позиция КПРФ по русскому вопросу
Добавлено: 03 май 2007, 23:42
Нигора
Фрагменты из Постоновления IХ совместного Пленума ЦК и ЦКРК КПРФ
(П-9/1 от 24 марта 2007 года)
Исторический спор между капитализмом и социализмом не завершен. В ХХ1 веке человечеству суждено сделать решающие шаги на пути выбора социального идеала. Этот выбор определится в борьбе двух тенденций – в стремлении империализма к превращению мира в глобальный концлагерь и в движении народов к справедливому мироустройству.
В центре идейного противостояния – вопросы культуры. Современному капиталу не нужен культурный человек с глубокими знаниями, развитыми социальными, нравственными и эстетическими чувствами, ибо они обостряют восприятие справедливости, стимулируют классовую борьбу, наполняют ее глубоким гуманистическим смыслом.
Человек знаний, культуры и собственного достоинства страшен для капитализма, который подменил созидание духовных ценностей созданием псевдокультурного суррогата. Он сформировал целую индустрию производства массовой бездуховности. Отчуждение народных масс от культуры – одна из отвратительных черт современного буржуазного общества. Сохранение такого общественного устройства таит угрозу самому существованию человечества.
Не имея возможности противостоять растущему влиянию Китая и Индии, не сумев предотвратить полевение Латинской Америки, увязнув в мусульманском мире глобалистское руководство США и их сателлиты хорошо понимают роль русского плацдарма в создании картины будущего. Речь идет о стране с огромной территорией и ключевым положением на карте мира, с растущими в цене природными ресурсами, с народом, хранящим тысячелетнюю культуру многонациональной России, выдающийся опыт социалистического строительства и героику советского времени. Сама жизнь побуждает Россию к антиимпериалистическому выбору.
Криминально-олигархический, чиновно-полицейский капитализм, утвердившийся в России, низвел ценность человека до критической отметки. Господство частно-капиталистической собственности наглядно продемонстрировало ее чуждость всякой национальной культуре. С реставрацией капитализма русская культура превратилась в объект активной духовной агрессии империалистического Запада. Политика западнизации страны закономерно сопровождается русофобией, ибо утвердить рыночные ценности в массовом сознании невозможно, не уничтожая в нем ценностей русской, советской цивилизации. Фактически речь идет о культурной перелицовке, а значит – о сущностном уничтожении целого народа. Народа, осуществившего прорыв к социализму, сделавшего великие культурные достижения всеобщим достоянием, положившего эти достижения в основание уникальной советской культуры.
Борьба идет по всему фронту. Русский язык подвергается опошлению, примитивизации, варваризации. Искажается русская история. Физически и духовно вымирает русская деревня. Под худшие западные образцы подгоняется некогда лучшая система образования. Его доступность ограничивается, а качество радикально снижается. Оно лишается своей фундаментальности и гуманистической направленности.
Налицо – угроза окончательного духовного порабощения народа, ставшего центром многонациональной культурно-государственной общности. Создаются реальные предпосылки распада страны, ибо народ, лишенный своей культуры, перестает быть народом.
Борьба КПРФ за социализм есть борьба социально-классовая и национально-освободительная, политическая и духовная. Центральное место в ней занимает вопрос пробуждения национального самосознания русского народа, как государство- и культурообразующего в многонациональной России.
...
Однако накопленный опыт защиты и пропаганды отечественной культуры до сих пор не находился в центре глубокого и постоянного партийного анализа. Стоит задача перехода КПРФ к систематической деятельности по защите русской культуры как основы духовного единства народов многонациональной России. Партия нуждается в том, чтобы превратить данный вопрос в важнейший фактор практической общественно-политической борьбы.
Важнейшими задачами Коммунистической партии РоссийскойФедерации должны стать:
- пропаганда идеи защиты и возрождения русской культуры, как культуры общенациональной для России, глубоко антибуржуазной, имеющей мировое значение;
- пропаганда защиты русского языка – основы межнационального общения народов России;
- осуществление широкого круга мер по сохранению общенационального культурного достояния, с этой целью – борьба за включение необходимых государственных – законодательных и организационных – механизмов;
- содействие защите и возрождению исторической памяти народа, поддержка с этой целью местных инициатив по возрождению народного творчества, художественной самодеятельности, народных промыслов, историко-краеведческого движения;
- поддержка самоорганизации людей культуры, организация и активная поддержка протестного движения работников науки, культуры, высшего и среднего образования.
Заслушав и обсудив доклад Председателя ЦК КПРФ Зюганова Г.А., Центральный Комитет и ЦКРК КПРФ п о с т а н о в л я ю т:1. Президиуму ЦК КПРФ, постоянной Комиссии ЦК КПРФ по разработке программных документов партии обратить внимание на разработку следующих общественно-политических проблем:
- социалистическое развитие как условие решения национальных, социальных и духовно-культурных проблем современной России;
- соединение социально-классовой и национально-освободительной борьбы коммунистов в условиях глобализации;
- роль русской культуры, как основы советской социалистической культуры и духовного единства народов России;
- определение механизмов преодоления разрушительного культурного и политического воздействия средств массовой информации на сознание граждан России в условиях современной информационной войны.
2. Президиуму ЦК КПРФ, региональным комитетам партии активизировать исследования, направленные на изучение ведущих тенденций в культурной жизни страны, в развитии общественных настроений и выработку на этой основе наиболее эффективной политики партии.
3. Фракции Коммунистической партии Российской Федерации в Государственной Думе ФС РФ, фракциям и депутатским группам в законодательных (представительных) органах регионального и местного уровня:
- выступать за развитие отечественной культуры в качестве приоритетного принципа государственной политики;
- принимать все возможные меры по защите русского, российского, советского историко-культурного наследия, всемерно противодействовать проявлениям русофобии;
- активно отстаивать интересы науки, культуры, образования при определении параметров бюджетного финансирования и утверждении целевых программ;
- продолжать противодействие «автономизации» образовательных учреждений и иным законодательным новациям «партии власти», разрушительным для отечественной системы образования;
- инициировать принятие законов и программ, нацеленных на обеспечение достойного материального положения работников науки, культуры и образования;
- инициировать принятие законодательных актов, нацеленных на защиту духовного здоровья детей, молодежи и всех граждан России, на противодействие разрушительному воздействию СМИ, запрещение рекламы порока и безудержного потребительства, недопущение деятельности тоталитарных сект.
4. Фракции Коммунистической партии Российской Федерации в Государственной Думе ФС РФ подготовить и внести на ее рассмотрение следующие законопроекты:
- о защите русской культуры, русского языка как общенационального достояния России;
- о государственном заказе на издание массовым тиражом классических произведений отечественной (русской и советской) литературы и лучших литературных и поэтических произведений современных авторов;
- о культурно-просветительской программе ведущих музеев страны для подрастающего поколения и ее реализации в регионах за счет средств федерального бюджета;
- о выделении из государственного бюджета Российской Федерации средств для приобретения музеями страны раритетов отечественной культуры и снижении таможенных пошлин на предметы русского искусства, поступающие из-за рубежа.
5. Президиуму ЦК КПРФ, региональным комитетам партии:
- разработать и осуществить планы мероприятий в связи с 90-летием Великой Октябрьской социалистической революции и другими знаменательными датами в отечественной истории и культуре;
- осуществлять всемерную поддержку традиций народного творчества – краеведческих музеев, народных хоров и ансамблей народной песни, оркестров народных инструментов, смотров художественной самодеятельности, праздников русской поэзии и песни;
- уделять постоянное внимание выработке и реализации мер поддержки носителей народных культур многонациональной России – творческих коллективов и отдельных подвижников, литераторов и журналистов, педагогов, вносящих значительный вклад в сохранение русского языка, литературы и истории; в необходимых случаях осуществлять содействие их деятельности на конкурсной основе.
6. Президиуму ЦК КПРФ подготовить и провести семинар-совещание членов и сторонников КПРФ – преподавателей русского языка, литературы и истории по актуальным проблемам преподавания данных учебных предметов в школе.
7. Президиуму и Секретариату ЦК КПРФ, региональным комитетам партии оказывать постоянное содействие научным, культурным, женским, молодежным и детским общественным объединениям, осуществляющим деятельность позащите культурного и исторического наследия, сохранению лучших образовательно-воспитательных традиций, ограждению детской и молодежной среды от внедрения разрушительных в нравственном и психологическом отношении программ.
8. Региональным и местным комитетам КПРФ взять под общественныйконтроль и обеспечить поступление в ведущие библиотеки своих территорий как общероссийских газет «Правда» и «Советская Россия», отражающих общественно-политическую позицию КПРФ, как и литературно-публицистических, художественных изданий. Обеспечитьподписку на данные издания для партийных отделений.
9. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на Президиум ЦК КПРФ.
Председатель ЦК КПРФ Г.А.Зюганов
Сегодня на КПРФ.ру
Сократить сильнее рука не поднялась. На мой взгляд это здравая и взвешенная позиция по столь сложному русскому вопросу.
Добавлено: 04 май 2007, 23:14
Силантий
;-(
Нигора писал(а):Объясню свою позицию, как житель окраин Советского Союза. Всем памятна речь Сталина после Победы, его тост в честь русского народа. Отрицать роль русского народа как станового хребта во всю историю сложения Советского государства, также преступно, как и раздувать великорусский шовинизм.
Надо просто выяснять, отстаивать и распространять истину, учить ее искать и видеть, бороться против всяких *фобий. Или вы думаете, что объявить русское особо истинным, этой истины прибавится?
После распада Союза далеко не все народы поняли и оценили эту роль, все дружно забыли, что в советское время только 4 республики из 15 жили без дотаций. Все забыли из какой ямы вытянуты были экономики республик Кавказа и Средней Азии, где производство возросло в сотни раз. Именно русский народ, его самоотверженность были залогом такого рывка. Определенное время об этом помнили, но к концу советского периода стали забывать, уровниловка формальная породила несправедливость в отношении к русскому народу, когда в национальные республики вбухивалось за счет т русской глубинки. Когда искусственное "поднятие национальных кадров" на местах велось за счет ущемления прав русского населения.
Да не велось оно за счет ущемления - это нужно было и русским, это условие строительства общего дома. А то что "нет благодарности" - так бескорыстную помощь не оказывают ради благодарности и уж тем более ее, благодарсности, не добиться бия себя в грудь. надо просто объяснять истину, что и как было и смотрите сами - умные и честные поймут, на них и надо ориентироваться...
А перестроечная вакханалия в республиках, вздутый, но все же имевший место национальный угар? Все это болезненные вещи, которым должно дать определение.
Давным давно уж дали. А теперь вы предлагаете и русским впасть в такой же угар?
Считаю, что на сегодня нельзя уравнивать все национальности.
;-(( Вот до чего можно договориться в запале и при некритичности...
А когда будет можно? И кто это будет решать? И что-то это мне напоминает - что-то типа, "американская нация - мировой лидер... несет свет свободы... особая отвественность... особые права... и т.д.
И потом - как это вы представляете - издать pаконы о преимуществе русских? Предложение сколь вредное, столь и бессмысленное...
Эта нивилировка не даст возможности проснуться тому русскому самосознанию, которое на очередном витке истории может стать ключевым.
То что вы предлагаете - тем более не даст, а наоборот может разбудить совсем другое - шовинистическое сознание.
Чего вы там придумываете - давно сказано: наше - пролетарский интернационализм, интернационализм трудящихся вот и надо его воплощать практически и диалектически и не впадать в крайности. Трудно, мало таких и пр.? - конечно, но что - теперь не делать?
"Мне не нужно (искусственных) преемуществ ни перед кем, но я не хочу, что и кто-то имел (подобные) преимущества передо мной" - легко перефразировать этот принцип относительно наций и народов. Им и руководствоваться...
Ведь нет более таких кандидатур, или вы считаете, что армянский, или узбекский, или какой другой народ сможет потянуть лямку станового хребта в создании нового социалистического государства?
Думаю это не серьезно.
Братцы - где ж ваше человеконадеяние? Или "щас не время", а вообще-то мы за... но потом... когда-нибудь... Кого больше - те и будут тянуть большую лямку...
Думаю это не серьезно. А достучаться до русского сердца можно лишь справедливой оценкой истории его, оценкой его роли и заслуг.
Тогда он может воспарить и поверить в свои силы, вырасти над собой, над тем, куда его вогнали.
!?? Похвалить и тогда он, так и быть тогда - "откроет сердце" и даже "воспарит", а без этого - ни-ни... будет мыльный оперыв смотерть и жаловаться на свои беды. А не грош ли цена такому народу... Надо учить думать критически, искать истину - тогда и силы найдутся и вырастет над собой...
А оценивать всегда надо справедливо, безотносительно русского или какого другого народа и любой честный человек сам увидит, кто что делал и чего стоил. Поменьше надо говорить о собственных заслугах...
Поэтому начинать надо именно с культуры русской и осознания ее значимости в деле построения коммунизма.
Опять же конкретно - какой русской культуры?
Нельзя ориентироваться на советский народ, мы слижком глубоко упали. Сейчас нас откинуло к подножию горы под названием Советский Союз, и нужно исходить из существующих сейчас реалий, а не из утерянных.
И победить в Отечественной войне и СССР нереально было сохранить? И КПРФ нереально было взять власть (наверно и потом нереально будет...) - это более похоже на истину...
А еще "нельзя ориентироваться на ефремовские утопии..." да, и коммунизм, тем более ноосферный - такое зыбкое далекое будущее... и нас пара десятков - да с такими силами лучше и не начинать... - так много чего можно наговорить... И чего мы тут тогда пытаемся делать? %-\
Добавлено: 05 май 2007, 00:50
Нигора
Силантий, твои замечания мне не показались глубокими обязательно на них отвечу чуть позже. Замечания Дмитрия вообще кажется несколько циничным. Пока же выложу из закрытых разделов свой развернутый взгляд на этот вопрос.
Почему я решила таки утомить вас таким длинным текстом да еще восьмилетней давности? Мне кажется понять и решить проблему русского вопроса очень сложно, а тем более вогнать ее в краткие формулировки. Ведь обоснование лежит во всей ее истории, каждому положению соответствуют драматические события борьбы разных сторон. Думаю, каждый сам решает для себя в определенный момент, что значит для него русская культура.
С точки зрения второго пути формулировка «русский народ, как государство- и культурообразующего народа в многонациональной России» мне кажется правильной. От нее и вся стратегия в этом вопросе. А проще говоря, поднимутся на уровень национального самосознания русские (не путать со скатыванием к национализму – это полярные вещи) всем народам, связанным с ним станет легче.
Письмо от 15 января 1999г.
Здравствуйте, Славич и Саша!
«Гроканье русского поиска»
Напомню, что такое «гроканье» из Хайнлайна «Чужак в чужой стране» - почти синоним слова «понимание», но глубже, шире, похоже на «почувствовать всеми фибрами души», но и не только почувствовать, а так, что это ощущение, чувство, понимание стало частью меня неотъемлемой составляющей какой-то пласт мировоззрения.
Как часто случается в жизни, долгое время накапливаются различные мысли чувства, как-будто из совсем разных областей и вдруг благодаря какому-то событию все эти мысли и чувства спаиваются в один клубок. Таким событием стал наш поход в Третьяковскую галерею. Впервые за уже 6 лет нашего здесь проживания мы попали сюда. Олег, Сима и я.
Но начну я из далека. Как вы знаете я наполовину узбечка, наполовину русская по крови, но уже в начальной школе я вполне осознавала себя русской, хотя в принципе такой вопрос прямиком и никогда не вставал, но тем не менее я помню какие-то пустяшные трения уже в детстве. И вот когда в 16 лет я получала паспорт и заполняла анкету , я вполне осознанно в графе национальность поставила «русская». Чем мотивировался мой выбор?
Во-первых, я именно так себя ощущаю, во-вторых, только русский язык для меня был родным, в-третьих, я гордилась русской историей и людьми, вкладывая в эту гордость в основном время XIX – XX века – революционеров, народников и наших советских людей. И четвертое, уже в это время у меня сложилось определенное представление об узбекской культуре, в которой я видела те черты, что резко противоречили моему мировоззрению – это власть старших или родителей над детьми, необходимость покорности, глубокая патриархальность, чинопочитание и преклонение перед богатством. Я не олицетворяла эти качества со всеми узбеками, нет, я видела их в традиционной культуре, обычаях, поведении, часто «возможно» и неосознанном, «так надо» и все». В этом мне виделся и сейчас видится тупик национального развития – народа как самоценности. Высветилось это для меня, конечно на примере семьи моего отца. Я часто у него гостила, и видела и принимала участие в бесчисленных мероприятиях – традиционного «хождения в гости», «свадеб» и целого цикла событий, сопровождающих ее. И эта сторона жизни – столь давлеющая во многом занимала, а сейчас в особенности, занимает жизнь узбека, не оставляя места для творчества нового, вне привычных рамок, не внешних – технологизация, стиль одежды, а более глубоких – мировоззренческих. Мне казалось, что только благодаря революции, столкновению с русской культурой у этого народа появилась реальная возможность вырваться из тины многовековой зацикленности и гуляния по кругу. В судьбе моей лучшей подруги Мехри, лично вовсе не имевшей всех этих недостатков сказалось главное при понимании их порочности, у нее даже и не возникала мысль сопротивляться, что-то менять, так глубоки эти традиции, что в обычной жизни кажутся незыблимыми глыбами. И я всегда осознавала, что наша дружба – это только нежная прелюдия для настоящей дружбы – когда друзья еще и соратники. А Мехри на весь мир смотрела «из-за моего плеча» - очень я ее любила, стараясь оберегать, она была очень ранимой и воспитывалась в многодетной семье с жесткими патриархальными законами.
А в русском человеке я ощущала перелом своей судьбы, волю к совершенствованию мира вокруг себя, стремление к справедливости. Все это конечно вошло и во многих узбеков, в них была надежда нации – того, что она, сохранив самобытность, выйдет из тупика и начнет развиваться.
Так что бытовое событие получение паспорта, для меня было делом принципиальным.
Буквально через год со встречи с Олегом в меня стал входить, вернее я узнала или впервые столкнулась с другим «русским» - древней Русью. Я настолько была безграмотна в истории древней и средневеково, что не представляла какой в этом может быть интерес. Вот борьба за освобождение, братство, равенство, декабристы и разночинцы – это да! (кстати, в этом перекосе интереса белыми нитками шита заидеологизированная подача истории в советское время, которая у очень многих отбивала интерес к истории).
Титанические усилия Олега передать свои знания, чувствование и любовь к этому периоду истории русского народа – во мне вызывало лишь нежное и трогательное желание видеть эти картины жизни древних русичей – большую роль сыграл образ Любаны из романа Федорива «Отчий светильник», стало вырисовываться смутное представление об этих людях, но столь еще далеких, что с трудом они воспринимались как мои предки (испортили сейчас это слово, но другого не нахожу).
Только сейчас я понимаю, почему мозг не воспринимал того, что рассказывал Олег и надо отметить рассказывал талантливо. Да потому, что это для меня не было актуальным, я не видела с этими людьми прямой связанности, в их жизни – разгадки моего сегодняшнего. И кроме того, знакомство с Русью, происходило на фоне азиатской археологии – входившей в кровь и сознание, столь яркой и вещной, что все поры были забиты лессовой пылью с античных городищ, где виделись улицы, слышались голоса современников Таис Афинской. Это занимало много больше под жарким солнцем и высоким небом Средней Азии. Экспедиции, работа в музее, и Азия поглотили целиком.
И вот переезд в Россию.
Иной мир, иная природа, другие люди и уже не советская, а другая страна. Познается все в сравнении, и мы много сравнивали, анализировали. Чувство чуждости всему здешнему до конца не исчерпано и сегодня, но мы осознали, что главная причина – это потеря Советского Союза – его достижений, которые воспринимались и ценились гораздо выше, чем достижения одного народа, даже если это русский народ. Советский народ – воспринимался более значимым, но не в отрицающей форме, а как стадия развития – причем достигнутая ценой огромных усилий, титанического труда, героизма и самопожертвования в первую очередь именно русского народа.
Я люблю нашу профессию – она источник стольких знаний, чувств, как общение с мудрым учителем – о котором мы так всегда мечтали, так хотели увидеть его в Таисии Иосифовне Ефремовой – в живом человеке.
Теперь археология стала учителем, когда ученики набрались терпения, внимательности. Вот пойма реки Москва, ямы небольших размеров черного цвета, резко контрастирующие с желтым песком вокруг. Выбираю заполнение этих ям почти игрушечным совочком, земля мягкая жирная, а в ней грубые горшки, крестики, бусы стеклянные – это все как инопланетное для меня после Азии. И вот разговоры с ребятами о местных локальных вариантах культур археологических – и тоже как иностранный язык. Но начался труд, узнавание, понимание. Время в основном XIV-XVI века. А параллельно идет поиск ответов, что случилось со страной? Как могло так легко все разрушиться? И взоры обращались не только к оценке и анализу действий, позиции советской власти и отдельных ее деятелей – это одна сторона. Но виделась важность и другого – особенности русского народа, в недрах которого смог победить коммунизм, как мировоззрение, как вера. И вдохновленный этой верой, этими идеями русский народ сумел отстоять себя в интервенцию, в гражданскую войну – и этой победой духа, этой силой мечты о светлом будущем для всех смог воодушевить многие народы мира – стать путеводной звездой – градом Китяжем.
Он сумел создать Советский Союз – выковать новую национальность – советскую. Он обогатился сам и обогатил других.
А потом он стал буксовать, а с перестройкой – с остервенением топтать все сделанное им, пытаться вычеркнуть все, замазать. И даже сейчас, в нищете и голоде находясь, жители России идеи коммунизма видят враждебными себе, а советский период – страшным патологическим отклонением в нормальном развитии истории.
А ведь у России не было этой «национальной» «европейской» истории – благодаря интенсивному поиску ответов через газету «Завтра», книги, н-р, Бердяева Н.А. «Истоки и смысл русского коммунизма», через историю Московского царства, которую открывал Олег, через «Соборное Уложение (свод законов 1649 года), многие другие письменные источники и конечно через археологию. Когда впервые удалось увидеть атмосферу, само течение жизни – глубоко патриархальное, обособленное в Московской Руси, где по сути все было иным, чем на западе. Особые отношения между народом и царем. Кроме того, не малую роль сыграло в осмыслении особенности русской культуры – проникновение в православие – как один из смысловых опорных столпов в мировоззрении русского человека. Высветились такие понятия как – аскетизм, способность нести жертвы во имя веры, мессианство единственно православного государства; Община – крестьянская община, как способ ведения хозяйства и образ жизни, где все решается соборно, с согласия всех – ее сила и корни. Это все темы отдельных писем, и многое уже написано Олегом из его открытий на этом пути поиска.
Постепенно стало складываться мыслечувствование русского народа в череде столетий. Особая атмосфера Московской Руси, когда счет времени ведется от Сотворения мира, когда царь – «батюшка – заступник», когда «земля божья», а не помещичья, не частная), когда иного, чем религиозное мировоззрения нет, когда вполне реальная исторически сложившаяся обособленность от влияния запада, любое посольство оттуда воспринималось как потенциально враждебное и передвигалось по России только благодаря особым разрешениям и в постоянном сопровождении. Когда из всех искусств существовало лишь искусство иконописи и архитектура, да еще народное декоративно-прикладное. Олег дал на с Таней замечательный доклад о своем чувствовании этого времени – как очень устоявшегося и уютного, со своими оправданными и основанными на вере законами – основополагающими для всех. Очень тесной и кровно-родственной с одной стороны, и глубоко религиозной с другой связи между народом и царем. Религия, власть, царь, народ, законы – все взаимообусловлено, как бы все «по-домашнему».
И вот Петр I – слом этого по мироощущению вполне гармоничного устройства жизни и ее мерного течения. Раскрытие границ – врывание иного западного мира, его насаждение и навязывание на ряду со сломом традиционно устоявшегося. Что было в результате: Россия вырвалась из уютных оков средневековья, столкнувшись с достижениями западной цивилизации стала осваивать их, в частности, зародилось изобразительное искусство, балет, музыка и др.
Но кто стал потребителем всего этого? – сословия богатых и знатных.
Петр заложил раскол русского народа, отделив его не только имущественным положением от верхних слоев, но и подвел под это новое мировоззрение – действительно более передовое, с помощью которого сумела в большей степени проявиться и развиться отдельная личность, ее свобода.
И по сути уже в XVIII веке в России народ да богатые – как параллельные миры, слабо понимающие друг друга и в плане мировоззрения и в плане бытовой жизни и позднее даже говорящих на разных языках. Прошло после Петра время, поколение сменило поколение, но заложенные им принципы только развивались – нельзя было ничего вернуть вспять, личность пусть хоть и небольшая ее толика, в виде дворянства получила возможность знакомиться с западным миром, получила толчок к саморазвитию, обогатившись новыми знаниями.
Но как это ни странно свобода личности, вернее знакомство русской элиты с этим понятием, сопровождалось страшным и жесточайшим закабалением своего собственного народ. Введение Екатериной II крепостного права низвело русского крестьянина до уровня скота, которого могли продать и даже убить.
Эта заграничная императрица ввела еще один эпохальный закон – она отменила зависимость землевладения при обязательном условии служения государству, т.е. отныне дворянин мог не находиться на службе и при этом не терял свои земельные владения, в отличие от предыдущих времен, когда право богатого сопровождалось необходимостью и службы и защиты Отечества. Это стало, на мой взгляд, точкой отсчета для появления целой плеяды «лишних людей» (Печорин, Чацкий). Уже в конце XVIII века Радищев пишет «Путешествие из Санкт-Петербурга в Москву» - где со всей очевидностью описывается чудовищная пропасть между дворянством и крестьянами, это особо жестоко и ярко виделось на фоне православных ценностей. Нигде в европейском мире не было столь громадной пропасти между отдельными сословиями, между власть имущими и крестьянами. XIX век – век, когда лучшие представители дворянства мучаются совестью, страдают от этой раздвоенности мира – вопрос зачем мы есть? Задает вся интеллигенция.
И не смотря на привитые западные манеры и ценности, архитектуру и моду, русские дворяне воспитывались в России, в ее климате и природе, их вскармливали русские крестьянки, они играли с дворовыми ребятишками и безусловно знали и соприкасались с народной русской культурой. Все это оставляло неизгладимый отпечаток на людях. И дворяне, особенно, нарождавшаяся интеллигенция, были как изгои – на западе – чужеродные, у себя дома – неродные.
XIX век –век напряженного поиска выхода из сложившегося состояния, чему вначале предшествовало обозначение самого этого состояния. За что я люблю этих людей XIX века – это люди, ставшие личностями(как на западе), но как русские люди, мучающиеся от несправедливости к народу, не эгоцентрики. Это декабристы, разночинцы, народники. Только вдумайтесь, как велик этот век поиском духовным выхода для русской культуры, для воссоединения народа.
Вот теперь я подошла к тому, о чем собственно и хотела вам написать. Залы Третьяковской галереи представляют скульптуру и живопись в хронологическом порядке. Первые залы – XVIII век – это многочисленные бюсты выдающихся людей того времени, монарших особ и приближенных, а также пейзажи различных неаполитанских видов. Время ученичества, русского изобразительного искусства еще нет, есть подражание и поиск. Что интересно, в живописи почти нет изображений личностей, люди не приковывают, не трогают, более того, они даже чужды.
И вот XIX век – лица с печатью мысли, глубины переживаний, поиска, родные, думающие, понятные! Как же случился этот перелом, как западный вид искусства приобрел все русскиу особенности и ярко осветил зарождение русской школы живописи?
А случилось это, когда живопись стала способом мыслить, способом искать ответы. И художники XIX века как никто достигли мастерства в передаче своих мыслей в картинах. И чем острее мысль, чем больше в ней переживания и поиска, тем ярче и притягательней полотно. Они (художники) как и мы сейчас обращались к истории, пытаясь рефлексировать и понять причины настоящего.
«Утро стрелецкой казни»
«Боярыня Морозова»
Разные картины, но в них – переломы истории, когда человек ставится перед выбором: оставаться верным тому, во что всегда верил или принять новое, и все равно, религиозная ли это реформа или это реформы Петра I по преобразованию всей жизни, с проблемой выбора, индивидуального решения сталкивается каждый человек – и это в жизни каждого и сегодня остается стержневым, становится точкой отсчета. Поэтому они так актуальны и сегодня. Другая часть картин освещает поиск русских национальных особенностей – рефлексии складывания и образования национальных составляющих. И здесь картины Венецианова «На жатве. Лето», «На пашне. Весна» - всем с детства известные по цветным вклейкам учебников литературы.
Оба эти направления безусловно затрагивали, а точнее, остро обозначали существующую социальную несправедливость, ее вопиющую суть, вносящую невыносимую для многих дисгармонию в жизни. Живопись, также как и литература, взращивала в своих недрах дух борьбы за светлое, за другую жизнь, она предтеча, провозвестник революции – она осознала губительное для русского народа раздвоение, разобщенность и с конца XVIII века выстраивала мост, на котором должно было свершиться воссоединение народа. И только тогда, когда поиск русской интеллигенции пересекся с чаяниями народа и совпал с ним в главном – это воссоединение произошло. Дворяне, интеллигенция – увидели величие русского народа, его богатство в законах общины – где «все за одного и один за всех», где решение принималось «всем миром», соборно, с согласия каждого человека – что является гарантом справедливости и гармонии, осознали себя вскормленными русской историей и народным творчеством в первую очередь. Они пришли к насильственности существующего разобщения и невозможности продления такой жизни.
Народ в свою очередь увидел родство в переживании за него, а главное созвучие идей коммунизма с общинными законами, и вопреки религии и веры, пошел навстречу этому провозглашенному духу борьбы – борьбы за новое справедливое устройство мира. Народ русский созрел для пересмотра установленных православием догм, иначе бы он не попрал их так решительно, как в свое время, дворянство попрало законы Московской Руси.
Петровские реформы неоднозначны, но они положили начало русского поиска – поиска «рая на Земле для каждого» - заложили раскол и поиск к воссоединению, воссоединению осмысленному, выстраданному. Об этом о нюансах разговор безграничен.
Я же хочу вернуться в залы Третьяковки.
Небольшая картина – как взгляд в полумрак комнаты, оклеенной обоями, с круглым, накрытым белой скатертью, столом, где стоят чашки, самовар, вазочка с вареньем, а в глубине на диване молодые люди, один у окна стоит, горят тусклые свечи – и там у этих людей ведется разговор… Мир, повседневной небогатой жизни разночинцев. Как много времени я провела за беседами в таких вот скромных комнатах с этими людьми? Сколько чувств с ними связано? Белинский, Чернышевский, а вернее Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна, герои лесковского «Дорога никуда», гончаровского «Обрыва», чеховского «Три сестры», тургеневского «Отцы и дети»…
Третьяковка позволила в один день встретиться с глазами стольких людей, болеющих как мы за Родину, и потому так понимаемых и близких, они как-будто разделили эту боль. Мы побывали среди своих, мы могли бы о многом с ними поговорить, а сейчас я могу им сказать только спасибо за их силу, могущую спустя столетие и более вселять веру в неистребимость русского поиска.
Добавлено: 05 май 2007, 10:39
Александра Верцинская
Честно говоря, из текста Нигоры, на который ответил Силантий, меня покоробил и вызвал глубокое внутреннее несогласие следующий отрывок:
"
Считаю, что на сегодня нельзя уравнивать все национальности. Эта нивилировка не даст возможности проснуться тому русскому самосознанию, которое на очередном витке истории может стать ключевым. Ведь нет более таких кандидатур, или вы считаете, что армянский, или узбекский, или какой другой народ сможет потянуть лямку станового хребта в создании нового социалистического государства? Думаю это не серьезно."
Постараюсь объяснить в чем и где:
1. Вновь пробудить гордость за историческую роль "станового хребта" русского народа у русских людей и вообще глубокое понимание тех черт русской культуры, которые и стали залогом того, что именно на нашей территории, именно усилиями русских людей (
в союзе с другими национальностями!) было осуществлено становление Союза - это одно.
Отменить уравнивание в правах и возможностях - или что имеется ввиду? Нигор, в твоем тексте это не очевидно совсем, ни в первом, ни во втором, необходимо пояснить, что вы подразумеваете по этой фразой "нельзя уравнивать все национальности".
2. Что значит "нет таких кандидатур"? Вы народы кандидатурами называете?
Вот это, ИМХО - несерьезно... Ничего бы русский народ не смог сделать во время революции, гражданской войны и т.п., если бы а) не строил социализм, ориентированный на интернационализм б) не присоединились бы к нему эти самые народы добровольно, видя на живых примерах
3. Я была воспитана не на "русской" культуре, а на идее союза народов, который "нерушим" - это, по-моему, уже была советская культура... едва зародившаяся и почти сразу растоптанная (в историческом масштабе "едва", конечно).
И я вижу одной из основных причин развала Союза - именно игру на национальных мотивах... Люди начали считать, какая нация что и сколько сделала и к какой себя надобно и можно причислить, таким образом проращивая новые нездоровые идеи о превосходстве одного человека над другим по признаку "национальным признакам".
4. Я считаю, что очень четко надо разграничивать такие понятия, как "культура" и "национальность". У тебя же, Нигор, они начинают смешиваться и в этом, ИМХО, большая ошибка (я не знаю, смысловая или просто выражено не грамотно), и именно это вызывает отторжение и внутренний протест.
5. Я помню целые серии детских мультфильмов, созданных в Союзе, на основе народных сказок, показывающих глубину и мудрость каждого из человеческих народов с одной стороны. С другой стороны в каждом народе были свои злодеи... Всегда злодеи были одинаковые - жадные, глупые, жестокие, трусливые - и больше ничего, в каких бы национальных костюмах они не были представлены. А вот герои в
каждом народе отличались некоторой самобытностью, и своими особенностями. Хотя, конечно, у них тоже всегда сохранялся свой "одинаковый обязательный" набор - смелые, сильные, добрые, мудрые.
И может быть поэтому, в голове с детства отпечаталась мысль о том, что злодеям объединяться легче - они все одинаковые, а вот добрякам - сложнее... Но сила добрых людей самых разных национальностей - в их дружбе и взаимном уважении, в их союзе.
Вот в таком подходе мне видится истинная мудрость.
------------------------------------------------------
Силантий, а это - для тебя:
Вспоминая военное время, мой дед часто вспоминал, как его сослуживцы с гордостью говорили - "я советский человек". Моя бабушка, жившая в детстве в Баку, много раз вспоминала о том, как ее вдохновляла мысль о том, что ее родина - весь советский союз. И никакая разница культур не мешала им жить дружно. Однако! Надо заметить, что ощущение принадлежности каждого советского человека к определенной национальности сохранялось и даже поддерживалось в чем-то: не даром существовало так много коллективов народной музыки, танцев и т.п., а обязанность библиотек заниматься краеведческими исследованиями - все они собирали информацию о жизни своего края, об особенностях культур проживающих в нем народов и т.п.
Так что вопрос "какая именно культура" и твое не желание услышать ответов - мне кажется отголоском страха не дай бог показаться националистом в своих рассуждениях, привитом уже, кстати в 90-х русским людям... Тогда, ориентируясь на перевес в численности (все-таки за 70 лет СССР не все народы успели смешаться), русских стали активно "запутывать": с одной стороны стали приучать стыдится своей национальности, выставлять агрессорами и приучать к мысли о том, что мы, дескать, подавляли союзные нам национальности и теперь всем обязаны - свободу и т.п.. С другой стороны, стали буквально "подсыпать" яд националистических идей - что, дескать, неблагодарные соседние народы, не оценили величия русской души и поэтому гнать их к чертовой матери, а то "понаехали тут всякие"...
Результат: смешение в головах народа (самого разного, и русского, и беларусского, и украинского - всего бывшего советского народа) разных понятий и установки на вражду и подсчет кто и сколько сделал для Союза.
"Советскость" - сейчас, увы, вряд ли можно возродить.
Мне кажется, что Нигора писала прежде всего о том, что, поскольку мы сами - русские (именно по культуре и она очень хорошо описывает черты русской культуры в своем давнем письме), то хорошо бы поначалу разобраться со своими, чтобы было от чего отталкиваться...
А то на головы людей сейчас сыпется столько всякого бреда о том, что русские, дескать, пьяницы и лентяи, что русские ничего не умеют толком, только ломать, что русские - грязнули и неряхи, а вот, например, прибалтийские народы - очень аккуратны и чистоплотны... Или прямопротивоположно: что русские - это прям-таки святой народ, который всех спасал, а теперь должен отстоять свою гордость... но предлагаются при этом какие-то совершенно "нерусские" методы - типа выгнать из страны всех "черных" и т.п. и т.д.
Блин... вопрос этот не простой и сложный... И мне хотелось бы, что бы все, учавствующие в дискуссии, отбросили бы все эмоции, которые неизбежно возникают при подобных рассуждениях и постарались бы понять друг друга, а главное - как можно четче донести свою позицию и свое мнение до товарищей.
-------------------------
А краткое резюме под мой комметарий в этой теме таково:
1. Надо четко обозначить, что есть культура, что есть национальность
2. Какие именно методы возрождения русского самосознания предполагаются?
3. Мне неприятно принижение других народов перед русским, которое гря почему-то тоже чувствую в письме Нигоры.
- Но ведь весь вопрос в том, что "русский" - весьма размытое понятие... потому что она сам в себе состоит из множества разных кровей и интеграции сотен древних культур... мне кажется, что именно поэтому он такой и "особенный" - способный к интеграции в себе различных культур, именно поэтому он смог наладить дружбу с народами Союзных республик.
А это народы, в свою очередь, слишком оторваны были от общественной "планетной" жизни и поэтому им сложнее вливаться в союзы и увидеть в других национальностях, других народностях их мулрость и силу - то, на чем можно было бы строить отношения... И только поэтому, наверное, Нигора и пишет о том, что их народ вряд ли сможет куда-то нас повести и что такие мысли "несерьезны"...
Но ведь это не очевидно в текстах...
Все "превосходство" русских - в том, что они умеют быть разными и понимать разных людей...
А сейчас эту способность буквально живьем пытаются ампутировать.
Только хрен им... не получится ничего
