную графом Уваровым: православие, самодержавие, народность. Творец жалуется: «Православие – крест, самодержавие – корона. А народность – что? Нет, оказывается, в русской истории такого символа! Ну, не лапоть же или соха! Вот если только – серп и молот… Но это из другого, неправославного, несамодержавного времени!»
Парадоксально, что впервые лишь в советском периоде российской истории сотворен символ союза крестьян и рабочих – народа как такового. И шепотки вроде того, что ввели его в герб РСФСР и СССР масоны-каменщики, исключаются напрочь, когда узнаешь, что впервые начертал его на красном полотнище художник Замоскворецкого театра Совета рабочих и крестьянских депутатов тридцатилетний Евгений Камзолкин, правнук крепостного крестьянина, православный, чего не скрывал. Не потому ли созданный по озарению символ – молоток, наложенный перпендикулярно на серп – это тоже крест?! Его не все замечали, но принимали сердцем, душой, на подсознательном уровне! Как и знамя красного, червленого цвета, под каким вели сражения еще древние русичи!
Миг рождения символа – канун празднования Первомая 1918 года в Москве – так описан Сергеем Герасимовым, автором знаменитого полотна «Мать партизана»: «Стоящий рядом со мной Евгений Камзолкин, задумавшись, сказал:
– А что если попробовать такую символику? – При этом он стал ходить по холсту. – Вот так изобразить серп – это будет крестьянство, а внутри молот – это будет рабочий класс.
Символ смычки рабочих и крестьян был в тот же день послан из Замоскворечья в Моссовет – и все другие эскизы были отвергнуты: молот с наковальней, плуг с мечом, коса с гаечным ключом…
Вот такими, спасительно скрещенными, перенесли серп и молот на государственный герб РСФСР художники А.Н. Лео и Н.А. Андреев, а затем и на государственный герб СССР – художник И.И. Дубасов.
К сожалению, имя автора символа вскоре забылось.. Лишь к 30-летию Великого Октября в 1947 году любознательные журналисты разыскали его в подмосковном городе Пушкино в скромном бревенчатом домике с березами под окном. «Конечно, эту эмблему я рассматривал только как связанную с украшением Первомайского праздника, – объяснял Евгений Иванович. – У меня и в мыслях не было, что впоследствии эмблема войдет в наш государственный герб как символ народной власти…»
Через два года, в 1950-м, в Москве с большим успехом прошла вторая (первая – в 1938 г.) персональная выставка художника Камзолкина – итог 30-летней работы в искусстве. Поражали его юношеские полотна древневосточного цикла: «Пир у царя Ассирийского», «Рабы», «Во имя Рамзеса». Крупномасштабные картины: «Сыны земли», «Пахарь», «Интернационал»… Из Третьяковки прибыло на выставку полотно «На помещика. 1905 год» – грозное шествие к барской усадьбе крестьян с рогатинами, возглавляемое солдатом на костылях – инвалидом позорной русско-японской войны. Трогали за душу «говорящие» пейзажи сороковых-грозовых, тревожные, трагические: «Зима», «Заготовка дров» – и победно-радостный: «После грозы». А иные пейзажи были навеяны автору русскими народными песнями: «Среди долины ровныя», «Тонкая рябина», «Ах, ты, зимушка-зима», «Выйду ль я на реченьку»…
…В Московском училище живописи, ваяния и зодчества юному художнику пророчили большое будущее В. Серов, А. Архипов, К. Коровин, П. Корин… И он принял тогда решение: «всё подчинить творчеству»… Жил уединенно, только писал, писал, писал. Лишь революционные годы вырвали его ненадолго из уединения. Всей душой восприняв лозунг «Искусство – в массы!», он в театре Замоскворецкого Совета рабочих и крестьянских депутатов создавал огромные декорации-панно – для спектаклей «Братья-разбойники» Иоганна Фридриха Шиллера, «Иван Грозный» А.К. Толстого, «Зори» Эмиля Верхарна.
В 20-е годы художник шефствовал над домом беспризорников им. Луначарского. Сам выросший без отца (мать воспитывала своих и двух приемных детей), учил сирот рисовать, делать мебель и игрушки. По-отцовски радовался, что у ребят будет хлебная профессия и интересная, наполненная творчеством жизнь. О той боевой молодежи – его картина «Комсомольцы 20-х гг.».
Знаменитым он не стал, пожалуй, по причине своего нетщеславного, бескорыстного, независимого характера и стремления к уединенной, тихой жизни. Его часто забывали внести в список Московской организации Союза художников, что значило: в текущем году не будет бесплатных красок, кистей, холстов.
Он тихо ушел из жизни в 1957 году. Его дом, где сестра и друзья создали мемориальный музей, подвергся пожару. Но разве случайно, что сотни людей добивались создания экспозиции в музее города Пушкино, где разместились многие картины, вещи, дивные предметы быта, сделанные золотыми руками Евгения Камзолкина? Много его полотен хранят областные музеи страны.
…Недавно была сделана попытка вытравить серп и молот со Знамени Победы по призыву генерала Сигуткина (как ни удивительно, крестьянина по происхождению, начинавшего свой жизненный путь с работы на заводе, при «серпе и молоте» дослужившегося до генерала и воевавшего под красным стягом в Афганистане!). Его поначалу поддержали партии «Единая Россия» и ЛДПР под безумные вопли Жириновского: «Время рабочих и крестьян уже прошло» (а без них ты, умник, есть будешь генетически измененную сою от американских фермеров?); «Новое поколение россиян не знает, что символизируют серп и молот» (загляни в Интернет: молодое поколение кроет всех, кто разрушил СССР и уничтожает его символы).
И как бы ни хотелось истребить этот гордый символ трудового народа политдеятелям геростратова племени, он на веки вечные останется на скрижалях мировой истории и в памяти человечества. На звездочках солдат-победителей в Великой войне с фашизмом. На боевых и трудовых наградах наших отцов и дедов. На гербовых печатях, скрепляющих документы мирового масштаба. На монетах и купюрах надежной советской валюты, обеспеченной золотым запасом СССР. На красном Знамени Победы великой державы, спасшей мир от фашистского порабощения.
Ольга Г.Жукова, внучка летчика, ветерана Великой Отечественной войны
КАК РОДИЛСЯ СИМВОЛ «СЕРП И МОЛОТ»
Провокационная шумиха вокруг Священного Знамени Победы должна была показать электорату–2007 и 2008 патриотичность высшей власти и заодно проверить: а много ли в нашей стране здравомыслящих людей осталось, не поддавшихся внушениям чужеземной пропаганды?
Из умиротворяющей речи председателя Совета Федерации С. Миронова: «Давайте уважим наших стариков» – может показаться, что только ветераны и поняли всю кощунственность вытравливания серпа и молота со Знамени, под которым они спасли мир и всех нас, ныне живущих, от гибели и порабощения.. А мы, миллионы потомков солдат-победителей, вроде как из снисхождения и жалости к их сединам потерпим еще несколько лет, пока они живы…
Да, мы перетерпели многое… В том числе – замену знамен воинских частей Российской Армии («федералов»!): они не достойны тех овеянных боевой славой знамен! Но Священное Знамя Победы принадлежит лишь тем, кто честно сражался под ним. И еще – оно принадлежит всем нам, миллионам потомков бойцов и командиров Красной Армии, по праву считающейся в истории рабоче-крестьянской, народной. И потому символ спайки трудового народа – серп и молот – был и должен всегда оставаться на историческом Знамени.
Но многие ли знают историю рождения этой эмблемы?
Одному современному художнику понадобилось изобразить символами государственную концепцию, придуманную графом Уваровым: православие, самодержавие, народность. Творец жалуется: «Православие – крест, самодержавие – корона. А народность – что? Нет, оказывается, в русской истории такого символа! Ну, не лапоть же или соха! Вот если только – серп и молот… Но это из другого, неправославного, несамодержавного времени!»
Парадоксально, что впервые лишь в советском периоде российской истории сотворен символ союза крестьян и рабочих – народа как такового. И шепотки вроде того, что ввели его в герб РСФСР и СССР масоны-каменщики, исключаются напрочь, когда узнаешь, что впервые начертал его на красном полотнище художник Замоскворецкого театра Совета рабочих и крестьянских депутатов тридцатилетний Евгений Камзолкин, правнук крепостного крестьянина, православный, чего не скрывал. Не потому ли созданный по озарению символ – молоток, наложенный перпендикулярно на серп – это тоже крест?! Его не все замечали, но принимали сердцем, душой, на подсознательном уровне! Как и знамя красного, червленого цвета, под каким вели сражения еще древние русичи!
Миг рождения символа – канун празднования Первомая 1918 года в Москве – так описан Сергеем Герасимовым, автором знаменитого полотна «Мать партизана»: «Стоящий рядом со мной Евгений Камзолкин, задумавшись, сказал:
– А что если попробовать такую символику? – При этом он стал ходить по холсту. – Вот так изобразить серп – это будет крестьянство, а внутри молот – это будет рабочий класс.
Символ смычки рабочих и крестьян был в тот же день послан из Замоскворечья в Моссовет – и все другие эскизы были отвергнуты: молот с наковальней, плуг с мечом, коса с гаечным ключом…
Вот такими, спасительно скрещенными, перенесли серп и молот на государственный герб РСФСР художники А.Н. Лео и Н.А. Андреев, а затем и на государственный герб СССР – художник И.И. Дубасов.
К сожалению, имя автора символа вскоре забылось.. Лишь к 30-летию Великого Октября в 1947 году любознательные журналисты разыскали его в подмосковном городе Пушкино в скромном бревенчатом домике с березами под окном. «Конечно, эту эмблему я рассматривал только как связанную с украшением Первомайского праздника, – объяснял Евгений Иванович. – У меня и в мыслях не было, что впоследствии эмблема войдет в наш государственный герб как символ народной власти…»
Через два года, в 1950-м, в Москве с большим успехом прошла вторая (первая – в 1938 г.) персональная выставка художника Камзолкина – итог 30-летней работы в искусстве. Поражали его юношеские полотна древневосточного цикла: «Пир у царя Ассирийского», «Рабы», «Во имя Рамзеса». Крупномасштабные картины: «Сыны земли», «Пахарь», «Интернационал»… Из Третьяковки прибыло на выставку полотно «На помещика. 1905 год» – грозное шествие к барской усадьбе крестьян с рогатинами, возглавляемое солдатом на костылях – инвалидом позорной русско-японской войны. Трогали за душу «говорящие» пейзажи сороковых-грозовых, тревожные, трагические: «Зима», «Заготовка дров» – и победно-радостный: «После грозы». А иные пейзажи были навеяны автору русскими народными песнями: «Среди долины ровныя», «Тонкая рябина», «Ах, ты, зимушка-зима», «Выйду ль я на реченьку»…
…В Московском училище живописи, ваяния и зодчества юному художнику пророчили большое будущее В. Серов, А. Архипов, К. Коровин, П. Корин… И он принял тогда решение: «всё подчинить творчеству»… Жил уединенно, только писал, писал, писал. Лишь революционные годы вырвали его ненадолго из уединения. Всей душой восприняв лозунг «Искусство – в массы!», он в театре Замоскворецкого Совета рабочих и крестьянских депутатов создавал огромные декорации-панно – для спектаклей «Братья-разбойники» Иоганна Фридриха Шиллера, «Иван Грозный» А.К. Толстого, «Зори» Эмиля Верхарна.
В 20-е годы художник шефствовал над домом беспризорников им. Луначарского. Сам выросший без отца (мать воспитывала своих и двух приемных детей), учил сирот рисовать, делать мебель и игрушки. По-отцовски радовался, что у ребят будет хлебная профессия и интересная, наполненная творчеством жизнь. О той боевой молодежи – его картина «Комсомольцы 20-х гг.».
Знаменитым он не стал, пожалуй, по причине своего нетщеславного, бескорыстного, независимого характера и стремления к уединенной, тихой жизни. Его часто забывали внести в список Московской организации Союза художников, что значило: в текущем году не будет бесплатных красок, кистей, холстов.
Он тихо ушел из жизни в 1957 году. Его дом, где сестра и друзья создали мемориальный музей, подвергся пожару. Но разве случайно, что сотни людей добивались создания экспозиции в музее города Пушкино, где разместились многие картины, вещи, дивные предметы быта, сделанные золотыми руками Евгения Камзолкина? Много его полотен хранят областные музеи страны.
…Недавно была сделана попытка вытравить серп и молот со Знамени Победы по призыву генерала Сигуткина (как ни удивительно, крестьянина по происхождению, начинавшего свой жизненный путь с работы на заводе, при «серпе и молоте» дослужившегося до генерала и воевавшего под красным стягом в Афганистане!). Его поначалу поддержали партии «Единая Россия» и ЛДПР под безумные вопли Жириновского: «Время рабочих и крестьян уже прошло» (а без них ты, умник, есть будешь генетически измененную сою от американских фермеров?); «Новое поколение россиян не знает, что символизируют серп и молот» (загляни в Интернет: молодое поколение кроет всех, кто разрушил СССР и уничтожает его символы).
И как бы ни хотелось истребить этот гордый символ трудового народа политдеятелям геростратова племени, он на веки вечные останется на скрижалях мировой истории и в памяти человечества. На звездочках солдат-победителей в Великой войне с фашизмом. На боевых и трудовых наградах наших отцов и дедов. На гербовых печатях, скрепляющих документы мирового масштаба. На монетах и купюрах надежной советской валюты, обеспеченной золотым запасом СССР. На красном Знамени Победы великой державы, спасшей мир от фашистского порабощения.
Ольга Г.Жукова, внучка летчика, ветерана Великой Отечественной войны