"Путёвка в жизнь"

Обсуждение материалов раздела сайта.
Ответить
Nut
Сообщения: 4092
Зарегистрирован: 28 мар 2007, 19:53
Откуда: СССР

"Путёвка в жизнь"

Сообщение Nut » 30 янв 2009, 19:05

"Путёвка в жизнь" (1931)
Страна: СССР

Первый советский звуковой фильм. Куплен 26-ю странами. Премьера фильма состоялась 1 июня 1931 г.

Жанр: драма

Режиссёр: Николай Экк

Автор сценария:
Александр Столпер
Николай Экк
Регина Янушкевич
Осип Брик

В главных ролях:
Николай Баталов
Йыван Кырля
Михаил Джагофаров
Владимир Весновский
Регина Янушкевич
Михаил Жаров
Новиков Александр
Мария Антропова
Владимир Весновский
Марика Гонта

Оператор: Василий Пронин

Композитор: Яков Столяров

Кинокомпания: Межрабпомфильм

Длительность: 95 мин

Содержание
В 1931 году по системе, изобретенной П. Г. Тагером, ставшим впоследствии доктором технических наук, профессором, были осуществлены съемки первого звукового художественного фильма «Путевка в жизнь». Так для широкого советского зрителя звук пришел в кино вместе с «Путевкой в жизнь».

Эта художественная картина занимает особое место в истории советского кино. В отличие от озвученных фильмов «Одна» и «Земля жаждет», она еще в сценарии была рассчитана на исполнение звука и речи как компонентов картины. Таким образом, «Путевка в жизнь» являлась первым художественным фильмом в точном смысле слова. Наконец, это был первый звуковой фильм, встретивший самый горячий прием у зрителей в нашей стране и во всем мире. Название связывалось с фабулой иносказательно, метафорически, и сразу приобрело переносное значение, ибо картине самой суждено было стать путевкой, с которой отправилось в долгую и славную жизнь советское звуковое кино.

В основу кинофильма «Путевка в жизнь» была положена подлинная история новаторского педагогического эксперимента, организованного по совету В. И. Ленина и осуществленного по инициативе Ф. Э. Дзержинского, — перевоспитание коллективным трудом беспризорных детей, искалеченных улицей. Неподалеку от Москвы, близ станции Болшево, на большом куске бывшей барской земли были оборудованы корпуса фабрик, мастерских и общежитий трудовой коммуны ОГПУ.

Сценарий фильма «Путевка в жизнь» был задуман поначалу как «культурфильм» — было в ту пору такое название, — говорит народный артист РСФСР, профессор А. Б. Столпер. — Когда мы столкнулись с материалом, он оказался неимоверно обширным и поразительно интересным. И затем, когда уже снималась первая полнометражная звуковая картина, в ней не было ни одной сцены, не основанной на настоящих фактах.

По живости изображаемых характеров и мастерству актерского исполнения этот фильм представляет собой значительный шаг вперед сравнительно с фильмами о современности конца 20-х годов. Герои картины Сергеев, Мустафа Ферт, Колька Свист, Васька Буза, Фомка Жиган — это живые люди. Подкупал предельной непосредственностью Йыван Кырля, талантливый сын марийского народа, сыгравший вожака беспризорных Мустафу Ферта. Великолепен в образе Жигана Михаил Жаров.

Резонанс
Фильм прошёл по экранам 107-ми стран мира и принес международную известность нашему кинематографу. По решению ЮНЕСКО этот фильм входит в число 10-ти лучших фильмов всех времен и народов. Были и непосредственные политические последствия...

Режиссера фильма и исполнителей главных ролей приглашали за границу. Н. Экк побывал в Германии, во Франции. Так, под его руководством была проведена немецкая обработка «Путевки в жизнь». В ателье были сняты немецкие надписи и вступительное слово режиссера на немецком языке. Фильм прошел тогда по всей Германии с небывалым успехом и получил единодушную положительную оценку в печати. Даже буржуазные газеты писали о нем восторженно и отмечали, что фильм, «обладая высокой художественностью, проходит через сердце зрителя в его ум и настраивает его благожелательно к большевизму». Только в Берлине в зале им. Моцарта картина шла около трех месяцев, после чего она была выпущена на 25 экранах города.

Фильм имел огромное воздействие на немецкую молодежь, вдохновляя ее на борьбу с фашизмом. Вот один из многих примеров, о котором рассказывает журналист А. Анциферов в своей корреспонденции: «Мишку» арестовали холодной мартовской ночью 1935 года. Его схватили прямо на улице, неподалеку от Центрального вокзала, возле той самой глухой и длинной серой стены, где он размашисто, не жалея краски, вывел: «Гитлер—это война!» Лихорадочно меряя шагами черную коробку камеры, «Мишка» проклинал себя за неосторожность, пытаясь в цепи предшествующих поступков и событий отыскать тот роковой неверный шаг, который привел к провалу. Тогда он еще не знал, что гестапо уже давно вышло на след подпольной группы. Последовавшие затем аресты подтвердили это: «Колька» и «Мустафа», другие члены организации тоже оказались в застенках штутгартской следственной тюрьмы.

...— Мы были тогда мальчишками,—рассказывает один из активистов этой организации Ганс Гаспарич. — Опыта подпольной работы, конечно, ни у кого из нас не было. Зато была в избытке жажда борьбы. И была вера, вера в то, что победа над фашизмом придет. И был долг — эту победу приблизить.

— «Мишка», «Колька», «Мустафа»... — откуда взялись эти псевдонимы?

— Все очень просто, — улыбается Ганс. — В Германии незадолго до этого с огромным успехом прошел фильм «Путевка в жизнь». Его герои стали нашими кумирами. Киношные Мишка, Колька, Мустафа были для нас, тогдашних немецких комсомольцев, полпредами новой жизни. Желая походить на них хоть в чем-то, мы приняли их имена».

По-иному встретила фильм Франция. Французская цензура сначала запрещала его демонстрацию. На вопрос режиссера Н. Экка, как об этом пишет «Вечерняя Москва» от 4 апреля 1932 г., о мотивах запрещения французский цензор заявил: «Если бы я вздумал делать вырезки, мне пришлось бы предложить вам вырезать... всю картину, ибо я не найду ни одного места, где не говорится о коммуне или о коммунизме...» В демонстрации фильма большую помощь оказало «Общество друзей Новой России». Первый советский звуковой художественный фильм произвел громадное впечатление, встретил хорошие отзывы во французской прессе и злостную травлю в эмигрантской печати.

В начале марта 1933 г. в Москву приезжал известный французский писатель и кинокритик Леон Муссинак. В беседе с корреспондентом «Вечерней Москвы» он сказал:

«Я не запомню большей сенсации в Париже, чем та, которая была вызвана демонстрацией фильма «Путевка в жизнь». С необычайным успехом в течение нескольких месяцев он демонстрировался в одном из самых шикарных буржуазных кинематографов — в театре «Пигаль». У касс постоянно стояли очереди за билетами, трудно было попасть в кино... Вся буржуазная пресса поместила хвалебные статьи и отзывы».

Видные прогрессивные кинорежиссеры мира оценивали не только высокое мастерство создателей картины, но и отмечали, какую силу воздействия оказывали советские картины на трудящихся, содействуя их справедливой борьбе с капитализмом.

О воздействии первого советского звукового художественного фильма на испанцев, о влиянии его на повышение национального самосознания народа, борющегося за свою свободу, пишет одна из примечательных и романтических фигур испанской революции, человек необыкновенной судьбы Игнасио Идальго де Сиснерос. Выходец из старинного аристократического рода, он, получив традиционное для своего круга военное образование, становится одним из первых военных летчиков Испании. На протяжении пятнадцати лет участвует в колониальных войнах в Северной Африке, а затем командует воздушными силами Испании в Западной Сахаре. Непосредственно перед фашистским мятежом Франко в 1936 году Сиснерос занимает пост авиационного атташе Испании в фашистской Италии и гитлеровской Германии.

«Все наши родственники, — пишет Игнасио Игальдо де Сиснерос, — как и большинство старых знакомых и друзей, находились в лагере правых. Другого нельзя было и ожидать. Число лиц, объективно оценивавших события, все уменьшалось.

В тот период я впервые увидел советские фильмы. Первый из них, мне кажется, был «Путевка в жизнь», история группы беспризорных детей 12—17 лет, появившихся в России после гражданской войны. Мы вышли из кинотеатра, потрясенные этой ужасной трагедией. Второй, «Броненосец «Потемкин», взволновал нас еще больше. Не забуду, с каким вниманием публика следила за ходом действия картины. Мне кажется, что у всех зрителей нервы были напряжены до предела. Помню разговоры и споры, возникшие среди наших знакомых по поводу этих фильмов. Впервые эти споры заставили меня серьезно задуматься над тем, что есть страна, где народная революция коренным образом изменила порядок вещей».

Перед Сиснеросом открывалась тогда блестящая военная карьера. Однако, будучи настоящим патриотом своей родины и человеком, любящим свой народ, он впоследствии отказывается от привилегий своего класса, переходит на сторону народа и в самые трудные для испанской революции дни, в период героической обороны Мадрида вступает в ряды Коммунистической партии Испании. Назначенный командующим военно-воздушными силами, Сиснерос с первых дней фашистского мятежа сражается в воздухе плечом к плечу с советскими летчиками-добровольцами, участвовавшими в национально-революционной войне испанского народа.

Источник: М.И. Исиметов. Йыван Кырля

Nut
Сообщения: 4092
Зарегистрирован: 28 мар 2007, 19:53
Откуда: СССР

Сообщение Nut » 30 янв 2009, 19:07

Йыван Кырля

Йыван Кырля (наст. имя и фамилия — Кирилл Иванович Иванов, 17 марта 1909 — июль 1943) — марийский советский актёр и поэт, исполнитель роли Мустафы Ферта в первом звуковом советском фильме "Путёвка в жизнь" (1931)

Биография
Родился в бедной крестьянской семье. Его отца, Ивана Семеновича, зверски убили кулаки за активное участие в работе комбеда, мать Матрёна Якимовна осталась с тремя детьми. Жил в деревне, пастушил, батрачил, просил милостыню.

Окончил школу первой ступени в Марисоле, поехал в Сернур для продолжение учёбы во второй ступени. Осенью 1926 года по путёвке Сернурского канткома комсомола Марийской автономной области направлен на учёбу в марийское отделение рабфака при Казанском университете.

У Йывана блистал рано проявился интерес к поэзии, музыке, театру, кино. Почти ни один творческий студенческий вечер не обходился без его участия. Изучал творчество С. Есенина, В. Маяковского, А. Безыменского, А. Жарова, М. Светлова, читал наизусть их произведения. Преподаватели, заметив его незаурядные артистические способности, осенью 1929 года дали ему направление на актёрское отделение Государственного техникума кинематографии.

В числе студентов национальных студий Йыван был приглашён для участия в массовых сценах при постановке первого звукового советского художественного фильма «Путёвка в жизнь». На рабочем просмотре первого эпизода фильма молодой актёр был выбран режиссёром Николаем Экком на роль вожака беспризорников Мустафы по кличке «Ферт». Параллельно с учёбой в техникуме, Йыван около двух лет снимался в фильме. Многие произнесённые Мустафой реплики, взятые прямо из окружавшей его народной жизни, зрители растащили на поговорки: «Яблочка хотца!», «Ловкость рук и никакого мошенства»…

После окончания кинотехникума актёр работал на студии «Востокфильм», в 1934—1936 годах участвовал в съёмках фильма «Наместник Будды» (режиссер Евгений Иванов-Барков), где сыграл роль ламы. Во время съёмок вместе с творческим коллективом прожил в Монголии. В начале 1937 года Кырля переехал в Йошкар-Олу и стал артистом Марийского государственного драматического театра, играл в спектаклях «Любовь Яровая», «Дубровский».

Йыван Кырля известен не только как киноактёр, но и как поэт. Его стихи печатались в газете «Марий ял» («Марийская деревня»), издававшейся в Москве на рубеже 30-х годов. При жизни поэта вышли три книги (в издательстве художественной литературы в Москве, на марийском языке). В своих стихах Йыван отрицал прошлое, со всей силой утверждая новую жизнь. Хорошо знал и дружил он и с поэтом Мусой Джалилем. В январе 1937 года поэт был принят кандидатом в члены Союза писателей СССР.

Йыван Кырля принимал активное участие в общественной и литературной жизни, совершал гастрольные поездки по многим городам страны, принимал активное участие в работе Марийского представительства при ВЦИК и землячества марийских студентов Москвы.

О последних годах актёра известно мало. "Были слухи, что он погиб на войне" (Михаил Жаров). Есть версия, что он был арестован 23 апреля 1937 г. на 10 лет по статье о контрреволюционной деятельности, однако композитор Сигизмунд Кац свидетельствует, что Йыван разговаривал с ним в 1941 году, будучи проездом в Москве. По официальным данным, он умер в лагере на Урале в июле 1943 года.

Биография Йывана Кырли послужила основой для фильма о жизни марийской молодёжи «Песня о счастье» (режиссёры М.С. Донский и В.Г. Легошин). Первоначально фильм назывался «Тайны Кавырли» («Жизнь Кавырли»).

Именем Йывана Кырли в марте 1969 года названа улица в г. Йошкар-Оле.

Так вот он какой, Мустафа!
В 20-е годы многим казалось, что перевоспитать беспризорников невозможно. Но жизнь опрокинула эти пессимистические прогнозы. Начинать надо было с ночных облав. В одной из таких облав принимал участие и я. В морозную, метельную ночь группа комсомольцев и милиционеров решила осмотреть железнодорожный состав, стоящий на запасном пути. Вошли внутрь насквозь промороженного вагона. Темнота. Вдруг в луче фонарика, направленного мною на верхнюю полку, увидели какой-то живой комочек и злобные, раскосо поставленные мальчишеские глазенки. Мгновение, и комочек срывается с полки. В руке беспризорника мелькает нож. Я едва успеваю отклониться в сторону, и тут мне на помощь приходит милиционер. Он ловко обезоруживает парнишку и мы... знакомимся. Озлобленное существо оказалось обаятельнейшим татарчонком по имени Мустафа.

Позднее, когда началась работа над фильмом, этот мальчонка послужил прототипом главного героя фильма-главаря беспризорников Мустафы по кличке Ферт. По эскизам художника Ивана Степанова построили декорацию заброшенного подвала полуразрушенного дома. На студию приехали бывшие беспризорники. Лица ребят, накормленных, отоспавшихся, сияли от удовольствия. Ведь они будут «сниматься в кино!» Переодетые в грязные лохмотья, с нечесанными вихрами, они вповалку улеглись по углам подвала и сделали вид, что крепко спят. Началась съемка. Держа в руках фонарики, в подвал спускаются милиционеры. Неожиданно тишину разрывает пронзительный возглас: «Шухер! Облава!»

Вдруг в разгар съемки на моих глазах происходит нечто, нами никак не предусмотренное. Из пустой бочки, которая стояла на переднем плане, вылезает какая-то немыслимая физиономия. На голове женская кожаная изодранная шляпка. За ухом, на грязной тряпке, торчит деревянная ложка. А на лице с характерным восточным разрезом глаз — обаятельнейшая хитрая улыбка.

Работа, естественно, останавливается. Я попросил оператора снять крупным планом эту колоритную фигуру. А на следующее утро, просмотрев материалы, приходим к твердому убеждению, что вожака беспризорников Мустафу должен сыграть именно этот парень.

...Иван Кырля выступал перед объективом киноаппарата впервые. Однако жизненная правдивость созданного им образа, покоряющая искренность исполнения поставили начинающего актера в один ряд с такими известными мастерами, как Николай Баталов (организатор трудовой коммуны), актер Московского художественного театра, и Михаил Жаров (главарь бандитов). Своим успехом фильм во многом обязан этим замечательным актерам, которые сумели донести до зрителей благородные гуманистические идеи произведения.

Николай Экк, кинорежиссёр

Источник: М.И. Исиметов. Йыван Кырля

Ответить