Страница 1 из 1

Вина, стыд и совесть

Добавлено: 11 янв 2007, 15:07
Александра Верцинская
Тема была поднята Павлом на совете 2006-2007 гг. Пишу только итоги и решения по вопросу, ибо обсуждение было очень длительным, постоянно уточнялись формулировки и определения.

Были четко определены и разведены (для того, чтобы не путались) три понятия-явления. И сформулировано наше понимание того, какое место в жизни гармоничного человека могут и должны занимать эти явления:

Совесть - это некая система координат в этическом мировозрении человека. Совесть "задает" направление, вектор человеческому действию в соответствии с идеалами конкретного человека, его представлениями о системе "что такое хорошо и что такое - плохо". Сама по себе совесть не может быть "плоха или хороша". Но полное отсутствие совести - признак полной асоциальности человека, так как совесть тесно связана с социальной жизнью и теряет смысл в случае, когда человек одинок. Поэтому совесть должна присутствовать в человеке коллективном и развиваться вместе с ним. В противном случае в мире наступил бы хаос или все было бы намного проще и легче - мы бы поступали только бы рационально, отсутствовали бы всякие чувства, эмоции... мы не были бы людьми.
Этот последнее утверждение может показаться неочевидным и безосновательным. Попробую его обосновать: когда человек поступает в соответствии со своими идеалами (по совести) - он испытывает определенные положительные эмоции, в т.ч. чувство удовлетворения, гордости за самого себя и т.п. Когда же человек вынужден поступать вразрез со своими идеалами, он начинает испытывать так называемые "угрызения совести" - то есть некие отрицательные эмоции. Но совесть нельзя путать с моральными устоями, принятыми в данном обществе. Совесть всегда индивидуальна, хоть и опирается на мораль и воспитывается ею, развивается в условиях социума. Совесть - это внутренний стержень человека, его внутренне "чувство направления". А моральные устои, принятые в том или ином обществе - это внешняя относительно человека система.

В случае, когда человек поступает "не по совести", возникает чувство, которые мы назвали чувством стыда - чувство несоответствия собственного действия тому, как должно было бы поступить в идеале. Но чувство стыда всегда имеет привязку к конкретному действию, конкретной ситуации, конкретному времени происшествия. Чувство стыда - это чувство боли, оно должно сподвигать человека на исправление собственной ошибки... Когда в человеке возникает чувство стыда, он полностью осознает ситуацию. Это сигнал, похожий на сигнал, который дает нам боль: "будь осторожен... вот здесь, сейчас, возникла опасность для твоего здоровья!" - точно так же и чувство стыда: "будь осторожен - здесь и сейчас возникла опасность для твоего нравственного развития, возвышения".
Иногда исправить свои ошибки становится невозможно... И тогда чувство стыда становится неким "крестом", который человек хранит в себе... Но эти "кресты" не должны разрушать человека... Человек-хозяин не допустит того, чтобы чувство стыда переросло в чувство вины и задавило личность, измучило человека до состояния полной обессиленности и потери желания продолжать жить. Но я забегаю вперед. Пока о совести.
Примеры:
Стыдно бежать с поля боя. Но стыдно только в том случае, если человек САМ определил для себя, идя в бой, что он борется за правое дело, что бросать товарищей - грех, что отступать - значит предавать идеалы, близких и т.п. И если человеку действительно стыдно, то он в следующем бою не повернет назад... А если боевых ситуаций больше не будет, сделает все возможное, чтобы "искупить" перед самим собой собственную "вину" - постарается в последующей жизни поступать всегда по совести, первым броситься на выручку товарищу в опасной ситуации и т.п.
Более приземленный вариант. Стыдно мне за то, как я вела себя порой перед бабушкой. И пока она была жива, я, чувствуя стыд, старалась исправиться - помогала ей, выслушивала ее, старалась ее не огорчать... Но относительно незадолго до ее смерти пару раз срывалась на крик и даже обижала пожилого человека. И потом, когда мы разъехались, я не просила у нее прощения, и не очень-то старалась ее навещать и за это мне стыдно - ведь она так переживала за меня и так много волновалась, и болела, а мне было "неудобно" к ней заезжать, потому что я чувствовала себя перед ней виноватой... А когда она стала терять память и умерла, я уже ничего не могла для нее сделать, чтобы как-то исправить ситуацию. И это стало моим "крестом"... Но я не позволяю себе себя "гнобить", и постоянно терзаться мучениями. Исправить ничего уже нельзя. Но я, осознавая свою неправоту, в будущем постараюсь никогда больше так не поступать в обращении с пожилыми людьми и, тем более, близкими мне и переживающими за меня. Выход - в понимании того места, где я ошибалась и принятии мер по недопущению подобных ситуаций в будущем.

Теперь о чувстве вины.
Это чувство достаточно аморфно, не индивидуально, часто не имеет привязки к конкретному действию, месту и времени, зато точно определяет "перед кем и чем" виноват человек, т.к. ориентируется не на собственную совесть человека, а на моральные устои, принятые обществом. Совесть никогда не "обвиняет" человека - она лишь сигнализирует ему о том, что он "пошел не туда". Вина же сковывает человека и наказывает его, действуя извне. Часто бывает, что человек, который не является хозяином себе, человек, не склонный к глубокой рефлексии и не имеющий навыков самоанализа, принимает мораль общества, в котором он находится за свою собственную совесть. И тогда, в случае свершения поступков, идущих в разрез с этой моралью, человек сам на себе ставит крест - "нет мне прощения, я греховен".
Когда мы говорим именно о таком понимании вины - как о чувстве греха, чувстве неисправимости ситуации, чувстве собственной "грязности" - мы говорим о деструктивном чувстве. Его ни в коем разе нельзя культивировать в человеке, нельзя стимулировать его появление и развитие... Так как в данном случае, действия человека, испытывающего комплекс вины (перед кем и перед чем угодно) - это будут действия "из-под палки", действия направленные не на созидание, не на исправление ситуации... а избавление человека от мучительной тяжести этого чувства.
Примеры:
Христиано-иудейское понятие греха: есть некая система добра и зла, записанная в священных текстах и, если ты ей не соответствуешь - ты виновен по определению. Часто на чувстве вины, культивируемом в своих последователях, строят свое развитие секты... Человеку внушается, что его участие в деятельности секты автоматически искупает его грехи, внушение снимает с него это невыносимое чувство "виновности" перед кем-либо или чем-либо - конкретными людьми или искусственной, внешней ситстемой, например, перед "чистой и непорочной сущностью Бога" или "прописанными идеалами сверх-человека".
Или комплекс вины перед родителем: "Они все делают для меня, они любят меня и переживают за меня, а я... свинья неблагодарная, не могу стать тем, кем должен стать, да еще и испытываю к ним недобрые чувства..." (В последнем случае все усугубляется тем, что человек часто не осознает этого собственного комплекса вины... ибо "послушание - добродетель, а непослушание - грех", т.е. более глубокого уровня рефлексии часто просто невозможно достигнуть без вмешательства в семью извне - общества, случайных людей и т.п.)

Вот приблизительно так...
Но поскольку разговор был привязан к конкретной проблеме - а именно к Школе НКК, то стоит дать следующие разъяснения:

Часто человек начинает проходить Школу, не представляя себе того, насколько глубоко ему потребуется проникнуть в процесс, а так же не рассчитывая того, что будет масса препятствий для прохождения школы, как внутренних барьеров, так и внешних - работа, семья, спец, внешние случайные факторы и т.п. Взяв на себя определенные обязательства или, вернее, заявив о своем намерении проходить школу (т.е. согласившись выполнять определенные задания, следовать программе школы, осваивать методики и техники, предлагаемые школой), школьник не далеко не всегда имеет возможности действовать в соответствии с собственными представлениями о том, как должен был бы...
Короче, при прохождении Школы и затруднениях человек неизбежно сталкивается с рядом чувств, связанных с наличием у себя совести и осознанием некоторых моральных принципов, принятых в нашем НКК-сообществе.
Иногда у него возникает чувство стыда за невыполнение задания без серьезных, уважительных причин "черт, я был не прав, но я подумаю, как это можно исправить". И это не так плохо - значит наше дело что-то значит в системе ценностей человека. Значит, можно аппелировать к совести человека, искать выходы из сложившейся ситуации и т.п. - в общем конструктивно рзрешать проблемы. А иногда у школьника начинает расти и развиваться чувство вины - "какой же я слабак, подонок и сволочь, если вот они все, такие хорошие, "тянут", а я - нет. " И вот тут мы уже сталкиваемся с очень неприятным фактором... Потому что:
1) мы чего-то не учли, где-то ошиблись в формулировке, опустили важный психо-эмоциональный фактор, и у человека возник и развился комплекс вины перед нами "Они меня отвергают, я не достоин их";
2) возможно, мы столкнулись с ситуацией, когда человек в принципе на данный период времени еще не способен мыслить самостоятельно и необходимость собственной оценки действительности вызывает у него серьезные затруднения (человек привык жить по шаблонам, по чужим системам ценностей, ориентируясь не на свои идеалы, а на чужие, его совесть несвободная, несамостоятельна); "Они - идеал... а я неспособен, не достоин... я сам не знаю, чего хочу в отличие от них"
3) Человек, подразумевая, что действует в соответствии со своей совестью, на самом деле пытается заключить с ней сделку. "Я лучше не буду больше совершать никаких движений - иначе мне опять будет стыдно, я так больше не могу".

___________________________________
***Лирическое отступление... Есть замечательный образ, который может помочь человеку быстро разобраться, что с ним происходит, сориентироваться в собственных эмоциях и совершить сознательный выбор в той или иной ситуации.
Бывает так, что человек по той или иной причине вымазывается в грязи. Быть грязным - плохо. Но один человек - умоется и, запомнив, что такое быть грязным и каким образом он испачкался, пойдет дальше, избегая в будущем подобных ситуаций... А другой человек, потрясенный собственной "нечистотой", забудет о том, что такое быть чистым и останется в грязи, проклиная себя, займется самобичеванием и будет громко вопить и совей лужи: "Не подходите ко мне, я не чист!" Он не двинется дальше, он остановится в своем развитии....
Знание того, что есть грязь и есть чистота - еще не есть совесть. Это некая система, внешняя по отношению к человеку (совсем маленькие дети не понимают, почему быть грязным - плохо).
Мне представляется, что первый человек поступил, что называется "по совести". Он руководствовался чувством стыда. А второй в данной ситуации был задавлен чувством собственной вины, иначе говоря, ощущением собственной "греховности".

___________________________________

Итак, краткие итоговые тезисы:
Совесть необходима человеку НКК. К ней необходимо аппелировать, в случае, когда человек приостанавливается и не видит смысла идти дальше.
Стыд - чувство конструктивное, свойственное человеку мыслящему свободно и самостоятельно... не зависимо от общества, в котором он живет и действует. Чувство стыда подвигает на действие, на размышления, на поиски выхода и разрешения ситуации.
Вина - чувство деструктивное, свойственное человеку неуверенному в себе, зависимому от мнения общества. Человеку с ориентацией на группу (групповистская мотивация по Лишину). Чувство вины подавляет личность, ее волю к действию, к самостоятельному выбору. Чувство вины разрушает индивидуальность.

Вот...
Столько написала и все кажется, что остается что-то недосказанное и понять то, о чем я написала совершенно невозможно... Но я, в который раз повторюсь, не гений... я еще только учусь и кратко выражать свои мысли не умею.
Дополняйте меня, ребят... Задавайте вопросы.
Эта тема очень важная и я думаю нет необходимости после всего того, что я написала, разъяснять, почему именно тема вины, стыда и совести так важна.

PS: В работах Э. Фромма "Бегство от свободы" и "Человек для себя" можно найти иные глубокие примеры того, в чем основные различия между виной и стыдом... В частности Фромм различает совесть авторитарную и совесть гуманистическую. В первом случае совесть порождает по мнению психолога чувство вины и массу комплексов, во втором - чувство стыда, и вообще гуманистическая совесть - очень положительная и конструктивная штука... Рекомендую ознакомится.

Добавлено: 11 янв 2007, 15:27
Нигора
Емко, спасибо за труд. По-моему, в полной мере отражает суть и основные выводы разговора на эту тему на Совете.

Добавлено: 11 янв 2007, 16:42
Слава
Спасибо Саша! Теперь все кто не был на совете смогут разделить с нами эту важную дискуссию.

Добавлено: 11 янв 2007, 22:36
pvgoran
Хочу поправить/дополнить текст.

1.

Я не уверен, что чувство вины обязательно должно быть "перед кем-то". То есть, я вполне представляю себе этакую "вину для себя".

Также я не считаю, что (касательно конкретного примера) для школьника, не выполняющего задания "как надо", чувство вины обязательно сопровождается установкой "они лучше меня". По крайней мере, в моей ситуации (в связи с которой я поднял данную тему) такой установки не было. Вообще, насколько я помню, главным была не негативная оценка себя, а болезненное ощущение того, что я "не тяну", не оправдываю чужих и своих ожиданий, и вообще - не приближаю "светлое будущее".

2.
Стыдно мне за то, как я вела себя порой перед бабушкой. И пока она была жива, я, чувствуя стыд, старалась исправиться - помогала ей, выслушивала ее, старалась ее не огорчать... Но относительно незадолго до ее смерти пару раз срывалась на крик и даже обижала пожилого человека. И потом, когда мы разъехались, я не просила у нее прощения, и не очень-то старалась ее навещать и за это мне стыдно ...
Вроде бы, то понятие стыда, которое описывал Олег, не подходит в данном случае. Я даже не знаю, как можно в рамках формируемой терминологии классифицировать эти твои чувства.

Стыд как привязанное к событию чувство мог переживаться вскоре после того, как ты кричала на бабушку или обижала ее. Но он не мог быть этаким "фоновым" чувством.

------------

Чувствую, обсуждение этой темы еще далеко от завершения...

P.S.
... осознанием некоторых моральных принципов, принятых в нашем НКК-сообществе.
А что это за принципы? :roll:

Добавлено: 12 янв 2007, 00:47
Ida
Саша, огромное спасибо ! Для меня эта тема очень важна, так часто
испытываю неконструктивное чувство вины даже по несерьезным
поводам.
Проведу рефлексию на эту тему, советую тем, для кого
это актуально сделать тоже самое.