Знаменская коммуна
Добавлено: 03 июн 2006, 15:50
Особой разновидностью коммун можно считать и популярные в ХIХ - начале ХХ веков социалистические городские и сельские коммуны (ассоциации). Теоретически обоснованные в трудах социалистов – утопистов (в произведениях Ш.Фурье, в романе Н.Г.Чернышевского «Что делать?»), коммуны получили широкое распространение и на практике. В качестве примера можно привести «Новую гармонию» Р.Оуэна, «Артель художников» (коммуна художников в Петербурге в 1863 г.), «Знаменскую коммуну» (общежитие в Петербурге на кооперативных началах 1863-1864 гг.), «Киевскую коммуну» (общежитие революционеров-народников в Киеве 1873-1874 гг.), дом-коммуну художника В.В.Курдюмова в начале ХХ века в Москве, артистические колонии «Ля Рюш» («Улей») на Монпарнасе и Бато-Лавуар на Монмартре в Париже, коммуны хиппи (особенно в Амстердаме; в Австралии в 70-е гг. существовало около 600 подобных объединений (см. Дейниченко П. ХХI век: история не кончается /http://boombook.boom.ru/global/twf20.html) и т.д.
Самой известной в Петербурге коммуной, возникшей после публикации романа Н. Чернышевского «Что делать?», где он описывал мастерскую, организованную по такому типу, стала Знаменская коммуна. Она появилась в 1863 году на Знаменской улице (ныне улица Восстания), 7 по инициативе писателя, очеркиста, активного сотрудника журнала «Современник» и ярого сторонника женской эмансипации Василия Слепцова. Кроме него туда входили Языков и Головачев, нигилистки М.Коптева, Е.Ценина, А.Г.Маркелова, княжна Е.А.Макулова. Каждый из членов коммуны имел свою собственную комнату, которую убирал сам; прислуга использовалась для стирки и приготовления пищи; общим был бюджет коммунаров. Однако, коммуна просуществовало недолго из-за нелепых слухов распускаемых обывателями: «в городе распространились слухи, будто образовалась новая секта под названием «коммуна» и культ этой секты – самая безнравственная разнузданность» (Панаева А.Я. Воспоминания. М.: Правда, 1986. С.350). Опыт деятельности знаменцев нашел отражение в романах В.В.Крестовского «Панургово стадо» и Н.С.Лескова «Некуда».
Самой известной в Петербурге коммуной, возникшей после публикации романа Н. Чернышевского «Что делать?», где он описывал мастерскую, организованную по такому типу, стала Знаменская коммуна. Она появилась в 1863 году на Знаменской улице (ныне улица Восстания), 7 по инициативе писателя, очеркиста, активного сотрудника журнала «Современник» и ярого сторонника женской эмансипации Василия Слепцова. Кроме него туда входили Языков и Головачев, нигилистки М.Коптева, Е.Ценина, А.Г.Маркелова, княжна Е.А.Макулова. Каждый из членов коммуны имел свою собственную комнату, которую убирал сам; прислуга использовалась для стирки и приготовления пищи; общим был бюджет коммунаров. Однако, коммуна просуществовало недолго из-за нелепых слухов распускаемых обывателями: «в городе распространились слухи, будто образовалась новая секта под названием «коммуна» и культ этой секты – самая безнравственная разнузданность» (Панаева А.Я. Воспоминания. М.: Правда, 1986. С.350). Опыт деятельности знаменцев нашел отражение в романах В.В.Крестовского «Панургово стадо» и Н.С.Лескова «Некуда».