Забастовка на Форде
Добавлено: 25 фев 2007, 11:39
"Форду" показали кузькину мать
Рабочий профсоюз обучает работодателей теории и практике марксизма
Людмила Бутузова, Дмитрий Хрупов
Среди выдвинутых требований: отказ от заемного труда, гарантии рабочих мест, признания вредности на производстве, введение новой системы нормирования труда, улучшение техники безопасности и 30-процентная прибавка к зарплате. Как уже писали "МН" в прошлом номере, пробуждение рабочего самосознания обошлось работодателям в 4 млн. долларов и 303 несобранных "Форда Фокуса". Какие потери понесут участники акции - пока неизвестно. Ленинградский облсуд признал забастовку незаконной. Если это решение утвердит Верховный суд, организаторам могут грозить административные санкции и увольнения.
Хмурое утро
В кровожадность своих работодателей забастовщики, похоже, не верят.
- В принципе, они цивилизованные люди, - объяснял корреспондентам "МН" водитель Николай, еще вчера на митинге честивший хозяев последними словами. - Понимают, что между нами неизбежна классовая борьба. Разве за это увольняют?
Николаю двадцать три, женат. "Форд" - его первое рабочее место. Вроде неплохое - зарплата 15 тысяч рублей. Жена родит - получит от завода пособие в 7,5 тысячи рублей. Так здесь положено. Почему пошел бастовать?
- А прибыли у кровопивцев какие? - супит брови Николай. - Мы им не рабы, пусть делятся.
Алексей Этманов, председатель профкома и закоперщик восстания, смотрит на своего активиста с нежностью: "Дай мне обнять тебя, брат!"
Наутро после суточного митинга во Всеволожском ДК собралось не меньше ста человек. Все невыспавшиеся, охрипшие, многим вечером на смену. Однако люди пришли, потому что оставаться дома наедине со своими переживаниями не очень-то приятно. В объятиях Этманова забастовщики чувствовали себя гораздо лучше. Внезапный визит в город председателя Совета Федерации Сергея Миронова и вовсе вселял уверенность, что их дело - правое. Накануне ночью у проходной "Форда" "мировой пожар" раздувал вождь КПРФ Геннадий Зюганов, проклиная буржуев за эксплуатацию трудящихся масс.
Сергей Миронов так не выражался. Объявив рабочим: "Мысленно я с вами", он сосредоточился на пенсионных делах, которыми займется его "Справедливая Россия" после победы на региональных выборах 11 марта. Собравшиеся стали зевать. Средний возраст рабочих на "Форде" - 25 лет, пока доживешь до пособия по старости, сто раз уволят за конфликты с работодателем. Как быть? Предложение Миронова вступать в партию и правильно голосовать на выборах забастовщиков почему-то не устраивает.
- Мы все понимаем, - разочарованно сказал корреспондентам "МН" рабочий Завьялов. - Что Миронов, что Зюганов - им лишь бы членов заполучить, всерьез бодаться с "Фордом" никто не будет. Надежда только на профсоюз.
Герой событий
На заводе говорят "профсоюз" подразумевают "Этманов". Такой авторитет у этого тридцатитрехлетнего сварщика, сумевшего раскачать коллектив и поставить на уши американских хозяев.
Считается, что хозяева сами виноваты: два года назад они совершили опрометчивый поступок, послав в Бразилию на ежегодный семинар профсоюзов корпорации "Форд" простого работягу Алексея Этманова. В общем-то он был не таким уж и простым, с биографией, которая включала в себя и службу в армии по контракту в одной из братских стран, и купи-продай то, что дешево в Финляндии и дорого в Питере, и попытки организовать собственный бизнес типа "шиномонтаж". Все закончилось неудачей. На "Форд" попал случайно. Приятель похвастал, что там хорошо, "я спьяну решил попробовать".
Вот так и получилось, что, протрезвев, Этманов оказался в Бразилии, где увидел "настоящую профсоюзную работу". В чем она заключалась, он рассказал товарищам по возвращении домой: "Подходит начальник участка к рабочему и говорит: "Делай!" - "Я не обязан это делать. Встретимся в профкоме". Начальник сразу: "Хорошо. Ты не должен это делать". Это же показатель эффективности профсоюза! Материальная и моральная защищенность человека труда".
Неизгладимое впечатление на Алексея произвела и борьба профсоюзов Бразилии за "шведский стол".
- У них так: накладывай в тарелку сколько хочешь. Не как у нас - дерьмовая столовка. Рабочие защищены. Начальник не имеет права тыкать тебя носом в дерьмо.
Начальство родного "Форда" ничего такого вроде бы не позволяет, наоборот, дает "кормовые" дотации, чтобы рабочий из своего кармана платил за обед не больше десяти рублей. Но когда на другом краю света за те же деньги "шведский стол", то за свою судьбу обидно. Ряды профсоюза стали стремительно расти. Если до поездки Алексея в организации состояло всего 112 человек, то через месяц было уже 800.
- Пожрать у нас, конечно, любят, но дело не в этом, - объяснял увеличение профсоюзной численности один из активистов по имени Анатолий (рабочие стараются не называть своих фамилий, чтобы, как они говорят, "не подставляться" хозяевам "Форда"). - Этманов агитировал: мы такие же люди, как бразильцы, но у них сила в единстве, поэтому хозяева с ними считаются. Нам тоже охота, чтоб считались. Стали объединяться.
Похоже, агитатор Этманов, пообщавшись за рубежом с прогрессивными профсоюзами, впервые узнал, на какой почве происходит рабочее объединение.
- Сначала я удивлялся: с какого прибабаха они, никогда не жившие в СССР, все время поминают марксизм? У меня, например, это дело ассоциировалось только с лозунгом "Вперед к победе коммунизма!" и было - во, поперек горла. При чем здесь борьба рабочего класса против капитала? - делился он с одним питерским изданием. - Но ведь это так и есть на самом деле! Они из нас все жилы вытягивают. Их цель - как можно меньше заплатить, а наша противоположная - как можно больше получить. Действительно борьба.
Хозяева российского "Форда" даже не могли представить, какая кузькина мать их ожидает в результате мировоззренческого переворота, случившегося у значительной части заводского пролетариата после бразильского вояжа их продвинутого товарища.
Актив не купишь
Днем своего рождения обновленный профком считает 9 августа 2005 года. Этманова единогласно избрали предводителем.
- И началось! - с гордостью рассказывает профбосс. - Искры летят, когда они пытаются продавить какую-то непопулярную штуку, наплевав на наше мнение. Но, в общем, уже признают. Некоторых активистов даже подкупают: зачем тебе профсоюз - мы тебе овертаймов дадим.
Овертаймы - это сверхурочные, за которые можно получить еще четверть зарплаты. Актив неподкупен. Пример подал сам Этманов. Его назначили и.о. начальника участка. На большую зарплату. Хотел отказаться, чтобы не бросать тень на свою несгибаемую репутацию, но сознательная жена отговорила. Мол, что ты теряешь? Ну, переведут тебя назад в сварщики за профактивность, и тогда люди поймут, что только сука может быть начальником. Рабочие поначалу не въехали, но потом, по словам Алексея, стали восхищаться: "Сроду не думали, что их так можно долбать за их же деньги".
Классовая борьба
Поводов для долбежки предостаточно. Начиная с 2005 года менеджмент "Форда" взялся за укрепление режима экономии и снижение производственных издержек при одновременном увеличении масштабов производства. Обычная для капитализма система выжимания пота, которую Карл Маркс разоблачил еще в девятнадцатом веке. Подкованный профком начал бороться за права своих членов, потребовав повышения оплаты труда. С момента запуска завода в 2002 году зарплата выросла на 58,7%, поэтому администрация не верила в серьезность сопротивления со стороны рабочих. Когда переговоры зашли в тупик, встал вопрос о забастовке. Первую - часовую - провели, скорее, "для себя", но именно она показала, что профком в состоянии вести рабочих на серьезный конфликт.
За полтора года вошли во вкус. Акции следовали одна за другой. В результате удалось добиться повышения зарплаты на 14-17%. Профком требовал 30%.
- Мы стали ученые, - говорит Алексей Этманов. - Хочешь получить 30%, требуй 60. И дави, пока начальство не прогнется.
Один из способов давления - "итальянская" забастовка. По мнению организаторов, это обычная работа, но без напряга, строго в соответствии с инструкциями. Эффект потрясающий! В ходе первой "итальянской", как вспоминают участники, "Форд" снизил объемы выпуска машин на 30%. У администрации сдали нервы: завод дешевле закрыть, а собирать "Форды" можно и в другом месте. Профком разъяснил позицию: цель забастовки не убить производство, а добиться чего-либо. Добились - на конвейер добавили людей.
Единственным пренеприятным открытием было то, что российские потребители, по полгода томящиеся в очередях за "фордовскими" машинами, почему-то не проявили сочувствия к борцам за свои права. Наоборот, сливают в интернет возмущенные отзывы. "Жлобы!" - так характеризует профсоюзный актив этих классово несознательных граждан.
Бешеный рейтинг
- С рабочей солидарностью вообще-то напряг, - признался Александр Кашицын, произведенный профкомом "Форда" в "офицеры по информации". - Трудящиеся пока пробуждаются. Наш профсоюз - пример.
Однако романтические представления о размахе профсоюзного движения в ответ на очередное выступление во Всеволожске не находят реального подтверждения.
- Люди бастуют не тогда, когда им плохо, а, напротив, в период улучшений и в относительно благоприятных отраслях, - считает аналитик по автомобилестроению Виктор Меркушин. - В этом смысле "голодный сытого не разумеет". "Голодному", имеющему, допустим, низкую зарплату или не получающему ее месяцами, не понять вполне обоснованных требований рабочих других отраслей об улучшении условий труда. Характерный пример: машиностроители Екатеринбурга, чей заработок за последние годы упал ниже прожиточного минимума, крайне отрицательно воспринимают забастовки на "Форде" - "Заелись!"
Профком "Форда" такие обвинения возмущают. По его расчетам, зарплата рабочих не превышает 15-18 тысяч рублей. Официальные данные не разглашаются. Но и по профсоюзным расчетам, зарплата рядового "фордовца" все равно выше, чем на предприятиях Санкт-Петербурга и в автомобилестроительной отрасли России в целом.
- Это не аргумент, - говорит Этманов. - В Америке "Форд" платит рабочим за тот же труд в десять раз больше. Чем мы хуже?
Забастовки ответ на этот вопрос почему-то не дают. В этот раз его не задавали.
- Надоело, все только и делают, что считают наши деньги, - пожаловался Алексей. - Поставили зарплату последним пунктом в списке требований. Основное - соблюдение Трудового кодекса России. Мы - за стабильность. Без заморочек, когда за тобой всю смену следят с секундомером, и ты мечешься, как сраный винтик.
Пресс-служба компании не решилась комментировать образное сравнение. В официальных заявлениях лишь сдержанно утверждалось, что в традициях "Форда" "уважать требования профсоюзов и искать взаимные компромиссы". Но было совершенно непонятно, насколько сами работодатели к ним готовы и соответствует ли действительности тот царящий в цехах ужас, о котором рассказывают журналистам рабочие. Доступ на территорию завода для посторонних закрыт, был случай, что не пустили даже председателя обкома машиностроителей, который прибыл для урегулирования трудового спора.
Поэтому пишущая и снимающая братия гонялась за каждым трудящимся, который готов был со слезой рассказать о своих невыносимых мучениях под игом работодателей "Форда". Один такой попался и корреспондентам "МН".
- В сортир лишний раз не выйдешь - сразу: "лечи мочевой пузырь", "бросай курить", - перечислял он свои обиды. - Нужна нам такая "забота"? Или, допустим, нажил грыжу - попробуй докажи, что на производстве. Они не верят. А мы хотим, чтобы за грыжу платили до пенсии. Поэтому весь завод и бастует.
По сведениям пресс-службы "Форда", бастовал вовсе не весь завод, а всего лишь процентов сорок, остальным просто не давали работать. Проверить это утверждение оказалось невозможно. Большинство тружеников, спешивших на смену "после вчерашнего", отмахивались: "Без комментариев", а самые говорливые, собравшись в ДК, уже рассказали все, что могли.
- Мы показали американцам свою реальную силу, - заявил с трибуны профбосс Этманов. - Не будет по-нашему - начнем бастовать бессрочно, до полной победы. Нам на их прибыли наплевать.
Алексей Этманов баллотируется кандидатом в депутаты Законодательного собрания Ленинградской области. По словам его единомышленников, рейтинг - бешеный.
Рабочий профсоюз обучает работодателей теории и практике марксизма
Людмила Бутузова, Дмитрий Хрупов
Среди выдвинутых требований: отказ от заемного труда, гарантии рабочих мест, признания вредности на производстве, введение новой системы нормирования труда, улучшение техники безопасности и 30-процентная прибавка к зарплате. Как уже писали "МН" в прошлом номере, пробуждение рабочего самосознания обошлось работодателям в 4 млн. долларов и 303 несобранных "Форда Фокуса". Какие потери понесут участники акции - пока неизвестно. Ленинградский облсуд признал забастовку незаконной. Если это решение утвердит Верховный суд, организаторам могут грозить административные санкции и увольнения.
Хмурое утро
В кровожадность своих работодателей забастовщики, похоже, не верят.
- В принципе, они цивилизованные люди, - объяснял корреспондентам "МН" водитель Николай, еще вчера на митинге честивший хозяев последними словами. - Понимают, что между нами неизбежна классовая борьба. Разве за это увольняют?
Николаю двадцать три, женат. "Форд" - его первое рабочее место. Вроде неплохое - зарплата 15 тысяч рублей. Жена родит - получит от завода пособие в 7,5 тысячи рублей. Так здесь положено. Почему пошел бастовать?
- А прибыли у кровопивцев какие? - супит брови Николай. - Мы им не рабы, пусть делятся.
Алексей Этманов, председатель профкома и закоперщик восстания, смотрит на своего активиста с нежностью: "Дай мне обнять тебя, брат!"
Наутро после суточного митинга во Всеволожском ДК собралось не меньше ста человек. Все невыспавшиеся, охрипшие, многим вечером на смену. Однако люди пришли, потому что оставаться дома наедине со своими переживаниями не очень-то приятно. В объятиях Этманова забастовщики чувствовали себя гораздо лучше. Внезапный визит в город председателя Совета Федерации Сергея Миронова и вовсе вселял уверенность, что их дело - правое. Накануне ночью у проходной "Форда" "мировой пожар" раздувал вождь КПРФ Геннадий Зюганов, проклиная буржуев за эксплуатацию трудящихся масс.
Сергей Миронов так не выражался. Объявив рабочим: "Мысленно я с вами", он сосредоточился на пенсионных делах, которыми займется его "Справедливая Россия" после победы на региональных выборах 11 марта. Собравшиеся стали зевать. Средний возраст рабочих на "Форде" - 25 лет, пока доживешь до пособия по старости, сто раз уволят за конфликты с работодателем. Как быть? Предложение Миронова вступать в партию и правильно голосовать на выборах забастовщиков почему-то не устраивает.
- Мы все понимаем, - разочарованно сказал корреспондентам "МН" рабочий Завьялов. - Что Миронов, что Зюганов - им лишь бы членов заполучить, всерьез бодаться с "Фордом" никто не будет. Надежда только на профсоюз.
Герой событий
На заводе говорят "профсоюз" подразумевают "Этманов". Такой авторитет у этого тридцатитрехлетнего сварщика, сумевшего раскачать коллектив и поставить на уши американских хозяев.
Считается, что хозяева сами виноваты: два года назад они совершили опрометчивый поступок, послав в Бразилию на ежегодный семинар профсоюзов корпорации "Форд" простого работягу Алексея Этманова. В общем-то он был не таким уж и простым, с биографией, которая включала в себя и службу в армии по контракту в одной из братских стран, и купи-продай то, что дешево в Финляндии и дорого в Питере, и попытки организовать собственный бизнес типа "шиномонтаж". Все закончилось неудачей. На "Форд" попал случайно. Приятель похвастал, что там хорошо, "я спьяну решил попробовать".
Вот так и получилось, что, протрезвев, Этманов оказался в Бразилии, где увидел "настоящую профсоюзную работу". В чем она заключалась, он рассказал товарищам по возвращении домой: "Подходит начальник участка к рабочему и говорит: "Делай!" - "Я не обязан это делать. Встретимся в профкоме". Начальник сразу: "Хорошо. Ты не должен это делать". Это же показатель эффективности профсоюза! Материальная и моральная защищенность человека труда".
Неизгладимое впечатление на Алексея произвела и борьба профсоюзов Бразилии за "шведский стол".
- У них так: накладывай в тарелку сколько хочешь. Не как у нас - дерьмовая столовка. Рабочие защищены. Начальник не имеет права тыкать тебя носом в дерьмо.
Начальство родного "Форда" ничего такого вроде бы не позволяет, наоборот, дает "кормовые" дотации, чтобы рабочий из своего кармана платил за обед не больше десяти рублей. Но когда на другом краю света за те же деньги "шведский стол", то за свою судьбу обидно. Ряды профсоюза стали стремительно расти. Если до поездки Алексея в организации состояло всего 112 человек, то через месяц было уже 800.
- Пожрать у нас, конечно, любят, но дело не в этом, - объяснял увеличение профсоюзной численности один из активистов по имени Анатолий (рабочие стараются не называть своих фамилий, чтобы, как они говорят, "не подставляться" хозяевам "Форда"). - Этманов агитировал: мы такие же люди, как бразильцы, но у них сила в единстве, поэтому хозяева с ними считаются. Нам тоже охота, чтоб считались. Стали объединяться.
Похоже, агитатор Этманов, пообщавшись за рубежом с прогрессивными профсоюзами, впервые узнал, на какой почве происходит рабочее объединение.
- Сначала я удивлялся: с какого прибабаха они, никогда не жившие в СССР, все время поминают марксизм? У меня, например, это дело ассоциировалось только с лозунгом "Вперед к победе коммунизма!" и было - во, поперек горла. При чем здесь борьба рабочего класса против капитала? - делился он с одним питерским изданием. - Но ведь это так и есть на самом деле! Они из нас все жилы вытягивают. Их цель - как можно меньше заплатить, а наша противоположная - как можно больше получить. Действительно борьба.
Хозяева российского "Форда" даже не могли представить, какая кузькина мать их ожидает в результате мировоззренческого переворота, случившегося у значительной части заводского пролетариата после бразильского вояжа их продвинутого товарища.
Актив не купишь
Днем своего рождения обновленный профком считает 9 августа 2005 года. Этманова единогласно избрали предводителем.
- И началось! - с гордостью рассказывает профбосс. - Искры летят, когда они пытаются продавить какую-то непопулярную штуку, наплевав на наше мнение. Но, в общем, уже признают. Некоторых активистов даже подкупают: зачем тебе профсоюз - мы тебе овертаймов дадим.
Овертаймы - это сверхурочные, за которые можно получить еще четверть зарплаты. Актив неподкупен. Пример подал сам Этманов. Его назначили и.о. начальника участка. На большую зарплату. Хотел отказаться, чтобы не бросать тень на свою несгибаемую репутацию, но сознательная жена отговорила. Мол, что ты теряешь? Ну, переведут тебя назад в сварщики за профактивность, и тогда люди поймут, что только сука может быть начальником. Рабочие поначалу не въехали, но потом, по словам Алексея, стали восхищаться: "Сроду не думали, что их так можно долбать за их же деньги".
Классовая борьба
Поводов для долбежки предостаточно. Начиная с 2005 года менеджмент "Форда" взялся за укрепление режима экономии и снижение производственных издержек при одновременном увеличении масштабов производства. Обычная для капитализма система выжимания пота, которую Карл Маркс разоблачил еще в девятнадцатом веке. Подкованный профком начал бороться за права своих членов, потребовав повышения оплаты труда. С момента запуска завода в 2002 году зарплата выросла на 58,7%, поэтому администрация не верила в серьезность сопротивления со стороны рабочих. Когда переговоры зашли в тупик, встал вопрос о забастовке. Первую - часовую - провели, скорее, "для себя", но именно она показала, что профком в состоянии вести рабочих на серьезный конфликт.
За полтора года вошли во вкус. Акции следовали одна за другой. В результате удалось добиться повышения зарплаты на 14-17%. Профком требовал 30%.
- Мы стали ученые, - говорит Алексей Этманов. - Хочешь получить 30%, требуй 60. И дави, пока начальство не прогнется.
Один из способов давления - "итальянская" забастовка. По мнению организаторов, это обычная работа, но без напряга, строго в соответствии с инструкциями. Эффект потрясающий! В ходе первой "итальянской", как вспоминают участники, "Форд" снизил объемы выпуска машин на 30%. У администрации сдали нервы: завод дешевле закрыть, а собирать "Форды" можно и в другом месте. Профком разъяснил позицию: цель забастовки не убить производство, а добиться чего-либо. Добились - на конвейер добавили людей.
Единственным пренеприятным открытием было то, что российские потребители, по полгода томящиеся в очередях за "фордовскими" машинами, почему-то не проявили сочувствия к борцам за свои права. Наоборот, сливают в интернет возмущенные отзывы. "Жлобы!" - так характеризует профсоюзный актив этих классово несознательных граждан.
Бешеный рейтинг
- С рабочей солидарностью вообще-то напряг, - признался Александр Кашицын, произведенный профкомом "Форда" в "офицеры по информации". - Трудящиеся пока пробуждаются. Наш профсоюз - пример.
Однако романтические представления о размахе профсоюзного движения в ответ на очередное выступление во Всеволожске не находят реального подтверждения.
- Люди бастуют не тогда, когда им плохо, а, напротив, в период улучшений и в относительно благоприятных отраслях, - считает аналитик по автомобилестроению Виктор Меркушин. - В этом смысле "голодный сытого не разумеет". "Голодному", имеющему, допустим, низкую зарплату или не получающему ее месяцами, не понять вполне обоснованных требований рабочих других отраслей об улучшении условий труда. Характерный пример: машиностроители Екатеринбурга, чей заработок за последние годы упал ниже прожиточного минимума, крайне отрицательно воспринимают забастовки на "Форде" - "Заелись!"
Профком "Форда" такие обвинения возмущают. По его расчетам, зарплата рабочих не превышает 15-18 тысяч рублей. Официальные данные не разглашаются. Но и по профсоюзным расчетам, зарплата рядового "фордовца" все равно выше, чем на предприятиях Санкт-Петербурга и в автомобилестроительной отрасли России в целом.
- Это не аргумент, - говорит Этманов. - В Америке "Форд" платит рабочим за тот же труд в десять раз больше. Чем мы хуже?
Забастовки ответ на этот вопрос почему-то не дают. В этот раз его не задавали.
- Надоело, все только и делают, что считают наши деньги, - пожаловался Алексей. - Поставили зарплату последним пунктом в списке требований. Основное - соблюдение Трудового кодекса России. Мы - за стабильность. Без заморочек, когда за тобой всю смену следят с секундомером, и ты мечешься, как сраный винтик.
Пресс-служба компании не решилась комментировать образное сравнение. В официальных заявлениях лишь сдержанно утверждалось, что в традициях "Форда" "уважать требования профсоюзов и искать взаимные компромиссы". Но было совершенно непонятно, насколько сами работодатели к ним готовы и соответствует ли действительности тот царящий в цехах ужас, о котором рассказывают журналистам рабочие. Доступ на территорию завода для посторонних закрыт, был случай, что не пустили даже председателя обкома машиностроителей, который прибыл для урегулирования трудового спора.
Поэтому пишущая и снимающая братия гонялась за каждым трудящимся, который готов был со слезой рассказать о своих невыносимых мучениях под игом работодателей "Форда". Один такой попался и корреспондентам "МН".
- В сортир лишний раз не выйдешь - сразу: "лечи мочевой пузырь", "бросай курить", - перечислял он свои обиды. - Нужна нам такая "забота"? Или, допустим, нажил грыжу - попробуй докажи, что на производстве. Они не верят. А мы хотим, чтобы за грыжу платили до пенсии. Поэтому весь завод и бастует.
По сведениям пресс-службы "Форда", бастовал вовсе не весь завод, а всего лишь процентов сорок, остальным просто не давали работать. Проверить это утверждение оказалось невозможно. Большинство тружеников, спешивших на смену "после вчерашнего", отмахивались: "Без комментариев", а самые говорливые, собравшись в ДК, уже рассказали все, что могли.
- Мы показали американцам свою реальную силу, - заявил с трибуны профбосс Этманов. - Не будет по-нашему - начнем бастовать бессрочно, до полной победы. Нам на их прибыли наплевать.
Алексей Этманов баллотируется кандидатом в депутаты Законодательного собрания Ленинградской области. По словам его единомышленников, рейтинг - бешеный.