Страница 1 из 1

Схлопывание

Добавлено: 19 окт 2005, 17:08
KonstantinV
Вопрос о психологическом "схлопывании" не раз уже возникал в наших разговрах. Например в моем случае этот эффект проявляется, когда мне кажется (а м.б. и на самом деле так), что в сторону моего внутреннего мира направлена агрессия. Т.к. зачастую эта угроза мнимая и "схлопывание" нецелесообразно, и даже вредно (для атмосферы) следует применить некие действия. Действия д.б. направлены на укрепление естественной защиты психики - т.е. без "схлопывания" принимаем на себя удар и убеждаемся, что все ок (или нет, но мы настолько "сильны и добры", как выражается АТ, что нам по барабану).
Каком по вашему мнению д.б. характер подобных действий? Какие примеры?

Добавлено: 19 окт 2005, 17:24
Арина Теплякова
Мне кажется я знаю ответ, но только теоретически. Разтождествляться надо. В смысле, ты -- это не твои привычки, не твои пристрастия, не твоя память... вообще ничего из того, что ты считаешь своим.
Пелевин про это писал, но не "Поколении "П"", а в "Чапаеве". Но это из разряда "легче сказать, чем сделать"

Добавлено: 19 окт 2005, 18:13
Олег
Я думаю ответ Арины надо воспринимать диалектически.
в свое время Махариши сформулировал в очередной раз тезис о брахмане-атмане...
что есть человек? человек это его волосы, рука, нога? нет если отрезать руку то ты останешся-писал он. точно так же и с привычкми.
атман -дужа частичуа брахмана это "не то не се" что бы вы не сказали о них в том числе и о атмане (индийской версией души)-это все не то...
Мы в ордене долго думали над этим посылом пока не осознали что верен антогонистиеский принцип при описании человека-и его души-принип "это все я" или "и то и се."
возьмем Пушкина. отнемите от него одну из черт и вы потеряете его личность. но и стационарно он не стоит.
Без многих ньюансов привычек нет и личности плохо когда это стихийно и управляет. как говорит нигора чувствам должны предаваться-они не должны захватывать(редко во всяком слчае)

Добавлено: 19 окт 2005, 19:47
Арина Теплякова
Пушкин как пример не годится -- он уже достояние истории. К своей личности стоит относиться более смело, чем к чужой давно прошедшей.
"...Так Пушкин порвал бы, услышав,
Что не ядовиты анчары,
Великое четверостишье
И начал сначала..."

(Андрей Вознесенский)
-- вот что имелось в виду.
А вообще-то, не соскочить бы с темы -- она заявлена как "схлопывание" в ответ на (мнимую?) психологическую агрессию.
Вот еще фишка: с точки зрения соционики у всякого ТИМа есть болевая функция. Вышеописанная ситуация похожа на то, как работает моя болевая этика. Обходить это трудно, но если знать, что твоя реакция отражает не реальный масштаб катастрофы, а только твою чувствительность к этому сорту раздражителей -- уже становится легче.

Добавлено: 20 окт 2005, 09:48
Таня Данилова
По-моему, Арина здесь близка, когда говорит о Тимах, точнее о конкретных реакциях конкретного ТИМа. Ведь и у каждого «свои болевые точки» и свой порог «схлопывания». Выход, по-моему, в том, чтобы определить «эти точки» и перерасти их, работая над ними – растождествиться, то о чем писал Олег выше. Ведь принадлежность к Тиму – это однобокость – недоразвитость каких- то функций и когда слабая наша часть чувствует «воздействие», не понимая как реагировать, ей не спокойной.
Когда мы начинали заниматься соционикой в качестве практических занятий пытались определять Тимы Гирина и Симы. С Симой получалось более мене однозначно, с Гириным хуже, конечно «смутно» читался «основной Тим», но он в своих проявлениях достаточно гармоничен , поэтому трудно точно сказать кто он.
На самом деле вся работа с Тимами и затеяна и для того, чтобы понять «моменты схлопывания», отрефлексировать их и работать над перерастанием.
Насчет Тимом, по-моему, вы с Сашей так и не сказали кто вы. Но это отдельная тема.

Добавлено: 15 мар 2009, 21:11
Дмитрий
А какие конкретные ощущения вы называете "схлопыванием"? Но из того, что я понял, замечу следующее:
Ощущения можно поделить на два класса: собственные (поставляемые органами чувств и памятью) и проективные (возникающие как результат суггестии). Как я понимаю, речь у вас идет о проективных ощущениях, возникающих в процессе общения (человек предполагает, что ощущает другой человек, и это оказывает влияние на его мышление и поступки, хочет этого человек, или нет). Техники выработки естественной защиты психики от суггестивного воздействия существуют. Основаны на таком законе: собственные ощущения всегда способны перекрыть проективные. При помощи специальных приемов формируется условный рефлекс: как только психика испытывает суггестивное давление со стороны, вызывающее неприятные ощущения, усиливается одновременно эмоциональная и калькулятивная активность психики. В принципе усиливаются при этом ощущения проективной природы, но проекция на этот раз исходит из психики индивидуума, то есть ощущения как бы собственные. Они и перекрывают проективное суггестивное воздействие. В итоге человек перестает реагировать на гипноз, чужую мораль, пропаганду и т. д. Эту информацию я привел исключительно для любопытства. Ни в коем случае не пытаться разрабатывать на основе этой информации собственные психотехники! Если вам каким-то чудом удастся понять, как это реализуется на практике - последствия от незнания всех нюансов, связанных с защитой подобного рода может привести к очень многим неприятным последствиям!
Однако "схлопывание" может инициироваться изнутри, самим подсознанием, в результате, скажем так, наличия "системных сбоев" - комплексы. В этом случае никакая защита психики от воздействия извне не поможет, человек все равно будет каждый раз во время неприятного контакта "открываться", да девяносто процентов "воздействия" он сам себе "наиндучит". Тут помогут только более глубокие методы работы с внутренним миром.
А что касается разотождествления - сворачивание внимания туда, к "атману" - обратный эффект получится, проективные образы в сознание рекой хлынут. Его используют наоборот когда хотят тоньше ощутить желание, намерение, мысль, эмоцию другого человека.