Постмодернизм-материал для размышления, а не флуда.
Добавлено: 18 мар 2005, 09:00
Постмодернистская и феминистская картина мира как современные
измерения гуманизма
Н.А. Зуева кафедра философии, социологии и ucmopuu Воронежского государственного apxumeкmypнo-строительного yнивepcumema.
Проблема гуманизма и формирования гуманистического сознания является одной из актуальных для современного философского и гуманитарного знания
Современный гуманизм как комплекс идей, связанных с признанием человека как высшей ценности, его деятельностной, творческой, созидательной роли в мире сформировался в эпоху Просвещения (истоки этой традиции относятся к периоду расцвета древних культур Греции, Китая, Индии)
Европейская культура Нового времени базировалась на таких понятиях-установках как истина, разум, определенность, свобода и висимости человека; о его принципиальной познаваемости; о том, что он осознает себя и познает мир посредством разума, рассматриваемого как высшая форма умственной деятельности; что разум и наука обеспечивают объективный и универсальный фундамент познания; что рациональное использование научного знания нейтрально и общественно полезно и т. п
Этот, идущий еще из античности интеллектуальный канон, позволял «ухватить» с помощью рациональности некую реальность, укоренить в ней человека, стабилизировать его существование.
чества
Утопичность данного суперпроекта подвергается постмодернистской критике, одной из главных интенций которой является сомнение не только в реализуемости модернистских гуманистических идеалов и убеждений, но и уверенность в том, что они продуцируют определенные формы подавления".
Постмодернистская критика подчеркивает догматизированность гуманистических устремлений модерна, актуализировавшего единственно возможный тип мышления, знания,который мало соответствует современному культурному разнообразию, фрагментарности современного мира.
Постмодернизм, актуализировавший множественность перспектив без предпочтения какой-либо в качестве единственно истинной', выразивший сомнения в отношении предлагаемой модерном картине мира, акцентировал необходимость пересмотра гуманистических установок, которые игнорировали несоизмеримое модернистскому мышлению -- инаковость, друговость, маргинальность. Эпоха постмодерна требует от современного человека чувствительности и терпимости к иррациональному, множественному, различному.
Безусловно, гуманистические в своей основе идеалы модерна (провозглашение ценности личности, равенства, наличия свободного выбора и т. п.) не помешали ему, однако, «потерять» за универсальным частное, игнорировать несвободу человека от господствующей идеологии, подавляющей и направляющей его самосознание, его зависимость от власти норм и традиций и т. д. 65
Постмодернизм сосредоточил свое внимание на изучении повседневных социальных практик И именно обращение к повседневной жизни, к различным личностным ее проявлениям есть его бесспорное достоинство
Одной из основных черт эпохи модерна является его агрессивный монологизм'. Гуманизм же монологический абсурден -- это всегда подавленное молчание. Другого, поэтому постмодернизм отказывается от монологизма, акцентирует внимание на принципах сосуществования и взаимодействия различных культур, жизненных миров, на культурном, философском, научном полифонизме (M. М. Бахтин),
Гуманистический пафос постмодерна состоит в признании бесспорного права иной -- ранее игнорируемой, часто маргинальной--реальности на существование, безусловное право личности на инаковость, несоответствие жестким рамкам и нормативам. Категорическое требование равноправия сменяется стратегией равенства, направленной на признание различий.
Плюрализм постмодерна -- одна из его основных и, пожалуй, важнейшая гуманистическая характеристика, непосредственно связанная с провозглашением ценности локальных опытов, на присутствие и игнорирование которых одними из первых указали феминистские критики.
В рамках постмодернизма феминистская картина мира, ' актуализировав опыт локальностей (следует признать, что феминистские практики не ограничились критическим осмыслением собственно «женского» вопроса, но и привлекли внимание к проблемам маргинальных дискурсов, в частности, национальных, этнических, сексуальных меньшинств), указала на отсутствие равенства условий и возможностей как на социетальном уровне, так и на уровне индивидуальном, а также на присутствие в обществе так называемого структурного насилия.
Структурное насилие объективирует в качестве жертвы то, что маркируется в системе реальности как иное, другое, различное. Как показывают феминистские исследования философской, культурной традиции, в ее основе лежит мотив исключения и подавления феминного как противопоставленного маскулинному другого.' Парадокс гуманизма и состоит в том, что высокие гуманистические цели часто достигаются антигуманными средствами. Ситуация осложняется тем, что структурное насилие часто принимает в современном обществе форму насилия символического, еще более вуалируя проблему'.
Игнорирование гуманистическим обществом модерна опыта локального наглядно продемонстрировало сбой гуманистических идей как общечеловеческих, повсеместно признанных и к каждому обращенным.
Отношения феминизма и постмодернизма достаточно сложны'. Однако общим для них является то, что обладающие позитивным гуманистическим импульсом постмодернистские и феминистские практики поставили под сомнение основания гуманизма модерна.
Так, и феминизм, и постмодернизм отказываются от универсальности единичного в пользу «справедливости множественностей»«, Подобно тому, как постмодернизм отказывается от монологизма в пользу плюрализма и диалога, феминизм отказывается от категории «женщина» в пользу множественных идентичностей
Если постмодернизм видит в едином, автономном, рациональном, прозрачном, целостном субъекте модерна угрозу плюралистичности современного общества, <о феминистские практики усматривают в нем универсального рационального маскулинного субъекта, который, руководствуясь интересами собственной стабильности. стремится исключить Другого, иррационального -- феминного. То есть оба отмечают мотив исключения, отличающий гуманистическую традицию модерна
Еще одной характерной чертой модернистского мышления является его дуализм -- стремление свести все многообразие мира к дихотомиям (рациональное/иррациональное, духовное/телесное, культурное/природное, свое/чужое-другое-иное, маскулинное/феминное и T п.) и убежденность в принципиальной познаваемости мира с помощью последних. Однако, дихотомичное мышление неизбежно иерархизирует два поляризованных понятия, в результате чего одно становится привилегированным, а другое подавляемым, подчиненным, негативным противопоставлением. Главное понятие определяет и создает себя посредством исключения другого ' Таким образом, дихотомичное мышление актуапизирует и легитимирует способы и методы подавления на уровне языка, мышления, культуры, социума в целом, что не отвечает гуманистическим устремлениям.
В данном случае высокий гуманистический смысл феминной и постмодернистской картин мира состоит в утверждении бесспорной ценности множества локальностеи, инаковостей, социальных опытов, занимавших маргинальное положение в эпоху модерна с его стремлением решить проблемы человечества, жертвуя отдельными локальностями. Партикулярность же социальных контекстов есть необходимое условие существования современного общества.
Интеллектуальный плюрализм конца ХХ века реализуется в пространстве полифонического взаимообогащения и взаимопроникновения культур. Современную культуру можно назвать эпохой "Многомерного диалога», который становится единственно возможным способом существования культуры, человека в культуре, социума в целом. Плюрализм, диалогичность, признание безусловной ценности любого локального опыта (феминного и маскулинного в том числе) должны лечь в основу теоретического осмысления гуманизма и его социальной практики.
' См об этом работы М. Фуко
' Плюрапистичность постмодерна реализуется благодаря безусловной ценности различных концепций, проектов, локальностец
Вельш! Путь. -- 1992 -- No 1. -- С. 109-136
' Модернистская рефлексия конституировала принцип одного сознания, одной идеологии Принятая е модернизме установка на сво-
бодное волеизъявление в вь<боре и возможности самостоятельно творить значения (Ж.-П. Сартр) во многом спорна, поскольку со-
го смысла. «Статус кво» системы актуализировал механизмы подавления и отчуждения со стороны целого по отношению ~ индо-
виду.
позиций различных групп, философских концепций и т и В результате представляегпся возможность рассмотреть те или иные
' Начало проблематизации этой тематики положила в своей работе Симона де Бовуар в своей работе "Второй пол"
измерения гуманизма
Н.А. Зуева кафедра философии, социологии и ucmopuu Воронежского государственного apxumeкmypнo-строительного yнивepcumema.
Проблема гуманизма и формирования гуманистического сознания является одной из актуальных для современного философского и гуманитарного знания
Современный гуманизм как комплекс идей, связанных с признанием человека как высшей ценности, его деятельностной, творческой, созидательной роли в мире сформировался в эпоху Просвещения (истоки этой традиции относятся к периоду расцвета древних культур Греции, Китая, Индии)
Европейская культура Нового времени базировалась на таких понятиях-установках как истина, разум, определенность, свобода и висимости человека; о его принципиальной познаваемости; о том, что он осознает себя и познает мир посредством разума, рассматриваемого как высшая форма умственной деятельности; что разум и наука обеспечивают объективный и универсальный фундамент познания; что рациональное использование научного знания нейтрально и общественно полезно и т. п
Этот, идущий еще из античности интеллектуальный канон, позволял «ухватить» с помощью рациональности некую реальность, укоренить в ней человека, стабилизировать его существование.
чества
Утопичность данного суперпроекта подвергается постмодернистской критике, одной из главных интенций которой является сомнение не только в реализуемости модернистских гуманистических идеалов и убеждений, но и уверенность в том, что они продуцируют определенные формы подавления".
Постмодернистская критика подчеркивает догматизированность гуманистических устремлений модерна, актуализировавшего единственно возможный тип мышления, знания,который мало соответствует современному культурному разнообразию, фрагментарности современного мира.
Постмодернизм, актуализировавший множественность перспектив без предпочтения какой-либо в качестве единственно истинной', выразивший сомнения в отношении предлагаемой модерном картине мира, акцентировал необходимость пересмотра гуманистических установок, которые игнорировали несоизмеримое модернистскому мышлению -- инаковость, друговость, маргинальность. Эпоха постмодерна требует от современного человека чувствительности и терпимости к иррациональному, множественному, различному.
Безусловно, гуманистические в своей основе идеалы модерна (провозглашение ценности личности, равенства, наличия свободного выбора и т. п.) не помешали ему, однако, «потерять» за универсальным частное, игнорировать несвободу человека от господствующей идеологии, подавляющей и направляющей его самосознание, его зависимость от власти норм и традиций и т. д. 65
Постмодернизм сосредоточил свое внимание на изучении повседневных социальных практик И именно обращение к повседневной жизни, к различным личностным ее проявлениям есть его бесспорное достоинство
Одной из основных черт эпохи модерна является его агрессивный монологизм'. Гуманизм же монологический абсурден -- это всегда подавленное молчание. Другого, поэтому постмодернизм отказывается от монологизма, акцентирует внимание на принципах сосуществования и взаимодействия различных культур, жизненных миров, на культурном, философском, научном полифонизме (M. М. Бахтин),
Гуманистический пафос постмодерна состоит в признании бесспорного права иной -- ранее игнорируемой, часто маргинальной--реальности на существование, безусловное право личности на инаковость, несоответствие жестким рамкам и нормативам. Категорическое требование равноправия сменяется стратегией равенства, направленной на признание различий.
Плюрализм постмодерна -- одна из его основных и, пожалуй, важнейшая гуманистическая характеристика, непосредственно связанная с провозглашением ценности локальных опытов, на присутствие и игнорирование которых одними из первых указали феминистские критики.
В рамках постмодернизма феминистская картина мира, ' актуализировав опыт локальностей (следует признать, что феминистские практики не ограничились критическим осмыслением собственно «женского» вопроса, но и привлекли внимание к проблемам маргинальных дискурсов, в частности, национальных, этнических, сексуальных меньшинств), указала на отсутствие равенства условий и возможностей как на социетальном уровне, так и на уровне индивидуальном, а также на присутствие в обществе так называемого структурного насилия.
Структурное насилие объективирует в качестве жертвы то, что маркируется в системе реальности как иное, другое, различное. Как показывают феминистские исследования философской, культурной традиции, в ее основе лежит мотив исключения и подавления феминного как противопоставленного маскулинному другого.' Парадокс гуманизма и состоит в том, что высокие гуманистические цели часто достигаются антигуманными средствами. Ситуация осложняется тем, что структурное насилие часто принимает в современном обществе форму насилия символического, еще более вуалируя проблему'.
Игнорирование гуманистическим обществом модерна опыта локального наглядно продемонстрировало сбой гуманистических идей как общечеловеческих, повсеместно признанных и к каждому обращенным.
Отношения феминизма и постмодернизма достаточно сложны'. Однако общим для них является то, что обладающие позитивным гуманистическим импульсом постмодернистские и феминистские практики поставили под сомнение основания гуманизма модерна.
Так, и феминизм, и постмодернизм отказываются от универсальности единичного в пользу «справедливости множественностей»«, Подобно тому, как постмодернизм отказывается от монологизма в пользу плюрализма и диалога, феминизм отказывается от категории «женщина» в пользу множественных идентичностей
Если постмодернизм видит в едином, автономном, рациональном, прозрачном, целостном субъекте модерна угрозу плюралистичности современного общества, <о феминистские практики усматривают в нем универсального рационального маскулинного субъекта, который, руководствуясь интересами собственной стабильности. стремится исключить Другого, иррационального -- феминного. То есть оба отмечают мотив исключения, отличающий гуманистическую традицию модерна
Еще одной характерной чертой модернистского мышления является его дуализм -- стремление свести все многообразие мира к дихотомиям (рациональное/иррациональное, духовное/телесное, культурное/природное, свое/чужое-другое-иное, маскулинное/феминное и T п.) и убежденность в принципиальной познаваемости мира с помощью последних. Однако, дихотомичное мышление неизбежно иерархизирует два поляризованных понятия, в результате чего одно становится привилегированным, а другое подавляемым, подчиненным, негативным противопоставлением. Главное понятие определяет и создает себя посредством исключения другого ' Таким образом, дихотомичное мышление актуапизирует и легитимирует способы и методы подавления на уровне языка, мышления, культуры, социума в целом, что не отвечает гуманистическим устремлениям.
В данном случае высокий гуманистический смысл феминной и постмодернистской картин мира состоит в утверждении бесспорной ценности множества локальностеи, инаковостей, социальных опытов, занимавших маргинальное положение в эпоху модерна с его стремлением решить проблемы человечества, жертвуя отдельными локальностями. Партикулярность же социальных контекстов есть необходимое условие существования современного общества.
Интеллектуальный плюрализм конца ХХ века реализуется в пространстве полифонического взаимообогащения и взаимопроникновения культур. Современную культуру можно назвать эпохой "Многомерного диалога», который становится единственно возможным способом существования культуры, человека в культуре, социума в целом. Плюрализм, диалогичность, признание безусловной ценности любого локального опыта (феминного и маскулинного в том числе) должны лечь в основу теоретического осмысления гуманизма и его социальной практики.
' См об этом работы М. Фуко
' Плюрапистичность постмодерна реализуется благодаря безусловной ценности различных концепций, проектов, локальностец
Вельш! Путь. -- 1992 -- No 1. -- С. 109-136
' Модернистская рефлексия конституировала принцип одного сознания, одной идеологии Принятая е модернизме установка на сво-
бодное волеизъявление в вь<боре и возможности самостоятельно творить значения (Ж.-П. Сартр) во многом спорна, поскольку со-
го смысла. «Статус кво» системы актуализировал механизмы подавления и отчуждения со стороны целого по отношению ~ индо-
виду.
позиций различных групп, философских концепций и т и В результате представляегпся возможность рассмотреть те или иные
' Начало проблематизации этой тематики положила в своей работе Симона де Бовуар в своей работе "Второй пол"