Наверное эта статья будет вам интересна, я обобщил те материалы о символике звезды что имею. Пусть только модератор перенесет тему в тот отдел, в который сочтет нужным.
Интересной, но очень мало затронутой темой являеться символика звезды. Этот несложный, но богатый по вкладываемому содержанию символ - один из очень древнейших, им начали пользоваться еще за несколько тысяч лет до нашей эры. Он имеет большое распротранение во многих культурах и не менее большую смысловую нагрузку. Одна и та же, различающаяся лишь цветом, звезда присутствует в символике Соединенных Штатов, Евросоюза, Советского Союза, Китая и многих других стран и общественных движений. Так как она широко используеться для передачи различных смыслов и идей, стоит рассмотреть подробнее значение звезды и ее историю.
Первое известное использование пятиконечной звезды приходиться на государства Шумера в междуречьи за 3000 лет до н. э. Такая пиктограмма обозначала угол, маленькую комнату, яму.
У древних пифагорийцев пентаграмма (от слова пентаграмос - пятилинейный), означала пять убежищ, куда был помещен первобытный хаос во время создания мира, и они находились в Тартаре. Тьма находящаяся в этих убежищах считалась источником души мира, а также источником мудрости. Эта пентаграмма рисовалась двумя лучами к верху.
Символ богини правящей этим потусторонним миром - яблоко, так как при разрезе в нем можно увидеть пентаграмму. Поэтому пентаграмма была также символом здоровья и богини Гигиеи. Кроме того, Пифагор утверждал, что пентаграмма являеться математическим совершенством. Но, не углубляясь в математические характеристики этой фигуры, пойдем дальше.
В каббале пентаграмма одним лучом к верху означает Иисуса. Пентаграмма также является символом печати Соломона и некоторое время была официальной печатью Иерусалима.
Для мусульманина она может означать пять столпов мусульманской веры и пять ежедневных молитв.
В христианской Европе пятиконечная звезда имела целый ряд символических значений. Кроме оставшегося со времен древнего мира символа здоровья, она символизировала пятью лучами пять чувств, пять пальцев. В религии пентаграмма использовалась как символ пяти ран Христа, пяти радостей Марии, которые она имела от своего сына Иисуса. Она также символизировала Вифлеемскую звезду в Рождество (в России Вифлеемская звезда была семиконечной). Так как одним из главных значений пятиконечной звезды был символ человеческой природы Христа, то в эпоху Возрождения, когда человек и человеческая личность начали принимать все большее значение, этот символ стал становится более важным вместе с ними. Пятиконечная звезда напоминает человека с вытянутыми в стороны руками и расставленными ногами, на подобие рисунков Леонардо да Винчи. С развитием гуманизма и атеизма звезда начала означать просто человеческую личность, как новую высшую ценность новой эпохи. По настоящему же широкое распространение и популярность пятиконечная звезда получила во время Великой французской революции. С приходом новой идеологии и новой религии, человек выносился на первое место в системе ценностей и звезда, как обозначение гуманизма и атеизма, стала одним из важнейших символов. В результате этих изменений звезда получила также широкое распространение и в военной символике сначала французской республики, а потом и других стран. В военной символике она символизировала бога войны Марса, по преданию родившегося из лилии которая напоминает пятиконечную звезду. Этот знак используеться и для опознавания, и для различных других обозначений. С распространением ценностей и социальных сил новой эпохи, начала свое распространение и пятиконечная звезда. Она стала важным знаком в символике новой мощной социальной силы - масонов. Звезда широко используеться ими для публичного выражения их идей - духовного совершенствования человека и возведение человека во главу всей системы ценностей в атеистическом варианте. Поэтому звезда так широко используеться государственной символике многих стран построенных по масонским чертежам - Соединенных Штатов, где звезды на флаге означают также Царство Небесное, Евросоюза и других. Пятиконечную звезду используют также многие движения и организации, ее символика при этом часто связана либо с масонскими силами, стоящими за ними, либо с принявшим ее в свою символику коммунистическим движением.
Звезду с двумя лучами к верху использует церковь "святых последнего дня" или мормонов. Перевернутая звезда с лучами разных цветов символизирующая Вифлеемскую звезду также являеться символом крупнейшей международной фратерналистской организации - ордена Восточной Звезды.
Этот орден объединяет около миллиона масонов в ранге не ниже мастера и известен своей благотворительной деятельностью.
Сатанисты используют перевернутую пентаграмму изображая ее двумя лучами вверх, она символизирует врага Бога и людей антихриста. Кроме этого пентаграмма означает Тартар или ад, место куда заключены падшие ангелы. Внутри перевернутой пентаграммы также часто рисуют голову Бафомета в виде головы козла. Все это символизирует античеловеческую природу и поклонение животной страсти. Три обращенных вниз луча звезды также могут означать отвержение святой Троицы.
Пентаграмма также часто встречается и у язычников, служа им символом веры - пять концов звезды означают землю, воду, воздух, огонь и дух. Хотя в древности языческая пентаграмма рисовалась двумя лучами к верху, сейчас она как правило изображаеться к верху одним лучом, чтобы не вызывать ассоциаций с сатанистами. Как в древности, так и сегодня пентаграмма остаеться важным символом для друидов, викканцев, нео-пифагорийцев и других групп исповедующих язычество и практикующих магию.
В 20-ом веке, когда коммунистическое движение начало приобретать мировое значение и в России большевики произвели социалистическую революцию, красная пятиконечная звезда стала основным символом этих сил. Первоначально, красная звезда с плугом и молотом была принята как эмблема и опознавательный знак Красной Армии.
Звезда здесь символизировала бога войны Марса и эта эмблема олицетворяла защиту мирного труда. Впрочем, в первые годы, из-за имевшихся среди большевиков антихристианских и сионистских элементов, звезду часто носили или изображали двумя концами к верху.
Первый советский орден красного знамени имел изображение звезды двумя лучами к верху.
Но это вызывало такое неприятие в обществе, что скоро от этого отказались и официально утвердили изображение звезды одним лучом к верху. Но новой стране требовалась и государственная символика и красная звезда оказалась достаточно подходящим и популярным символом. Поэтому скоро она переместилась со знамен несущей освобождение мировому пролетариату армии и на герб и знамена первой страны строящей социализм. В государственной символике красная звезда рядом с серпом и молотом стала означать единение трудящихся пяти континентов единым началом и целью. Красный цвет символизировал братство и кровь пролитую за свободу трудящихся всего мира.
Видно, что этот символ имеет богатую и длинную историю, а в небольшой статье можно лишь отметить самое основное. Тем более нельзя рассказать сразу обо всех вещах стоящих за этими символами. Но хотелось бы чтобы и эта статья помогла изучать и понимать историю идей и общественных сил стоящих за символикой.
Красная звезда, история и значение символа
- Flanker
- Сообщения: 257
- Зарегистрирован: 08 ноя 2005, 14:02
Красная звезда, история и значение символа
Последний раз редактировалось Flanker 05 дек 2006, 15:54, всего редактировалось 2 раза.
- Олег
- Сообщения: 8117
- Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 10:15
- Откуда: СССР
- Flanker
- Сообщения: 257
- Зарегистрирован: 08 ноя 2005, 14:02
Пожалуйста - Орден Красного Знамени Я написал звезды, но он называеться Орден Красного Знамени.
- Александр Гор
- Сообщения: 362
- Зарегистрирован: 01 фев 2006, 03:11
- Откуда: Чебоксары
- Контактная информация:
Красную звезду в раннем СССР, как известно, называли ещё марсовой. Любопытно, какую роль в этом сыграл Богданов – автор романа изданного в 1918, а написанного в 1908 году – «Красная звезда»?!.. В его романе-утопии персонаж попадает на антигравитационно-ядерном (!!!) корабле в справедливое общество жителей Марса.
Получается, один из главных символов СССР обязан своим появлением... Научной фантастике?!
Вот ссылка на книгу:
http://epizodsspace.testpilot.ru/bibl/f ... 9/obl.html
Кое-что о Богданове (предисловие к книге):
Получается, один из главных символов СССР обязан своим появлением... Научной фантастике?!
Вот ссылка на книгу:
http://epizodsspace.testpilot.ru/bibl/f ... 9/obl.html
Кое-что о Богданове (предисловие к книге):
ПРЕДИСЛОВИЕ
Заманчивая идея изобразить будущий общественный строй человечества с давних времен занимала мысль и воображение писателей. В форме научного трактата, сатирического памфлета или фантастического романа они пытались вызвать картину будущего перед взорами своих современников. «Государство» Платона, «Утопия» Томаса Мора, «Вести ниоткуда» Вильяма Морриса и, наконец романы Уэллса — являются наиболее известными образцами подобного рода литературы.
Ценность этих произведений измеряется не тем, конечно, насколько авторам удалось дать живую и полную картину будущего общества. Поскольку такая задача не может быть разрешена средствами научного предвидения, которое может дать материал только для общего, схематического изображения основных линий будущего общественного строя, — всякая попытка дать конкретное изображение будущего остается недостоверной, произвольной фантазией.
Действительная ценность социальных утопий определяется тем, что авторы, рисуя картины будущего, исходят из критики существующих социальных отношений и излагают программу преобразования общества в соответствии с требованиями тех общественных классов, с которыми они солидаризируются.
В ряду этих произведений «Красная звезда» и «Инженер Мэнни» А. Богданова занимают особое место. Автор не только является сознательным и преданным сторонником социалистической организации общества, которую он изборажает в своих романах, но он долгое время, в течение доброй половины своей жизни, боролся в рядах большевистской партии.
В годы первой революции А. Богданов был одним из выдающихся деятелей партии. Широко образованный человек, с большим творческим научным дарованием, Богданов посвятил ряд лет изучению основ научного социализма Маркса-Энгельса, и хотя ему в конце концов не удалось овладеть марксизмом, — эти занятия не могли не наложить заметного отпечатка на методы его творчества и излагаемые им взгляды.
В своих фантастических романах Богданов стремился дать точно проанализированную картину социалистического общества, устраняя по возможности утопические черты, неизбежные впрочем, в таких произведениях, сознательно обуздывая полет фантазии рамками закономерного научного предвидения. «Красная звезда», написанная в 1908 году, является весьма добросовестным отображением социалистической программы пролетариата в том виде, как она понималась революционным крылом социал-демократии в эпоху, предшествовавшую мировой империалистической войне.
Чтобы показать, насколько это время теперь, по истечении 20 с небольшим лет, прошедших после написания романа, является отдаленным для нас — я напомню читателям, в каком состоянии тогда находилась такая важная отрасль современной техники, как авиация.
В 1908 году прославленный впоследствии французский летчик Блерио ставит рекорд — первое в мире воздушное путешествие на аэроплане из Тури в Артеней, покрыв расстояние в 14 километров! В следующем году тот же Блерио совершает знаменитый перелет через Ламанш, канал, отделяющий европейский континент от Англии, шириною всего лишь в 35 километров.
Мы далеко ушли от этого времени и разумеется не только в авиации или технике вообще. Нас отделяет от него целая эпоха, — развитие системы империализма; крушение социал-демократии; мировая война, проложившая новые грани; образование пролетарского государства Советов, которое с каждым годом все более и более превращает социализм из утопии в живую действительность, и все-таки «Красная звезда» не потеряла своего блеска, все-таки она в известной мере остается и сейчас путеводной звездой к социализму. В этом сказалась сила и социальная значимость тех классовых устремлений, которые сумел отразить в своем произведении культурный пролетарский писатель.
Если хочется ввести некоторые поправки в данную Богдановым картину социалистической жизни, то они не затрагивают наиболее важных вопросов. Организация производства, распределения, весь уклад общественных взаимоотношений между отдельными лицами и группами в обществе, в котором уже завершился процесс отмирания государства с его аппаратом принуждения, — обрисован автором четко с какою-то необыкновенной полнотой художественной правды, которая легко заставляет забывать читателя о том, что он имеет дело с фантастическим романом.
Поправки, о которых мы говорили, относятся преимущественно к двум вопросам: о многобрачии и о самоубийствах. В самом начале своих записок герой романа, от лица которого ведется рассказ, так излагает свое расхождение во взглядах с Анной Николаевной. «Еще острее мы разошлись во взглядах на наши собственные отношения. Она считала, что любовь обязывает к уступкам к жертвам и, главное, к верности, пока брак продолжается. Я на деле вовсе не собирался вступать в новые связи, но не мог и признать обязательства верности, именно как обязательства. Я даже полагал, что многобрачие принципиально выше единобрачия, так как оно способно дать людям и большее богатство личной жизни и большее разнообразие сочетаний в сфере наследственности. На мой взгляд, только противоречия буржуазного строя делают в наше время многобрачие частью просто неосуществимым, частью привилегией эксплоататоров и паразитов».
В дальнейшей судьбе, когда герой попадает в социалистическое общество, его взгляды на многобрачие подвергаются довольно острому испытанию. Его любовь к марсианке Нэтти описана автором с большой нежностью и увлечением. Когда герой узнает, что его любимая до связи с ним была женою двух своих товарищей одновременно, он, невзирая на свои программные размышления о многобрачии, чувствует себя прескверно. А как бы он себя чувствовал, если бы эти одновременные связи, оправдываемые теорией многобрачия, имели место не до, а во время его любви к Нэтти?
Прямого ответа на это мы не найдем в романе. Письмо Нэтти приносит успокоение герою. «У меня не будет других личных связей, — пишет Нэтти, — эта любовь сильнее всякой другой, какая может быть у человека к человеку. И потому в моем обещании нет жертвы». Так разрешается этот конфликт, и любовь на Марсе возвращается к испытанным формам любви на Земле. Но идея многобрачия продолжает свои скитания на страницах романа. Нэтти отправляется в кратковременное междупланетное путешествие. Герой, тоскующий в отсутствие Нэтти, сближается с другой марсианкой — Энно. «Как-то самой собой, без порыва и без борьбы, наше сближение привело нас к любовным отношениям. Неизменно кроткая и добрая Энно не уклонялась от этой близости, хотя и не стремилась к ней сама. Она только решила не иметь от меня детей. Был оттенок мягкой грусти в ее ласках, ласковой нежной дружбы, которая все позволяет».
Идеи автора в этом вопросе остаются неясными. Ничто нас не убеждает, что в данном случае мы имеем высшие формы взаимоотношений в половой сфере. Общепринятые моральные понятия, свойственные нашему семейному укладу, исчезнут вместе с исчезновением семьи, собственности и государства. С ними вместе исчезнет и обязательство верности при половом союзе, которое в настоящее время чаще всего заменяет собою верность и является школой притворства и лицемерия. Самая же верность, не по принуждению, но по свободному побуждению, может остаться и быть может именно при социалистическом строе, когда личные связи не будут опутаны побочными интересами, связанными с семейным домашним хозяйством и семейным воспитанием детей, получит впервые простор и станет заурядным явлением. Из сказанною конечно вовсе не вытекает, чтобы в свободном обществе социалистов, могла сохранить свое место ревность с ее кровожадными претензиями на «вечную верность» и т. д.
Таким образом, выдвинутый в начале романа тезис о том, что «многобрачие принципиально выше единобрачия», остается недоказанным и отражает повидимому преходящие оттенки настроения автора. Результатом таких же настроений являются и рассуждения о самоубийствах.
Марсианское общество оказывает организованную помощь самоубийцам. Лучшее помещение в лечебнице отводится для лиц, желающих покончить с собою. Им предоставляются все средства спокойной, безболезненной смерти. Особенно часты случаи самоубийства среди стариков. Это плохо вяжется с общей картиной гармонической жизни марсиан. Еще меньше с нею вяжутся те отдельные случаи самоубийств, которые приводятся автором в качестве примеров. Замечательный врач, с чрезмерно развитой способностью чувствовать страдания других людей. Во время тяжелой эпидемии его исследования помогли довольно скоро покончить с нею. Но когда это было сделано, он отказался жить!
Или женщина, у которой умерли одновременно муж и ребенок. Или, наконец, попытка к самоубийству из-за неудачной любви. Все эти случаи, как будто, взяты из журнальной хроники нашей эпохи и объяснимы только на почве нервной неустойчивости и индивидуалистической замкнутости.
Второй роман Богданова «Инженер Мэнни» написан года на четыре позже «Красной звезды». Эти годы, вместе с тем, являются решающими и для дальнейшей судьбы самого автора. Наметившийся еще ранее отход Богданова от марксизма в области философии привел его в конце концов в лагерь идеалистов. Его колебания в политической линии партии вели ко все более полному отмежеванию от революционной социал-демократии и от Ленина. От программы революционного завоевания власти пролетариатом Богданов шел к «программе культуры», к провозглашению «всеобщей организационной науки» единственным пригодным средством к преобразованию капиталистического общества в социалистическое. Здесь не место разбирать подробно эти новые взгляды Богданова, которые вывели его из рядов активных борцов за дело пролетариата.
Достаточно указать, что сущность их сводится к тому, что пролетариат как класс, раньше чем ставить своей задачей завоевание власти, должен овладеть наукой, переработать ее в соответствии со своими классовыми интересами, создать и разработать новую науку — всеобщую организационную науку, как ее называл Богданов, которая должна быть наукой о построении нового социалистического общества. Всякая иная попытка осуществить программу пролетариата, по убеждению Богданова, явилась бы «программой авантюры, самой мрачной в истории пролетариата, самой тяжелой по последствиям... Единственным концом авантюры явилось бы длительное царство Железной пяты».1
1 А. Богданов, Вопросы социализма. Изд. писателей в Москве. 1918 г., стр. 38.
В другом месте той же брошюры Богданов так формулирует свое положение: пока рабочий класс не овладеет наукой, он не может, не должен предпринимать попытки осуществить социализм (см. стр. 69). Его задачей, по мысли Богданова, является: собирать, развивать, стройно систематизировать возникающие в недрах капиталистического строя зародыши новой культуры, элементы социализма, не покушаясь на непосредственный захват власти и преобразование общества до накопления необходимых элементов культуры (см. там же, стр. 74 и 103).
По представлению Богданова, элементы социализма и классовая культура пролетариата вырастают внутри капиталистического общества подобно тому, как элементы буржуазного строя созрели под оболочкой феодальнего общества. Такая установка сближает взгляды Богданова с выдвинутой реформистами и вульгаризаторами марксизма теорией «врастания» социализма.
Свойственная Богданову своеобразная переоценка культуры, которая лежит в основе его ошибочных взглядов, могла бы быть отпарирована одним замечанием самого автора, оброненным им в «Красной звезде». Размышляя о том, как произошло то убийство, которое так наглядно показало неспособность человека Земли ассимилировать культуру марсиан, он высказывает предположение, что тут имел значение неправильный выбор марсианами человека Земли. Если бы Мэнни выбрал рабочего, — говорит автор, — он, несмотря на свою культурную отсталость, обнаружил бы больше психической твердости и устойчивости: «Думаю, что Мэнни тут впал в ошибку расчета, придавая уровню культурности больше значения, чем культурной силе развития».
Не ту же ли ошибку допускает Богданов в своих научно-организационных рассуждениях? Не придает ли он больше значения уровню культурности пролетариата, чем его культурной силе развития? Мы думаем, что сам Богданов превосходно формулировал этими словами свою основную ошибку.
В заметке «О нашей революции» В. И. Лениным блестяще разработан тот же вопрос о культуре и революции. «Если для создания социализма требуется определенный уровень культуры (хотя никто не может сказать, каков этот определенный «уровень культуры»), то почему нам нельзя начать сначала с завоевания революционным путем предпосылок для этого определенного уровня, а потом уже, на основе рабоче-крестьянской власти и советского строя, двинуться догонять другие народы».1 Богданов наравне с другими реформистами конечно не знал и не мог знать, какой именно уровень развития «всеобщей организационной науки» явился бы достаточным для того, чтобы приступить к социалистическому преобразованию.
Изложенные взгляды Богданова, хотя они в то время еще не были им так четко сформулированы, нашли свое отражение в «Инженере Мэнни» и на тех страницах «Красной звезды», которые предвосхищают сюжет, разработанный позже подробно в «Инженере Мэнни». В последнем романе автор преимущественно останавливается на борьбе идей, которая в заключительных главах принимает какой-то феерический характер. Борьба классов представлена заглушенной, действия масс нет. В философских и социологических рассуждениях проскальзывает идеалистическое восприятие мира, свойственное автору.
Ленин в одном из писем к Горькому в 1913 г. дает такой отзыв о романе: «Прочел его «Инженера Мэнни». Тот же махизм — идеализм, спрятанный так, что ни рабочие, ни... редакторы в «Правде» не поняли».2 Все же «Инженер Мэнни», хотя и уступает «Красной звезде»» как в идеологическом, так и в художественном отношении, представляет значительный интерес, как оригинальная попытка изобразить переходную эпоху к социализму. А по сравнению с такими произведениями, как роман Беллами, широко распространенный у нас в годы первой революции, или утопические новеллы Уэлса, романы Богданова, человека большой культуры и ума и сердца, пламенного идеалиста, в лучшем смысле этого слова, на протяжении всей своей жизни, — являются превосходным материалом для чтения.
1 Ленин. Собр. соч. т. XVIII, ч. 2-я, стр. 119, ГИЗ, 1923 г.
2 Ленинский сборник Ин-та Ленина при ЦК РКП (б). 1924 г. стр. 134.
Последние годы своей жизни Богданов посвятил всецело научной работе в созданном им в Москве «Институте по переливанию крови». Эта идея занимала Богданова с давних пор, еще в «Красной звезде» он писал о том, что марсиане применяли этот способ для обновления жизни. В 1928 году Богданов погиб при одном из опытов переливания крови, в котором он, с обычной для него самоотверженностью, принимал участие собственной кровью. Так жизнь человека, который более всего верил в то, что наука должна явиться освободительницей человечества, была принесена в жертву науке.
Бор. Легран.
. VI. 1929.
Верю в светлое будущее!