Страница 2 из 2

Добавлено: 12 июл 2005, 09:01
Сима
Доклад Андрея Константинова.
РАДИКАЛЬНЫЙ ГУМАНИЗМ ИВАНА ЕФРЕМОВА

"Поезд остановился, и Дар Ветер вышел на широкую площадь, вымощенную зеленым стеклом, - станцию Экватор. Около пешеходного моста, перекинутого над сизыми плоскими кронами атласских кедров, возвышалась пирамида из белого фарфоровидного аплита с реки Луалабы. На ее усеченной верхушке стояло изваяние человека в рабочем комбинезоне эры Разобщенного Мира. В правой руке он держал молоток, левой высоко поднимал вверх, в бледное экваториальное небо, сверкающий шар с четырьмя отростками передающих антенн. Это был памятник создателям первых искусственных спутников Земли, совершившим этот подвиг труда, изобретательности, отваги. Все тело человека, откинувшегося назад и как бы выталкивающего шар в небо, выражало вдохновенное усилие. Это усилие передавалось ему от фигур людей в странных костюмах, окружавших пьедестал у ног изваяния.

Дар Ветер всегда с волнением всматривался в лица скульптур этого памятника. Он знал, что люди, построившие самые первые искусственные спутники и вышедшие на порог космоса, были русскими, то есть тем самым удивительным народом, от которого вел свою родословную Дар Ветер. Народом, сделавшим первые шаги и в строительстве нового общества, и в завоевании космоса..."

Год 1957-й сконцентрировал в себе события эпохального масштаба. Первая публикация романа "Туманность Андромеды", книги русской мечты, советской мечты и общечеловеческой мечты. И как обещание скорого претворения этой мечты в жизнь - окончание периода сталинизма и запуск первого в истории искусственного спутника Земли.

Год 1959-й. Впервые в истории аппарат, созданный руками человека, коснулся поверхности другого небесного тела. 14 сентября советская космическая станция "Луна-2" достигла поверхности Луны и оставила там - где-то между кратерами Архимед, Аристилл и Автолик на восток от моря Дождей - памятный вымпел с изображением герба страны и буквами "СССР".

И, наконец, 1961-й год, первый полёт человека в космос. "Я свободно представляю первого человека, преодолевшего земное притяжение и полетевшего в межпланетное пространство... -Писал когда-то К.Э. Циолковский. - Он русский... По профессии, вероятнее всего, лётчик... У него отвага умная, лишённая дешёвого безрассудства... Представляю его открытое русское лицо, глаза сокола". Сам Юрий Алексеевич Гагарин признавался, какое огромное впечатление оказал на него мир, изображённый Иваном Антоновичем в "Туманности Андромеды" и как эта книга определила его дальнейшую судьбу (то же самое о себе могут сказать очень многие люди).

Пройдут столетия, политическая подоплёка событий и имена политических деятелей будут помнить лишь специалисты-историки, но навсегда останутся в человеческой памяти имена Циолковского, Королёва, Гагарина, Ефремова и страна, открывшая человечеству дорогу в космос. Также, как сегодня все помнят Фернана Магеллана и отважных испанских моряков, впервые обогнувших Земной Шар, а политическую подоплёку событий и имена политических деятелей той поры знают лишь профессионалы.

Пойте, друзья, про выносливость паруса,
Пойте про тех, кто был смел,
Кто прочертил сквозь века в море ярости
Огненный след каравелл.

(Владислав Петрович Крапивин)

Но кроме стремления познавать Непознанное, открывать новые земли и новые миры, у радикального гуманизма - или, проще говоря, веры в Человека - есть вторая составляющая: уверенность в возможности и необходимости создания справедливого общества здесь, на Земле, а не в загробных существованиях. Вернёмся к приведённой в начале цитаты из "Туманности Андромеды": "...Народом, сделавшим первые шаги и в строительстве нового общества, и в завоевании космоса..." И в строительстве нового общества... Безусловно, мне очень горько, что первая попытка создания нового общества в конечном счёте потерпела поражение, а её осуществление не обходилось без ошибок и преступлений, но по масштабам исторического времени это лишь первый блин, всё только начинается, у нас ещё всё впереди. Потому что ход истории можно затормозить, даже надолго (как на Тормансе), но его невозможно остановить.

В завершение - также цитата, из "Лезвия бритвы", Гирин выступает перед индийскими философами: "...Никакая религия или другая идеология не обещает равной жизни на земле каждому человеку - сильному и слабому, гениальному и малоспособному, красивому и некрасивому. Равной со всеми в пользовании всеми благами и красотами жизни теперь же, не в мнимых будущих существованиях, не в загробном мире... Враги наши говорят, что равная жизнь у слабых получается за счет сильных, но ведь в этом суть справедливости коммунизма, так же как и вершин индуизма или философии чистого буддизма. Для этого и надо становиться сильными -чтобы помогать всем людям подниматься на высокий уровень жизни и познания. Разве вы видите здесь какое-нибудь противоречие с знаменитым принципом йоги: 'Оберегай ближнего и дальнего и помогай ему возвыситься'?"

Добавлено: 12 июл 2005, 09:02
Сима
В.Е. Хазанов

СЛУЖБА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
"АКАДЕМИЯ ГОРЯ И РАДОСТИ"



Академия Горя и Радости - это, без сомнения, часть системы управления обществом, куда более совершенным, чем наше нынеш­нее, но начинать работу по ее формированию надо сейчас, чтобы было, кому это общество создавать.

Психологическое состояние большинства наших сограждан, мягко гово­ря, вызывает большую тревогу. Неуверенность в будущем, в том числе, бли­жайшем; ухудшение и разрыв родственных, дружеских и любовных связей; перевод человеческих отношений почти исключительно на экономическую основу (по принципу: "поддерживать отношения, пока есть деловой интерес и прерывать их, как только этот интерес исчерпан"); рост психосоматических и душевных заболеваний, не говоря о неврозах и психопатиях; уход от действи­тельности в тупое "выживание", суицид, алкоголизм, наркоманию, религиоз­ное мракобесие различного толка; в агрессию, очень часто - немотивирован­ную или спровоцированную политическими провокаторами - мастерами по "нахождению "врагов" - псевдодемократами, псевдопатриотами и псевдоле­выми; конфликты на работе и дома, - все это признаки серьезного психиче­ского неблагополучия нашего общества. Люди часто самовыражаются в кон­фликтах, а не в творчестве; легко сдаются от неудач и даже опускаются до уровня так называемых "бомжей". Выше я уже подробно анализировал ситуа­цию в нашей стране; теперь пора рассмотреть организацию системы психоло­гической поддержки.

Имея всеобщий характер, эта поддержка, вместе с тем, должна быть "ад­ресной": надо точно определять, что, где и почему вызывает страдание людей, как оказать им помощь, т.е. речь идет о постоянном и всеобщем социально-психологическом мониторинге (наблюдении и исследовании).

Но разумеется, наиболее конструктивный результат любого исследования - разрешение выявленных проблем. Поэтому предлагаемое мною методиче­ское обеспечение психологической деятельности прообраза Академии Горя и Радости включает в себя как чисто исследовательские (психодиагностические, социологические, социально-психологические) методики, так и методики пси­хологической поддержки людей.

Я рекомендую использовать в практике исследования уровня горя и радости, сча­стья и несчастья людей следующие методики психодиагностики:

- психологические тесты по изуче­нию основных свойств личности Г. Айзенка, К. Леонгарда, Р. Кеттела и наибо­лее глубоком и сложном тесте MMPI (СМИЛ);

- диагностики самооценки Ч.Д. Спилберга и Ю.Л. Ханина;

- измерения уровня тревожности Тейлора;

- диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д.Рассела и М.Фергюссона;

- две методики дифференциальной диагностики депрессивных состоя­ний (Зунге и Жмурова);

- тест Люшера;

- тест "несуществующее животное";

- методика диагностики стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге;

- диагностики уровня социальной фрустрированности Л.И. Вассермана;

- диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко;

- экспресс-диагностики невроза К.Хека и Х.Хесса;

- диагностики показателей и форм агрессии А.Баса и А.Дарки;

- диагностики уровня агрессивности А.Ассингера;

- диагностики типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды В.В. Бойко;

- диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в об­щении В.В. Бойко;

- диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера;

- диагностики межличностных отношений Т.Лири;

- диагностики социально-психологической адаптации К.Роджерса и Р.Даймонда;

- "Q-сортировка" - методика диагностики основных тенденций пове­дения в реальной группе и представлений личности о себе В. Стефенсона;

- диагностики поведения личности в конфликте К.Томаса;

- диагностики межличностных и межгрупповых отношений ("социомет­рия") Дж. Морено;

- диагностики социально-психологических установок личности в моти­вационно-потребностной сфере О.Ф. Потапкиной;

- изучения социально-психологического климата в трудовом коллективе О.С. Михайлова и А.Ю. Шалыто.

В предлагаемом достаточно широком перечне психодиагностических ме­тодик представлены наиболее известные к настоящему моменту. Они позволя­ют всесторонне представить психологические проблемы и состояния человека, его "социальное самочувствие", состояние взаимоотношений в коллективе или группе. Сочетая эти тестовые методики в определенные блоки ("батареи") можно проводить специализированные целенаправленные исследования по ин­тересующей нас проблеме.

Далее я хотел бы представить методические разработки по данной проблеме, которые были сделаны мной совместно с моими учениками и младшими коллегами. По каждой из этих методик имеется достаточно большой опыт практического применения. Хотя эти работы выполнялись на базе и при­мере нефтегазовой промышленности, они имеют куда более общее значение и применимы практически в любой группе или коллективе, к любой человече­ской личности.

Уже теперь предлагаемые нами и другими коллегами методы и методики позволяют:

- достаточно глубоко исследовать психологические особенности каждо­го человека;

- оказать ему психологическую помощь;

- определить круг наиболее совместимых с ним людей;

- дать ему рекомендации по преодолению проблемы низкой психофи­зиологической совместимости с теми людьми, которые, несмотря на эту ситуа­цию (паттерн), являются для него референтными (т. е. "выбираемыми", важны­ми в жизни);

- формировать коллективы ("команды" из совместимых друг с другом людей);

- и, наконец, понять причины возникновения проблемных ситуаций, в том числе конфликтов в уже существующих коллективах и рабочих группах.

Говоря уже о конфликтном взаимодействии людей, необходимо при­знать, что это явление в "царстве инферно" неуничтожимо. Предлагаемые авто­ром исследовательские методики и методы психологической поддержки позво­ляют предотвратить возникновение многих конфликтных ситуаций, но не ме­нее 15-20% столкновений все равно произойдут. Следовательно, надо уметь управлять конфликтами, правильно разрешать их.

А теперь, пользуясь словесным штампом дурацких ла­тиноамериканских телесериалов (надеюсь, Вы не считаете их методом психо­терапии?) - "с Вашего позволения" - перейдем к некоторым рекомендациям психологам-"ефремовцам", т.е. к тем, кто ориентирован на Эру Встретившихся Рук, а не Разобщенного Мира (или, тем более, "темные века").

1. Забудьте в своем общении с клиентами формулировку: "Если Вы види­те, что эту ситуацию Вам не изменить - смиритесь. Приучитесь примиряться с тем, что Вы не можете исправить в окружающем мире".

Скажите человеку, что изменить нельзя только одно: вернуть умершего близкого, любимого, друга, товарища. Но и тогда надо не "смиряться", а много раз повторить себе: "Я справлюсь!" Это ведь не значит: забыть! Это значит: я не забуду человека, но справлюсь и пойду по жизни дальше!

И тому, кто считает, что жить - не сто?ит, кто готов к суициду, объясните, что жизнь - многовариантна, надо только выбрать свой путь, а вот смерть вари­антов не имеет.

2. Скажи?те человеку с заниженной самооценкой, что любить себя - нор­мально, ближе самого себя у личности никого нет. И это не значит, что стано­вишься "эгоистом" - любовь к себе не противоречит ни одному из человече­ских чувств к другим людям. Но это значит, что у каждого из нас есть только один объект для улучшения, совершенствования - это мы сами! Не пытайтесь "переделывать" других - не поступаясь принципами, совершенствуйте себя и жизнь, тогда за Вами пойдут. (А те, кто не пойдет - что ж, это их выбор, надо признавать и право других на ошибки и заблуждения).

3. И еще, дорогой товарищ психолог (да-да, именно товарищ, а не "госпо­дин" с "госпожой"): мы с Вами, разумеется, по своим этическим принципам не можем давать людям "установки", пытаться заставить их сделать что-то. Но мы должны их убедить, что даже в век компьютеров с Интернетом и "и-мейлом" надо читать настоящие книги, что это надо самому человеку, если он хочет жить и развиваться, а не прозябать или "встраиваться в любой капитализм" (как капиталист мистер Понт-Кич в "Бане" В. Маяковского был готов "врастать в любой социализм").

Это - Эрих Фромм.

Это - П. Тейяр де Шарден, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский, А.С. Мака­ренко.

Это - К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И, Ленин и современные марксисты. Надо читать их настоящие тексты, а не сталинистские и другие антикоммунистиче­ские пересказы "с точностью до наоборот" (не обязательно со всем соглашать­ся, классики могли и ошибаться, да и не предполагали из своих времен многих современных реалий).

Это - действительно художественная литература, чтение книг, пусть - горько ироничных, но мудрых и действительно человечных: Михаила Салтыкова-Щедрина, Александра Грибоедова, Антона Чехова, Владимира Короленко.

И великая советская литература дала множество прекрасных литератур­ных произведений, кроме чисто художественных достоинств имеющих и, пря­мо-таки, психотерапевтическое значение, помогающее людям преодолевать пессимизм, неверие в себя и в будущее. Это - романтические книги Вениами­на Каверина. Это - повести и рассказы явно - намеренно совсем не упоминае­мого нынешними идеологами "либерализма" писателя Леонида Соболева. Особенно я рекомендовал бы читать его "Зеленый луч", "Держись, старшина", "Парикмахер Леонард", "Голубой шарф", показывающие, что "обычный чело­век" все может, в том числе, преодолеть самые страшные, гибельные обстоя­тельства жизни.

Это - стихи и прозаические произведения Константина Симонова.

Это - лирическая проза Константина Паустовского.

Это - стихи Владимира Маяковского, Евгения Долматовского, Льва Оша­нина, Леонида Дербенева.

И среди "представительниц прекрасного пола" у нас были не только М. Цветаева с А. Ахматовой, но и Юлия Друнина, и Вероника Тушнова.

Я, разумеется, не претендую на составление очередного "списка избран­ных", каждый его может составить для себя сам. Но я точно знаю, что перечис­ленные мною авторы действительно помогают людям в жизни.

Коллеги-психологи могут использовать любые методы психологической помощи: психоанализ разных школ, гуманистическую, поведенческую или ге­штальт-терапию, но я рискну посоветовать им шире применять и методы пси­хологического воздействия через образно-чувственную строну личности. Наи­более интересно эти методы изложены в книгах:

Крам Т.Ф. Управление энергией конфликта. - М.: Аст, РЕФЛ-бук, 2000;

Бреслав Г.Э. Цветопсихология и цветолечение для всех. - СПб.: Б.С.К., 2000;

Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. - М.: Владос, 2000;

Элькин В.М. Целительная магия музыки. Гармония цвета и звука в терапии болезней. - СПб: Респекс, 2000.

Со своей стороны хотел бы добавить к тем рекомендациям "для прослу­шивания", которые дают В.И. Петрушин и В.М. Элькин, следующие музыкаль­ные произведения:

1. И. Дунаевский, А. Д'Актиль. Марш энтузиастов;

2. И. Дунаевский. Увертюра к кинофильму "Дети капитана Гранта";

3. А. Зацепин. Музыкальное сопровождение кинофильма "31 июня";

4. А. Рамирес. Вальс (звучит в заставке телепрограммы "В мире животных");

5. Х. Иглесиас. Amor;

6. Группа "Матиа-Базар". Roma.

Как говорится - проверено, людям эти мелодии и песни помогают: улуч­шают настроение, повышают оптимизм, веру в людей, снижают ощущение горя и прибавляют чувства радости и счастья.

5. Для всех нас - психологов и непсихологов - я рекомендую книги на­ших психотерапевтов и психологов-консультантов Г. Абрамовой, Ю. Алеши­ной, И. Вагина, Д. Еникевой, А. Либиной, М. Литвака, Ю. Рюрикова, Ю. Щер­батых (и те, которые даны в списке литературы к данной книге, и другие). Естественно, каждый может составить для себя свой собственный список или критически относиться к тому или иному опыту перечисленных специалистов. Но главное - это то, что теперь уже нет недавней "пустыни" в современной психологической мысли и есть, чему научиться.

Добавлено: 12 июл 2005, 09:04
Сима
Доклад Николая Смирнова.

Идеи И.А. Ефремова в школьном преподавании

И.А.Ефремов - видный представитель научного направления русского космизма, характеризующегося целостным, холистичным подходом ко всем жизненным проявлениям. Для его идей характерна глубокая разработанность, этичность и системность.

Главная проблема современного школьного образования - отсутствие межпредметной интеграции.

Внедрение идей Ефремова позволит протянуть ниточки связи не только между близкими предметами (история и литература, например), но и совершенно различными - скажем, между литературой, биологией и физикой.

Рассмотрим потенциал применения ефремовских идей на различных уроках.

Физика. Физические описания Ефремова фактически представляют собой философию, переложенную на язык гипотетической физики будущего. Представления об анизотропности вселенной являются наглядным выражением творческой роли асимметрии в природе. Синергетика, взявшая своё начало в физических исследованиях, во многом повторила мысли, высказанные Ефремовым за 20 лет до этого. В синергетике есть такое понятие: притяжение аттрактора. Аттрактор - цель, и точно определённая цель притягивает фрактал, то есть путь к этой цели.

Биология. Во-первых, идеи о целесообразности красоты. Важно понимать эволюцию как восхождение страдающей материи. Во-вторых - сквозная тема инфернальности как неизбежного итога применения к биологическим объектам законов термодинамики. Частное приспособление к существующей закрытой системе стратегически проигрывает.

Например, среди приматов несколько миллионов лет назад произошло разветвление в поиске наиболее адекватных и устойчивых форм. Часть приматов пошла по пути количественного наращивания физической силы (мегантропы) и преуспела в этом. Но гипертрофия одного-единственного качества, которое уже было испробовано эволюцией на менее высокоразвитых существах и отброшено, привела к исчезновению мегантропов. Эволюционно значимым было развитие сугубо человеческих свойств - способности к зачаточному мышлению, место для которого высвободилось из-за сокращения инстинктивных программ. Развить уже апробированное эволюцией качество - силу и ловкость - было проще, но это не давало новых ответов и потому было обречено на стратегическое поражение.

История. Аналогичную ценность, только обращённую в прошлое, представляет теория инферно на уроках истории. Постоянное осмысление прошлого через призму этих закономерностей создаст ясное понимание единых механизмов, проходящих через всю эволюцию материи. Представления о флюктуциях исторической психологии; феномен <потерянных поколений> как яркое выражение недостаточности внутренней устойчивости индивида.

Для людей русского средневековья гибельной могла оказаться невозможность ориентироваться в церковных праздниках, ибо категории мышления существовали только в рамках идеи спасения, для чего по представлениям людей того времени необходимо тщательное соблюдение церковного обряда. Слово <вера> имело значение точного соблюдения внешнего церковного ритуала.

Многие из наших современников также полностью погружены в мифы нашего времени, и любые кардинальные перемены воспримут как катастрофу и личностную трагедию (революция, распад СССР). Пафос в необходимости внутренней гармонии при изменении внешних условий.

МХК. Эстетика, разработанная Ефремовым, может послужить крепким каркасом для работы на уроках МХК. Ученики должны понимать, что в основе их стихийных эстетических реакций лежат законы психологии восприятия, зависящие от коллективного бессознательного. Однако воспитание вкуса, о котором часто, но совершенно неконкретно говорят на уроках МХК, представляет собой в концепции Ефремова осознание этих механизмов и их сознательную коррекцию.

Например, в эстетике Ефремова великолепное с технической точки зрения, но насыщенное разрушительными или подавляющими человека идеями произведение искусства является неполноценным. Таким образом в эстетику вводится этическое измерение, покоящееся на соответствующем представлении о человеческой природе.

Обществоведение, валеология. Представление о желаемом образе будущего должно иметь ярко выраженную гуманистическую нагрузку и быть насыщено диалектическими идеями. Сейчас на уроках граждановедения речь идёт, как правило, о закреплении существующего положения вещей и перечислении механизмов государственного управления. Представление о роли в социальных структурах общеприродного закона усреднения, названного Ефремовым Стрелой Аримана, совершенно отсутствует. Между тем ясное понимание гибельности всякой самоизоляции, подкреплённое разнообразными аналогиями, могло бы стать хорошим инструментом при выработке собственной позиции по отношению к этническим, религиозным, политическим и личностным обособлениям.

Литература. Здесь по самому факту (Ефремов - писатель) располагается самое широкое поле деятельности.

Необходимо ясное представление о том, что фактически вся мировая литература, как это ни покажется парадоксальным на первый взгляд, инфернальна. Замечательная русская классика, практически весь романтизм и критический реализм представляют собой отражение неустроенной жизни отдельных людей и всего общества. В то же время романтика Паустовского, Грина или Крапивина при всей совей привлекательности рисует слаборефлексирующие яркие душевные типы.

На уроках литературы много говорится о любви применительно к произведениям русских классиков. Но если подойти с психологической точки зрения к описанию тех чувств и взаимоотношений, которые называются в этих произведениях (и, соответственно, на уроках) любовью, то мы обнаружим нескончаемый поток перверсий. Результат плачевен: даже те немногие ребята, чьи представления о любви формируются классической литературой и "концепциями любви" различных писателей (Тургенев, Куприн, Бунин, Чехов), при попытках применить полученные представления в собственной жизни попадают в ложную ситуацию культивирования туманных переживаний и мучительных страстей, всецело происходящих от ложного представления о дуализме воли и чувства, ума и сердца.

Образы "ефремовских женщин" - уникальное явление в мировой литературе. Вообще представления о женщине в мировой литературе сугубо патриархальны по причине реалистичности подхода либо незнания автором другого подхода. Вообще кроме Ефремова о величайшем и первостепенном значении женского начала с той же силой убедительности писали, пожалуй, лишь Рерихи, Фромм и Д. Андреев.

Кроме этого, ефремовский стиль можно назвать первой манифестацией фантастического реализма в литературе.



Надо понять, что подобная работа вполне может проводиться силами самих учителей без перемены школьных программ и введения каких-то спецкурсов. Тут, конечно, желательно сотрудничество учителей, главная роль в котором принадлежит, конечно, учителю литературы. Предлагаемое имеет серьёзную образовательную нагрузку, так как познание тех или иных граней мира, которые в школе представляют собой отдельные разрозненные предметы, гораздо лучше и полноценнее осуществляется при глубоком понимании.

Недаром известна психологическая истина: понимание выше знания, если под знанием подразумевать владение информацией, лишённое переживания единства отдельных её блоков, что мы в основном и видим в школе в самом крайнем и уплощённом варианте. Подход, утверждаемый Иваном Антоновичем, даёт возможность преодолеть подобные крайности и способствует формированию целостной личности.