Омар Хайам

Обсуждение материалов раздела сайта.
Ответить
Аватара пользователя
Олег
Сообщения: 8117
Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:15
Откуда: СССР

Омар Хайам

Сообщение Олег » 18 май 2007, 08:55

18мая 1048 года родился великий гуманист и жизнелюбец Омар Хайям

Омар Хайям родился в Хорасане., в древнем городе Нишапуре, в семье зажиточного ремесленника, быть может, старейшины цеха ткачей, изготовлявших ткани для шатров и палаток.Очевидно, ремесло его предков было почетным, ибо Хайям - псевдоним поэта - происходит от слова "хайма" (шатер, палатка).

Получив первоначальное образование в родном городе, Хайям переезжает учиться в Балх. Для дальнейшего усовершенствования своих познаний в 70-х годах XI века Хайям поселяется в Самарканде - крупнейшем научном центре того времени.

Из всех наук молодого Хайяма сильнее всего увлекала математика. Славу ему принес не дошедший до нас трактат "Трудные вопросы математики" и последовавший за ним - "Объяснения трудного в заключениях Эвклида". Вскоре Хайям переезжает в Бухару по приглашению правителя, принца из рода Караханидов. Там он принят был с большими почестями. Правитель Бухары, беседуя с Хайямом, "сажал его с собой рядом на престол в знак наивысшего уважения".

К этому времени стремительно выросла и утвердилась огромная империя Великих сельджуков-выходцев из кочевого туркменского племени Огузов. В 1055 г. сельджукский султан Тогрул-бек завоевал Багдад.

Халиф окончательно утратил всякую власть, что имело большое благотворное влияние на культурное развитие народов, населявших обширные страны Ближнего Востока.

При султане Малик-шахе империя Великих сельджуков простиралась от границ Китая до Средиземного моря, от Индии до Византии. Главою нового государства стал известный Низам-ул-мульк, образованнейший человек своего века, обладавший большим государственным талантом. При нем расцвели промышленность и торговля. Он покровительствовал наукам, учреждал в больших городах учебные заведения-медресе и восстановил Багдадскую академию "Низамийе".

По его приглашению Омар Хайям переселяется в столицу нового государства Исфахан и становится почетным приближенным султана.

Легенда говорит, что Низам-уд-мульк предложил Хайяму управлять городом Нишапуром и всей прилегающей областью. Хайям ответил: "Не хочу управлять людьми, приказывать и запрещать, а хочу весь свой разум посвятить науке на пользу людям!"

К этому времени Хайям известен как величайший астроном своего века. Ему поручено строительство крупнейшей в мире обсерватории. В результате его многолетних наблюдений за звездным небом, им была совершена реформа календаря за пятьсот лет до реформы папы Григория XIII.

Когда создавал Хайям свои четверостишия? Очевидно, в течение всей жизни, до глубокой старости. Он никогда не писал хвалебных од правителям, никогда не был придворным льстецом, ожидающим милостей и подачек. Мы представляем себе его человеком гордым и независимым, исполненным достоинства.

Его четверостишия-рубай - пробились, как родники, изглубин народного творчества. Каждое четверостишие Хайяма - это маленькая поэма. Хайям выгранил форму четверостишия, как драгоценный камень, утвердил внутренние законы рубай, и в этой области нет ему равных.

О Хайяме - ученом, философе-сказано много. До нас дошло восемь его ученых трудов-математических, астрономии ческих, философских и медицинских. Это далеко не все его наследие. Многое или погибло, или еще не найдено. В одном четверостишии он говорит: "Тайны мира, что я заключил в сокровенной тетради, От людей утаил я, своей безопасности ради".

Эта сокровенная тетрадь Хайяма приоткрывается нам в его великолепных четверостишиях, где он, с необыкновенной силой, глубоко и полно высказывает то, чего не мог сказать в своих научных трудах из-за суровых условий своего вреиеви, из-за тяготевшего над ним гнеота религии. Как язвительно издевается он в своих стихах над показной святостью, над установлениями шариата, которые он считает бессмысленными, над всем, - что гнетет и давит душу живую. Он отрицает существование ада и рая, отрицает загробную жизнь, смеется над постами и молитвами, что было величайшим кощунством в глазах официальных ревнителей ислама.

Восемнадцатилетний период жизни Хайяма в Исфахане был самым счастливым и творчески плодотворным временем его жизни под защитой могущественных покровителей.

В 1092 году заговорщиками был убит Низам-ул-мульк. Через месяц в расцвете сил умер Малик-шах. Началась ожесточенная борьба за власть. Империя стала разваливаться на отдельные феодальные государства. Средства на обсерваторию перестали отпускать. Положение Хайяма становилось опасным. Его враги и гонители подняли головы. Историк пишет: "Чтобы сохранить глаза, уши и голову, шейх Омар Хайям предпринял хадж (паломничество в Мекку)". Путешествие к святым меcтам в ту эпоху длилось иногда годами... Возвратясь из хаджа, Омар Хайям поселился в Багдаде, где стал как бы профессором в академии Низамийе. Нрав его изменипся. Он стал суровым, замкнутым и "захлопнул дверь своего дома перед прежними друзьями и единомышленниками". Прошли годы, в стране установился сравнительный порядок. К власти пришел сын Низам-ул-мулька, стремившийся продолжать политику своего отца. Овеянный славою, великий ученый Омар Хайям вернулся в родной Нишапур. Ему к тому времени было, очевидно, более 70 лет. Последние годы жизни он провел на родине, в благословенном Хорасане, окруженный почетом и уважением лучших людей своего времени. Его гонители не осмеливались расправиться с ним.

Четверостишия Хайяма полны глубоких философских раздумий. Он скорбит над неустроенностью человеческих судеб, над обреченностью жизни человеческой. Эти четверостишия, очевидно, родились в годы его скитаний, когда он стал мишенью издевательств и преследований людей низких и лицемерных, которых он так всегда ненавидел.

Великий гуманист и жизнелюбец Хайям утверждает жизнь, прославляет красоту и духовное величие человека. Глубинный смысл его поэтических образов не дает нам поводов для мистического, суфийского их истолкования, но и за каждой реалистической картиной, будь то гончарная мастерская, или черепок кувшина, бывший когда-то черепом шаха скрывается глубокий и драгоценный символ: он воспевает возлюбленную, и хотя она смертна, как все люди, она становится божеством, ради которого он отрекается от рая. Он прославляет пир, но это пир высоких мыслей и благородных чувств- пир Платона. Чаша вина - это волшебная чаша Джамшида, чаша человеческого разума, объемлющего весь мир. Сборище пьяных гуляк оказывается кругом избранных мудрецов.

В некоторых четверостишиях возникают пейзажи, изумительные по чистоте и прозрачности красок. Хайям, столь много сказавший о кувшине, чаше и вине, не был ни пьяницей, ни гулякой. Великому мудрецу, ученому, трудившемуся весь свой долгий век до последнего часа, едва ли могло прийти в голову предаваться разгулу.
http://www.2day.ru/17582-show.asp
http://sulamith.narod.ru/russian/omar_hajam2.html
http://www.kulichki.com/moshkow/HAJAM/hajam2.txt
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0% ... 0%B0%D0%BC
Последний раз редактировалось Олег 18 май 2007, 17:47, всего редактировалось 1 раз.

Сергей Французов
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 18 апр 2007, 23:48
Откуда: Санкт-Петербург, Париж

Омар Хайам

Сообщение Сергей Французов » 18 май 2007, 14:25

Многоуважаемый Олег!
Хорошо, что Вы вспомнили про эту дату, но жаль, что в составленная Вами историческая справка не свободна от грубых ошибок, связанных с Сельджукидами. Причем как раз об этой династии довольно много написано на русском языке.
Так, Вы пишете: "К этому времени стремительно выросла и утвердилась огромная империя Великих сельджуков-выходцев из кочевого туркменского племени Огузов. В 1055 г. сельджукский султан Тогрул-бек завоевал Багдад и объявил себя духовным главою всех мусульман.

Халиф окончательно утратил всякую власть, что имело большое благотворное влияние на культурное развитие народов, населявших обширные страны Ближнего Востока".

Однако Тугрил-бек (так будет правильнее, но не это принципиально), первый султан Великих Сельджукидов, начал свой поход на запад под лозунгом освобождения халифа из-под власти шиитской династии Буидов ради торжества суннитского толка в исламе (разумеется, реальные цели этого похода были иные). Халиф же утратил всякую политическую власть еще в 945 г., когда Багдад заняли Буиды. Они, будучи шиитами, конечно, не признавали его духовным главой всех мусульман, но низложить не решились, оставив ему мизерное содержание. Совершенно не согласен в Вами относительно того, что утрата халифом политической власти была чем-то позитивным. Это означало окончательную дезинтеграцию Халифата, могучего государства, обеспечившего мир и безопасность значительной части мусульман (не всем, правда, т.к. Испания и часть Магриба под властью Аббасидов никгда не были), и торжество раздробленности, сопровождавшейся частыми войнами в самом исламском мире, грабежами, безвозвратной утратой значительных культурных ценностей. Кстати, халиф до 945 г. по сути не имел ничего общего с папой римским: это был, прежде всего, единственный законный светский глава всех мусульман (разумеется, только с точки зрения суннитов). Взяв Багдад в 1055 г., Тугрил-бек стал воздавать всяческие почети тогдашнему халифу ал-Ка'иму (1031-1075), правда, о возвращении ему реальной политической власти речь не шла. Титулы, которые получил Тугрил-бек от благодарного халифа, Рукн ад-Даула ("Краеугольный камень государства") и Малик ал-машрик ва-л-магриб ("Царь Востока и Запада") никаких претензий на духовное лидерство в себе не содержат. Нужно заметить, что отношения между Тугрил-беком и ал-Ка'имом не были идиллическими: так, Тугрил-бек заставил халифа нарушить давнюю аббасидскую традицию и женился на одной из дочерей халифа. Чтобы скрепить этот союз, сам ал-Ка'им взял в жены племянницу Тугрил-бека, дочь его брата султана Чагры-бека. Одним из последствий взятия Багдада Сельджукидами в 1055 г. стало восстановление халифом ан-Насиром (1180-1225) Аббасидской государственности, к сожалению, в сильно урезанных границах.
Нужно также иметь в виду, что вне ислама никакой культуры на средневековом Ближнем и Среднем Востоке не было и быть не могло (кроме, разумеется, слабевших и маргинальных иудейской, христианской и зороастрийской традиций). И сам Омар Хайам был неотъемлемой часть именно великой культуры ислама, только ее рационалистической составляющей. Великие мусульманские философы, чью традицию он продолжал, считали, что к подлинной вере в Аллаха можно прийти только через Разум, подвергнув сомнению буквально все религиозные истины. В ад и рай они тоже не верили и считали, что посмертное существование получат лишь души выдающихся мыслителей, который смогут ТАМ вечно заниматься своим любимым делом, ни на что бренное не отвлекаясь (довольно оригинальная точка зрения, правда).
Ну и последнее. Вы правы в том, что мотив винопития у Омара Хайама - отчасти дань традиции; замечу, что но на сей раз не философско-рационалистической, а суфийской. Но вот уж много или мало он пил, часто или редко, ни Вам, ни мне знать не дано... Впрочем, не совсем стандартные обороты в его прекрасных стихах подсказывают мне, что к этому прекрасному напитку он не был равнодушен...
Сергей Французов

Аватара пользователя
Олег
Сообщения: 8117
Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:15
Откуда: СССР

Сообщение Олег » 18 май 2007, 17:45

Уважаемый Сергей!
Спасибо за исправления. Не являясь специалистом в этом периоде истории посчитал возможным привести текст целиком, для заполнения календарной даты на сайте.

Ссылка приведена.

Впредь, когда у нас будет больше времени и людей, для заполнения календарной странички сайта, мы будем более внимательны к источнику, однако хотелось бы уточнить ряд вопросов...
Однако Тугрил-бек (так будет правильнее, но не это принципиально),
В.В. Бартольд озвучивал именно так его имя, и думаю это
действительно не принципиально ...
В 1055 г. сельджукский султан Тогрул-бек завоевал Багдад и объявил себя духовным главою всех мусульман.
Я не уяснил, твердо, из вашего текста, объявлял ли он себя номинально духовным главой, в том контексте, как мог назвать себя духовным главой "монарх" в исламском мире, не принимавший и не знавший традиции "папства"? Претендовал ли Султан на этот титул, был ли Сельджукидский султанат светским государством? Если в этом контексте нельзя понимать этот абзац, то тогда в тексте действительно грубая историческая ошибка. Но не принципиальная в рмках тех задач, что стояли перед однодневным календарным текстом на сайте, который исчезнет уже завтра, когда наступит 19 мая :).
Совершенно не согласен в Вами относительно того, что утрата халифом политической власти была чем-то позитивным. Это означало окончательную дезинтеграцию Халифата, могучего государства, обеспечившего мир и безопасность значительной части мусульман
Тут мне трудно с Вами согласиться. Ибо Все восстания и воины в частности в Мавераннахре , все тяжкие налоги, на местное население выпавшие, с приходом арабов, довольно сложно воспринимать как позитивное явление. На территории восточных окраин Халифата с первого момента появления войска арабов велась национально освободительная борьба , а уже с конца IX века ведется военная и политическая борьба за самостоятельность от "могучего государства". Более того, именно победа над войсками ставленников Халифата в 900 г позволила Исмаилу Самани используя борьбу народных масс за независимость, не только выровнять политическую ситуацию, но и прекратить междоусобицы бытовавшие между ставленниками Халифа и сотрясавшие Хорасан и Мавераннахр, именно освобождение от власти Халифов, позволило выделить силы на борьбу с северным "кочевым" противником.
Таким образом, представление о том, что целое всегда лучше части далеко от политических реалий. Так, в свое время Б.А. Рыбаков доказал, что раздробление Руси, было не трагедией, а позитивным фактом утончения системы управления для столь огромной территории. Для ситуации с Хорасаном и Мавераннахром сказывались так же исторические и этнические вводные.
торжество раздробленности, сопровождавшейся частыми войнами в самом исламском мире, грабежами, безвозвратной утратой значительных культурных ценностей.
Совершенно не так для территории Мавераннахра. Именно приход власти халифата и арабов принес катастрофические последствия для культурной составляющей, а освобождение от халифата дало всплеск в архитектуре и культуре в рамках державы Саманидов. Именно фактическая независимость Саманидов стала основой первого культурного расцвета, после катастрофы арабского завоевания.
Нужно также иметь в виду, что вне ислама никакой культуры на средневековом Ближнем и Среднем Востоке не было и быть не могло (кроме, разумеется, слабевших и маргинальных иудейской, христианской и зороастрийской традиций). И сам Омар Хайам был неотъемлемой часть именно великой культуры ислама, только ее рационалистической составляющей.
Это совершенно понятно. Но если вы ознакамливались с текстом о Красной Идее, (являющимся научным предположением), то вы поймете, что в каждой из мировых религий и культур есть элементы КИ, о которых собственно и стоит говорить в данном контексте (титул сайта Красная Застава) ...

Ну и последнее. Вы правы в том, что мотив винопития у Омара Хайама - отчасти дань традиции; замечу, что но на сей раз не философско-рационалистической, а суфийской.
Это понятно, но только дань традиции...
Но вот уж много или мало он пил, часто или редко, ни Вам, ни мне знать не дано...
Это не ко мне :(. Это мысль составителя текста…
Впрочем, не совсем стандартные обороты в его прекрасных стихах подсказывают мне, что к этому прекрасному напитку он не был равнодушен...
Я не берусь судить на эту тему. Вам виднее...как лингвисту...:)

Сергей Французов
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 18 апр 2007, 23:48
Откуда: Санкт-Петербург, Париж

Омар Хайам

Сообщение Сергей Французов » 18 май 2007, 18:25

Многоуважаемый Олег!
В том-то и дело, что Султанат Сельджукидов был государством светским. Духовным лидеров всех суннитов (причем с 945 г. чисто духовным) оставался халиф. Впрочем, и вернув себе политическую власть в конце XII в. он эту функцию не утратил. Султан - один из титулов мусульманского светского правителя; первоначально это было абстрактное существительное (даже без мн.ч.) со значением "власть", пришедшее в арабский из арамейского ("шилтон"), его использовали в цветистых прозвищах, а уж потом на рубеже X-XI вв. оно превратилось в титул (первым его принял, видимо, Махмуд Газневи, тоже правитель сугубо светский и порывавшийся, для виду, конечно, "освобождать" халифа).
Относительно гнета халифской власти в Мавераннахре должен заметить, что я отнюдь не склонен идеализировать эпоху ранних Аббасидов, скажем, ал-Мансура и ал-Махди, когда народные восстания, в том числе и в этой области вспыхивали довольно часто. Впрочем, именно в Мавераннахре основной их причиной, на мой взгляд, был не столько налоговый гнет (и он, конечно, тоже), сколько несбывшиеся ожидания тех жителей Мавераннахра, которые сыграли решающую роль в победе Аббасидов, пойдя за Абу Муслимом, и ожидая вслед за переворотом политическим (свержением Омейядов) переворот социальный (может быть, даже по типу маздакитского). А этого не случилось. Более того - в самом начале своего правления ал-Мансур, второй халиф новой династии, расправился с Абу Муслимом. Восстания начались не сразу вслед за этим (столь велик был шок!). но через некоторое время.
Я же имел в виду, что даже сохранение слабого центра власти в Багдаде при сильной автономии (но все же не независимости!) и Саманидов, и Караханидов, и др. местных династий было благом для мусульманского мира по сравнению с тем, что началось после прихода Буидов (не сразу, конечно) и особенно после истребления Аббасидов в 1258 г. при взятии Багдада монголами. Кстати, золотым веком исламской культуры считается именно конец IX - большая часть X вв., затем идут ее стагнация и упадок. Что до элементов Красной идеи, то в исламской культуре они, разумеется, были, прежде всего, в учении исмаилитов.
Что до Исмаила Сам'ани, то его возвышение произошло вовсе не в борьбе в халифом, которому тогда было уже не до Мавераннахра (с Сирией и Египтом бы разобраться!), а в результате победы над одним из опасных противников Багдада - Саффаридами. За это Исмаил получил от халифа ал-Му'тадида Мавераннахр в качестве наследственного владения. Все Саманиды, кстати, упоминали халифа в хутбах и время от времени посылали подарки в Багдад.
Сергей Французов

Аватара пользователя
Олег
Сообщения: 8117
Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:15
Откуда: СССР

Сообщение Олег » 18 май 2007, 18:45

Сергей Французов писал(а):За это Исмаил получил от халифа ал-Му'тадида Мавераннахр в качестве наследственного владения. Все Саманиды, кстати, упоминали халифа в хутбах и время от времени посылали подарки в Багдад.
Я думаю мы говорим о состоянии де-факто, когда оцениваем реалии...?
Или о номинальном состоянии? Последнее лишь в малой степени играет роль
обеспечившего мир и безопасность значительной части мусульман
Номинальный статус тут может быть совершенно опущен



Так Киевский престол до 1241 года воспринимался де-факто столицей, но это не помешало тем походам, что учинил Андрей Боголюбский и Ярослав Всевлодович...



Сергей Французов писал(а):на мой взгляд, был не столько налоговый гнет (и он, конечно, тоже), сколько несбывшиеся ожидания тех жителей Мавераннахра, которые сыграли решающую роль в победе Аббасидов,
Мне трудно согласиться. Я думаю основа именно в неудовлетворенности материальной прежде всего, как "движителе" широких восстаний народа, а потом уж политические иделы...

Аватара пользователя
Олег
Сообщения: 8117
Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:15
Откуда: СССР

Сообщение Олег » 18 май 2007, 19:25

Пользуясь случаем и признавая, в максимуме, вашу правоту, но не в контексте обозначенного формата, хотел сделать Вам предложение...

Не желали бы Вы помочь в подборке материала для заполнения страниц сайта Красная Застава, в контексте поднимаемых нами проблем и идей? Может вы, как коммунист, отзоветесь, по мере сил?

Ваши замечания, лишний раз, показывают, что начинание наше - в строительстве НКК, только тогда станет действительно действенным, когда будет, достигнут определенный количественный и качественный уровень...

А пока все держится, на более или менее пассивном коллективе и ограниченной (до 10-тка) группе инициаторов...

Если Вы понимаете, о чем я говорю ...

Сергей Французов
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 18 апр 2007, 23:48
Откуда: Санкт-Петербург, Париж

Омар Хайам

Сообщение Сергей Французов » 18 май 2007, 21:06

Многоуважаемый Олег!
В принципе я готов помочь в этом, однако не хотел бы выходить за рамки своей специализации, понимаемой, впрочем, довольно широко. Я мог бы подобрать тексты из источников или из трудов крупных ученых, касающиеся распространения Красной идеи на Ближнем и Среднем Востоке в древности и средние века и, по возможности, дать к ним свой комментарий. Ну, почему бы, не поместить на сайте, скажем, утопию Ямвлиха, которая куда менее известна и доступна, чем соответствующие произведения Мора или Кампанеллы, и привести некоторые исследования по ней советских ученых? Таких утопий в эпоху ээлинизма было, судя по всему, не так уж мало. Находились и те, кто хотел воплотить их в жизнь. В этой связи можно будет дать то место из "Цивилизации эллинизма" (название даю по памяти и могу слегка ошибиться) А. Бернара, которое И.А. Ефремов использовал в самом конце "Таис Афинской". Или все же Иван Антонович дошел до первоисточника? Это тоже интересно было бы выяснить.
Конечно, заслуживает особого внимания маздакитское движение, которое давно привлекает меня и как один из немногих в истории примеров торжества сторонников Красной (тут и в самом прямом смысле!) идеи, пусть и на несколько десятилетий, и как движение, даже после своего разгрома в течение многих столетий вдохновлявшее сторонников социальных перемен.
Я смогу приступить к этому по возвращении домой в начале июня. Правда, мне не приходилось выкладывать на сайты отсканированные тексты, но, полагаю, мои коллеги, отвечающие за сайт нашего филиала мне подскажут, да и администраторы этого сайта помогут, если будет нужно, советом.
Сергей Французов

Аватара пользователя
Олег
Сообщения: 8117
Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:15
Откуда: СССР

Сообщение Олег » 18 май 2007, 21:13

Очень приятно.
С ком. приветом.

Ответить